Интересно о великом классике А.П.Чехове
презентация урока для интерактивной доски чтения (4 класс) по теме
Углубление знаний учеников о личной биографии Чехова.
Ознакомление учащихся с фактами биографии доктора и писателя А.П.Чехова.
Расширить представление о личности А.П.Чехова.
Научить видеть нравственную позицию писателя.
Подробная разработка урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_yubileyu_a.p.chehova.ppt | 2.38 МБ |
urok._k_yubileyu_a.p.chehova.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья Чеховых. Слева направо: стоят — Иван, Антон, Николай, Александр и Митрофан Егорович; сидят — Михаил, Мария, Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Людмила Павловна и ее сын Георгий. (1874)
1880. Москва. Фото Н. Назимова. После получения первого литературного гонорара
А.П. Чехов - выпускник университета. 1884. Москва. Фото Г. Трунова
Лето 1884 года. Чувствуется, у Антона Павловича явно хорошее настроение. Отныне он – доктор А.П. Чехов …
Более 200 различных материалов ежегодно публикует Чехов на страницах «Будильника», «Стрекозы», «Осколков», «Зрителя», «Мирского толка», «Москвы» и других органов малой прессы.
Перед отъездом на Сахалин Весна 1890 года
Сахалинские каторжане. Фотография 1890-х гг. Поездка на Сахалин (перепись населения).
На веранде Мелиховского дома 1892. Любительская фотография Александра Чехова (брата А.П.)
А.П. Чехов 1897 Мелихово. Любительская фотография
Школа в Мелихове, построенная на средства А.П. Чехова. Рисунок С.М. и С.С. Чеховых
А.П.Чехов с артистами Художественного театра. 1899. Фотография Павлова. Государственный литературный музей, Москва.
Первое издание "Трех сестер" А.П. Чехова (1901). На обложке портреты первых исполнительниц главных ролей спектакля в Московском художественном театре: М.А. Савицкой (Ольга), О.Л. Книппер (Маша), М.Ф. Андреевой (Ирина).
А.П. Чехов и О.Л. Книппер в Аксенове. 1901. Любительская фотография
А.П. Чехов. 1901. Ялта. Фото Иваницкого
12 сентября 1901 года. Гаспра. Любительская фотография П.А. Сергеенко. А.П. Чехов, С.А. Толстая, Л.Н. Толстой, М.Л. Оболенская
Баденвейлер. Отель Зоммер, в котором скончался А.П. Чехов Открытка начала XX века
В каком городе родился А.П. Чехов? (Таганрог.) В какой семье родился А.П.Чехов? (В купеческой) Какая профессия была у Чехова? (Врач) Какие псевдонимы был у Чехова? ( Антоша Чехонте, Грач, Врач без пациентов) Как называлось имение, купленное А. П. Чеховым в 1892 году, где он построил три школы, вырастил сад? (Мелихово) Куда совершил большое путешествие Чехов? (На Сахалин) Назовите рассказ о собаке, который вошёл в круг детского чтения. (Каштанка) Из какого рассказа это выражение: «Монтигомо Ястребиный Коготь»? (Мальчики) По словам А.П. Чехова: «Смысл жизни только в одном - … » В чём? (В борьбе)
Используемые материалы для презентации: Материал официального сайта Международного театрального чеховского фестиваля - Юбилей А.П. Чехова. Ресурсы Интернет: bibnout.ru/chehov/p35aa1.html www.mclider.ru/index.php biblio-rezh.ucoz.ru/news/ www.muzey-factov.ru/tag/chekhov skolakras.narod.ru
Материал подготовлен Банниковой Н.А. учителем начальных классов первой квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 159 с углублённым изучением математики, физики »
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 159
с углублённым изучением математики, физики »
Каким человеком был доктор Чехов?
К юбилею
Антона Павловича Чехова
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Банникова Н.А.
