Конспект НООД по декоративному рисованию «Матрешка» (по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Сигалева Светлана Владимировна

Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.

2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.

3. Совершенствовать технические навыки.

Материалы: силуэты матрешек, городецкие, хохломские, похловско-майданские матрешки, заготовка матрешки, хохломские матрешки на каждый стол для индивидуального рассматривания, гуашь 4-х цветов, баночки с водой, палитра, беличьи кисти № 1 и № 2, листы белой бумаги круглой формы для упражнения рисования элементов, тычки, тряпочки – салфетки, трафареты, магнитофон, русские народные костюмы, платок, книга «Народные художественные промыслы Горьковской области» конверт, приглашение.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия на фабрику.
  2. Рассматривание изделий народно-прикладного искусства.
  3. Рассматривание иллюстраций, книг, альбома.
  4. Рисование хохломского узора, составление композиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nood_matreshka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД

по декоративному рисованию

  «Матрешка»

(по мотивам хохломской росписи)

в подготовительной группе

МБДОУ детский сад № 17

воспитатель Сигалева С.В.


Цель: 1. Закрепить умение творчески составлять узор из элементов хохломской росписи.

2. Воспитывать эстетический вкус, умение гармонично располагать цвета краски.

3. Совершенствовать технические навыки.

Материалы: силуэты матрешек, городецкие, хохломские, похловско-майданские матрешки, заготовка матрешки, хохломские матрешки на каждый стол для индивидуального рассматривания, гуашь 4-х цветов, баночки с водой, палитра, беличьи кисти № 1 и № 2, листы белой бумаги круглой формы для упражнения рисования элементов, тычки, тряпочки – салфетки, трафареты, магнитофон, русские народные костюмы, платок, книга «Народные художественные промыслы Горьковской области» конверт, приглашение.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия на фабрику.
  2. Рассматривание изделий народно-прикладного искусства.
  3. Рассматривание иллюстраций, книг, альбома.
  4. Рисование хохломского узора, составление композиций.

Ход занятия

        Дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы. Стук в дверь. Почтальон принес приглашение на выставку матрешек.

Воспитатель: «Ребята, нас приглашают на выставку матрешек. Хотите там побывать.»

Дети: «Хотим.»

Воспитатель: «А что такое матрешка?»

Дети: «Игрушка, кукла.»

Воспитатель: «Правильно.

Первая русская матрешка из восьми фигур, изображавшая девочку в сарафане, в платке, с петухом в руках, была сделана в 90-х годах 19 века в Москве. Внутри матрешки было помещено целое семейство ребятишек, изображавших мальчиков и девочек. В Нижегородской губернии матрешек стали делать в начале 20 века в селе Меринове, около Семенова. Первым Нижегородским мастером, изготовившим свою матрешку. Был Арсений Федорович Майоров.

А теперь пойдемте на выставку матрешек.»

Дети подходят к столу, где выставлены городецкие, хохломские, похловско-майданские матрешки, заготовка матрешки, книга «Народные художественные промыслы Горьковской области.»

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько различных матрешек. Рассмотрите их. Как вы думаете, какой росписью они расписаны? Какие узоры вы видите?»

Дети: «Городецкая роспись. Узор - купавка, розан, ромашка, листочки.

   Похловско-майданская роспись. Узор- цветы, листочки, веточки.

             Хохломская роспись. Узор – цветы, ягоды, трилистники, завитки, мазки,

капельки.»

Воспитатель: «В чем различия между хохломской и похловско-майданской матрешками?»

Дети: «У хохломской матрешки нарисованы руки, платочек завязывается на узелок, узор на сарафанчике состоит из цветов, ягод,трилистников, завитков, капелек, усиков на платке, а у похловско-майданской матрешки нет рук, платочек не завязывается, длинный, на верху платка всегда нарисован цветок, сарафанчик украшен только цветами и листочками.»

Воспитатель обращает внимание детей на заготовку матрешки.

Воспитатель: «Посмотрите, эта матрешка такая грустная. Почему, как вы думаете?»

Дети: «Потому, что она не расписана.»

Воспитатель: «Конечно всем хочется иметь нарядный сарафанчик, только она пришла на выставку не одна, вот под этим платком спрятались ее сестрички. Они тоже не расписаны.»

Достает из-под платка силуэты матрешек.

Воспитатель: «Давайте, поможем им. Какой росписью хотите расписать матрешек?»

Дети: «Хохломской росписью.»

Воспитатель: «Какие элементы хохломской росписи вы знаете?»

Дети: «Цветы, ягоды, листья, (трилистник) завитки, криуль, кудрина, усики, травинки, капельки.»

Воспитатель: «Что сначала нарисуете?»

Дети: «Цветы, ягоды.»

Воспитатель: «А потом?»

Дети: «Листья-трилистники.»

Воспитатель: «А в конце, чтобы рисунок был ярче его надо разживить. Чем ?»

Дети: «Завитком, криулем, кудриной, усиками, мазками-перышками.»

Воспитатель: «Молодцы! Правильно. Рассаживайтесь по местам. Закройте глаза и представьте узор, которым распишите свою матрешку.»

На столах для индивидуального рассматривания стоят хохломские матрешки, трафареты для детей, которые затрудняются сразу писать узор кистью.

Воспитатель: «Приступайте к работе. Постарайтесь, чтобы ваша матрешка получилась самой веселой, яркой, нарядной, красивой.»

Дети приступают к работе. Звучит тихая русская народная музыка. В ходе работы ведется индивидуальная работа:

  1. В течение всей работы слежу за осанкой, техникой работы кистью и тычком.
  2. Помогаю детям, которые затрудняются в составлении плана работы, подборе элементов, сочетании цветов, в формировании замысла.
  3. У кого не получается, помогаю прорисовать элементы на отдельном листе бумаги.
  4. Поощряю детей.
  5. Использую совет, вопрос – что можно еще нарисовать?
  6. Детям, которые раньше закончили работу, предлагаю составить на ковре хоровод матрешек.

Пока дети рисуют, незаметно убираю заготовку матрешки и ставлю на стол расписанную хохломскую матрешку.

Воспитатель: «Ребята, какие веселые и нарядные получились у вас матрешки. Давайте выберем самую веселую матрешку, самую нарядную матрешку самую яркую матрешку, самый оригинальный узор на сарафанчике матрешки.»

Анализ работы

Звучит магнитофонная запись «Мы – матрешки.

                                             Все мы крошки,

                                             Поплясать хотим немножко.»

Воспитатель: «Посмотрите, матрешки встали  в хоровод и вместе с ними наша матрешка с выставки. Она тоже нарядилась: надела цветастый сарафанчик, желтый платочек и готова пуститься в пляс. Давайте и мы повеселимся с нашими веселыми матрешками.»

Пляска под веселую русскую народную музыку.

Угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование «Завиток» ( по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе

Декоративное  рисование«Завиток»( по мотивам хохломской росписи)(подготовительная группа )        ...

Декоративное рисование «Завиток» (по мотивам хохломской росписи)

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и ...

Конспект занятия по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа)

Конспект ООД по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа) Цель: Знакомство детей с хохломской росписью, ее характерными особеннос...

Декоративное рисование «Завиток»( по мотивам хохломской росписи)

Декоративное  рисование«Завиток»( по мотивам хохломской росписи)...

Фотографии занятия по рисованию «Декоративная роспись посуды по мотивам хохломской росписи»

Фотографии занятия по рисованию «Декоративная роспись посуды по мотивам хохломской росписи»...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами пластилинографии «Валенки для Деда Мороза по мотивам хохломской росписи» в старшей группе

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно – прикладного искусства, развитие творческих способностей....

Конспект занятия по рисованию "Посуда" по мотивам хохломской росписи

Конспект занятия по рисованию по мотивам хохломской росписи для детей старшей группы....