Викторина "Наш любимый Буратино"
методическая разработка по чтению по теме

Сценарий викторины по книге А.К.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино" для обучающихся начальных классов. В игровой форме предлагается обобщить знания детей по прочитанной книге. Прилагается текст сценки "Пиноккио и Буратино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.rar2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 100

Кировского района г. Волгограда

Районный конкурс

учебно-методических разработок

 «Мудрый словарь»

Номинация

«Конкурс методических разработок

по внеклассной работе»

Викторина

«Наш любимый Буратино»

(Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», 2007 г.)

Выполнила:

Гарченко Марина Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 100

Волгоград 2010

Тема: «Наш любимый Буратино»

Цель: обобщение и систематизация знаний сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик,  или  приключения Буратино»

Задачи:

  1. расширять читательский кругозор учащихся;
  2. прививать интерес к чтению;
  3. развивать речь, творчество;
  4. воспитывать дружелюбие,  взаимовыручку.

Оборудование: портрет писателя, справочник  О.Д.Ушаковой «Великие писатели», книга А. Н. Толстого "Золотой ключик,  или приключения Буратино", книга К. Коллоди "Пиноккио", костюмы сказочных персонажей, выставка рисунков, аудиозапись песни "Буратино", компьютер, проектор, экран, название команд, эмблемы, табло.

План

1.Вступительное слово.

2.Сценка «Буратино и Пиноккио».

3. Вопрос команде соперников «Домашнее задание».

4. Знаешь ли ты?

5. Кому принадлежат эти высказывания?

6. Кто это?

7. Выбери правильный ответ.

8. Конкурс капитанов «Сложи слово».

9. Разгадывание кроссворда.

10. Подведение итогов. Награждение победителей.

Подготовка.

Было предложено познакомиться с творчеством А.Н.Толстого по справочнику О.Д.Ушаковой  «Великие писатели», прочитать книгу А.Н.Толстого "Золотой ключик,  или приключения Буратино" и книгу К. Коллоди "Пиноккио".  Дети готовили  рисунки, придумывали вопросы команде соперников, подготовили  инсценировку.

На экране портрет писателя, на полочке справочник школьника О.Д.Ушаковой  «Великие писатели».

  1. Вступительное слово (звучит запись песни «Буратино»)

Педагог. Ребята, мы познакомились с жизнью и творчеством А.Н.Толстого по справочнику О.Д.Ушаковой «Великие писатели», прочитали книги о Буратино и Пиноккио, а теперь подведем итог.  Сегодня у нас с вами викторина.  А пока посмотрите сценку.

На экране:

  1. Сценка «Буратино и Пиноккио»

(Приложение № 1)

В викторине участвуют три команды «Буратино», «Мальвина» и «Пьеро». Вопросы задаются командам по очереди. За каждый правильный ответ команда получает балл. Если команда не сможет дать ответ на вопрос, то ответить могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительное очко.

  1. Домашнее задание. (Капитаны команд задают вопросы соперникам)

1. Как переводится с итальянского слово «Буратино»? («Деревянная кукла»)

2. Сколько золотых монет дал Карабас Барабас Буратино? (Пять)

3. Каким лекарством лечили Буратино? (Касторка)

  1. Кто спас Буратино, когда разбойники повесили его на дереве? (Мальвина, Артемон, муравьи)
  2. Какие слова должен был произнести на Поле Чудес Буратино, чтобы выросло денежное дерево? («Крекс, фекс, пекс»)
  3. Как звали продавца пиявок? (Дуремар)

4.  Знаешь ли ты?

