Работа с художественой и научно-познавательной литературой.
план-конспект урока чтения (3,4 класс) по теме

Конспект внеклассного занятия "Книга твой друг и помощник". Целью занятия является уточнение представлений детей о художественной и   научно-познавательной литературе и привитию навыков работы с данными видами литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kniga_-_tvoy_drug_i_pomoshchnik.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Книга - твой друг и помощник   {Работа с художественной и научно-познавательной литературой).

Цели: Повторить правила обращения с книгой. Учить добывать знания из книг.

Уточнить представления детей о художественной и   научно-познавательной литературе. Развивать речь учащихся, расширять кругозор.

L   Организационный момент. Вступительная беседа.

Учитель: Хорошая книга, мой спутник, мой друг,  С тобой интересней   бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем... Ты говоришь про дела смельчаков, Про злобных врагов и смешных чудаков, Про тайны земли и движенья планет. С тобой ничего интереснее нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть, Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу, Без книги хорошей я жить не могу. (Н. Найденова)

- Почему говорят, что книга   наш лучший друг?

Вывод: Книги учат нас добру; из книг мы получаем знания; книга хранит мудрость человечества, опыт наших предков, накопленный веками.

«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

II. Постановка цели.

- Но отдавать свои знания книга может только тому, кто умеет ею пользоваться, умеет обращаться с книгой.

Сегодня   мы повторим,   как   нужно   обращаться   с книгой   и будем учиться добывать знания из книг.

III.  Работа по  теме.  (Работа с художественной литературой)

1)        - Первый вопрос, на который нам предстоит дать ответ это:

«Что нам поможет выбрать нужную книгу?»

2)        -   Возьмите инструкционную карту № 1.

Читайте ее. Работаем 5 мин.

3)        Отчет групп.

I        Группа, {читают вопрос, дают ответ)

  1. Рассказ о гигиенических правилах при работе с книгой.
  2. Стихи.
  3. Вывод:  прежде, чем выбрать книгу   нужно вспомнить гигиенические  правила работы с книгой.

II        Группа.

1. - Мы прочитали фамилию автора - Бианки. - Вспомнили другие его произведения

- Сделали вывод, что он писал о природе. Значит и это произведение о природе.

 Вывод.   По фамилии автора можно узнать о чем книга.

Ф.И.О. автора

2. - Мы посмотрели иллюстрации в книге. Они о войне.

- Прочитали содержание. Там написано:        

-    Сделали вывод, что эта книга о войне.

Вывод.

Учитель:      - Да,    оглавление    или    содержание    и    иллюстрации

помогают нам выбрать нужную книгу.

Ill группа.

1. Мы прочитали краткое содержание книги и узнали, что она о (зачитывает ученик).Значит по содержанию можно узнать, о чём книга

Вывод.

Учитель:   - Да, краткое содержание есть во многих книгах.

Называется оно: аннотация и печатается в начале или в   конце книги.

Общий вывод: Учитель еще раз читает вопрос (на доске) « Что нам поможет выбрать нужную книгу?», ученики   читают ответы-таблички: фамилии автора, оглавление    или    содержание,         иллюстрации ,                              аннотация

IV. Работа   с научно-познавательной литературой.

1.        Вступительная беседа к подтеме.

Учитель:     Учились        работать        сейчас      мы      с     вами     с художественной

литературой, (показ на выставку книг).

Какие   книги можно   отнести   к   художественной   литературе? (повести, рассказы,  стихи)

Когда мы читаем такие книги?  (когда задают   в школе,  когда отдыхаем)

2.        Постановка цели.

-    Сейчас      будем    учиться    работать    с    этой    литературой (обращаемся к выставке)

3.        Работа с научно-познавательной литературой.

- На нашей выставке стоит словарь (учитель берет его)

У каждой группы на парте тоже лежит словарь.

Я   предлагаю   всем   группам   взять   одно   слово   «библиотека»   и

посмотреть, что написано в вашем словаре про это слово.

По ходу работы:

вспомнить, как устроен словарь? (по алфавиту)

найдите слова на букву Б

читайте

Проверка: Что узнали вы?

а)        орфографический - как правильно писать это слово

б)        толковый - что обозначает, т.е. его лексическое значение

в)        этимология - откуда пришло это слово

Вывод:

  не все словари одинаковые, каждый имеет свое предназначение        (орфографический,        толковый, этимологический)

б)        Вторыми на выставке стоят справочники.

Какой справочник вам лучше всех знаком (Шкляровой)

Для чего он нужен?

Как с ним работаете? (индивидуальный опрос)

в)        Третьими стоят энциклопедии (учитель читает в словаре об
энциклопедии)

Учитель: Много интересного содержат эти книги. Из них можно много   узнать нового, интересного. Рассмотрите. Сравните со словарем.

-Как   обе книги устроены? (по алфавиту)

-Чем   отличаются ?(карта, фото, схемы)

Чтобы человек не просто прочитал о чем-то, но и лучше представил явление, о котором читал.

-Как найти в библиотеке нужную книгу?

