Урок литературного чтения К. Паустовский "Растрёпанный воробей"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Данный урок является результатом решения задачи развития речи и творческих способностей. На уроке ведётся работа по формированию у детей умения анализировать. Дети активно рассуждают о прочитанном. Урок демонстрирует разнообразные виды заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rastryopannyy_vorobey.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"
Задачи урока:
образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;
развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Оборудование и ресурсное обеспечение: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов; цв. карандаши; видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», словарь С.И.Ожегова; учебник «Родная речь» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.
компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word
ХОД УРОКА.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Актуализация темы.
1. Введение в тему.
- Послушайте музыку и скажите, как называется это музыкальное произведение и почему именно его я предлагаю сегодня вашему вниманию.
(фрагмент из балета «Золушка» С. Прокофьева. Именно это произведение упоминает К.Паустовский в своём рассказе «Растрёпанный воробей»)
2. Сообщение целей урока.
Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей», а помогут нам такие виды искусства, как литература, кино, живопись, музыка.
3. Речевая разминка.
Послушайте загадку и скажите, о ком в ней говорится:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Это… (ворона).
- По каким признакам вы догадались?
4. Словарная работа.
- По характеру ворона в произведении названа еще и «сварливой». Как вы понимаете значение этого слова?
(Ворчливая, склонная к ссорам).
- Найдите, как об этом сказано у К.Г. Паустовского в тексте? (с. 15)
- Послушайте следующую загадку:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).
- Что из этой загадки можно узнать о воробьях?
(Питаются жучками, не улетают на юг, обитают под крышей).
- А зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем придется. Как вы понимаете выражение «Питаются из лошадиных торб овсом».
(Торба – мешок с овсом, который подвешивается к морде лошади).
- Прочитайте, как об этом сказано у К.Г. Паустовского? (с.16)
III. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом? (прочитать произведение, подобрать другое название и поработать художниками: сделать рисунок – обложку к произведению).
- Покажите и расскажите, что вы изобразили.
1. Индивидуальный опрос. Краткий пересказ отрывков.(2 -3 ч.)
2. Работа со словарём. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?
(Он способен подарить чудо)
Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Но сначала ответим на вопрос:
сказка это или рассказ? В этом нам поможет словарь. Найдём определение слов сказка и рассказ в словаре С.И. Ожегова.
(Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение не большого размера).
(Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил).
-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?
(Воробей Пашка – сказочный персонаж и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.)
- Вспомним, кто ещё является главными героями изучаемой нами сказки? (на доске имена героев)
IV. Работа с текстом произведения.
1. Жужжащее чтение
Обратимся к тексту произведения.
Прочитайте начало сказки и определите, кто из героев предстаёт перед нами первым? (с.12)
2. Работа в парах.
Придумайте вопрос по прочитанной части и задайте его соседу (поменялись ролями)
3. Выборочное чтение.
- Кем была мама Маши? (балериной). Мама очень волновалась. Как об этом пишет Паустовский?
Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем (с. 13)
- К какому важному событию готовилась мама Маши?
(Она готовилась впервые танцевать Золушку)
- Почему маме был так дорог стеклянный букетик? (Его подарил маме Машин папа)
В этом рассказе, как и в произведениях других авторов, главный герой – не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ. Об этом образе поговорим после небольшой паузы.
V. Физминутка.
VI. Работа над образом воробья Пашки и вороны.
- Как же Пашка попал в дом к Маше? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из мультфильма, который был поставлен по мотивам рассказа Паустовского.
1. Просмотр отрывка из мультфильма (слайд 2)
- Что произошло после?
2. Инсценировка (диалог милиционера и Маши)
Маша принесла Пашку домой, накормила и выпустила. Но воробушек прилетал каждый день и хотел отблагодарить Машу. Как он это делал? Прочитайте отрывок и добавьте недостающие слова (слайд 3)
3. Беседа с сопровождением выборочного текста.
Совсем по-иному вела себя другая героиня сказки-ворона. Она частенько занималась воровством в доме Маши. Что было предметом последнего воровства вороны, и кто оказался свидетелем этого поступка?
( Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Всю эту картину увидела Маша.)
- Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? (выборочное чтение) с.20
4. Свободные высказывания.
- Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.
Чтобы так отчаянно сражаться, необходимо обладать определёнными чертами характера.
5. Работа со слайдами. Характеристика героев.
1) Какими характеристиками обладала ворона, а какими воробей Пашка? Выберите (слайд 4)
2) Вчера дома вы все работали художниками-оформителями. Художник должен перевести язык писателя - на свой язык, язык красок. Совпадает ли взгляд художника с текстом автора? Определите, к какой части текста относятся эти иллюстрации (беседа с сопровождением выборочного текста.) (слайд 5,6)
3) Воспроизведи последовательность событий (слайд 7)
Паустовский очень точно смог выстроить сюжетную линию. В сказке события следуют одно за другим. В представленном мною варианте что-то напутано. Восстановим последовательность.
- Почему на глазах у Золушки после окончания спектакля были слёзы? (она вспомнила о потерянной брошке).
- Кто помог вернуть маме брошь?
-Как это произошло? (выборочное чтение) с.22-23
Пашка помог маме вновь обрести хрустальный букетик, который был ей так дорог.
VI. Творческая работа. Релаксация.
Рисование хрустального букетика – брошки под мелодию С. Прокофьева из балета «Золушка»
- Предлагаю вам разукрасить букет. Возможно он выглядел именно так.
VII. Рефлексия.
- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?
- Зачем написано это произведение?
- Перед вами высказывание: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».
Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.
VII. Итог.
VIII. Домашнее задание (слайд 8)
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
в 3 классе
по теме:
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».
УМК «Школа России».
Учебник «Родная речь» ч.2.
Автор Л.Ф.Климанова.
Составитель:
учитель начальных классов
МОУ СОШ №18
п. Загорский
Минераловодского района
Ставропольского края
Саенко Тамара Нодариевна.
2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения И. Тургенев "Воробей"
Урок разработан по тексту И.С. Тургенева «Воробей» из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова). Текст изучается в разделе «Такой хрупкий и такой прочный мир чув...
Урок литературного чтения в 3 классе. Составила: учитель начальных классов Еркудова Инна Михайловна Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»
Тема урока:С. Чёрный «Воробей», «Слон»Цели урока: - продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»; - а...
Конспект урока литературного чтения «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» ознакомительное чтение» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» Планируемые результаты:П...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....
Комментарии
Спасибо за конспект!
Спасибо за конспект!