М.Ю. Лермонтов. "Утес"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Тема. М.Ю. Лермонтов «Утес»
Цель урока: познакомить детей с творчеством Лермонтова, научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, интонацией передать настроение, воспитать любовь к русской поэзии.
Оборудование: 1 вариант: портрет М.Ю.Лермонтова, слоги, слова, скороговорки, иллюстрации в книге на с. 122-123, произведение на с. 124, грамзапись «Утес» (без музыки, с музыкой), индивидуальные тексты (для быстрого чтения).2- вариант: презентация
Ход урока:
I. Организационный момент.
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем нашим гостям!
Доброе утро всем-
кто любит литературное чтение!
Спасибо. Начнем наш урок.
А) Ребята, как обычно, наш урок начнем с жужжащего чтения. Взяли свои книжки и вполголоса начинаем читать.
-Хорошо. Отложили свои книги на край стола. Представьте себе, что у вас на руках свеча. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух (дыхательная разминка)
-Прочитайте на одном дыхании: А-О-У-Э.
-Поиграем с буквой А О
-Прочитайте слоги легко и быстро.
-Прочитайте слова сперва по слогам, затем целыми словами:
ВЗГРО-МОЗ-ДЯСЬ - ВЗГРОМОЗДЯСЬ
БЛИ-ЗЕ-ХОНЬ-КО - БЛИЗЕХОНЬКО
ЛИ-СИ-ЦЫ-НЫ – ЛИСИЦЫНЫ
Б) Проверка домашнего задания.
Молодцы. Теперь переходим к проверке домашнего задания. Вам нужно было выучить басню Крылова «Ворона и Лисица». Давайте мы сначала еще раз прочитаем выразительно эту басню. Открыли с. 116 и поработаем так: Отмечаем карандашиком. Начало, первые три строчки читаем вместе, затем первый ряд читает хором 6 строчек, второй ряд - 8 строчек, третий ряд -предпоследние 5 строчек, а последнее четверостишие читаем вместе. Повторяю еще раз.
-нашли первую строчку, поставили пальчики. Начали.
-А теперь проверим, как вы выучили наизусть эту басню. По желанию.
-Умница. Ребята, я группе ребят дала домашнее задание подготовить инсценировку данной басни. Давайте посмотрим, как это у них получилось.
-Молодцы. А теперь кто мне напомнит, что такое басня?
-Правильно. Басня начинается или заканчивается моралью-выводом, где объясняется смысл басни. В нашем случае - лесть гнусна, вредна, для вороны да, не надо слушать льстецов, а для лисицы нет, так как она победила, лестью добилась своих целей - сыр получила - с ним была плутовка такова. Отсюда вывод: лесть гнусна и вредна.II. Изучение нового материала.
A) Сейчас внимательно прослушайте запись.
Б) Посмотрите внимательно на эту таблицу и определите, произведение какого жанра вы прослушали?
-Это стихотворение.
-Докажите. (Он имеет рифму и ритм).
-Правильно. Стихотворение - это небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.
-Понравилось ли вам это стихотворение? Что вы почувствовали, когда слушали его?
-Грусть и радость, какое-то непонятное волнение.
B) Постановка цели и темы урока.
* Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, попробуем сделать маленькие открытия, вчитываясь в его строки, угадать замысел поэта, научимся выразительно читать.
*Откройте, пожалуйста с. 118-119.
-Что вы видите на этих страницах? (Портрет Лермонтова).(1)
-Кого, что напоминает портрет маленького Лермонтова? (Куколку, сказочного пажа из «Золушки», больше всего он похож на Перро из «Золотого ключика»).
* Рассмотрим следующий детский рисунок.(2) Он изобразил коня, так как очень любил лошадей и был великолепным наездником.
