Творчество М. Ю. Лермонтова
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему

Дифференцированное обучение позволяет разрешить противоречия между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях учащихся и ориентацией процесса обучения на «среднего» ученика, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
    Главная цель дифференцированного обучения – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей, раскрытие  творческой индивидуальности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_m.yu_._lermontova.doc.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Творчество М.Ю. Лермонтова. Обобщение по изученному разделу.

          Контрольный урок «Проверьте себя»

Цели:  Создать условия для обобщения знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова.

            Содействовать развитию коммуникативной культуры.

Оборудование: Литературное чтение Л.А. Ефросинина М.И. Оморокова (учебники и тетрадь), выставка книг М.Ю. Лермонтова, книги-справочники, детские творческие работы к произведениям автора,

Ход урока:

I.  Оргмомент.

II.  Повторение произведений М.Ю. Лермонтова.

Учитель. Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка

И все боюсь, что не успею я

Свершить чего-то!

Так писал М.Ю. Лермонтов. Но в прожитые неполные 27 лет успел сделать очень многое. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по творчеству М.Ю. Лермонтова.                                                                

1. Игра «Послушайте и назовите»

Учитель.  «В отчаянии он схватил себя за голову: оставалось только три дня до рокового часа. Однако он сел на коня, взял с собой суму с золотыми монетами – и поскакал, не жалея коня. Наконец измученный бегун упал бездыханный на Арзинган-горе, что между Арзиньяном и Арзерумом…»  

Дети.  (М.Ю. Лермонтов Ашик-Кериб  Восточная сказка).

Учитель. Перечитайте сказку по ролям и найдите ответ на вопрос.

Что помогло Ашик-Керибу доказать то, что он в один день поспел из Арзиньяна в Тифлиз?

Дети. Помогло чудо. Мать его прозрела, и все ему поверили.

Учитель. «И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,…»

Дети. (М.Ю. Лермонтов Три пальмы Восточное сказание)

 Учитель. Перечитайте сказание. Какой глубокий смысл описан в сказании?

   Сообщение из книг-справочников.

Дети. Описание аравийской пустыни, каравана и трёх пальм заключает в себе глубокий смысл. Лермонтов видел цель жизни в упорном творческом труде, в непрестанном действии, в полезной деятельности. Но осуществление мечты невозможно. Пальмы мечтают приносить благо, хотят, чтобы люди отдыхали под их сенью. Но свершиться, их мечтам, не дано. Человек пришёл и погубил их. Цветущий оазис превратился в пустыню.     

Учитель. «Богатырь ты будешь с виду

        И казак душой.

Провожать тебя я выйду –

        Ты махнёшь рукой…

Сколько горьких слёз украдкой

       Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,…»

Дети. (М.Ю. Лермонтов Казачья колыбельная песня)

Учитель. Чтение песни  наизусть.

Сообщение из книг-справочников. Отношение писателей к творчеству М.Ю. Лермонтова

   Дети. Сохранилось предание, что Лермонтов написал казачью колыбельную песню на Северном Кавказе, в станице Червлённой. Будто бы, войдя в хату, где ему была отведена квартира, он застал там красавицу казачку, напевавшую песню над колыбелью. В этой песне вся будущая судьба ребёнка: военная служба, разлука с родными, походы, сражения, героические подвиги, а может быть, и гибель вдали от родной станицы.

   По словам Белинского, Лермонтов сумел передать всё, что есть беззаветного в любви матери: весь трепет, всю её страсть, и кроткую нежность, и безграничную бескорыстную преданность.

III  Физкультминутка

2. Конкурс «Лучший чтец стихов М.Ю. Лермонтова».

Дети. М.Ю. Лермонтов «Утёс»

Учитель. Что скрыто в образах утеса и тучки?

Сообщение из книг-справочников.

   Дети. Под высокохудожественным описанием природы скрыты человеческие отношения.

В образах УТЁСА и ТУЧКИ мы угадываем человеческие встречи и расставания.