  1. Почему Буратино не утонул в реке? (Он деревянный)
  2. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального карпа)
  3. Куда смог спрятаться Буратино, где он узнал тайну золотого ключика? (В большом глиняном кувшине)
  4. Кто автор всех знаменитых стихов, звучащих на страницах книги? (Пьеро)
  5. Под чьим именем Карабас-Барабас пытается арестовать шарманщика Карло? (Под именем Тарабарского короля)
  6. Какое название имел новый кукольный театр? («Молния»)

5. Кому принадлежат эти высказывания?  (Высказывания написаны на плакатах)

1. «Не доведет тебя до добра это ученье»…(Лиса Алиса о Буратино)

2.«Пациент скорее мертв, чем жив» (Сова о Буратино)

3. «Кого угодно со света сживет чистотой!» (Буратино о Мальвине)

4. «Синьоры, чирей мне на язык, прострел мне в поясницу – кувшин пуст» (Хозяин харчевни «Трех пескарей»)

5. «Он дрался, как лев!» (Мальвина о Пьеро)

6. «Эх ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких обижаете! Стыдно!» (Папа Карло Карабасу Барабасу)

6. Кто это?

  1. Рот у нее всегда открыт,  чтобы не теряя времени, по пути ловить, кусать, глотать живьем комаров и ночных бабочек.  (Летучая мышь)
  2. Вот надежные ребята, за деньги они приведут к вам хоть самого черта. ( Лиса Алиса и кот Базилио)
  3. Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано  пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро)
  4. Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый,  как шахматная доска. (Арлекин)
  5. В широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло)
  6. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом. (Пудель Артемон)

7. Выбери правильный ответ.

Вопросы и варианты ответов - на экране.

1. В каком году А.Н.Толстой впервые опубликовал "Приключения Буратино"?

А. 1906 г.

Б. 1936 г.

В. 1996 г.

2. Как переводится с итальянского слово "Буратино"?

А. Деревянная кукла.

Б. Игрушка.

В. Веселый мальчишка.

3. С какой из этих фраз начинается сказка?

А.Синьор Карабас держал на привязи двух полицейских собак.

Б. Карло жил в коморке, где у него ничего не было, кроме красивого очага - в стене против двери.

В. Давным-давно на берегу Средиземного моря жил столяр Джузеппе по прозвищу Сизый нос.

4. Кому подарил говорящее полено Джузеппе Сизый Нос?

А. Своему другу шарманщику Карло.

Б. Карабасу Барабасу.

В. Лисе Алисе.

5. Кто едва не погубил Буратино в первый день?

А. Папа Карло.

Б. Сверчок.

В. Крыса Шушара.

6. Куда отправился Буратино вместо того, чтобы идти в школу?

А. В цирк.

Б. В кукольный театр.

В. В зоопарк.

7. Сколько золотых монет дал Карабас Барабас Буратино?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

8. Кто это - Алиса и Базилио?

А. Собака и Волк.

Б. Лиса и Слон.

В. Лиса и Кот.

9. Кто спас Буратино, когда разбойники повесили его на дерево?

А. Пьеро.

Б. Мальвина.

В. Арлекин.

10. Какого цвета были волосы у Мальвины?

А. Зелёные.

Б. Красные.

В. Голубые.

11. Как звали пуделя Мальвины?

А. Артём.

Б. Артемон.

В. Рекс.

12. Каким лекарством лечили Буратино?

А. Косторкой.

Б. Рыбьим жиром.

В. Аспирином.

13. Как Мальвина наказала Буратино за плохое поведение?

А. Оставила без ужина.

Б. Посадила в темный чулан.

В. Выгнала из дома.

14. Как называлась страна, в которую Буратино звали Кот и Лиса?

А. Страна Чудес.

Б. Страна Игр.

В. Страна Дураков.

15. Какие слова должен был произнести на Поле Чудес Буратино, чтобы выросло денежное дерево?

А. Скорики, ёрики, морики.

Б. Крекс, фекс, пекс.

В. Урлу, шурлу, дурлу.

16. Что подарила черепаха Тортилла Буратино?

А. Золотой ключик.

Б. Золотые монеты.

В. Золотое кольцо.

17. Кого повстречал Буратино, когда удирал из Страны Дураков?

А. Мальвину.

Б. Пьеро.

В. Артемона.

18. Как звали продавца пиявок - помощника Карабаса Барабаса?

А. Тарабар.

Б. Карабар.

В. Дуремар.

19. Где находилась дверь, которую надо было открыть золотым ключом?

А. В театре Карабаса Барабаса.

Б. В харчевне "Три пескаря".

В. В коморке папы Карло.

20. Как назвали друзья свой театр?

А. "Молния".

Б. "Ветер".

В. "Гроза".

21. Почему в театре Карабаса Барабаса не осталось ни одной куклы?

А. Он их продал.

Б. Они сбежали в театр Буратино.

В. Их украли.

22. Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле Чудес?

А. Один день.

Б. Нисколько.

В. Семь дней.

23. Какой фразой заканчивается сказка?

А. Буратино шлепнулся в воду, и зелёная ряска сомкнулась над ним.

Б. Карабас Барабас рванул себя за бороду, повалился на пол и начал реветь.

В. Карабас Барабас так и остался сидеть в луже под дождём.

8. «Сложи слово».  Конкурс капитанов.

(Буквы  написаны на отдельных листках, нужно сложить слово на время)

Дуремар, Карабас, Артемон

9. Разгадывание кроссворда.

(Приложение № 2. Ответы.)

1.Как звали кота, друга лисы Алисы?

2.Какой породы  была собака Артемон?

3.Кто сидел на стене под очагом и шевелил усами?

4.Как звали хозяина кукольного театра?

5.Кто из героев носил серебряные часы?

6.Кто дал Буратино Золотой ключик?

7.Как звали кудрявую хорошенькую девочку с приподнятым носиком?

8.Какая денежная монета была в обиходе у жителей городка?

10.Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение № 1

Звучит музыка Г. Гладкова к кинофильму “Приключения Буратино”.  Появляется  главный герой сказки – Буратино. Он танцует. С противоположной стороны ему навстречу идёт Пиноккио, точная копия Буратино. Не замечая друг друга, они выполняют одинаковые танцевальные движения. В конце концов повернувшись, неожиданно сталкиваются лбами и валятся на пол, недоумённо глядя друг на друга.
Буратино (потирая ушибленный лоб). - Ой, ты кто?
Пиноккио (морщась от боли).-  А ты кто?
Буратино. - Как это – кто? Я – мальчик, естественно.
Пиноккио.-  И я – мальчик.
Буратино (встаёт, обходит вокруг Пиноккио, пристально вглядываясь в него).-  Постой, постой! Кого-то ты мне напоминаешь. (Чешет затылок.)
Пиноккио (удивлённо). - И ты мне вроде как знаком… (Встаёт с пола, отряхивает одежду.)
Буратино (начиная терять терпение).-  Слушай, откуда ты такой взялся?
Пиноккио (миролюбиво). - Меня Джеппетто смастерил из дерева и назвал Пиноккио. “Назову-ка его Пиноккио – это принесёт ему счастье” – так сказал мой бедный Джеппетто (вздыхает). Но ему самому счастья не принесло моё появление на свет, скорее всего, наоборот – одни только неприятности и беды…
Буратино.-  А меня папа Карло смастерил и назвал Буратино за мой длинный и любопытный нос (передразнивает Карло): “Буратино, сынок! Твой длинный нос и твоё чрезмерное любопытство тебя до добра не доведут…”. (Трогая нос.) Да, он оказался, как всегда, прав, мой старый и добрый папа Карло – мой нос вечно меня подводит. Из-за него я постоянно попадаю во всякие наиглупейшие истории…
Пиноккио.-  Вот и я вляпался в одну историю, стоило мне только продать свой “Букварь” и попасть на представление в кукольный театр…
Буратино (перебивая). - Как?! И ты тоже? Ах, ты самозванец! А я-то думаю, кого же ты мне напоминаешь: ты – это я! Хочешь к моей известности примазаться? (Сжимает кулаки.)
Пиноккио (заикаясь). - Слушай, а, по-моему, это ты под меня подделываешься. На свете только один деревянный мальчик – это я! (Бьёт себя в грудь.)
Буратино (фыркая).-  Вот ещё, как бы не так! А вот и нет!
Пиноккио (в свою очередь сжимая кулаки).-  А вот и да!..
Буратино.-  Ну, держись! Сейчас я тебе покажу, кто из нас настоящий, самозванец несчастный!
Пиноккио (поддразнивая, задорно). - Попробуй только!
Между мальчиками завязывается потасовка, переходящая в драку. Но тут слышится взволнованный голос, появляется Мальвина.
Мальвина (укоризненно покачивая головой). -  Мальчики, мальчики! Как можно драться? Ведь это довольно глупо. Любой спор можно разрешить и без помощи кулаков.
Пиноккио.-  Фея с голубыми волосами!..
Буратино (в сторону). - Ну, вот и здесь достала, подраться как следует не дала.
Мальвина (всплёскивая руками и удивлённо переводя взгляд то на одного, то на другого). - Ой, мальчики! До чего же вы похожи друг на друга, прямо как близнецы-братья… (обращается к Буратино) - Буратино, а ты мне не говорил, что у тебя есть близкие родственники.
Буратино (насупившись).  - С чего ты взяла, что он (тыкает пальцем в Пиноккио) – мой брат? Самозванец по имени Пиноккио, вот кто он…
Пиноккио (обиженно). -  Сам такой!..
Мальвина (подходит к одному, потом к другому, стучит по голове, задумчиво произносит). -  Хм, довольно странно… Ты (обращается к Пиноккио) из дерева, и ты (поворачивается к Буратино) тоже, судя по звуку, сделан из дерева (разводит руками) … Ничего не пойму: два деревянных, непослушных мальчика – это уже слишком! Здесь, очевидно, произошло недоразумение. Действительно, один из вас – явный самозванец!
Буратино и Пиноккио (вместе). -  Это не я! Это он (показывают друг на друга пальцем).
Завязывается потасовка, Мальвина в ужасе закатывает глаза. Выходит ведущий.
Ведущий (разнимая драчунов). Мальчики, успокойтесь, пожалуйста! Я совершенно не вижу причин для драки.
Пиноккио (насупившись, кивает головой в сторону Буратино). А чего он меня самозванцем обзывает? Ещё неизвестно, кто самозванец из нас (показывает своему обидчику кулак, тот фыркает и насмешливо притопывает ногой).
Мальвина. Нет, они оба просто невыносимы…
Ведущий (обнимая сказочных персонажей). Ребята, давайте жить дружно! Ссориться вам совершенно ни к чему. Каждый из вас по-своему прав.
Пиноккио и Буратино (вместе). Как это?
Ведущий. Присаживайтесь, я сейчас всё вам объясню. Когда-то очень давно итальянский писатель Карло Лоренцини, известный под вымышленной фамилией – Коллоди (он жил во Флоренции, родился 24.11.1826 г.), автор публицистических очерков, рассказов, комических сценок, написал детскую повесть о маленьком деревянном человечке и его похождениях. В повести вымысел переплетался с реальностью. Главный герой повести – ожившая марионетка, озорной, ленивый мальчик. Он попадает в самые неприглядные истории, причиняя горе своему названному отцу – бедному Джеппетто. Но смекалка, доброта и отзывчивость, а также ряд обстоятельств помогают простой деревянной игрушке стать настоящим человеком.
Детская повесть, которая называлась “Приключения Пиноккио, история марионетки”, совершенно неожиданно для её автора – Карло Коллоди, получила всемирную известность.
В 1908 году произведение впервые было переведено на русский язык. Примерно в это же время, в другом конце земного шара жил русский мальчик – Алёша Толстой (родился 10.01. 1883г.). Он очень любил читать книги, а одним из его любимейших произведений стала книга о Пиноккио. Прошли годы, мальчик стал известным писателем, автором прекрасных  произведений: стихов, рассказов, повестей, романов. Много произведений он написал и для детей, среди которых есть замечательная сказка о весёлом деревянном человечке – Буратино…
Буратино. Выходит, что Пиноккио – мой старший брат?
Ведущий. Совершенно верно. Вот как об этом пишет сам Алексей Толстой: “Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку:  она  называлась  “Пиноккио,  или Похождения деревянной куклы” (деревянная кукла по-итальянски – Буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения о Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было. Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка”.
Теперь, мальчики, вам понятно, почему вы так похожи между собой? Прообразом русского Буратино стал итальянский Пиноккио…
Мальвина (в восторге хлопает в ладоши). Ой, как всё интересно! Мальчики, вы действительно почти как братья! Да пожмите, наконец, друг другу руки и помиритесь! (Пиноккио и Буратино неуверенно протягивают друг другу руку в знак примирения, потом, неожиданно для окружающих и для самих себя, крепко обнимаются, смущённо хлопая друг друга по плечу.)
Буратино (обращаясь к Пиноккио). А ты действительно стал настоящим мальчиком, без всяких дураков?
Мальвина (морщит носик). Буратино! Подбирай выражения…
Пиноккио (кивая головой). Ага.
Буратино (переминаясь с ноги на ногу). Слушай, а ты мне расскажешь, как стать человеком?
Пиноккио. Ну, конечно, брат!
Буратино (с надеждой). А… ты… мне поможешь стать настоящим человеком?
Пиноккио. Пойдём, Буратино, нам предстоит долгий разговор…
Мальвина (сгорая от любопытства). Ой, мальчики, а мне можно с вами?
Пиноккио кивает головой в знак согласия.
Буратино (вздыхая). Куда же мы без тебя денемся… пошли.
Мальвина подхватывает мальчиков под руки. Оживлённо разговаривая, персонажи уходят.

Приложение № 2

  1. БАЗИЛИО

  1. ПУДЕЛЬ

  1. СВЕРЧОК

  1. КАРАБАС

  1. АРТЕМОН

  1. ТОРТИЛА

  1. МАЛЬВИНА

  1. СОЛЬДО

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Н. Толстой «Приключения Буратино» Уроки Мальвины Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» 2 класс

А.Н. Толстой«Приключения     Буратино»           Уроки Мальвины Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино...

Урок литературного чтения «А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. Девочка с голубыми волосами хочет воспитать Буратино».

Тип урока  открытия новых знаний, был проведен в рамках районного методического объединения....

Сценарий спектакля "Буратино" по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик ,или Приключения Буратино "

Сценарий "Буратино"  для постановки в 3-ем классе. В этом спектакле играют актёры, также можно использовать в некоторых сценах куклы....

Школьный этап городского конкурса "Мои любимые книги" ; Изготовление закладок - агитаций на тему "По страницам любимых книг"

Школьный этап городского конкурса "Мои любимые книги" ; Изготовление закладок - агитаций на тему "По страницам любимых книг"...

Методическая разработка новогоднего театрализованного костюмированного музыкально номера для младших школьников «Буратино и его ключик»: мини-мюзикл (по мотивам сказки А. Толстого «Приключения Буратино»)

Сценарий новогоднего праздника для учащихся 2-3  классов содержит подробное описание действий номера музыкального новогоднего  шоу для учащихся начальной школы....

Внеклассное мероприятие " Любимым бабушкам! Любимым дедушкам!"

Цель мероприятия:Воспитание у молодого поколения чувства любви, заботы, уважения к старшему поколению.Задачи мероприятия:- раскрытие личности ребёнка, его творческие способности, художественного и эст...