*Внизу видим старое здание Московского университета, в котором он учился несколько лет, эти годы были для него самые запоминающиеся и счастливые.(3)
*Видим автопортрет, который он написал на Кавказе, где прошли его последние годы, где он погиб.(4)
И вот фотография кавказских гор, которые он любил и которым посвятил многие творения. (6) Одно из них мы прослушали, а как оно называется, прочитаем на с. 120. И так, посмотрели на стихотворение, как оно называется? («Утес»).
-Что такое утес? (Высокая скала).
* Давайте еще раз прослушаем запись этого стихотворения.
* Самостоятельно прочитайте данное стихотворение до конца, простым карандашом делая пометки на паузу, логическое ударение и выделяя непонятные слова.
* Какое непонятное слово вы нашли? - Лазурь - это светло-синий цвет, синева.
Итак, кто главный герой произведения? (УТЕС).
-Что вы узнали о нем? (Он великан, крепкий, могучий, что он старый, с морщинками, печальный).
-О чем говорят эти определения-эпитеты? (Это говорит о том, что он живет долго, что он печалится, что он сильный).
-Что делает утес? Как он стоит? Найдите и прочитайте. (Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет).-
-Почему он задумался и плачет? (Он одинок, так как золотая тучка, которая ночевала на его груди, очень быстро и весело умчалась, оставив его одного).
-Почему он грустит об этой тучке? (Он успел привыкнуть, полюбить).
-Ребята, только ли об утесе, о его чувствах это стихотворение? (Нет).
-А о ком еще это стихотворение? (О самом Лермонтове).
*Да, правильно. Лермонтов всю жизнь был одиноким. Это стихотворение вообще о чувствах многих людей. Многие люди могут оказаться в такой же ситуации, как утес. Ребята, мы говорим об утесе, как о живом человеке. Вспомните, как называется это изобразительное средство? (Олицетворение).
* Ребята, теперь, поняв содержание, прослушав запись, скажите: с каким настроением, темпом мы должны читать? Подумайте. (Первый куплет - в быстром темпе, весело, это картина о природе, второй куплет - грустно, утес плачет, он задумался).
*А теперь проведем небольшую разминку. Отдохнем.
1) Вдох глубокий - выдох.
2) Разминка для глаз
- упражнения на осанку
3) Прочитайте первую строчку скороговорки спокойно, затем быстро.
4) Сегодня мы заучим продолжение скороговорки. Смотрим на вторую строчку:
-читаем про себя;
-по слогам;
-читаем быстро.
-Хорошо. А теперь перешли к тексту стихотворения. Приготовились, поставили пальчики. Читаем вполголоса. Начали.
-Теперь это же стихотворение читаем шепотом. Начали.
-Смотрю на каждого, читаем глазами.
-Молодцы. Оцениваю каждого. Читаем по цепочке до пауз.
-Сейчас увеличим материал для чтения.
1 вариант читает первый куплет, 2 вариант - второй куплет.
III. Домашнее задание.
Теперь открываем свои дневники и запишем домашнее задание. С. 120, выучить стихотворение наизусть, а кто желает, подготовьте реферат о творчестве Лермонтова.
IV. Итог.
Ребята, вы научились выразительно читать?
-А какие открытия вы сделали на уроке? (Неожиданно для себя открыли то, что стихотворение вовсе не о природе, а о человеческих чувствах, таких как тоска, привязанность, любовь.)
-Ребята, урок закончим, проверив технику чтения. Перед вами лежат листы, на них отрывок из сказки Лермонтова «Ашик – Кериб». Читаем на время. Приготовились. Начали.
-Отложили листы в сторонку.
А теперь оцените ваше настроение и впечатления от нашего урока. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Утес"
В разработке урока использована технология РКМ. УМК "Гармония"....
Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов. Утес
Конспект урока, рабочий лист для учащихся...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением М.Лермонтова «Утёс»; обучение правильному, выразительному чтению произведения; развитие словесно-логического мышления, воображения; ...
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перс...
Урок литературного чтения, 3 класс. М.Ю. Лермонтов "Утес"
Урок литературного чтения по УМК "Школа России" в 3 классе.Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирическо...