М.Ю. Лермонтов. "Утес"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Шакирова Светлана Александровна

Разработка урока по  литературному чтеннию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utes_-urok.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Тема. М.Ю. Лермонтов «Утес»

Цель урока: познакомить детей с творчеством Лермонтова, научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, интонацией передать настроение, воспитать любовь к русской поэзии.

Оборудование: 1 вариант:  портрет М.Ю.Лермонтова, слоги, слова, скороговорки, иллюстрации в книге на с. 122-123, произведение на с. 124, грамзапись «Утес» (без музыки, с музыкой), индивидуальные тексты (для быстрого чтения).2- вариант: презентация

Ход урока:

I. Организационный момент.

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем нашим гостям!

Доброе утро всем-

 кто любит литературное чтение!

Спасибо. Начнем наш урок.

А) Ребята, как обычно, наш урок начнем с жужжащего чтения. Взяли свои книжки и вполголоса начинаем читать.

-Хорошо. Отложили свои книги на край стола. Представьте себе, что у вас на руках свеча. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух (дыхательная разминка)

-Прочитайте на одном дыхании: А-О-У-Э.

-Поиграем с буквой А  О

-Прочитайте слоги легко и быстро.

-Прочитайте слова сперва по слогам, затем целыми словами:

ВЗГРО-МОЗ-ДЯСЬ - ВЗГРОМОЗДЯСЬ

БЛИ-ЗЕ-ХОНЬ-КО - БЛИЗЕХОНЬКО

ЛИ-СИ-ЦЫ-НЫ – ЛИСИЦЫНЫ

Б) Проверка домашнего задания.

Молодцы. Теперь переходим к проверке домашнего задания. Вам нужно было выучить басню Крылова «Ворона и Лисица». Давайте мы сначала еще раз прочитаем выразительно эту басню. Открыли с. 116 и поработаем так: Отмечаем карандашиком. Начало, первые три строчки читаем вместе, затем первый ряд читает хором 6 строчек, второй ряд - 8 строчек, третий ряд -предпоследние 5 строчек, а последнее четверостишие читаем вместе. Повторяю еще раз.

-нашли первую строчку, поставили пальчики. Начали.

-А теперь проверим, как вы выучили наизусть эту басню. По желанию.

-Умница. Ребята, я группе ребят дала домашнее задание подготовить инсценировку данной басни. Давайте посмотрим, как это у них получилось.

-Молодцы. А теперь кто мне напомнит, что такое басня?

-Правильно. Басня начинается или заканчивается моралью-выводом, где объясняется смысл басни. В нашем случае - лесть гнусна, вредна, для вороны да, не надо слушать льстецов, а для лисицы нет, так как она победила, лестью добилась своих целей - сыр получила - с ним была плутовка такова. Отсюда вывод: лесть гнусна и вредна.II. Изучение нового материала.

A) Сейчас внимательно прослушайте запись.

Б) Посмотрите внимательно на эту таблицу и определите,  произведение какого жанра вы прослушали?

-Это стихотворение.

-Докажите. (Он имеет рифму и ритм).

-Правильно. Стихотворение - это небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.

-Понравилось ли вам это стихотворение? Что вы почувствовали, когда слушали его?

-Грусть и радость, какое-то непонятное волнение.

B) Постановка цели и темы урока.

* Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, попробуем сделать маленькие открытия, вчитываясь в его строки, угадать замысел поэта, научимся выразительно читать.

*Откройте, пожалуйста с. 118-119.

-Что вы видите на этих страницах?  (Портрет Лермонтова).(1)

-Кого, что напоминает портрет маленького Лермонтова? (Куколку, сказочного пажа из «Золушки», больше всего он похож на Перро из «Золотого ключика»).

* Рассмотрим следующий детский рисунок.(2) Он изобразил коня, так как очень любил лошадей и был великолепным наездником.

