Урок чтения
материал по чтению (4 класс) по теме

 

Урок чтения: Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы» (4класс).

Урок учит детей понимать человеческие отношения, чувства; показать связь природы и человека, учит сопереживать и сострадать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok_Chteniya_4klass.rar315.39 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ» №2 г.Кировск

Мурманская область

Учитель начальных классов:

Гавриш Татьяна Ивановна

Литературное чтение. (4 класс)

Программа «Школа России».

Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Скрипучие половицы». (2 урок)

Цели:  

а) продолжить работу над повестью К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы»;

б) учить детей понимать человеческие отношения, чувства; показать связь природы и человека;

в) учить сопереживать, сострадать.

I.

1) (Портрет К.Г. Паустовского) Рассказать о писателе.

-  О каких чертах характера писателя, вы бы сказали, смотря на его портрет? (доброта, открытость, сердечность, благородность…).

2) Какой раздел мы изучаем? («Природа и мы»).

- Почему глава из повести «Скрипучие половицы» представлена в этом разделе? (Автор показал отношение человека к природе. Все живые существа связаны между собой и зависят друг от друга).

3) В каком произведении К.Г. Паустовского главным героем тоже был композитор? («Корзина с еловыми шишками»-Эдвард Григ).

II.

– К  какому жанру относится литературное произведение «Скрипучие половицы»? (Драма).

Драма – род литературы. Драматическим произведением называют литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц.

Характер героя в драматических произведениях  раскрывается в действиях, поступках, словах.

- Вмешивается ли автор в действия героя?

(Автор в драматических произведениях только поясняет актерам, как осуществить задуманное им, а сам в действии не участвует.

Герои сами действуют, сами говорят, о своих чувствах и переживаниях.)

Драма предназначена для постановки на сцене, в театре.

- Почему глава получила название «Скрипучие половицы»?

- Перечислите героев повести. (П.И. Чайковский, Лесничий Василий, слуга композитора, девочка Феня, купец Трощенко).

III. 

Работа в группах:

а)

1гр. – Разделите героев на две группы.

        – Обоснуйте свой выбор.

2гр. – Восстановить план в определённой последовательности.

2) Тревожный разговор

4) Назовите вашу цену

1) Край обласкан светом

5) Разлука с любимыми местами

3) Мольба о помощи.  (варианты других заголовков)

3гр. – Восстановить картинный план. (Подготовка к созданию диафильма).

          – Что вас поразило, когда вы читали 1 главу.

б)  I. Завязка – начало, с чего всё началось?

«Красота есть гармония, в ней залог успокоения…» Ф.М.Достоевский.

-музыка П.И. Чайковского («Времена года», «Утро»)

Какое настроение вам передалось?  (чувство любви, радости…)

- Зачитайте самую яркую картину природы из 1 главы.

- Какое значение имел лес для композитора?

Лес:

  1. Красота
  2. Память
  3. Вдохновение
  4. Свежесть воздуха

II. Развитие действия.

  1. Словарная работа.

1гр. Махотка

2гр. Трактир

3гр. Вексель

2 глава.

Вопросы:

 - Почему слуга не пускал лесника Василия к композитору?

- Как об  этом сказано в повести?

Прочитайте.

- А какой Василий?

- Как вы думаете, кто окажется прав – слуга или Василий?

- Прочитать отрывок с возмущением. («Повидал я купцов… Я его растил, нянчил…»).

3 глава.

-От чего оторопел Василий?

-Каков П.И.Чайковский  в этом эпизоде?

- Диалог по ролям без слов автора.

(С мольбой о помощи… степень нарастания…)

III. Кульминация. – решающее событие.

- В какой главе вы чувствуете момент наибольшего напряжения в развитии действия в художественном произведении? (4 глава)

Задания:

Разбить имена прилагательные на 2 группы.

1гр. – Выбрать имена прилагательных, которые характеризуют купца Трощенко.

2гр. – Выбрать имена прилагательные, которые характеризуют композитора П.И. Чайковского.

Жестокий, безразличный, добрый, безучастный, отзывчивый, благородный, бездушный, холодный, скупой, сердечный, алчный, равнодушный, чуткий, порядочный, бесчеловечный, нравственный.

- Пояснить!

«Наглость – есть оскорбительная дерзость, вызванная совершенным равнодушием к мнению людей» (И.Кант)

3гр. Установить причинно-следственные связи героев повести.

Причина->следствие.

Помещик                                банкротство -> продажа леса

Купец                                       нажива->вырубка леса

Лесник                                     любовь, преданность->спасти лес

П.И.Чайковский                    любовь к малой родине-> попытка спасти лес.

Инсценировка (4 глава)

IV. Развязка.

5 глава. Пересказ от 1 лица (П.И. Чайковский).

- Какие краски вы выберите к этой главе?

- А какие краски помогут изобразить душевное состояние героя?  (серые, тёмные, черные)

- (Музыка – трагическая)

- Найдите слова, предложения, где автор изображает сосну как живое существо.

- Как называется это в литературе? (олицетворение)

- Давайте попробуем найти описание сосны в 1 главе.

- С чем сравнивается сосна? (с «маяком»)

- Можешь ли ты предложить, что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес?

- Почему композитор так быстро уехал?  Правильно ли он поступил?

- Постарайся найти слова, чтобы убедить купца не губить лес.  (ответы детей)

- Прочитайте отрывок, в котором заключена главная мысль.

- Что вы чувствовали, когда слушали этот отрывок?

- Давайте попробуем установить связь данной повести с современностью.

(купцы->частные предприниматели, вырубают леса и продают за границу, думают о наживе, богатстве, не задумываясь о последствиях)

«Бывают люди, похожие, на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры». (Бальзак).

Итог:  

- Чему вас научил урок?

- О чём заставил задуматься?

«Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости». Адам Смит.

Дома: подготовить выразительное чтение отрывка, который понравился.

- Хотелось бы вам узнать о том, что произошло дальше?

Когда вы подрастете, вы сможете прочитать всё произведение К.Г. Паустовского «Повесть о лесах», вы узнаете о том, что Пётр Ильич больше не приезжал в усадьбу со «скрипучими половицами», а вскоре его не стало, что девочка Феня никогда не забывала композитора, а с годами стала считать его родным человеком, что усадьба , в которой жил Пётр Ильич, не была забыта – раз в месяц в ней приходили концерты, которые устраивали старые музыканты, что на эти концерты они всегда приглашали Агрофену Тихоновну – девочку Феню, которая была единственной жительницей этих мест, знавшей и помнившей Чайковского.

Вы узнаете и о том, что дочь Аграфены стала работать в лесничестве, занималась разведением и восстановлением погибших лесов, что во время войны уже старая Аграфена погибла от рук фашистов, спасая от осквернения дом композитора, что усадьба погибла в огне. Узнаете вы и о том, как от рук фашистов, подобно тому как при купце Трощенко погибали огромные территории лесов и как сразу после войны леса стали восстанавливаться благодаря учёным и работникам лесничеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...