"По страницам Букваря" 1 класс
презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме

Плетнева Светлана Ивановна

Изучение Букваря

Азбука

"Личностно-ориентированный подход в изучении Букваря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon esse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

С Азбукой в театр

Конспект урока по теме

««Личностно-ориентированная работа с учащимися в период обучения грамоте» 1 класс

  1. Организационный момент

 

 

  1. Постановка темы и цели урока

- Сегодня мы отправляемся в путешествие с «Азбукой» и покажем, чему научились вместе с ней.

«Азбука»

  1. Ход урока. Актуализация знаний
  1. Работа с билетом

Мы пойдем в один из самых красивейших театров

С-Петербурга.

- Что необходимо иметь, чтобы войти в театр? (билет)

- У вас есть билеты? (Да! – у каждого ребенка билет)

- А что ещё необходимо? (подвести детей к выводу – «Уметь читать»)

- Прочитайте название театра (Мариинский театр оперы и балета)

- Где находится Мариинский театр? (на Театральной площади)

-Проверьте по билету. (Дети читают билет)

- Кто был в Мариинском театре?

- Какие спектакли смотрели?

- Мариинский – это театр оперы и балета. Что такое опера? Балет?

фотография

Мариинского театра

  1. Работа со схемой посадки букв.

«Азбуку мы приглашаем на оперу, и нам нужно рассадить буквы в зрительном зале».

- У кого какие места прочитайте.

1)Партер – Что такое партер? Где находится? Покажи на схеме? (далее по аналогии)

2) Ложа

3) Балкон

4) Ярус

- Посмотрите где больше мест?

- Это наблюдение нам очень пригодится, ведь мы должны рассадить буквы (партер)

- Какие буквы посадим в партер? (согласные, их больше; можно вспомнить сколько)

- Согласные обозначают разные звуки, но в нашем зале будут 2 половинки – звонкие и глухие, парные – непарные.

- Куда бы вы пригласили гласные? (на балкон)

- На какие группы их разделим? (показыв. твердость согл., мягкость согл.)

- Куда посадим эти буквы? (ложи)

- Гостям обычно отводится самое почетное место. Догадайтесь какое. (Царская ложа)

- Гостей уважай – про себя не забывай. Кто ещё не занял места в театре? (мы – ярусы)

На доске схема рассадки букв

гл. – 10

согл. -21

Открываю таблички на схеме

Ъ,   Ь

3. Рассматриваем буквы. Гласные.

- Почему? (нач. Алфавита, Азбука)

- Куда посадим букву А? (в места, указ. на твердость)

- Найдите другие буквы, указыв. на твердость в вашем билете.

- Каких не хватает?

- Теперь найдите гласные, указ. на мягкость согласного?

- Каких не хватает?

А, О, У

Э, Ы

И, Е, Я

Ё, Ю

4. Парные звонкие-глухие согласные.

- Какая еще буква указывает на мягкость согласного? (ь)

- В каком слове есть ь? (площадь)

- Выберите правильную схему.

- Докажите (проверка)

- Звук [т'] слышится мягко. Назовите пару звуку [т'] по звонкости-глухости ([д']).

- Какой из этих звуков глухой, какой звонкий?

- Какой буквой обозначен звук [т']? (т)

- звук [д']?  (д)

(Рассаживаю первую пару в зале)

- Назовите другие пары (дети называют – я вписываю)

- Найдите слова в билете, в которых есть парные согласные на конце слова (билет, балет, лебедь, ярус)

- В середине слова. (азбука, театр, опера, сказка)

- В начале слова (сказка, театр, площадь, балкон, партер, Гвидон)

- В каких словах эти согласные нужно проверить?

- Назовите проверочные слова.

На доске две схемы:

б, в, ж, з, к

п, ф, ш, с, г

5. Непарные согласные и Ъ

- Какие буквы ещё не заняли свои места? (непарные, ъ)

- Найдите (вспомните) согл. буквы, которые обозначают глухие непарные звуки. (щ, ц, ч, х)

- Как называются согласные буквы, которые обозначают звонкие непарные звуки? (сонорные)

- Назовите их (л, н, м, р, й)

- Куда посадим ъ? (в ложу)

- Итак все буквы расселись по местам , мы тоже садимся…

С опорой на схему

(см. билет)

Буквы вписываются в схему

Чему научились

6. Работа со сказкой.

- А зачем мы пришли в театр? (смотреть спектакль-оперу)

- Какой спектакль будем смотреть? (читают по билету «Сказка о царе Салтане»)

- Кто читал (смотрел) эту сказку?

- Кто написал «Сказку о царе Салтане»?

- Какие ещё сказки А.С. Пушкина читали? (смотрели, слушали)?

- Каких героев «Сказки о царе Салтане» помните, знаете?

- О каком герое сказки мы читали в «Азбуке» (о белке)

- Откройте книгу на странице….. Прочитайте.

- А кто наизусть может рассказать о других героях? (дети читают наизусть)

7. Сказка – опера.

- Будут ли в театральном спектакле артисты читать текст сказки так, как вы читали? (нет, будут петь – будет звучать музыка)

- Кто написал музыку, прочитайте (Н. Римский – Корсаков)

- Может ли музыка быть такой же понятной как текст? (да – нет)

- Послушайте и скажите, о ком сказал композитор.

- Как узнали? (дети обсуждают)

Музыкальный отрывок из «Сказки о царе Салтане»

шмель (лебедь)

8. Сказка художник.   Д.з.

- А художник красками может нам передать образы героев сказок Пушкина?

 (да – нет)

Д.з.

- Посмотрите книги, иллюстрации к сказке, а дома, кто хочет, попробуйте нарисовать свои картинки.

Выставка книг «Сказки

А.С. Пушкина»

III. Итог урока.

Сегодня мы побывали в театре.

- Кто помог совершить это путешествие (какая книга?) – Азбука.

- Чему научила нас «Азбука»?

Азбука научила нас читать, дала возможность попасть в мир театра в котором мы смогли быть не только зрителями, но и участниками.

А сейчас мы приглашаем всех в Музыкальную гостиную.



Предварительный просмотр:

Я б  комиксы выгрыз из детских книг,

К гламуру почтения нету.

К любым чертям с матерями катись

Бульварное чтиво. Но это!

Я достаю из школьного шкафа

Дубликатом бесценного груза

Букварь, нарисованный вместе с детьми

С обложкой цвета арбуза.

Мама, морковь, молодец и медуза.

Африка, арфа, айва, аркебуза.

Каждый придумает что-то играя,

Азбука вышла своя - не чужая!

Что ни страница – лев или птица,

Глобус, музей, Петербург и певица.

Все, что увидели и полюбили

Здесь навсегда для себя сохранили.

Время пройдет, закончится школа

Но первоклассники снова и снова

Сядут за парту, откроют страницу

И в музыку слов захотят погрузиться

Вместе узнаем,  как пишем слова

Мы станем друзьями для букваря.

ИЗУЧАЕМ, ПОЗНАЕМ, ПРИДУМЫВАЕМ БУКВАРЬ СОВМЕСТНО:

Долгий путь по страницам взрослых книг начинается у человека с первых шагов по страницам Букваря. Традиционные формы работы , безусловно, дают свой результат. В истории  русской школы накоплен богатый опыт методики изучения Букваря. Это и первый «Букварь» И. Федорова 1574г., Кариона Истомина 1694г., по которому учился Петр I, «Российская грамматика» М. Ломоносова 1755г., всемирно известная  «Азбука» Л. Толстого и «Родное слово» К. Ушинского, где букварь выступал не только как книга, обучающая чтению и дающая каноническое понятие о развитии речи, а это некая «Книга жизни» (простите за высокопарный слог).

        Я попробовала  продолжить методику, в которой каждая буква имеет свой образ, интересный  для каждого ученика,  где каждая буква – это не только навык грамотного фонетического, речевого знания, но и шаг в мир, развивающий личность ребенка. Реализация идей осуществлялась через самые разные формы взаимодействия с детьми, где 33 элемента, (буквы алфавита)  позволяют конструировать бесконечное количество моделей.         

        

Например, буква О.

- окно своего дома;

- первая буква имени мамы;

- колесо нового велосипеда;

- очки бабушки;

- О! восторг и восхищение, горе и беда.

Каждый – своё.

Буква Т. Найди эту букву на вывесках города. Нарисуй вывеску.

Буква В. Путешествие маленького принца на планету В. Придумайте название планеты, нарисуйте.

Буква Ю. «Путешествие на юг». Принесите фотографию своих южных путешествий. Напишите, где вы отдыхали.

 Буква И.

Нам необходимо надеть специальные очки и отправиться в Изумрудный город вместе с героями сказки Волкова.

Всё, что есть в этом городе – дома, реки, улицы, площади – имеют в названии букву И.

Нарисуем Изумрудный город, и придумаем названия с буквой И.

Так получился НАШ Букварь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Разноцветные страницы" 2 класс

Цель: развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное, четко проговаривать скороговорки....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....

Интеллектуально- познавательная викторина "По страницам и за страницами учебника Светской этики"

Интеллектуально- познавательная викторина "По страницам и за страницами учебника Светской этики". Внеурочное занятие по курсу ОРКСЭ, ОДНКНР....

Конспект внеурочного занятия "Животные с книжных страниц" 2 класс

Технологическая карта внеурочного занятияТема: «Животные с книжных страниц»                               ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ» 3 КЛАСС

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное  направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта на...