Как называется такой прием? Олицетворение.

Вывод.  Движение и неподвижность, веселье и плач – так сталкиваются две судьбы. Но симпатии автора явно обозначены на стороне думающего и страдающего утеса.

Учитель. Лермонтов начал переводить стихотворение И.В. Гёте НОЧНАЯ ПЕСНЬ СТРАННИКА. Но отклонился от его текста и создал своё – прекрасное восьмистишие, непохожее на оригинал.

Дети. Вольное переложение стихотворения Гёте «Над всеми вершинами» (Встреча переводчика А.Н. Струговщикова и М.Ю. Лермонтова у писателя В.А. Соллогуба)

Лермонтов:

Не перевёл ли ты «Молитву путника» («Ночную песнь странника») Гёте?

А.Н. Струговщиков:

С первой половиной я сладил, а во второй – не достаёт мне её певучести и неуловимого ритма.

Лермонтов:

А я, напротив, мог только вторую половину перевести. Вот моё стихотворение «Горные вершины».

     

Учитель. Можно ли сказать, что это стихотворение – метафора: поэт рассказывает о своих чувствах, изображая картину природы?    

Сообщение из книг-справочников.

  Дети.    В.Г. Белинский восхищённо писал «Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня из маленькой пьесы Гёте в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Горные вершины», так грациозно переданной нашим поэтом».

Вывод.  Это стихотворение – 8 коротких строк – как бальзам для израненной души уставшего от  жизненных трудов человека.

Дети. М.Ю. Лермонтов Парус

Учитель. Какой парус среди бушующей стихии? Не кажется ли вам, что «одинокий парус» – это метафора: поэт говорит, таким образом, о своём одиночестве?

 Вывод. За строчками этого стихотворения мы видим личность и судьбу самого поэта.

Сообщение из книг-справочников.

  Дети. Впервые стихотворение ПАРУС было напечатано в 1841 году, уже после смерти Лермонтова. Оно стало, очень популярным, в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени. Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы Родины – о революционных бурях.

  Учитель.  М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Сашка» «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын»

Назовите главную мысль-чувство стихотворения.

Назовите метафору…  (дети выполняют дифференцированное задание на карточках) 

Сообщение из книг-справочников.

Дети. М.Ю. Лермонтов родился в Москве. И где бы ни находился потом, всегда говорил: «Москва – моя Родина». В поэме «Сашка» он вспоминает Отечественную войну 1812 года, когда под Москвой – в Бородинском сражении – и в самой Москве сокрушилось могущество французского императора, прославленного полководца Наполеона.

  Учитель.   Послушаем диалог о великой победе русского оружия под Москвой во время Отечественной войны 1812 года.

Сообщение из книг-справочников

Дети. Бородино – название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва, в которой русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова нанесли поражение французской армии Наполеона.

   В царствование Николая I солдатская служба продолжалась 25 лет, и в 1830-х годах в армии служили многие участники Отечественной войны 1812 года. Вот почему молодой солдат, обращаясь к ветерану Отечественной войны с просьбой рассказать ему о бородинской битве, называет его дядей. Это солдат другого поколения.

  – Дядя, расскажи мне о великом сражении под Москвой, в котором русские солдаты-богатыри, сподвижники Суворова и Кутузова, сокрушили могущество армии Наполеона.

  – И тогда, и сейчас я не просто солдат, я солдат-артиллерист. Я забивал снаряд в свою пушку, дремал у лафета, у станка, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия для стрельбы, т.к. бивак, т.е. стоянка войск, под открытым небом. Наша батарея под командованием Раевского защищала редут. Редут – это квадратные полевые укрепления, обнесённые рвом и насыпью. На Бородинском поле такой редут был возведён на невысоком кургане в центре расположения русских войск. Этот редут вошёл в историю под названием «редута Раевского».  Наш редут французы атаковали в течение всего дня.

 – И раздавались залпы тысячи орудий?

 – «Залпы тысячи орудий»  – не случайная цифра, а точное число пушек, действовавших в бородинском бою с обеих сторон.

Учитель. Нелегко найти в нашей стране человека, который не читал бы стихотворения «Бородино».

Дети. М.Ю. Лермонтов «Бородино» (диалог)

 Учитель.   Бородино – это первое в русской поэзии стихотворение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны – народ. Таких правдивых, неприкрашенных, исторически точных описаний войны до М.Ю. Лермонтова не было. Этой точности и правдивости описаний учился у Лермонтова другой великий русский писатель – Лев Николаевич Толстой.

Сообщение из книг-справочников

Дети.   Лев Николаевич Толстой в 1909 году сказал: «Бородино – зерно моего романа Война и мир – правдивое, исторически точное описание войны».

Дети. Великий русский критик В.Г. Белинский писал о «Бородино»  – «В каждом слове слышится речь солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии».

Вывод. Как великий поэт, М.Ю. Лермонтов исповедался в своей поэзии и, перечитывая ее, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

3. Работа в тетради.

Рубрика «Проверь себя». (Работа в парах, взаимопроверка)

(Проба пера – сочини стихи о Лермонтове)

Игра «Исправьте ошибку»

Жанры произведений М.Ю. Лермонтова: стихи, сказки, басни, песни, поэмы.

Дети. Лишний жанр – басни, т.к. у поэта их нет.

4. Сообщения о биографии М.Ю. Лермонтова.

Учитель.   Что нового вы узнаете о биографии М.Ю. Лермонтова? (Группа готовит сообщения из книг-справочников.)

Дети.  М.Ю. Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года.

Его мать, Мария Михайловна Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова – капитан в отставке.  Бабушка М.Ю.Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежно

полюбила внука.

Маленькому Михаилу не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в имение бабушки  –  в Тарханы. Здесь и прошло детство будущего поэта. В имении он дружил с деревенскими ребятишками, слышал богатую и чистую русскую речь.

   Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для развития его мировоззрения и воспитания. Здесь он познал неброскую красоту природы.

В Тарханах М.Ю.Лермонтов приобщился к поэзии деревенского быта. Услышал и полюбил народные песни и предания.

      В 1817 году умерла мать М.Ю. Лермонтова, и маленький Михаил остался жить с бабушкой Елизаветой Алексеевной в Тарханах. Елизавета Алексеевна Арсеньева любила и боготворила внука Мишеньку. Михаил Юрьевич тоже любил свою бабушку. Но, оставшись на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны, благодарный ей за её любовь к нему, он часто вспоминал отца.

              В 1827 году М.Ю.Лермонтов переехал с бабушкой в Москву. А в следующем году поступил учиться в Благородный пансион при Московском университете. Это было одно из самых прославленных учебных заведений. Здесь учился Жуковский, Ф.И.Тютчев, Тургенев и другие известные русские писатели и поэты. В пансионе было распространено увлечение литературой. Здесь Михаил Юрьевич начал писать первые стихи.

         В 1830 году юный Лермонтов стал студентом Московского университета. Московский университет был одним из центров культурной жизни России. Михаил Юрьевич продолжал свою литературную деятельность. В 16 лет он был уже зрелым поэтом, но в печати не выступал – сочинял для себя, читал близким людям.

        В 1832 году Лермонтов переезжает в Петербург.

В Петербурге М.Ю. Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь он проучился 2 года. Он был полон творческих замыслов. В нём горела и билась живая мысль. Он пишет стихи.

        Петербург ему не по душе – Москва ближе и роднее. О Москве позднее в поэме «Сашка» он говорит так: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,

      В 1834 году М. Ю. Лермонтов окончил военную школу. Его определяют на службу в гвардейский полк, который располагается в Царском селе.

       От скуки и разочарования его спасает творческий дар, т.к. его неодолимо влечёт к поэзии.

 М.Ю. Лермонтов любил стихи А.С. Пушкина. Он был его современником. Переломным моментом в жизни Лермонтова явилась трагическая гибель Пушкина. На это событие он откликается стихотворением «Смерть поэта».

Власти восприняли стихотворение как дерзкое и мятежное.

По повелению самого царя Лермонтов был выслан из Петербурга на Кавказ, где шла война – под пули.

   Жизнь на Кавказе дала ему новое и более глубокое знание жизни людей. В его творчество вошла величественная природа Кавказа, кавказские темы.

         Лето и осень 1840 года М.Ю. Лермонтов проводит в военных походах и в сражениях с горцами.

    17 июня 1840 года он пишет А.А. Лопухину:  «Завтра я еду в действующий отряд на левый фланг в Чечню брать пророка Шамиля…»

А 12 сентября этого года сообщает: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов подряд. Нас было всего 2 000 пехоты, а их до шести тысяч, и всё время дрались штыками…» Сражение проходило на реке Валерик, поэтому Михаил Юрьевич написал стихотворение «Валерик», где изобразил войну не в парадном виде, а в крови, в страданиях, в смерти.

      15 июля 1841 года около шести часов вечера у подножия горы Машук, состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым. Зарядили пистолеты. Скомандовали:  «Сходись!».

Михаил Юрьевич остался неподвижен, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх.

Перед дулом пистолета выражение его лица было спокойное, почти весёлое.

Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. В правом боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь, пуля пробила сердце и лёгкие.

Дети. У М.Ю. Лермонтова было тяжелое детство.

Он стал офицером, но продолжал свою литературную деятельность.

Поэт погиб на дуэли.

 IV  Итог урока

 Учитель.  М.Ю. Лермонтова не стало. Но осталась память о нём.

Дети. В.Г. Белинский писал: «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки»).

Дети. Чернышевский называл М.Ю. Лермонтова «…оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов».

Дети. В 1840 году В.Г. Белинский говорил: «М.Ю. Лермонтов – глубокий и могучий дух!. Как он, верно, смотрит на искусство, какой глубокий вкус изящного.

О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! Каждое слово – он сам, во всей глубине и целости творческая натура…»

Учитель. Через всю жизнь пронесешь ты в душе и в памяти стихи и образ этого человека… (Продолжите по одному слову)

Дети.  Грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, волевого, проницательного, умного, гениального, бессмертного, свободолюбивого, независимого и навсегда молодого.

V   Домашнее задание

Учитель.  «Проба пера». Закончите сочинение стихов.

Приготовьте выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова

Учитель. А теперь поделитесь своим впечатлением от урока.

С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ТЫ УЙДЁШЬ С УРОКА?

       а) ВОЗВЫШЕННЫМ

       б) РАДОСТНЫМ

       в) ХОРОШИМ

       г) ПЛОХИМ

ЗАХОТЕЛОСЬ ЛИ ТЕБЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Лермонтова?

        а) да

       б) нет

       в) не знаю

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ:

        а) никак

        б) плохо

        в) нормально

        г) хорошо

       д) очень хорошо

Я вижу настроение у вас хорошее, радостное, возвышенное. Вы хотите продолжить свое знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - гостиная "Творчество М.Ю.Лермонтова"

Урок литературного чтения  по творчеству М.Ю.Лермонтова проведён в форме литературной гостиной, участники которой дети и их родители....

урок литературного чтения в 4 классе по творчеству М.Ю.Лермонтова

Урок ПО ТЕМЕ:          « НЕТ, Я НЕ БАЙРОН,  Я ДРУГОЙ…» ПО  ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВАЦЕЛЬ:...

Доклад на тему: "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"

Доклад на тему: "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"...

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Презентация, с которой ученики 4 "Б" класса выступали на литературной неделе в ГБОУ "Школа № 281" г. Москвы. Неделя была посвящена 200-летию М.Ю. Лермонтова...