Формирование правильной читательской деятельности в начальной школе
статья по чтению (1 класс) по теме

Шутова Наталья Геннадьевна

Как помочь детям полюбить уроки чтения, читать с удовольствием?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шутова Н. Г.

                                                         Муниципальное образовательное учреждение  «Гимназия№43

             

Технология формирования типа правильной читательской деятельности в начальной школе

Не секрет, что современные дети читают неохотно и мало, им тяжело работать с текстами. Почему? Что мы, учителя, не так делаем?

Проанализировав методику традиционного урока,  делаем  вывод, что

урок проходит следующим образом: 1)рассказ о писателе; 2)объяснение значения  непонятных слов (с точки зрения учителя, которые он сам выбрал); 3)выразительное чтение текста вслух учителем. И только после этого читают текст дети и отвечают на вопросы учителя по нему, т.е. текст, который дети должны научиться читать, уже прочитан учителем. Это неинтересно, и,  как показывает практика, неэффективно.

Как быть? А может изменить традиционную методику и выбрать такую технологию, чтобы она эффективно помогала на уроках чтения?

         Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии – гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной». «Для дидактической машины, – писал он, – необходимо отыскать: 1) твердо уставленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».              

Описанный модуль «цель – средства – правила их использования – результат» составляет ядро любой технологии. Коменский стремился также найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме «искусного распределения времени, предметов и методов».
         В современной школе огромное количество педагогических технологий. Это такие, как: педагогика сотрудничества, разноуровневое обучение, технология развивающего обучения, технология проблемно-диалогического обучения, проектная технология и многие другие технологии.

На уроках чтения можно использовать технологию проблемно-диалогического обучения и общепредметную технологию – формирования типа правильной читательской деятельности.

Работая по УМК Р.Н.Бунеева и Е.Н.Бунеевой, опираемся на технологию формирования типа правильной читательской деятельности.

         В учебный  комплект по чтению входят:

-книга по чтению;

-тетрадь по чтению;

Используя данный учебный комплект и  технологию формирования типа правильной читательской деятельности, учим детей:

- во-первых, медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям), т.е. ребенок продумывает в ходе чтения смысл каждого слова,  учится задавать вопросы и находить на них ответы здесь же, в тексте, учится соразмышлять и сопереживать, а также делать элементарный анализ прочитанного;

-во-вторых, читать не для взрослых, а для самого себя, т.е. ребёнок должен понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложили авторы;

 -в-третьих,  уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

-до начала чтения

-в процессе чтения

-после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. Антиципация – т. е предугадывание. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Учитель ставит задачу прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений. Например, при изучении глав из повести И.Дика «В дебрях Кара-Бумбы» дети читают название произведения и фамилию автора и  отвечают на вопросы:  «Будем ли мы читать повесть целиком? Можно ли узнать из заглавия, кто герой повести? Рассмотрите внимательно иллюстрацию, попробуйте предположить,  кто герои повести, как развивается действие?»

2 этап. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором). Например, при изучении той же повести И.Дика «В дебрях Кара-Бумбы» даём вопросы: «От лица кого ведётся повествование? Может быть, это воспоминания автора о детстве? Кто ещё является героем в этой части? Можно ли по первому предложению сделать вывод, что мальчики путешествую самостоятельно? Почему? Как вы понимаете выражение «электричка отчаянно неслась»? О чём вы узнали из последнего предложения?»

Способность,   читая,  вести диалог с автором через текст необходимо   формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может  происходить  и  во  время  первичного   чтения,   и  во  время перечитывания - все зависит от особенностей текста. Можно посоветовать, учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: «Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке...» (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) «И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть» (Как же он туда попал? - это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.) Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют  остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее  - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:        

 -Чем это можно объяснить?

 -Что из этого следует?

 -Что сейчас случится?        

 -Почему именно так...? Для чего ...? Кто такой...?

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности. Например, после чтения произведения И.Дика «В дебрях Кара-Бумбы» ставится вопрос: «Как вы думаете, почему автор нарушает последовательность событий?» или к произведению К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»: «Как вы думаете, почему кот перестал воровать?» Или «Закончите предложение: «Рассказ Виталия Бианки «Неслышимка» о том, как….». (Так мы определяем тему рассказа).

Также на уроке идет выполнение творческих заданий (работа с тетрадью по чтению)

Работа тоже идет в три этапа:

1) до чтения (загадки, песенки, потешки, ключевые слова к тексту); Например, прочитайте ключевые слова текста, подумай, почему они разбиты на две группы? Какое задание ты к ним предложишь? Отгадайте загадки.

2) в ходе чтения (при повторном прочитывании: толкуют лексические значения слов, озаглавливают части текста, дают характеристику героев, восстанавливают последовательность событий). Например, выпиши из текста, как писатель называет птичку (обрати внимание, что название меняется). Найди в толковом словаре значение слов.

3) после чтения (составляют план рассказа о герое, план всего произведения, написание сочинений, сочинений-миниатюр, сочинений-фантазий, рисуют рисунки к произведениям). Например, запиши цитатный план первой главы. Запиши слова, которые раскрывают тему произведения. Какова основная мысль рассказа? Какие формулировки тебе кажутся наиболее точными? Обведи.

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения (шелковые косы, росистая влага). Это олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма (глаголы, звукозапись, сочетание звуков),  приемы (добрый юмор), формы (диалог, монолог), жанры произведений (рассказ, повесть, повесть-сказка, сказка и т. д). Ученики  составляют цитатный план, сами ведут «диалог с автором» (задают вопросы автору по ходу чтения) и.т.д.

Таким образом,  технология формирования типа правильной читательской деятельности помогает учителю и  ученикам осуществить девиз уроков:

Каждому необходимо научиться:

-решать любые возникающие в жизни задачи (главное не знания, а умение ими пользоваться);

-самостоятельно открывать новое (не надо зубрить и искать готовые ответы);

-выбирать главное и интересное (далеко не все, что есть в учебнике, нужно запомнить или выполнить).

Мы с ребятами ведём дневник читателя, куда они фиксируют, сколько страниц они прочитали за прошедший день. И если вначале это был минимум страниц, который оговаривался учителем, то сейчас они добровольно превышают минимум в 3-5 раз. Так 20% читают в среднем по 110 страниц в день, 50% читают по 70 страниц в день и 30% читают норму, определённую учителем,– 30 страниц в день. А анализ проверки техники чтения показал, что дети (при норме 85-90 слов в минуту) читают 90-160 слов. Из 24 человек – 17 прочитали значительно выше нормы, что составляет 75% от общего количества детей.

Опыт  работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Технология формирования правильной читательской деятельности

Технология формирования правильной читательской деятельности...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимани...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...