К Чуковский "Доктор Айболит"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
К.Чуковский «Доктор Айболит». Литературная игра по поэме – сказке.
Оборудование : книги К.Чуковского «Доктор Айболит» ( проза и стихи), портрет писателя, иллюстрации к страницам книги, костюмы героев, предметы персонажей сказки.
Ход игры :
1. Небольшая сценка. Герои – Ваня, Таня и Айболит ( дети в костюмах)
Ваня: Добрый дяденька сидит и умными глазами он на нас глядит.
Таня: Приходи к нему лечиться: человек или волчица…
Всех излечит, исцелит добрый … доктор Айболит (хором)
Входит доктор Айболит.
Айболит: Совершенно верно – это я. А придумал меня замечательный писатель – Корней Иванович Чуковский.
Таня: А правда, что детским поэтом и сказочником он стал совершенно случайно?
Айболит: Да. Дело было так. Однажды заболел его маленький сын. Он капризничал, плакал и, чтобы хоть как-то его развеселить, Корней Иванович стал рассказывать ему сказку.
Ваня: Эту сказку я знаю: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил …»
Айболит: Верно, сынишка затих и стал слушать. А утром попросил опять рассказать сказку. Так дядя Корней и стал писателем.
Таня: Известно, что он писал везде: и в трамвае, и в магазине, и в очереди, и в приёмной у врача …
Айболит: И это верно, а меня - Айболита – придумал тогда, когда купался на Чёрном море. Писатель заплыл очень далеко и сами собой вдруг сложились слова «о, если я утону, если пойду я ко дну…»
Ваня: Знаю, знаю, что было дальше. Выскочил на берег и спрятался за скалой … схватил карандаш и мокрыми руками по мокрой бумаге стал писать … сказку о добром докторе. И случилось это 80 лет назад.
Таня: Чуковский писал так, что стихи его легко запоминались. Предлагаю сыграть с вами в игру «Продолжи строчку!»
Айболит: Отличная идея. Участвуют все, кто хочет и может продолжить строчку. А стихи из сказки про меня знаете? Тогда начинаем!
И пришла к Айболиту лиса. | Ой, меня укусила оса. |
И прибежала зайчиха, и закричала: «Ай! Ай! Мой зайчик! | Мой мальчик попал под трамвайчик. |
И вперёд поскакал Айболит, и одно только слово твердит: | «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» |
Но тут выплывает кит: «Садись на меня Айболит. И как большой | пароход тебя повезу я вперёд». |
О, если я не дойду, если в пути пропаду, что станет с ними | с больными моими зверями лесными? |
И рыщут по дороге слоны и носороги. И говорят сердито: | «Что ж нету Айболита?» |
А рядом прикорнула зубастая акула. Зубастая акула – на | солнышке лежит. |
И вывихнуто плечико у бедного кузнечика. Не прыгает, | не скачет он, а горько - горько плачет он. |
На птице – глядите - сидит Айболит и шляпою машет, и громко кричит: | «Да здравствует, милая Африка!» |
И рада, и счастлива вся детвора: «Приехал! | Приехал! Ура! Ура! Ура!» |
И к полосатым бежит он тигрятам, и к бедным горбатым | больным верблюжатам. |
Десять дней подряд он лечит несчастных зверят и | ставит, и ставит им градусники. |
Вот и вылечил он их! Лимпопо! Вот и вылечил больных. Лимпопо! | И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться, Лимпопо! |
Вот идёт гиппопотам и кричит он, И поёт он: | «Слава! Слава, Айболиту! Слава добрым докторам!» |
Входят ведущие Таня и Ваня: Где Айболит? Вам срочная телеграмма.
Айболит: ( читает телеграмму) Мне, ребята, не справиться одному. Кто мне поможет?
Таня и Ваня: Вот сколько помощников. Отправляемся в путь! Путевой лист получить и в путь по морю повести-сказки «Айболит»!
2. «БЮРО НАХОДОК» ( Кому принадлежат эти вещи?)
А) верёвка – обезьянке Чичи Г) зонтик – Айболиту или Варваре
Б) фонарь – ласточке Д) пряник - Тянитолкаю
В) большой ключ – Бармалею Е) бутылочка со слезами – крокодилу
3. «Открыта больница для птиц , зверей и людей. Идёмте лечиться сюда поскорей!»
- Поранились. Необходимо обработать рану. Что для этого нужно?