*Внизу видим старое здание Московского университета, в котором он учился несколько лет, эти годы были для него самые запоминающиеся и счастливые.(3)

*Видим автопортрет, который он написал на Кавказе, где прошли его последние годы, где он погиб.(4)    

И вот фотография кавказских гор, которые он любил и которым посвятил многие творения. (6) Одно из них мы прослушали, а как оно называется, прочитаем на с. 120.  И так, посмотрели на стихотворение, как оно называется? («Утес»).

-Что такое утес? (Высокая скала).

* Давайте еще раз прослушаем запись этого стихотворения.

* Самостоятельно прочитайте данное стихотворение до конца, простым карандашом делая пометки на паузу, логическое ударение и выделяя непонятные слова.

* Какое непонятное слово вы нашли? - Лазурь - это светло-синий цвет, синева.

Итак, кто главный герой произведения? (УТЕС).

-Что вы узнали о нем? (Он великан, крепкий, могучий, что он старый, с морщинками, печальный).

-О чем говорят эти определения-эпитеты? (Это говорит о том, что он живет долго, что он печалится, что он сильный).

-Что делает утес? Как он стоит? Найдите и прочитайте. (Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет).-

-Почему он задумался и плачет? (Он одинок, так как золотая тучка, которая ночевала на его груди, очень быстро и весело умчалась, оставив его одного).

-Почему он грустит об этой тучке? (Он успел привыкнуть, полюбить).

-Ребята, только ли об утесе, о его чувствах это стихотворение? (Нет).

-А о ком еще это стихотворение? (О самом Лермонтове).

*Да, правильно. Лермонтов всю жизнь был одиноким. Это стихотворение вообще о чувствах многих людей. Многие люди могут оказаться в такой же ситуации, как утес. Ребята, мы говорим об утесе, как о живом человеке. Вспомните, как называется это изобразительное средство? (Олицетворение).

* Ребята, теперь, поняв содержание, прослушав запись, скажите: с каким настроением, темпом мы должны читать? Подумайте. (Первый куплет - в быстром темпе, весело, это картина о природе, второй куплет - грустно, утес плачет, он  задумался).

*А теперь проведем небольшую разминку. Отдохнем.

1) Вдох глубокий - выдох.

2) Разминка для глаз

-  упражнения на осанку

3) Прочитайте первую строчку скороговорки спокойно, затем быстро.

4)  Сегодня мы заучим продолжение скороговорки. Смотрим на вторую строчку:

-читаем про себя;

-по слогам;

-читаем быстро.

-Хорошо. А теперь перешли к тексту стихотворения. Приготовились, поставили пальчики.  Читаем вполголоса. Начали.

-Теперь это же стихотворение читаем шепотом. Начали.

-Смотрю на каждого, читаем глазами.

-Молодцы. Оцениваю каждого. Читаем по цепочке до пауз.

-Сейчас увеличим материал для чтения.

1 вариант читает первый куплет, 2 вариант - второй куплет.

III. Домашнее задание.

Теперь открываем свои дневники и запишем домашнее задание. С. 120, выучить стихотворение наизусть, а кто желает, подготовьте реферат о творчестве Лермонтова.

IV. Итог.

Ребята, вы научились выразительно читать?

-А какие открытия вы сделали на уроке? (Неожиданно для себя открыли то, что стихотворение вовсе не о природе, а о человеческих чувствах, таких как тоска, привязанность, любовь.)

-Ребята, урок закончим, проверив технику чтения. Перед вами лежат  листы,  на них отрывок из сказки Лермонтова «Ашик – Кериб». Читаем на время. Приготовились. Начали.

-Отложили листы в сторонку.

А теперь оцените ваше настроение и впечатления от нашего урока. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Утес"

В разработке урока использована технология РКМ. УМК "Гармония"....

Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов. Утес

Конспект урока, рабочий лист для учащихся...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением М.Лермонтова «Утёс»; обучение правильному, выразительному чтению произведения; развитие словесно-логического мышления, воображения; ...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».".  УМК "Перс...

Урок литературного чтения, 3 класс. М.Ю. Лермонтов "Утес"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" в 3 классе.Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирическо...