Результаты использования Кукольного театра в приобщении детей к ЗОЖ
материал (старшая, подготовительная группа)
Сравнительная диагностика результатов использования Кукольного театра в приобщении детей к ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1._sravnitelnaya_diagnostika_nachalnaya_i_povtornaya.docx | 52.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Начальные данные, полученные в результате исследования по методике
В.Г. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни»
№ п/п | Ф. И. ребенка | вопросы | сумма баллов | уровень развития | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | Б. Андрей | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 5 | средний |
2 | Д. Булат | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | средний |
3 | З. Данил | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | низкий |
4 | Ж. Артём | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | низкий |
5 | Е. Данила | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | низкий |
6 | И. Тихон | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | средний |
7 | К. Артем | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 | средний |
8 | Л. Семён | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | низкий |
9 | М. Илья | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | средний |
10 | М. Павел | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 6 | средний |
11 | П. Дмитрий | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | низкий |
12 | П. Михаил | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | низкий |
13 | Ч. Михаил | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 | средний |
14 | С. Вячеслав | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | средний |
15 | Ш. Леонид | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | низкий |
16 | Ш. Роман | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 | средний |
17 | Т. Злата | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | средний |
18 | Х. Алёна | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | низкий |
19 | Д. Диана | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 7 | средний |
20 | М. Полина | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 | низкий |
21 | Е.София | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 9 | средний |
22 | З. Эмилия | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 | низкий |
23 | М. Лада | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 6 | средний |
24 | О. Валерия | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 | низкий |
25 | П. Мария | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 5 | средний |
26 | Р. Александра | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | низкий |
Повторные данные, полученные в результате исследования по методике
В.Г. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни»
№ п/п | Ф. И. ребенка | вопросы | сумма баллов | уровень развития | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 | Б. Андрей | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | высокий |
2 | Д. Булат | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | средний |
3 | З. Данил | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 9 | средний |
4 | Ж. Артём | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 10 | высокий |
5 | Е. Данила | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | средний |
6 | И. Тихон | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 9 | средний |
7 | К. Артем | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 | высокий |
8 | Л. Семён | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 | средний |
9 | М. Илья | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 8 | средний |
10 | М. Павел | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 | высокий |
11 | П. Дмитрий | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | средний |
12 | П. Михаил | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | высокий |
13 | Ч. Михаил | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | средний |
14 | С. Вячеслав | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 9 | средний |
15 | Ш. Леонид | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 9 | средний |
16 | Ш. Роман | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | средний |
17 | Т. Злата | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 10 | высокий |
18 | Х. Алёна | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 9 | средний |
19 | Д. Диана | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 9 | средний |
20 | М. Полина | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 10 | высокий |
21 | Е.София | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 9 | средний |
22 | З. Эмилия | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 9 | средний |
23 | М. Лада | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 9 | средний |
24 | О. Валерия | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 9 | средний |
25 | П. Мария | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 9 | средний |
26 | Р. Александра | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | низкий |
Результаты сравнительной диагностики показывают положительную динамику по когнитивному критерию. В группе 7 детей имеют высокий уровень развития навыков здорового образа жизни (на начальном этапе – 0 чел.). 18 дошкольников имеют средний уровень (было 14), низкий уровень развития показал 1 ребенок (было – 12).
Диагностика детей по методике В. Т. Кудрявцева
с целью выявления представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Для выявления представлений дошкольников о здоровом образе жизни использовалась беседа, предложенная В. Т. Кудрявцевым. В неё были включены следующие вопросы:
- Что такое здоровье?
- От чего человек может заболеть?
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Зачем нужно делать утреннюю гимнастику?
- Что такое полезные привычки и вредные?
- Как можно закаливаться?
Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии:
1) представления детей о здоровье, как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека
2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам)
3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях
- Каждый полный и правильный ответ оценивается 2 баллами
- За неполный или неточный ответ дается 1 балл
- За неверный ответ или за отказ отвечать дается 0 баллов.
Уровни сформированности когнитивного компонента определяются по сумме набранных баллов.
В соответствии с выделенными критериями В. Т. Кудрявцев выделяет уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы следующим образом:
Высокий уровень (10 баллов и более) – ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, окружающей среды, уверенно называет полезные и вредные привычки и объясняет их влияние на состояние здоровья, понимает значение гигиенических процедур и закаливания для здоровья, знает некоторые способы закаливания.
Средний уровень (от 5 до 9 баллов) – ребенок имеет частичное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека, с помощью взрослого устанавливает связь между здоровьем и окружающей средой, частично имеет представление о полезных и вредных привычках, с помощью наводящих вопросов определяет их влияние на здоровье, понимает значение некоторых гигиенических процедур, способы и значение закаливания называет с помощью взрослого.
Низкий уровень (менее 5 баллов) – ребенок не имеет системных представлений о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает его с состоянием окружающей среды, не может рассказать о вредных привычках, полезные привычки называет с помощью наводящих вопросов, не может определить их влияние на здоровье, имеет расплывчатое представление о закаливании и его способах, о значении гигиенических процедур.
Беседа проводилась с детьми индивидуально, при этом создавалась спокойная, комфортная обстановка в группе. Дети с желанием делились своими представлениями, знаниями на заданные вопросы.
Начальные данные, полученные в результате исследования по методике
Л.Г. Касьяновой «Незаконченные предложения о здоровье»
№ п/п | Ф. И. ребенка | предложения | сумма баллов | уровень развития | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1 | Б. Андрей | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | средний |
2 | Д. Булат | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 12 | средний |
3 | З. Данил | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 7 | низкий |
4 | Ж. Артём | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | низкий |
5 | Е. Данила | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 8 | средний |
6 | И. Тихон | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | средний |
7 | К. Артем | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 12 | средний |
8 | Л. Семён | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | низкий |
9 | М. Илья | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | низкий |
10 | М. Павел | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 5 | низкий |
11 | П. Дмитрий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | средний |
12 | П. Михаил | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 10 | низкий |
13 | Ч. Михаил | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 6 | низкий |
14 | С. Вячеслав | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | низкий |
15 | Ш. Леонид | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 7 | низкий |
16 | Ш. Роман | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 8 | средний |
17 | Т. Злата | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 | низкий |
18 | Х. Алёна | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 9 | средний |
19 | Д. Диана | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 7 | низкий |
20 | М. Полина | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | средний |
21 | Е.София | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 8 | средний |
22 | З. Эмилия | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 6 | низкий |
23 | М. Лада | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 7 | низкий |
24 | О. Валерия | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 7 | низкий |
25 | П. Мария | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 8 | средний |
26 | Р. Александра | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 | низкий |
Повторные данные, полученные в результате исследования по методике
Л.Г. Касьяновой «Незаконченные предложения о здоровье»
№ п/п | Ф. И. ребенка | предложения | сумма баллов | уровень развития | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1 | Б. Андрей | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 14 | средний |
2 | Д. Булат | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 15 | средний |
3 | З. Данил | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 13 | средний |
4 | Ж. Артём | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | средний |
5 | Е. Данила | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 | средний |
6 | И. Тихон | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 14 | средний |
7 | К. Артем | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 15 | средний |
8 | Л. Семён | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | средний |
9 | М. Илья | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 13 | средний |
10 | М. Павел | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | средний |
11 | П. Дмитрий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | средний |
12 | П. Михаил | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | средний |
13 | Ч. Михаил | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 16 | высокий |
14 | С. Вячеслав | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 14 | средний |
15 | Ш. Леонид | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 13 | средний |
16 | Ш. Роман | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | средний |
17 | Т. Злата | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 13 | средний |
18 | Х. Алёна | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 13 | средний |
19 | Д. Диана | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 13 | средний |
20 | М. Полина | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 13 | средний |
21 | Е.София | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 14 | средний |
22 | З. Эмилия | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 14 | средний |
23 | М. Лада | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 7 | низкий |
24 | О. Валерия | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 7 | низкий |
25 | П. Мария | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 | средний |
26 | Р. Александра | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | средний |
Ценностное отношение к здоровью по эмоционально-мотивационному критерию на высоком уровне было сформировано у одного ребенка (на начальной- 0); увеличилось количество воспитанников имеющих средний уровень развития навыков ЗОЖ -23 воспитанника по сравнению с 11 человек на начальном; но все же еще остаются и дети с низким уровнем 2 ребенка, хотя их количество значительно сократилось по сравнению с начальным (с 15 до 2).
Методика «Незаконченные предложения о здоровье»,
предложенная Л.Г. Касьяновой и адаптированная
для детей старшего дошкольного возраста.
Методика применяется для изучения отношения дошкольников к своему здоровью, уровня их переживаний в отношении здоровья.
Детям предлагалась игра «Закончи предложения». «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай», ‒ говорил взрослый.
Каждый адекватный, исчерпывающий ответ оценивался 2 баллами, за недостаточно адекватный ответ давался 1 балл, за отказ отвечать или неадекватное завершение предложения ‒ 0 баллов.
Л.Г. Касьянова рассматривает следующие уровни развития навыков ЗОЖ у детей по эмоционально-мотивационному критерию.
Высокий уровень (16 баллов и больше) ‒ ребенок с интересом принимает участие в игре, проявляет активность. Все предложения имеют адекватное, исчерпывающее завершение, при этом обнаруживается валеологическая компетентность ребенка. Ребенок демонстрирует высокую мотивацию к здоровому образу жизни, осознанное отношение к своему здоровью, понимание необходимости заботиться о нем, знание правил здоровой жизни. Проявляет желание оказывать помощь, заботиться, совершать действия здоровьесберегающего характера.
Средний уровень (от 8 до 15 баллов) ‒ ребенка интересует лишь часть вопросов беседы, он проявляет избирательную активность. Более половины предложений имеют адекватное, исчерпывающее завершение, иногда проявляется валеологическая компетентность (способность поддержания здоровья). Ребенок демонстрирует неустойчивую мотивацию к ведению здорового образа жизни, недостаточное понимание необходимости заботиться о своем здоровье. Знание правил здорового поведения и желание следовать им прослеживается лишь в части ответов.
Низкий уровень (менее 8 баллов) ‒ ребенка практически не интересует тема предложенной ему игры, он не проявляет в ней активности. Большинство предложений имеет неадекватные, неполные завершения. Некоторые предложения ребенок не может закончить. Он обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к ведению здорового образа жизни, не готов совершать действия здоровьесберегающего характера, не задумывается об этом. Не проявляет желания заботиться, оказывать помощь, демонстрирует непонимание необходимости выполнять правила здоровой жизни.
Первичные результаты наблюдений за детьми при исследовании
поведенческо-деятельностного компонента навыков здорового образа жизни
(по методике наблюдений И.М. Новиковой)
Результаты наблюдений за детьми при исследовании поведенческо-деятельностного компонента | ||
№ п/п | Ф. И. ребенка | уровень развития компонента |
1 | Б. Андрей | средний |
2 | Д. Булат | средний |
3 | З. Данил | низкий |
4 | Ж. Артём | низкий |
5 | Е. Данила | средний |
6 | И. Тихон | средний |
7 | К. Артем | средний |
8 | Л. Семён | низкий |
9 | М. Илья | низкий |
10 | М. Павел | низкий |
11 | П. Дмитрий | средний |
12 | П. Михаил | низкий |
13 | Ч. Михаил | низкий |
14 | С. Вячеслав | низкий |
15 | Ш. Леонид | низкий |
16 | Ш. Роман | средний |
17 | Т. Злата | низкий |
18 | Х. Алёна | средний |
19 | Д. Диана | низкий |
20 | М. Полина | средний |
21 | Е.София | средний |
22 | З. Эмилия | низкий |
23 | М. Лада | низкий |
24 | О. Валерия | низкий |
25 | П. Мария | средний |
26 | Р. Александра | низкий |
Повторные результаты наблюдений за детьми при исследовании
поведенческо-деятельностного компонента навыков здорового образа жизни
(по методике наблюдений И.М. Новиковой)
Результаты наблюдений за детьми при исследовании поведенческо-деятельностного компонента | ||
№ п/п | Ф. И. ребенка | уровень развития компонента |
1 | Б. Андрей | средний |
2 | Д. Булат | высокий |
3 | З. Данил | средний |
4 | Ж. Артём | средний |
5 | Е. Данила | средний |
6 | И. Тихон | средний |
7 | К. Артем | средний |
8 | Л. Семён | низкий |
9 | М. Илья | средний |
10 | М. Павел | высокий |
11 | П. Дмитрий | средний |
12 | П. Михаил | низкий |
13 | Ч. Михаил | низкий |
14 | С. Вячеслав | средний |
15 | Ш. Леонид | средний |
16 | Ш. Роман | средний |
17 | Т. Злата | низкий |
18 | Х. Алёна | средний |
19 | Д. Диана | низкий |
20 | М. Полина | средний |
21 | Е.София | средний |
22 | З. Эмилия | низкий |
23 | М. Лада | средний |
24 | О. Валерия | средний |
25 | П. Мария | средний |
26 | Р. Александра | низкий |
Из результатов диаграммы видно, что развитие навыков ЗОЖ у детей по поведенческо-деятельностному критерию хотя и имеет самый низкий уровень - 7 человек, но их количество уменьшилось в два раза по сравнению с первичной (15 чел). Количество же детей имеющих средний уровень развития навыков увеличилось с 11 до 17. Эти дети проявляют самостоятельность и инициативу при проведении оздоровительных, закаливающих, гигиенических мероприятий эпизодически. 2 ребенка повысили свой уровень до высокого (на начальном – 0 детей).
Методика И.М. Новиковой
«Наблюдения за детьми в режимные моменты»
Направлена на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий, включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, во время приёма пищи, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну и в свободной игровой деятельности.
Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии:
1) выполнение КГН
2) поведение на утренней гимнастике, прогулке, подготовке ко сну, в игровой деятельности детей
3) активное участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях
Оценка результатов по поведенческо-деятельностному критерию:
Высокий уровень (красный) – ребенок проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости, присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность. Способен определить и направить себя на формирование здорового образа жизни в различных видах деятельности и в привычках.
Средний уровень (зелёный) ‒ ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий, но она связана с положительным эмоционально-чувственным переживанием или проявляется на основе подражания другим детям, частично присваивает переданный взрослыми опыт, но затрудняется переносить его самостоятельную деятельность. Способен определить сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности для формирования здорового образа жизни.
Низкий уровень (синий) ‒ ребенок не проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий, не присваивает переданный взрослыми опыт и не переносит его самостоятельную деятельность. Не способен выявить сущность различных видов деятельности и предметов окружающей действительности на формирование ЗОЖ.
Рисуночный тест Л.Г. Касьяновой «Здоровье».
Цель: определить уровень развития знаний о здоровье у старших дошкольников, характер эмоционального отношения к проблемам здоровья, степень активности позиции по отношению к здоровью.
Материал: чистый лист бумаги, набор 7-10 цветных карандашей или набор красок.
Инструкция: «Нарисуй здоровье, как ты его себе представляешь».
Основные показатели оценки рисунка.
1. Степень детализации изображения (какая часть рисунка детализирована и прорисована более тщательно). Указывает на уровень сложности знаний о здоровье, а также на степень их эмоциональной значимости для ребенка.
2. Сюжетность и динамика рисунка (статичное изображение или развернутое изображение каких-либо действий). Выявляет активную или пассивную позицию по отношению к здоровью.
3. Богатство цветовой гаммы, предпочтение определенных цветов. Позволяет определить характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.
4. Оригинальность (специфичность) изображения, использование особой символики. Позволяет выявить степень влияния устойчивых социальных представлений о здоровье на воспитание ребенка.
Анализ изображения предполагает обсуждение с ребенком отдельных деталей и уточняющие вопросы, ответы на которые фиксируются педагогом на отдельном листе бумаги.
сразу приступили к рисованию (количество человек) | долго размышляли, просили помочь, спрашивали, что надо рисовать. Не получив подсказок, начали рисовать (количество человек) | отказались выполнять задание (количество человек) | всего участвовало в тестировании (количество человек) |
18 | 6 | 2 | 26 |
Разделение рисунков по группам
1 группа[1] (количество человек) | 2 группа[2] (количество человек) | 3 группа[3] (количество человек) | всего участвовало в тестировании (количество человек) |
14 | 2 | 8 | 26 |
[1] В первую группу вошли рисунки, на которых в качестве объектов «здоровья» дошкольники изобразили себя или других детей. Таких было 14 человек, из них 6 использовали в изображении широкую цветовую гамму (более 5 цветов) и тщательно прорисовали детали, что свидетельствует об эмоциональной значимости своего здоровья для данных детей. 2 дошкольников изобразили себя и других детей, используя небольшую цветовую гамму (2-4 цвета). Эти изображения небольшие, не детализированные. На 4 рисунках изображены группы детей, занимающихся совместной деятельностью: «Мы с другом играем, мы сильные и не болеем», «Это мы в группе делаем зарядку, чтобы быть здоровыми». На других рисунках фигуры изображены в статичном положении. Один рисунок отличается оригинальностью: ребенок изобразил себя и брата, занимающимися приготовлением «полезной еды». Комментируя это изображение, девочка показала свои знания о том, что здоровье человека зависит от пищи, которую он ест.
[2] Ко второй группе были отнесены рисунки, связанные с «лечением». Таких рисунков было 2, сюжеты их были почти одинаковы. Дети рисовали себя и членов своей семьи, окруженными предметами, предназначенными для лечения: таблетки, баночки с лекарствами, термометр, бинт и йод, стакан с водой, баночка с медом или вареньем и т.д. Комментируя свои рисунки, дошкольники перечисляли изображенные предметы. На одном рисунке изображено здание с красным крестом и машина, ребенок объяснил: «Это я еду в больницу». На рисунках второй группы используется небольшая гамма цветов, причем преобладают «негативные» цвета – черный, коричневый, фиолетовый, указывающие на подавленное состояние, негативные воспоминания детей о болезни и лечении. Из пояснений детей видно, что они знаний о болезни у них больше, чем о здоровом образе жизни: «Надо лечиться, чтобы быть здоровым», «Буду пить таблетки и стану здоровым». Таким образом, у детей сложились представления о сохранении здоровья при лечении и посещении больницы.
[3] На рисунках третьей группы (таких было 8) изображена природа: небо, солнце, цветы, лес. При выполнении рисунков дети использовали широкую гамму цветов и тщательно прорисовывали детали. Но объяснить свои рисунки смогли только 5 детей: «Я нарисовала солнышко, озеро. Это все полезно для здоровья. И воздухом дышать», «Это лес, здесь всякие травы полезные и цветы, и ягоды. Это все полезно». Все это говорит о том, что дети имеют знания о связи здоровья с природой, а также об эмоциональной значимости здоровья для дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника Весны с использованием кукольного театра. Старший возраст.
Сценарий праздника Весны с использованием кукольного театра. Старший возраст....
Лепка "Колобок" с использованием кукольного театра
Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество (лепка) по русской народной сказке "Колобок" с использованием кукольного театра, кукол Бибабо. Первая младшая группа....
использования кукольного театра и произведений малых фольклорных форм в речевом развитии.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Конспект НОД во второй младшей группе по речевому развитию " Знакомство детей со сказкой " Теремок" с использованием кукольного театра"
Конспект НОД во второй младшей группе по речевому развитию " Знакомство детей со сказкой " Теремок" с использованием кукольного театра"...
НОД "Использование кукольного театра в развитии речи детей"
НОД "Использование кукольного театра в развитии речи детей"...
сценарий осеннего праздника для детей младшей группы с использованием кукольного театра "Осенняя полянка"
сценарий осеннего праздника для детей младшей группы с использованием кукольного театра "Осенняя полянка"...
Музыкально-спортивное развлечение по ПДД с использованием кукольного театра «Приключения друзей в большом городе» для детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-спортивное развлечение по ПДД с использованием кукольного театра «Приключения друзей в большом городе» для детей дошкольников старшего возраста. Данный сценарий подходит дл...