- Столкнулись двое ребят на перемене. У обоих «шишки» на лбу. Ваши действия.
- Болит голова. Что необходимо предпринять?
4. И так, мы отправляемся в путь. Начинаем нашу игру – викторину по сказке «Доктор Айболит»
1 тур. «Общеразвивающий».
1) Сколько частей в этой сказке? (2) Назовите их:
1 часть - «Путешествие в страну Обезьян»
2 часть - «Пента и морские разбойники»
2) Доктор отправляется в страну Обезьян, а где находится эта страна? ( в Африке)
3) Кто были его помощники? ( утка Кика, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба)
4) Кого лечил доктор? (зверей). Как об этом было написано объявление?
Открыта больница для птиц и зверей,
Идите лечиться туда поскорей!
5) Кто такая Варвара? (злая сестра доктора)
6) А кто такие Таня и Ваня? ( дети, которых Доктор когда-то вылечил от скарлатины и кори, они тоже помогали ему )
7) Кто такой Пента? (маленький мальчик, сын рыбака; его отец отказался разбойничать)
8) У пиратов был предводитель – самый главный пират. Как его звали? ( Бармалей)
2 тур. «ЗВЕРИНЫЙ ЯЗЫК»
1) Однажды к доктору пришла лошадь и сказала : «Лама, воной, фифи, куку». Переведите. ( У меня болят глаза, дайте мне, пожалуйста, очки.)
2) «Чака» по-звериному это … ( спасибо)
3) «Чичи» значит … ( молодчина)
4) А как по-звериному назывался весёлый обезьяний танец? (ткелла)
5) «Карабуки, марабуки, бу!» ( Как же нам не служить тебе, ведь ты наш самый лучший друг!)
6) «Абузо, мабузо, бах!» ( Мы никогда не покинем тебя и будем тебе верными товарищами.)
7) Доктор подозвал к себе утку Кику и тихо сказал ей на ухо:
- Чари – барии, чава – чам!
- Чука – чук! – ответила Кика. Переведите. ( Позовите, пожалйста, дельфинов. Дельфины, плывите сюда!)
8) Авва вбежала на палубу и крикнула Доктору: «Заксара! Заксара! Ксу!» Что на собачем языке означает … ( Смотри на мой нос! Куда поверну я мой нос, туда и веди корабль.)
9) «Гин – гин!» - кричала Бумба и Кика. ( это значит «ау»)
10) «Малакуча! Малакуча!» (Да здравствует, доктор Айболит!)
3 тур. Узнай героя по описанию. «КТО ЭТО?»
1. «Больше всего на свете этот человек любил зверей. В комнате у него жили зайцы, в шкафу у него жила белка. В буфете жила ворона. На диване жил колючий ёж. А в сундуке жили белые мыши». ( Доктор Айболит)
2. «Очень сердилась она на Доктора за то, что у него в комнате столько зверей. «Прогоните их сию минуту! – кричала она. – Они только комнаты пачкают. Не желаю жить с этими скверными тварями». ( сестра доктора – Варвара)
3. «Однажды вечером, когда все звери спали, к Доктору кто-то постучался.
- Кто там? – спросил Доктор.
- Это я, - ответил тихий голос.
Доктор открыл дверь и в комнату вошла … очень худая и грязная. Доктор посадил её на диван и спросил: «Что у тебя болит?» «Шея!» - ответила она и заплакала». (обезьянка Чичи)
4. « Я дам тебе корабль с удовольствием. Ведь ты спас мне жизнь, и я рад оказать тебе любую услугу. Но смотри: привези мой корабль назад, потому что другого корабля у меня нет» (моряк Робинзон)
5. «Нет! – сказал лохматый старик и захохотал ещё громче. – Вы отсюда никуда не уйдёте! Я убиваю каждого, кто попадёт ко мне в плен!» (пират Бармалей)
6. « Тихо-тихо подкрался он к Бармалею и вытащил у него из-под подушки ключ. Если бы разбойник проснулся, он непременно бы убил бесстрашную птицу». (попугай Карудо)
7. «У него две головы: одна спереди, а другая сзади. Когда ему хочется спать, то сначала спит одна голова, а потом другая. Сразу же весь он не спит никогда. Одна голова спит, а другая смотрит по сторонам, чтобы не подкрался охотник». (Тянитолкай)
8. «Доктор зажёг спичку. Ах, как тут неуютно и грязно! Ни стола, ни скамейки, ни стула! На полу куча гнилой соломы, а на соломе сидит маленький мальчик и плачет. Увидев Доктора и всех его зверей, мальчик испугался и заплакал ещё сильнее». (Пента)
9. «Нет, это очень скверно! – сказала Бумба. – Ведь они живут внизу, в трюме, и чуть только в днище корабля появится течь, они видят эту трещину раньше всех, прыгают в воду и плывут прямо к берегу. Значит наш корабль тонет». ( крысы)
10 «Этих птиц было много, они мчались вперёд быстро и тянули за собою корабль. Корабль летел как стрела. Доктор даже за шляпу схватился, чтобы шляпа не слетела в воду». (журавли)
4 тур. «БЕГУЩИЕ МИНУТКИ»
Вопросы 1 команде:
1) Кто расклеивал объявления об открытии больницы для зверей? (Таня и Ваня)
2) Из чего сделал Айболит крылышко мотыльку? ( из лоскутка: он ярко синий, с пунцовыми крапинками0
3) Что обещал не есть крокодил у Доктора? ( ни зайцев, ни белок, ни птиц)
4) Что болело у обезьян? ( животы)
5) Кого взял Айболит в Африку? ( крокодила, обезьяну Чичи, собаку Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю)
6) Кто спас тех зверей, которые не умели плавать? (крокодил)
7) Как Карудо спас пленников? ( вытащил ключ от темницы и принёс его друзьям)
8) Кого подарили Доктору обезьяны, которых вылечил Айболит? (Тянитолкая)
9) Куда отвёз Робинзон злую Варвару? ( на необитаемый остров)
10) Обезьяны побежали в лес и прикатили оттуда огромный, тяжёлый камень. Зачем? ( он будет памятником доброму Доктору)
Вопросы 2 команде:
1) Всех лечил Доктор, но их ни у кого не брал. Потому что их нет ни у черепах, ни у орлов. ( деньги)
2) Кто научил детей танцевать весёлый обезьяний танец? (Чичи) Как он назывался? (ткелла)
3) Что лечил Доктор у крокодила? (зубы)
4) Кто принёс весть из Африки о больных обезьянах? (ласточка)
5) Почему звери удивились прилёту ласточки? ( была зима)
6) От чего вылечил Айболит Робинзона? ( от злой лихорадки)
7) Что случилось с кораблём Робинзона возле Африки? ( кораблекрушение )
8) Как называлась пустыня в Африке, где жили обезьяны? (Сахара)
9) Корабль моряка разбился. На чём же Айболит вернулся домой? ( на корабле пиратов)
10) Из чего обезьяны построили мост через реку? ( из себя)
Вопросы 3 команде:
1) Сколько звериных языков знал Айболит? ( сколько зверей – все)
2) Кто мучил и таскал на верёвке обезьяну Чичи? (злой шарманщик)
3) Айболит не брал денег за лечение. А кто же его кормил? (звери)
4) Кто дал Айболиту корабль, чтобы поплыть в Африку лечить обезьян? ( моряк Робинзон)
5) Кто показывал путь кораблю в Африку? ( ласточка, она летела впереди)
6) Куда бросили пираты пленников? ( в тюрьму)
7) что устроили обезьяны на прощанье Доктору? ( чудесный обед)
8) Кто нашёл рыбака – отца Пенты? (Авва)
9) За спасение Пенты и его отца Авве подарили … ( красивый ошейник)
10) Какой чудесный подарок сделал Айболит всем детям своей страны, когда вернулся на родину? ( Тянитолкая, он катал детей по всему город
5 тур. «ОБОБЩАЮШИЙ».
( какая команда быстрее поднимет руку и ответит правильно, та и получает балл )
1) Где нашли Пенту Айболит с друзьями? ( в пещере )
2) Как он там оказался? ( его туда посадили разбойники-пираты)
3) Кто помогал в поисках отца Пенты? ( дельфины – в море, орлы – имеют зоркий глаз, собака Авва)
4) Как Авва отыскала рыбака? ( по запаху )
5) Где она его нашла? ( за морем в яме )
6) Кто ждал Пенту и рыбака дома? ( рыбачка, 20 дней )
7) Какой подарок получила Авва и что на нём было написано? ( на ошейнике написано «Авве – самой умной, доброй и храброй собаке)
Три дня гостил Айболит с друзьями у жителей рыбацкого посёлка. А потом отправился домой на корабле.
