Урок чтения
материал по чтению (4 класс) по теме
Урок чтения: Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы» (4класс).
Урок учит детей понимать человеческие отношения, чувства; показать связь природы и человека, учит сопереживать и сострадать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_Chteniya_4klass.rar | 315.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ» №2 г.Кировск
Мурманская область
Учитель начальных классов:
Гавриш Татьяна Ивановна
Литературное чтение. (4 класс)
Программа «Школа России».
Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Скрипучие половицы». (2 урок)
Цели:
а) продолжить работу над повестью К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы»;
б) учить детей понимать человеческие отношения, чувства; показать связь природы и человека;
в) учить сопереживать, сострадать.
I.
1) (Портрет К.Г. Паустовского) Рассказать о писателе.
- О каких чертах характера писателя, вы бы сказали, смотря на его портрет? (доброта, открытость, сердечность, благородность…).
2) Какой раздел мы изучаем? («Природа и мы»).
- Почему глава из повести «Скрипучие половицы» представлена в этом разделе? (Автор показал отношение человека к природе. Все живые существа связаны между собой и зависят друг от друга).
3) В каком произведении К.Г. Паустовского главным героем тоже был композитор? («Корзина с еловыми шишками»-Эдвард Григ).
II.
– К какому жанру относится литературное произведение «Скрипучие половицы»? (Драма).
Драма – род литературы. Драматическим произведением называют литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц.
Характер героя в драматических произведениях раскрывается в действиях, поступках, словах.
- Вмешивается ли автор в действия героя?
(Автор в драматических произведениях только поясняет актерам, как осуществить задуманное им, а сам в действии не участвует.
Герои сами действуют, сами говорят, о своих чувствах и переживаниях.)
Драма предназначена для постановки на сцене, в театре.
- Почему глава получила название «Скрипучие половицы»?
- Перечислите героев повести. (П.И. Чайковский, Лесничий Василий, слуга композитора, девочка Феня, купец Трощенко).
III.
Работа в группах:
а)
1гр. – Разделите героев на две группы.
– Обоснуйте свой выбор.
2гр. – Восстановить план в определённой последовательности.
2) Тревожный разговор
4) Назовите вашу цену
1) Край обласкан светом
5) Разлука с любимыми местами
3) Мольба о помощи. (варианты других заголовков)
3гр. – Восстановить картинный план. (Подготовка к созданию диафильма).
– Что вас поразило, когда вы читали 1 главу.
б) I. Завязка – начало, с чего всё началось?
«Красота есть гармония, в ней залог успокоения…» Ф.М.Достоевский.
-музыка П.И. Чайковского («Времена года», «Утро»)
Какое настроение вам передалось? (чувство любви, радости…)
- Зачитайте самую яркую картину природы из 1 главы.
- Какое значение имел лес для композитора?
Лес:
- Красота
- Память
- Вдохновение
- Свежесть воздуха
II. Развитие действия.
- Словарная работа.
1гр. Махотка
2гр. Трактир
3гр. Вексель
2 глава.
Вопросы:
- Почему слуга не пускал лесника Василия к композитору?
- Как об этом сказано в повести?
Прочитайте.
- А какой Василий?
- Как вы думаете, кто окажется прав – слуга или Василий?
- Прочитать отрывок с возмущением. («Повидал я купцов… Я его растил, нянчил…»).
3 глава.
-От чего оторопел Василий?
-Каков П.И.Чайковский в этом эпизоде?
- Диалог по ролям без слов автора.
(С мольбой о помощи… степень нарастания…)
III. Кульминация. – решающее событие.
- В какой главе вы чувствуете момент наибольшего напряжения в развитии действия в художественном произведении? (4 глава)
Задания:
Разбить имена прилагательные на 2 группы.
1гр. – Выбрать имена прилагательных, которые характеризуют купца Трощенко.
2гр. – Выбрать имена прилагательные, которые характеризуют композитора П.И. Чайковского.
Жестокий, безразличный, добрый, безучастный, отзывчивый, благородный, бездушный, холодный, скупой, сердечный, алчный, равнодушный, чуткий, порядочный, бесчеловечный, нравственный.
- Пояснить!
«Наглость – есть оскорбительная дерзость, вызванная совершенным равнодушием к мнению людей» (И.Кант)
3гр. Установить причинно-следственные связи героев повести.
Причина->следствие.
Помещик банкротство -> продажа леса
Купец нажива->вырубка леса
Лесник любовь, преданность->спасти лес
П.И.Чайковский любовь к малой родине-> попытка спасти лес.
Инсценировка (4 глава)
IV. Развязка.
5 глава. Пересказ от 1 лица (П.И. Чайковский).
- Какие краски вы выберите к этой главе?
- А какие краски помогут изобразить душевное состояние героя? (серые, тёмные, черные)
- (Музыка – трагическая)
- Найдите слова, предложения, где автор изображает сосну как живое существо.
- Как называется это в литературе? (олицетворение)
- Давайте попробуем найти описание сосны в 1 главе.
- С чем сравнивается сосна? (с «маяком»)
- Можешь ли ты предложить, что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?
- Почему композитор так быстро уехал? Правильно ли он поступил?
- Постарайся найти слова, чтобы убедить купца не губить лес. (ответы детей)
- Прочитайте отрывок, в котором заключена главная мысль.
- Что вы чувствовали, когда слушали этот отрывок?
- Давайте попробуем установить связь данной повести с современностью.
(купцы->частные предприниматели, вырубают леса и продают за границу, думают о наживе, богатстве, не задумываясь о последствиях)
«Бывают люди, похожие, на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры». (Бальзак).
Итог:
- Чему вас научил урок?
- О чём заставил задуматься?
«Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости». Адам Смит.
Дома: подготовить выразительное чтение отрывка, который понравился.
- Хотелось бы вам узнать о том, что произошло дальше?
Когда вы подрастете, вы сможете прочитать всё произведение К.Г. Паустовского «Повесть о лесах», вы узнаете о том, что Пётр Ильич больше не приезжал в усадьбу со «скрипучими половицами», а вскоре его не стало, что девочка Феня никогда не забывала композитора, а с годами стала считать его родным человеком, что усадьба , в которой жил Пётр Ильич, не была забыта – раз в месяц в ней приходили концерты, которые устраивали старые музыканты, что на эти концерты они всегда приглашали Агрофену Тихоновну – девочку Феню, которая была единственной жительницей этих мест, знавшей и помнившей Чайковского.
Вы узнаете и о том, что дочь Аграфены стала работать в лесничестве, занималась разведением и восстановлением погибших лесов, что во время войны уже старая Аграфена погибла от рук фашистов, спасая от осквернения дом композитора, что усадьба погибла в огне. Узнаете вы и о том, как от рук фашистов, подобно тому как при купце Трощенко погибали огромные территории лесов и как сразу после войны леса стали восстанавливаться благодаря учёным и работникам лесничеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.
Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)
Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал ...