Работа с художественой и научно-познавательной литературой.
план-конспект урока чтения (3,4 класс) по теме
Конспект внеклассного занятия "Книга твой друг и помощник". Целью занятия является уточнение представлений детей о художественной и научно-познавательной литературе и привитию навыков работы с данными видами литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga_-_tvoy_drug_i_pomoshchnik.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Книга - твой друг и помощник {Работа с художественной и научно-познавательной литературой).
Цели: Повторить правила обращения с книгой. Учить добывать знания из книг.
Уточнить представления детей о художественной и научно-познавательной литературе. Развивать речь учащихся, расширять кругозор.
L Организационный момент. Вступительная беседа.
Учитель: Хорошая книга, мой спутник, мой друг, С тобой интересней бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем... Ты говоришь про дела смельчаков, Про злобных врагов и смешных чудаков, Про тайны земли и движенья планет. С тобой ничего интереснее нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть, Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу, Без книги хорошей я жить не могу. (Н. Найденова)
- Почему говорят, что книга наш лучший друг?
Вывод: Книги учат нас добру; из книг мы получаем знания; книга хранит мудрость человечества, опыт наших предков, накопленный веками.
«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»
II. Постановка цели.
- Но отдавать свои знания книга может только тому, кто умеет ею пользоваться, умеет обращаться с книгой.
Сегодня мы повторим, как нужно обращаться с книгой и будем учиться добывать знания из книг.
III. Работа по теме. (Работа с художественной литературой)
1) - Первый вопрос, на который нам предстоит дать ответ это:
«Что нам поможет выбрать нужную книгу?»
2) - Возьмите инструкционную карту № 1.
Читайте ее. Работаем 5 мин.
3) Отчет групп.
I Группа, {читают вопрос, дают ответ)
- Рассказ о гигиенических правилах при работе с книгой.
- Стихи.
- Вывод: прежде, чем выбрать книгу нужно вспомнить гигиенические правила работы с книгой.
II Группа.
1. - Мы прочитали фамилию автора - Бианки. - Вспомнили другие его произведения
- Сделали вывод, что он писал о природе. Значит и это произведение о природе.
Вывод. По фамилии автора можно узнать о чем книга.
Ф.И.О. автора
2. - Мы посмотрели иллюстрации в книге. Они о войне.
- Прочитали содержание. Там написано:
- Сделали вывод, что эта книга о войне.
Вывод.
Учитель: - Да, оглавление или содержание и иллюстрации
помогают нам выбрать нужную книгу.
Ill группа.
1. Мы прочитали краткое содержание книги и узнали, что она о (зачитывает ученик).Значит по содержанию можно узнать, о чём книга
Вывод.
Учитель: - Да, краткое содержание есть во многих книгах.
Называется оно: аннотация и печатается в начале или в конце книги.
Общий вывод: Учитель еще раз читает вопрос (на доске) « Что нам поможет выбрать нужную книгу?», ученики читают ответы-таблички: фамилии автора, оглавление или содержание, иллюстрации , аннотация
IV. Работа с научно-познавательной литературой.
1. Вступительная беседа к подтеме.
Учитель: Учились работать сейчас мы с вами с художественной
литературой, (показ на выставку книг).
Какие книги можно отнести к художественной литературе? (повести, рассказы, стихи)
Когда мы читаем такие книги? (когда задают в школе, когда отдыхаем)
2. Постановка цели.
- Сейчас будем учиться работать с этой литературой (обращаемся к выставке)
3. Работа с научно-познавательной литературой.
- На нашей выставке стоит словарь (учитель берет его)
У каждой группы на парте тоже лежит словарь.
Я предлагаю всем группам взять одно слово «библиотека» и
посмотреть, что написано в вашем словаре про это слово.
По ходу работы:
вспомнить, как устроен словарь? (по алфавиту)
найдите слова на букву Б
читайте
Проверка: Что узнали вы?
а) орфографический - как правильно писать это слово
б) толковый - что обозначает, т.е. его лексическое значение
в) этимология - откуда пришло это слово
Вывод:
не все словари одинаковые, каждый имеет свое предназначение (орфографический, толковый, этимологический)
б) Вторыми на выставке стоят справочники.
Какой справочник вам лучше всех знаком (Шкляровой)
Для чего он нужен?
Как с ним работаете? (индивидуальный опрос)
в) Третьими стоят энциклопедии (учитель читает в словаре об
энциклопедии)
Учитель: Много интересного содержат эти книги. Из них можно много узнать нового, интересного. Рассмотрите. Сравните со словарем.
-Как обе книги устроены? (по алфавиту)
-Чем отличаются ?(карта, фото, схемы)
Чтобы человек не просто прочитал о чем-то, но и лучше представил явление, о котором читал.
-Как найти в библиотеке нужную книгу?