Новосибирск
2010
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 159
с углублённым изучением математики, физики »
Банникова Наталья Анатольевна
Номинация: урок с использованием интерактивной доски
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Номер урока в теме: первый
Тема урока: Каким человеком был доктор Чехов? К 150-летию А.П.Чехова
Цель: углубление знаний учеников о личной биографии Чехова
Задачи:
1. обучающие:
- ознакомление учащихся с фактами биографии доктора и писателя А.П.Чехова
- расширить представление о личности А.П.Чехова
- научить видеть нравственную позицию писателя
2. развивающие:
- развитие умения слушать, анализировать
- развитие познавательного интереса учащихся к жизни писателя
- развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта
3. воспитывающие:
- воспитывать интерес к жизни и творчеству писателя
- воспитание на примере жизни выдающегося человека
- воспитывать интерес к предмету
Тип урока: урок с мультимедийной поддержкой;
по основному способу проведения:
биографический урок-лекция
Оборудование:
- техническая составляющая:
компьютер, интерактивная доска: SmartBoard,
- дидактическая составляющая:
тест с возможностью самоконтроля
УМК: Школа России
Дополнительная литература: Масанов И. Ф. — Чеховиана: Систематический указатель литературы о Чехове и его творчестве. Ресурсы Интернет.
Основные понятия: жизненный цикл, псевдоним, каторга
План урока (с указанием времени):
- Вводная часть: оргмомент, сообщение темы и цели урока (4 мин)
- Ознакомление с биографией А.П.Чехова (18 мин)
- Физкультминутка (2 мин)
- Продолжение ознакомления с биографией писателя (6 мин)
- Проверка усвоенных знаний, выполнение теста (8 мин)
6. Проверка понимания учащимися воспринятого материала, задание на дом (7 мин)
Время урока: 45 минут.
Ход урока
Этап урока | Что делают | Использование интерактивных средств (с указанием времени) | |
Учитель | Ученики | ||
1.Организационный | Приветствие, представление, организация внимания школьников. | Слушают учителя | |
2.Мотивационный | Мотивирует деятельность учащихся на уроке через игровой момент и фразу: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» Подводит учащихся к определению цели урока. | Слушают учителя, участвуют в формулировании цели урока. Учащиеся записывают тему в тетради | Начинается компьютерная презентация на интерактивной доске SmartBoard. Слайд №1. (3 мин.) |
3.Усвоения новых знаний. Ознакомление с биографией А.П.Чехова | Создаёт новую образовательную среду. Презентует слайды с фотографиями из жизни писателя. Объясняет основные понятия, контролирует выполнение записей в тетради | Учащиеся включаются в деятельность. Просматривают слайды, записывают в тетрадь основные понятия. | Просмотр компьютерной презентации. Слайд №2 – слайд №17. (24 мин.) |
4. Проверка усвоенных знаний. | Предлагает проверить, насколько усвоен материал, выполнив тест на карточке. Проверить себя по интерактивной доске. | Выполнение теста. Сверяются с доской. | Последний слайд учительской презентации с вопросами и ответами на тест. (4 мин) |
5. Рефлексия, задание на дом. | Задаёт вопросы о необходимости подобных уроков, чем интересны такие уроки, что нового узнали дети. Поясняет домашнее задание. | Отвечают, высказывая собственные суждения. Записывают домашнее задание в дневники и тетрадь |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Добрый день, уважаемые ребята! Представьте себе, что в этом году изобрели машину времени и мы с вами первые, кто сможет совершить путешествие в прошлое и увидеть, как жили великие люди в 19-20 веках. Сегодня на уроке мы «встретимся» с величайшим человеком последних столетий. Это доктор, писатель, драматург и просто весёлый, общительный человек. А речь пойдёт об Антоне Павловиче Чехове. Итак, в путь. Если поторопимся, то попадём на день рождения писателя. Если бы он жил в наши дни, то мы поздравили доктора Чехова со 150-летием!
Наш сегодняшний урок, посвященный биографии А.П.Чехова, я назвала словами, принадлежащими самому писателю: «В человеке всё должно быть прекрасно…». Именно эти слова потрясающе мудрого человека точно характеризуют самого писателя, художника слова – Антона Павловича Чехова. А тема нашего урока: «Каким человеком был доктор Чехов?»
(Учащиеся записывают тему в тетради).
С некоторыми произведениями А.П. Чехова вы уже познакомились в прошлом году,
что-то ещё предстоит прочитать. А сегодня мы рассмотрим жизненный цикл А.П. Чехова.