(в алфавитном порядке по фамилии автора, по жанру (стихи, рассказы), по картотеке (показ карточки)

V.     Практическая работа

1)        Постановка цели

-        Вот сейчас мы, пользуясь справочной литературой, попробуем
ответить    на II вопрос нашего урока.

«Откуда книга пришла?»

  1. Возьмите инструкционную карту № 2 Работаем.
  1. Отчет групп:

На доске появляется запись:
Шумер        Федоров

Клинопись        «Апостол»

Папирус Берестяная грамота

4)        Обобщение: - Откуда книга пришла? (из глубокой древности)

Кроссворд

  1. Как называется государство, где появилась первая книга? (Шумер)
  2. Как называлась письменность шумеров? (клинопись)
  3. Из чего делали первые книги? (глина)
  4. На чем писали в Египте? (папирус)
  5. На чем писали в древней Руси? (береста)
  6. Кто в России напечатал первую книгу? (Федоров)
  7. Как называлась первая печатная книга? (Апостол)
  8. На чем сейчас печатают книги? (бумага)
  9. Хранилище книг? (библиотека)

5)        Вывод:

  • Какие книги помогли нам узнать ответы на вопросы? (энциклопедии)
  • Чтобы ответить на поставленный вопрос, обязательно ли было читать всю книгу до конца? (нет),  а только материал по теме.

Учитель: Если художественную книгу можно прочитать 1 раз и не возвращаться к ней больше, но от начала до конца, иначе мы не сможем воспринять весь текст, то научно-познавательной    литературой (словарями, энциклопедиями) можно пользоваться   всю жизнь, возвращаться к ней снова и снова, черпая из нее все новые знания.

 6) самостоятельная работа: определить о чем книга, пользуясь  1 схемой и ищем объяснение непонятным словам в толковом словаре)

VI. Итог урока.

  • Чему был посвящен урок? (книге)
  • Чему учились? (пользоваться разного вида литературой)
  • Я надеюсь, что вы теперь будете чаще пользоваться различного вида литературой. Ведь не зря говорят: «Кто много читает, тот много знает».
  • И закончить урок я хочу стихотворением:

Под всемирным небосводом Книгу любят и хранят Пусть же крепнет с каждым годом Дружба  книги и ребят

Приложение   (для I группы)

  1. Опираясь на свой опыт расскажите о гигиенических правилах работы    с    книгой.
  1. Вспомните стихи.

Инструкционная карта № 1 (для II группы)

Угадай, о чем книга. Для этого:

  1. Вспомни прочитанные ранее произведения этого   автора;
  2. Запиши их названия         ,           ,           ;
  3. Сделай вывод.

Инструкционная карта № 1 (для III группы)

Угадай, о чем книга ? Для этого:

1)        Рассмотри иллюстрации книги;

  1. Прочитай название книги;
  2. Прочитай оглавление;

4)        Ответь устно.

 Инструкционная карта № 1    (для IV группы)

1) Вспомните стихи.

Инструкционная карта № 2 (для I группы)

Ответь: Где впервые появились книги? Какими они были?

Для этого:

  1. открой книгу «Путь книги на стр. ... ,   прочитай;
  2. вспомните,    что вы готовили дома по этой теме;
  3. расскажи устно.

Инструкционная карта № 2 (для II группы)

Ответь: На чем писали книги в Древнем Египте?

Для этого:

открой энциклопедию «Что такое? Кто такой» том 2, стр. 128; Найди последний абзац (В Древнем Египте...) Подготовьтесь читать вслух.

Инструкционная карта № 2 (для III группы)

Ответь: На чем писали в Древней Руси?

Для этого:

открой энциклопедию том 1, стр. 149; Найди абзац «Уже десять веков..,» Подготовьтесь читать вслух.

Инструкционная карта № 2 (для IV группы)

Ответь: Кто напечатал на Руси первые книги?

Для этого:

  1. открой книгу;
  2. прочитай текст стр....
  3. Вспомните текст, подготовленный дома
  4. Ответь устно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе на тему: "Научно-познавательный и художественный тексты" (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)

Урок обобщения и систематизации изученного материала в разделе "Люби живое"I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы пере...

Библиотечный урок. "Как превратить вопросительный знак в восклицательный" ( Знакомство с научно-познавательной литературой.)

Уже в названии этого урока поставлена проблема.   В основе данного урока -  методика развивающего обучения,  на занятии используются проблемно-поисковый и групповой методы об...

Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...

Конспект урока "Творческий подход в изучении и сравнении научно-познавательного и художественного текстов "

Урок литературного чтения ( модуль) .Тема урока " Творческий подход  в изучении и сравнении научно-познавательного и художественного текстов"....

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц" "

Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить      художественный и научно-по...

конспект урока по литературному чтению "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца» (2 кл.)

Конспект урока по литературному чтению Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»Цели деятельности учи...

рабочие листы . Тема " Сравнение художественных и научно-познавательных текстов" Перспектива, литературное чтение, 3 класс

Рабочие листы могут быть использованы для групповой или парной, индивидуальной работы на уроках литературного чтения. рабочий лист содержит в себе текст, задания к тексту, лист самооценки....