Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам хохломской росписи» в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

Симуткина Елена Владимировна

Задачи: учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и

травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании

тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно

чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма,

умение передавать колорит хохломы.

Материалы и оборудование: Полоса желтой бумаги, краски гуашь,

кисти, изделия с хохломскими узорами.

Предварительная работа: Беседа о хохломской росписи,

рассматривание предметов, украшенных этой росписью.

 

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).

А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?

Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь,

умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках

продавцы кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да

чашки, ложки?» Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?» А они

отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома!» Так и повелось

Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

- А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто

давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец.

Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал.

Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать.

Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица

задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это

конечно сказка.

- Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева

вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их

покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают

льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда

становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными

узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием

температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный

медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома»

Сегодня мы будем учиться кистью писать основные элементы росписи.

Какие нам нужны краски по цвету?

Ответы детей.

Педагог демонстрирует элементы росписи на изделиях, показывает

технику письма, дети повторяют за педагогом.

«Травинка»- легкий нажим.

«Капелька»- нужно легко прикоснуться кисточкой к бумаге.

«Усик»- пишется тонкой линией без нажима, заворачиваясь в спираль.

«Завиток»-нужно сделать легкий нажим.

«Ягодки»-рябинки печатаем поролоновой палочкой-печаткой, клубнику,

крыжовник пишем кисточкой, а когда ягодка подсыхает, «оживляем»

её желтым цветом.

«Листики»- листья на стебельке могут располагаться попарно - это

узкие листья рябины.

Ребята, давайте мы вместе с вами превратимся в настоящих мастеров

Хохломы. Для этого нам нужно сказать волшебные слова и сделать

волшебные движения.

Физкультминутка:

Птица хохломская крыльями махала

(руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала.

(махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала

(наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала.

(наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала,

(собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала.

( руки к сердцу, руки вперед)

- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на

ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом

тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки –

линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

В конце занятия подводятся итоги.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям

творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно

включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается

выставка. Воспитатель не забывает похвалить каждого воспитанника,

отметить то, что лучше всего удалось.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам хохломской росписи» в старшей группе.

Задачи: учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и

травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании

тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно

чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма,

умение передавать колорит хохломы.

Материалы и оборудование: Полоса желтой бумаги, краски гуашь,

кисти, изделия с хохломскими узорами.

Предварительная работа: Беседа о хохломской росписи,

рассматривание предметов, украшенных этой росписью.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).

А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?

Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь,

умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках

продавцы кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да

чашки, ложки?» Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?» А они

отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома!» Так и повелось

Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

- А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто

давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец.

Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал.

Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать.

Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица

задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это

конечно сказка.

- Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева

вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их
покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают

льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда

становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными

узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием

температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный

медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома»

Сегодня мы будем учиться кистью писать основные элементы росписи.

Какие нам нужны краски по цвету?

Ответы детей.

Педагог демонстрирует элементы росписи на изделиях, показывает

технику письма, дети повторяют за педагогом.

«Травинка»- легкий нажим.

«Капелька»- нужно легко прикоснуться кисточкой к бумаге.

«Усик»- пишется тонкой линией без нажима, заворачиваясь в спираль.

«Завиток»-нужно сделать легкий нажим.

«Ягодки»-рябинки печатаем поролоновой палочкой-печаткой, клубнику,

крыжовник пишем кисточкой, а когда ягодка подсыхает, «оживляем»

её желтым цветом.

«Листики»- листья на стебельке могут располагаться попарно - это

узкие листья рябины.

Ребята, давайте мы вместе с вами превратимся в настоящих мастеров

Хохломы. Для этого нам нужно сказать волшебные слова и сделать

волшебные движения.

Физкультминутка:

Птица хохломская крыльями махала

(руки в стороны, махи)

Крыльями махала – злато рассыпала.

(махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала

(наклоны головы)

Да, с землицы русской травы собирала.

(наклоны в пол, собираем)

Травы собирала, чаши украшала,

(собираем, обводим руками круг)

Мастерство с любовью нам передавала.

( руки к сердцу, руки вперед)

- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на

ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом

тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки –

линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

В конце занятия подводятся итоги.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям

творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно

включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается

выставка. Воспитатель не забывает похвалить каждого воспитанника,

отметить то, что лучше всего удалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по декоративному рисованию «Матрешка» (по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе

Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.3. Совершенствовать технические навыки....

Планирование занятий по художественно- эстетической деятельности с использованием нетрадиционных техник с детьми старшей группы (5 – 6 лет)

Разработка занятий на год, к программе "Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования"...

Конспект занятия по рисованию «РОСПИСЬ СТАКАНЧИКА» (по мотивам городецкой росписи) в коррекционной группе

Конспект предназначен для детей коррекционной группы, старшего возраста. Знакомство с элементами городецкой росписи....

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект НОД по художественно- эстетическому творчеству на тему " Городецкая роспись деревянной доски" старшая группа

Конспект открытого НОД по художественно – эстетическому развитиюв старшей группе по теме «Городецкая роспись деревянной доски» (рисование)Цель: Познакомить с историей возникновения Г...

Конспект интегрированного занятия (интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие») «Математика в профессиях» для детей старшей группы

Программное содержание.Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10, совершенствовать знания геометрических фигур, познакомить с количественным составом числа 6 из единиц, закрепить ориент...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами пластилинографии «Валенки для Деда Мороза по мотивам хохломской росписи» в старшей группе

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно – прикладного искусства, развитие творческих способностей....