(в алфавитном порядке по фамилии автора, по жанру (стихи, рассказы), по картотеке (показ карточки)
V. Практическая работа
1) Постановка цели
- Вот сейчас мы, пользуясь справочной литературой, попробуем
ответить на II вопрос нашего урока.
«Откуда книга пришла?»
- Возьмите инструкционную карту № 2 Работаем.
- Отчет групп:
На доске появляется запись:
Шумер Федоров
Клинопись «Апостол»
Папирус Берестяная грамота
4) Обобщение: - Откуда книга пришла? (из глубокой древности)
Кроссворд
- Как называется государство, где появилась первая книга? (Шумер)
- Как называлась письменность шумеров? (клинопись)
- Из чего делали первые книги? (глина)
- На чем писали в Египте? (папирус)
- На чем писали в древней Руси? (береста)
- Кто в России напечатал первую книгу? (Федоров)
- Как называлась первая печатная книга? (Апостол)
- На чем сейчас печатают книги? (бумага)
- Хранилище книг? (библиотека)
5) Вывод:
- Какие книги помогли нам узнать ответы на вопросы? (энциклопедии)
- Чтобы ответить на поставленный вопрос, обязательно ли было читать всю книгу до конца? (нет), а только материал по теме.
Учитель: Если художественную книгу можно прочитать 1 раз и не возвращаться к ней больше, но от начала до конца, иначе мы не сможем воспринять весь текст, то научно-познавательной литературой (словарями, энциклопедиями) можно пользоваться всю жизнь, возвращаться к ней снова и снова, черпая из нее все новые знания.
6) самостоятельная работа: определить о чем книга, пользуясь 1 схемой и ищем объяснение непонятным словам в толковом словаре)
VI. Итог урока.
- Чему был посвящен урок? (книге)
- Чему учились? (пользоваться разного вида литературой)
- Я надеюсь, что вы теперь будете чаще пользоваться различного вида литературой. Ведь не зря говорят: «Кто много читает, тот много знает».
- И закончить урок я хочу стихотворением:
Под всемирным небосводом Книгу любят и хранят Пусть же крепнет с каждым годом Дружба книги и ребят
Приложение (для I группы)
- Опираясь на свой опыт расскажите о гигиенических правилах работы с книгой.
- Вспомните стихи.
Инструкционная карта № 1 (для II группы)
Угадай, о чем книга. Для этого:
- Вспомни прочитанные ранее произведения этого автора;
- Запиши их названия , , ;
- Сделай вывод.
Инструкционная карта № 1 (для III группы)
Угадай, о чем книга ? Для этого:
1) Рассмотри иллюстрации книги;
- Прочитай название книги;
- Прочитай оглавление;
4) Ответь устно.
Инструкционная карта № 1 (для IV группы)
1) Вспомните стихи.
Инструкционная карта № 2 (для I группы)
Ответь: Где впервые появились книги? Какими они были?
Для этого:
- открой книгу «Путь книги на стр. ... , прочитай;
- вспомните, что вы готовили дома по этой теме;
- расскажи устно.
Инструкционная карта № 2 (для II группы)
Ответь: На чем писали книги в Древнем Египте?
Для этого:
открой энциклопедию «Что такое? Кто такой» том 2, стр. 128; Найди последний абзац (В Древнем Египте...) Подготовьтесь читать вслух.
Инструкционная карта № 2 (для III группы)
Ответь: На чем писали в Древней Руси?
Для этого:
открой энциклопедию том 1, стр. 149; Найди абзац «Уже десять веков..,» Подготовьтесь читать вслух.
Инструкционная карта № 2 (для IV группы)
Ответь: Кто напечатал на Руси первые книги?
Для этого:
- открой книгу;
- прочитай текст стр....
- Вспомните текст, подготовленный дома
- Ответь устно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе на тему: "Научно-познавательный и художественный тексты" (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)
Урок обобщения и систематизации изученного материала в разделе "Люби живое"I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.Сегодня у нас будет урок проектной деятельности. Для этого вы пере...
Библиотечный урок. "Как превратить вопросительный знак в восклицательный" ( Знакомство с научно-познавательной литературой.)
Уже в названии этого урока поставлена проблема. В основе данного урока - методика развивающего обучения, на занятии используются проблемно-поисковый и групповой методы об...
Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.
Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...
Конспект урока "Творческий подход в изучении и сравнении научно-познавательного и художественного текстов "
Урок литературного чтения ( модуль) .Тема урока " Творческий подход в изучении и сравнении научно-познавательного и художественного текстов"....
УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц" "
Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере новых произведений; научить сравнить художественный и научно-по...
конспект урока по литературному чтению "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца» (2 кл.)
Конспект урока по литературному чтению Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»Цели деятельности учи...
рабочие листы . Тема " Сравнение художественных и научно-познавательных текстов" Перспектива, литературное чтение, 3 класс
Рабочие листы могут быть использованы для групповой или парной, индивидуальной работы на уроках литературного чтения. рабочий лист содержит в себе текст, задания к тексту, лист самооценки....