(Слайд № 1) Что же такое жизненный цикл?
Учащиеся записывают в тетради:
Жизненный цикл – рождение, юность, зрелость и старость человека
2. Семья, воспитание, формирование личности. (Слайд № 2)
Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова.
Родился писатель на берегу Азовского моря, в Таганроге. Отец – купец, очень строгий и жёсткий человек рисовал, играл на скрипке, любил пение, руководил церковным хором. Семья была большой и дружной, все дети – одарёнными. Чтобы выбиться в люди, дать детям образование, отец торговал и постоянно отвлекал своих детей от занятий для того, чтобы они заменяли его, работая продавцами в лавке. Там царил леденящий холод, выполнять уроки в такой обстановке не было никакой возможности. Это все плохо сказывалось на здоровье и на итогах учебы. В начальных классах именно по этой причине будущий писатель числился в отстающих учениках. Лишь после отъезда отца в Москву Антон перешел в разряд прилежных учеников, а в 16 лет стал сам зарабатывать уроками.
Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери». Он всегда понимал, что «смысл жизни только в одном — в борьбе».
Учёба и начало творчества (слайды № 3, 4, 5).
Окончив гимназию в Таганроге, Антон присоединился к семье и поступил на медицинский факультет Московского университета. Уже, будучи студентом, молодой Чехов подписывал свои произведения многочисленными псевдонимами:
Анче, Ант. Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов.
Запишем в тетради определение термина «псевдоним».
Псевдоним (от греч.) — вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.
В Москве А.П.Чехов становится кормильцем и по существу главой семьи. После окончания университетского курса в звании врача, писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. В эти же годы Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках” (слайды № 6) . Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый», «Ванька», «Мальчики», "Лошадиная фамилия" и другие он адресовал именно детям.
Поездка на Сахалин (слайды № 7, 8), покупка усадьбы в Мелихово,
строительство школ.
К концу 1880 года Чехов, уже, будучи больным человеком, решает совершить поездку в Сибирь и на Сахалин. Для себя задачами этой поездки он определяет - изучение жизни каторжных и перепись населения.
Запишите в тетради определение понятия «Каторга».
Каторга (от греч.) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками.
Наиболее важным он считает не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга. Чехов ясно представлял себе трудности предстоящего путешествия, но ясно видел свой человеческий долг в том, чтобы приковать к Сахалину общественное внимание. В июне 1890 года Чехов прибыл на Сахалин, где на протяжении трех месяцев вел напряженную работу, изучая жизнь каторжан и поселенцев, быт и нравы местного чиновничества. Он предпринял перепись ссыльнокаторжного населения, заполнив при этом 10000 карточек. Весь путь занял почти три месяца и оказался невероятно трудным для больного писателя. Поездка на Сахалин резко ухудшила здоровье Чехова и ускорила покупку имения под Москвой.
В марте он впервые посетил свою новую усадьбу Мелихово. (Слайды № 9, 10)
Антон Павлович начал серьезно размышлять о благоустройстве усадьбы – творческая деятельность (не только в искусстве) была его стихией. Писатель сажал маленькие деревца, разводил из семян сосны и ели, заботился о них, как о детях. Почти 5 лет мелиховской жизни Чехов посвятил строительству школ: изыскивал средства, придумывая лотереи, подписки, любительские спектакли, призывая на помощь друзей и знакомых. Он вкладывал свои деньги в постройку, ремонт и оборудование школ; сам чертил планы зданий, закупал материалы, следил за ходом строительных работ.
(Слайд № 11)
Чехов бесплатно работал в Мелихово участковым врачом, обслуживал 26 деревень, 4 фабрики и монастырь, организовывал медицинские пункты.
В Мелихове Чехову пришла идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Он пожертвовал туда более двух тысяч томов книг.
3. Физкультминутка.
4. Чехов и театр. (Слайд № 12) Женитьба писателя. Жизнь в Ялте.
В 1894 году в глубине сада был построен флигель, предназначенный для многочисленных гостей. В этом флигеле была создана «Чайка», пьеса, с которой началась чеховская драматургия.
В 1898 году был открыт Московский Художественно-общедоступный театр. В этом театре пьеса А.П.Чехова «Чайка» обрела свою сценическую жизнь, и чайка стала эмблемой театра. Чехов много времени проводил с актёрами театра при репетиции и постановке пьес, их связывала и настоящая дружба.
Чехов внимательно следил за работой над пьесой, приезжал в Москву знакомиться с артистами МХАТа. В один из приездов он впервые увидел Ольгу Леонардовну Книппер (слайды № 13, 14), которая впоследствии стала его женой. Однако в жизни писателя после женитьбы мало что изменилось. По совету врачей, он живёт в Ялте (слайд № 15), а жена - в Москве.
Зимой 1901- 02 года недалеко от Ялты, жил Л.Н.Толстой. Чехов часто бывал у него, много говорил с великим писателем (слайд № 16).
Последнее лето писателя.
К лету здоровье Чехова резко ухудшилось. В начале июня 1904 года он вместе с женой покидает Россию и уезжает на курорт в Баденвейлере на юге Германии.
15 июля 1904 во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь, осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. Похоронен Чехов на Новодевичьем кладбище в Москве.
5. Проверка усвоенного материала, сверка с доской. Выполнение теста на заранее подготовленных карточках.
Тест
- В каком городе родился А.П. Чехов? (Таганрог.)
- В какой семье родился А.П.Чехов? (В купеческой)
- Какая профессия была у Чехова? (Врач)
- Какие псевдонимы был у Чехова? ( Антоша Чехонте, Грач, Врач без пациентов)
- Как называлось имение, купленное А. П. Чеховым в 1892 году, где он построил три школы, вырастил сад? (Мелихово)
- Куда совершил большое путешествие Чехов? (На Сахалин)
- Назовите рассказ о собаке, который вошёл в круг детского чтения. (Каштанка)
- Из какого рассказа это выражение: «Монтигомо Ястребиный Коготь»? (Мальчики)
- По словам А.П. Чехова: «Смысл жизни только в одном - … » В чём? (В борьбе)
6. Итог урока.
А нам пора «возвращаться» на машине времени назад в будущее. Наше путешествие заканчивается, и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме: «В человеке всё должно быть прекрасно…»(по страницам жизни А.П.Чехова). Но с доктором Чеховым мы увидимся ещё много раз, всегда открывая что-то новое в его жизни и творчестве. Наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, потому что сегодня мы открыли Чехова, глубоко переживающего за судьбы людей, страны. Он прожил в двадцатом веке всего только четыре года. Но вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества. Чехов, как писатель, как человек, как творческая личность, актуален, ибо вся его жизнь – это вечная борьба за человека в человеке и нежелание быть рабом, каторжником собственной жизни
А что узнали вы нового, чем был интересен этот урок? (Дети отвечают)
А сейчас мне очень хочется поблагодарить всех, кто активно работал на этом уроке, отвечая на итоговые вопросы.
Домашнее задание.
Прочитать «Мальчики» А.П.Чехова, выписать крылатые выражения из произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвящённый 155-летию А.П.Чехова
Классный час+ презентация...
Литературный праздник, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.
Знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова; «прогулка по Чеховским местам», т.е. ознакомление с памятными местами, посвящёнными писателю; совершенствование и контроль знаний по прочитанным...
100 интересных фактов о Великой Отечественной Войне
1. Потери после войны Вермахта составили около шести миллионов человек. По статистике, соотношение общего числа погибших и умерших людей между СССР и Германией составляет 7,3:1. Из этого делаем вывод ...
Интересные факты о великом озере Байкал!
Озеро Байкал является одним из самых известных в мире, многие знают что оно самое старое, но мало кто знает остальные интересные факты о Байкале. Предлагаем вам узнать о них. а заодно посмотреть потря...
Высказывания великих классиков о русском языке
laquo;Русский язык — это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький….»...
Конспект урока: "События и интересные факты о Великой Отечественной войне".
Материал позволяет ознакомить с основными битвами войны, великими полководцами того времени, с тем, как была развязана вторая мировая война, с итогами и значениями второй мировой войны, осуществлять с...
Изучать сказки- это интересно! Интересные факты про сказки
1.Многие русские слова имеющие в составе букву «Ф» позаимствованы из других языков. Александр Сергеевич Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно ...