Развитие навыков чтения
статья по чтению (1 класс) по теме

Шаповаленко Нина Анатольевна

Задания по литературному чтению, направленные на развитие творческой активности и речевого аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Razvitie_navykov__chteniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрушенко Нина Анатольевна

Задания, по литературному чтению, направленные на развитие творческой активности и речевого аппарата.

                                                                                                                                                                            

  1. «Кто так кричит? Что так звучит?» Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата.

Задание: послушай и повтори, как называли в стародавние времена домашних птиц и животных (запись на доске для тех кто умеет читать):

           Бегут, бегут со двора

            Гулять, гулять в луга:

            Курка - гарабурка, каки –таки,

            Утка – поплавутка – бряки – кряки,

             Гусь – водомусь – гаги – ваги,

             Индюк – хрипиндюк – шулды – булды,

             Свинка – толстоспинка – чахи – ряхи,

             Коза – дерибоза – меке – беке,

             Баран – крутороган – чики – брики,

             Корова – комола – тпруки – муки,

             Конь – брыконь – иги – виги.

- Припомните, как ещё разговаривают с животными?

- Разыграйте сценки – звукоподражания. Например: котёнок просит молока; мурлычет кошка, ласкаясь к хозяйке; собака тоскует; щенок лает на чужого.

- Поработай с картинками  - кричалками. Изобрази голосом звуки, которые произносят животные.

- Послушай как звучат птичьи разговоры. Повтори их. (Запись на доске для читающих детей).

   Песня воробья                  Песня иволги                  Песня соловья

     Чио – чио,                         Фить – пирю,                  Тимох - тимох

Фью – фью – фью !                   Спать пора!                   Клёх, клёх!

      Чик – чирик,                     Фить – пирю,                  Сурик – ко – ко!

Чью – чью – чью!                       Спать пора!                 Сурик – ко – ко!

    2.Скороговорки. (Можно проводить и коллективную и индивидуальную работу). Запись на доске. Задания, направленные на дифференциацию (различение) смешиваемых звуков.

  -Послушай! Научись читать скороговорки с удивлением, восторженно, сердито.

Проворонила ворона воронёнка.

Баран Буян залез в бурьян.

Бобр добр до бобрят.

Сух сук нёс барсук.

Шесть мышат в камышах шуршат.

- Повтори: медленно, быстерее, быстро, очень быстро. Молодец.

- Найди в каждой скороговорке буквы: отдельно гласные, отдельно согласные.

  - Послушай и быстро повтори.

Около кола бьют в колокола.

Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Евсей, Евсей муку просей.

  1. Считалки. Задания, направленные на развитие ритмичного чтения.

 - Послушай и повтори.

Раз, два, три,

Четыре, пять

Будем в прятки

Мы играть.

     Небо, звёзды,

     Луг, цветы –

      Ты пойди – ка

       Поводи!

 - Воспроизведи ритм стиха. Что  почувствовал? (Что строка делится, то на две, то на три части.

 -Послушай. Повтори. Подумай, на сколько частей нужно поделить каждую строку, чтобы получился единый ритм?

   Тучи, тучи, тучи, тучи,

   Скачет конь большой, могучий.

   Через тучи скачет он,

   Кто не верит - выйди вон!

 - Сочини считалку с началом:

Раз, два, три

 ------------------

-------------------

-------------------

 - Послушай. Повтори. Разыграй.

   Подогрела чайка чайник,

   Пригласила восемь чаек:

  « Приходите все на чай»

   Сколько чаек? Отвечай!  

Работать со считалками можно в любом классе начальной школы. И использовать их можно не только на уроках литературного чтения, но и как физкультминутки.

 

Для более старшего возраста усложняю звукоряд.

    Энэ – бэнэ – рэц,

   Квинтер – минтер – жец,

   Энэ – бэнэ – раба,

   Квэнтэр – мэнтэр – жаба.

Атки – патки

Чуткиме

Аболь – фаболь

Доминэ,

Ики – пики

Граматыки

Шест, крест,

Яблоко.

 - Сочини считалку по образцу:

Анки – дранки,                Анки –дранки, трили – друк,

Трили – друк,                    ------------------------------------

-----------------                     ------------------------------------

-----------------                     ------------------------------------

   Это задание может быть распределено по группам. Затем считалки нужно сравнить. Нарисовать к ним иллюстрации.

    4.Дразнилки. Задания, направленные на предупреждение ошибок при чтении.

 - Послушай. Повтори. Придумай интересные движения, подбери нужные интонации. Попробуй придумать к именам своих подружек и друзей определения подобные этим.

   Антошка – картошка,

   Соломенная ножка,

   Сам с ноготок,

    Голова с локоток.

Прокоп – укроп,

Медный лоб,

Сам с аршин,

Голова с кувшин.

   Лёшка – лепёшка,

   Голова с лукошко,

   Шапка с колышком,

   Ноги брёвнышком.

 - Продолжите  придумывать слова созвучные именам девочек и мальчиков:

   Андрей – воробей, ротозей, ----------

   Анна – ванна, ----------, ----------

   Борис – барбарис, ----------, ---------

   Иван – стакан, ----------, ----------

   Антошка – картошка, ---------, ----------

   Галочка – палочка, ----------, -----------

   Мишка – шишка, ----------, -----------

   Маша – каша, ----------, ----------

   Зинка – корзинка, ----------, ----------

   5. Страшилки. Задания, направленные на развитие словарного запаса.

 - Попробуй напугать своего приятеля вот таким стишком. Подумай, каким голосом следует читать данную страшилку.

   Барашеньки,

   Крутороженьки,  

   По лесам ходили,

   По дворам бродили,

   В скрипочку играли,

   Ваню потешали.

   А совища из лесища

    Глазищами хлоп – хлоп!

   А козлище из хлевища

   Ножищами топ – топ!

- Прочитай эти стихи так, чтобы слушателю стало страшно. Нарисуй соответствующие рисунки.

   Уж ты, Васенька, дружок,

   Ты не бегай на лужок,

   На крутой на бережок,

   Тебя мышка съест,

   Либо ласточка,

   Либо серенький волчок

   Из – за кустичка,

   Либо белая собачка

   Из – под мостичка.

 - Придумай стихотворение - страшилку или очень страшную историю. Подумай, что важно при её чтении?

      6.  Молчанки.

 - Можно ли нарисовать картинку к этому стихотворению? Что это такое? Как вы назовёте такое стихотворение?

   Венчики, венчики.

   Летали бубенчики

   По травке и росе,

   По чужой стороне.

   Собирали орешки,

   Медок., сахарок –    

   Молчок!

 

- Придумай несколько других строчек перед словом «Молчок!».

 - Придумай свою молчанку и проверь её действие  на маме, папе, бабушке, приятеле.

     7.Прибаутки.

Послушай и повтори. Найди в прибаутке «шелестящие», «свистящие», «шумящие» слова.

   Мыши водят хоровод.

   На лежанке дремлет кот.

   Тише, мыши. Не шумите,

    Кота Ваську не будите.

   Вот проснётся Васька – кот,

    Разобьёт весь хоровод.

          Музыканты.

   Как у нашего соседа

   Весела была беседа:

   Гуси – в гусли,

   Утки – дудки,

   Овцы – донцы,

   Тараканы – в барабаны.

 - Знаешь ли ты продолжение этой песенки? Попробуй продолжить её дальше, сколько сможешь

.

        8. Сказки.

    Огромное значение в жизни детей имеют сказки. Сказочный дидактизм начинается с первых незамысловатых сказках о животных, он есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного.  Сказки  - художественный способ познания окружающего мира.

     Игровые задания к сказкам обязательно связаны с иллюстрациями.

- Узнай историю по одному из событий. (Сказки «Репка», «Теремок»)

- Кто за кем появляется?

- Что после чего случается?

- С чего всё началось и чем всё закончилось?

- По серии картинок: расскажи историю за историей.

- Попробуй нарисовать схему действия сказки, так чтобы все действия (звенья) соединились в одну цепочку.

- Попробуй сочинить сказку, похожую на «Колобок», «Теремок», «Заюшкину избушку».Чем твоя сказка похожа на образец и чем она отличается от него?

- Теперь попробуй сочинить сценарий для кукольного спектакля по любой  из изученных сказок. Какую иллюстрацию ты выберешь для декораций к спектаклю? Почему?                      

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для развития навыка чтения в 1 классе

Тексты для развития навыка чтения используются в период обучения грамоте. Данный материал можно использовать при организации индивидуальной работы с детьми....

Развитие навыков чтения.

Набор упражнений для развития навыков чтения для детей младшего школьного возраста...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...


 

Комментарии