Разработка урока по литературному чтению для 1 класса
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Сафиуллина Гульшат Камилевна

Разбаботка урока для 1 класса по УМК "Перспектива"  на тему  Русская народная сказка-цепочка «Репка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_1_klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 1 класс.

Тема: Русская народная сказка-цепочка «Репка».

Цель: 1) познакомить школьников с композиционными особенностями  

               нумулятивной сказки, построенной по принципу накопления  

               персонажей или эпизодов, называя ее сказкой цепочкой

           2) развитие воображения, речи, сообразительности, умения        

               логического мышления;

           3) воспитывать трудолюбие, дружбу.

Оборудование: рисунки овощей и фруктов, выставка книг, запись

                             стихотворения Сергея Острового «Сказки», магнитофон,  

                             рисунки к сказке  «Репка»,  рисунки корзины, овощей и

                             фруктов, карточки с пословицами.

Тип урока: изучение нового материала.

Материал: тетрадь для самостоятельной работы (стр. 24-26), учебник

                  «Литературное чтение» (стр. 36-38).

                                            Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие
  2. Энергизатор

      - Ребята, давайте посмотрим за окно. Какая сегодня погода?

      - Сегодня солнечная погода.

      - Правильно, сегодня солнечная погода. А теперь улыбнемся друг другу, чтобы солнечная погода пробралась к нам в класс и чтобы все у нас было хорошо.

II.Подготовка учащихся к объяснению нового материала.

  1. Речевые упражнения.

Учитель: Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на многих языках, но у всех языков главная задача- помогать людям понимать друг друга, выражать мысли при общении. Не всегда легко выразить свою мысль ясно и точно. Этому надо учиться. Поэтому не ленитесь думать, отвечать, рассуждать, доказывать.

А теперь послушайте стихотворение Сергея Острового  «Сказки».

Сказки

Сказки надо рассказывать ночью,

Под лохматые шорохи звезд.

Тут и встретишься с чудо-юдом,

Тут и лешего схватишь за хвост.

Сказки надо рассказывать ярко,

Околдовывать речью цветной.

Сказки надо рассказывать с толком,

Чтобы даль распустилась. И ширь.

Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,

А не страшно. Ты сам богатырь.

- Как вы думаете, почему «сказки надо рассказывать ярко»?

Учащиеся: Чтобы тебя внимательно слушали.

                    Чтобы слушателям было интересно.

Учитель: Что для этого нужно?

Учащиеся: Нужно говорить ясно, понятно.

                   Играть голосом.

Учитель: Как вы понимаете выражение «сказки надо рассказывать с толком»?

Учащиеся: Сначала нужно подумать о том, что сказать.

                   Надо точно передавать содержание и основную мысль.

Учитель:  Что для этого нужно?

Учащиеся: Точно употреблять слова, знать их значение.

                    Иметь богатый словарный запас.

                    Надо, чтобы в речи было мало повторов.

Учитель: Что значит «околдовывать речью цветной»?

Учащиеся: Речь должна быть богатой и разнообразной.

- А теперь, ребята, поработаем над произношением слов- проведем фонетическую зарядку. Откройте рабочие тетради  -cтраница 24, упражнение 1.

- Ребята, а какие сказки вы знаете?

Просмотр выставки книг русских народных сказок.

  1. Физкультминутка.

     Как бежит зайчик?

     А как идет лиса?

     Как прыгает лягушка?

     А как идет медведь?

     Как воет волк?

     Как бежит мышка?

     Как собака сторожит дом?

  1. Усвоение нового материала.
  1. Маша и Миша на пути в волшебный лес встретили Кота. Кот сказал:

- Клубочек катится, пока кто ни - будь из вас рассказывает сказку-цепочку. Знаете такие сказки? Я вам напомню одну ( на иллюстрации в учебнике - эпизоды из сказки «Колобок» стр.35).

Кот спросил:

-Почему эту сказку можно назвать сказкой-цепочкой? (Сказка называется сказкой-цепочкой потому, что состоит из похожих законченных частичек или кусочков).

  1. Чтение сказки учителем.

- Понравилась ли вам сказка? А что вам в сказке нравится? Какие герои участвуют в сказке? Почему репка выросла большая-пребольшая?  Что нужно делать, чтобы получить хороший урожай? Какие пословицы о труде вы знаете?

2. Чтение сказки по цепочке.

- А кто знает другую сказку- цепочку?

V. Физкультминутка.

Игра «Собери овощи и фрукты».

Учащиеся по одному выходят к доске, берут рисунок и кладут в корзину. Овощи кладут в первую корзину, а фрукты во вторую корзину.

VI. Закрепление знаний.

1.Пересказ содержания сказки «Репка» с помощью рисунков.

Первый ученик рассказывает первый абзац, второй ученик – второй абзац и т.д.

2. Работа в тетрадях.

-упражнение 2-вспомни эти сказки. Напиши их названия. Какие из них сказки-цепочки? Подчеркни названия этих сказок.

-упражнение3.-напиши название сказки. Каждая картинка- это звено сказки-цепочки. Поставь рядом с каждой картинкой ее порядковый номер.

Обрати внимание на размер каждого звена. Составь из них цепочку и нарисуй ее.

     3. Кот спросил: «Сказки-цепочки похожи на докучные сказки?»

Миша ответил:  «Похожи. В них многое повторяется».

- А вы как думаете?

- В докучной сказке сказка безжалостно стоит на месте, бесконечно повторяя одно и тоже.

- В сказке –цепочке каждый следующий повтор отличается от предыдущего неким приростом: увеличением числа персонажей-участников действия.

4. Как вы думаете, какая сказка - сказка-цепочка или докучная - ходит по  

   кругу?

А какая сказка идет по прямой линии?

-Докучная сказка идет по кругу, сказка – цепочка – по прямой линии.

      5. Работа по учебнику (стр.38)

         - Какие народные сказки живут  в этом доме?

        А по каким признакам вы узнали эти сказки?

        -  1рисунок - много башмачков перед Теремком.

        - 2 рисунок - короб с пирожками возле избушки Медведя  (Маша и        

           Медведь).

        -3 рисунок- стол с тремя чашками - одна другой меньше (Три медведя).

        -4 рисунок – избушка Бабы-Яги ( можно перечислить много сказок,  

         важно, чтобы младшие школьники догадались, что это избушка Бабы-            

        Яги и поняли, что существует много сказок, в которых она является  

         персонажем).

         - Назови сказки, какие знаешь ты.

VII. Итог урока.

- Ребята, что нового вы  узнали на уроке?

- Как вы понимаете значение пословицы «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? Как пословица связана со сказкой «Репка»?

-Молодцы. Урок окончен.

Нусинская основная общеобразовательная школа

Разработка урока по литературному чтению.

Тема: Русская народная сказка-цепочка «Репка».

1 класс.

   

Учительница Г.К.Сафиуллина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»...

Разработка урока по литературному чтению 4 класс

Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....

Разработка урока по литературному чтению 3 класс "Басни И.А.Крылова. Обобщение"

Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з...

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»

Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...