8) С кем он встретился на пустынном острове? ( с пиратами)
9) Кто помог Айболиту уйти от преследования? ( ласточка позвала журавлей)
10) Почему крысы стали покидать корабль Айболита? ( стал тонуть. Течь)
11) Корабль Доктора захватили … (пираты) и скоро пошёл ко дну. Пиратам никто не помог. Вдруг на поверхности моря показались … огромные страшные рыбы с острыми зубами и широкой пастью. Это … (акулы)
12) Вот показался их родной город Пиндемонте. Над городом стояло высокое зарево. Что это было за «зарево»? ( ил-лю-ми-на-ция)
Из окон глядели люди и бросали доктору цветы. И устроили они пир на весь мир!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Увлекательного чтенья мы желаем всей душой!
Вам, девчонки! Вам, мальчишки! С книжкой ладить и дружить.
Пусть любовь к хорошей книжке с вами будет вместе жить!
1. «Больше всего на свете этот человек любил зверей. В комнате у него жили зайцы, в шкафу у него жила белка. В буфете жила ворона. На диване жил колючий ёж. А в сундуке жили белые мыши».
2. «Очень сердилась она на Доктора за то, что у него в комнате столько зверей. «Прогоните их сию минуту! – кричала она. – Они только комнаты пачкают. Не желаю жить с этими скверными тварями».
3. «Однажды вечером, когда все звери спали, к Доктору кто-то постучался.
- Кто там? – спросил Доктор.
- Это я, - ответил тихий голос.
Доктор открыл дверь и в комнату вошла … очень худая и грязная. Доктор посадил её на диван и спросил: «Что у тебя болит?» «Шея!» - ответила она и заплакала».
4. « Я дам тебе корабль с удовольствием. Ведь ты спас мне жизнь, и я рад оказать тебе любую услугу. Но смотри: привези мой корабль назад, потому что другого корабля у меня нет»
5. «Нет! – сказал лохматый старик и захохотал ещё громче. – Вы отсюда никуда не уйдёте! Я убиваю каждого, кто попадёт ко мне в плен!»
6. « Тихо-тихо подкрался он к Бармалею и вытащил у него из-под подушки ключ. Если бы разбойник проснулся, он непременно бы убил бесстрашную птицу».
7. «У него две головы: одна спереди, а другая сзади. Когда ему хочется спать, то сначала спит одна голова, а потом другая. Сразу же весь он не спит никогда. Одна голова спит, а другая смотрит по сторонам, чтобы не подкрался охотник».
8. «Доктор зажёг спичку. Ах, как тут неуютно и грязно! Ни стола, ни скамейки, ни стула! На полу куча гнилой соломы, а на соломе сидит маленький мальчик и плачет. Увидев Доктора и всех его зверей, мальчик испугался и заплакал ещё сильнее».
9. «Нет, это очень скверно! – сказала Бумба. – Ведь они живут внизу, в трюме, и чуть только в днище корабля появится течь, они видят эту трещину раньше всех, прыгают в воду и плывут прямо к берегу. Значит наш корабль тонет ».
10 «Этих птиц было много, они мчались вперёд быстро и тянули за собою корабль. Корабль летел как стрела. Доктор даже за шляпу схватился, чтобы шляпа не слетела в воду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доктор Айболит
Приучение к здоровому образу жизни....
Урок внеклассного чтения в 1-м классе К.И. Чуковский «Доктор Айболит».
Цели урока:1. Совершенствование навык чтения.2. Продолжить знакомство с творчеством Чуковского.3. Проверить и закрепить знания д...
Айболит
Сказка на новый лад по здоровому образу жизни.Музыкальное оформление можно найти в разделе "Аудиозаписи"...
проектная задача "Доктор Айболит"
Проектная межпредметная задача, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года. Класс 3-4....
Диафильм К. И. Чуковский "Айболит"
Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.http://lidia.rusedu.net/post/2339/54094...
Конспект внеклассного занятия "Добрый доктор Айболит от болезней защитит"
Цель:формировать у учащихся, воспитанников знание о профессии "врач",дать представление о некотрых врачебных специальностях (окулист, стоматолог,хирург, педиатр).Воспитание потребности расти здоровым,...
Литературная игра по поэме – сказке К.Чуковского «Доктор Айболит».
Методическая разработка урока литературного чтения и презентация к нему....