программа кружка развивающей направленности "Озорные ладошки" для детей младшего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Зимирева Ирина Владимировна

представлена программа по развитию мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozornye_ladoshki_programma.docx56.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»

Программа дополнительного образовательного кружка

развивающей направленности для детей 2-3 лет

«Озорные ладошки»

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                     Автор - составитель: воспитатель

                                                                                                                                                                                                                  Зимирева И.В.

г.Нижневартовск, 2023

Список детей

  1. Батусь Матвей
  2. Васев Иван
  3. Бондаренко Иван
  4. Прутсков Ростислав
  5. Стрела Матвей
  6. Удовиченко Ксения
  7. Чечетина София
  8. Чуйко Артур
  9. Абдулаев Расул
  10.  Абдулин Ратмир
  11.  Абдулаева Айдан
  12.  Вакуленко Милана
  13.  Гумеров Ратмир
  14.  Дадожонова Лейла
  15.  Мамистов Мирон
  16.  Позигунов Богдан
  17.  Руманчик Варвара
  18.  Шарафутдинов Рамиль
  19.  Юлдошева Малика
  20.  Манченко Матвей

1.Содержание

Наименование

Страницы

1.

Содержание

3

2.

Паспорт программы

4

3.

Пояснительная записка

6

3.1.

Цели и задачи программы

6

3.2.

Целевые ориентиры усвоения программы

7

3.3.

Планируемые результаты усвоения Программы

7

3.4.

Объём образовательной нагрузки.

7

4.

Содержание программы «Озорные ладошки»

7

5.

Учебный план. Организационно- педагогические условия.

17

6.

Мониторинг. Методы и критерии диагностического задания

17

7.

Используемая литература

19

2.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Статус  Программы

Программа кружка развивающей направленности  для детей 2-3 лет «Озорные ладошки»

Обоснование для разработки Программы

1.Закон РФ «Об образовании» ст. 9, ст.14, ст.17,ст. 32,ст.51 Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155

2. ФГОС ДО (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384)

3.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительством Российской Федерации от 24.04.2015г. № 729 - р

4.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13

5.Конвенция о правах ребенка.

Разработчик Программы

воспитатель высшей квалификационной категории                                                                                                                                            Зимирева Ирина Владимировна

Цель Программы

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 15  группы раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи Программы

  • Развивать согласованность обеих рук;
  • Развивать мелкую моторику пальцев;
  • Развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, песком (кварцевым, кинетическим), пластилином;
  • Развивать тактильное восприятие (сенсорное развитие);
  • Развивать общую моторику, координацию движений;
  • Развивать мышление, воображение;
  • Формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
  •  Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации.

Срок реализации Программы      

   1 год

Возраст воспитанников

   2-3 года

Целевые ориентиры и  показатели эффективности реализации программы дополнительного образования развивающей направленности  

-Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).
-Выполение самомассажа пальцев рук (пассивная гимнастика).

-Развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры)
- Игры с различными предметами и материалами.

- Осуществление продуктивной деятельности                                                                  

                                             

3.Пояснительная записка

Рабочая программа кружка для детей 15 группы раннего возраста «Лучики» МАДОУ города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.                                                        

 Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовании, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155. На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Актуальность.

Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. Вот почему важно   развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.

 Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе.  

Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Вот почему важно   развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.

3.1.Цель программы: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей  группы раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

  •  Развивать согласованность обеих рук;
  • Развивать мелкую моторику пальцев;
  • Развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, песком (кварцевым, кинетическим), пластилином;
  • Развивать тактильное восприятие (сенсорное развитие);
  • Развивать общую моторику, координацию движений;
  • Развивать мышление, воображение;
  • Формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
  •  Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации.

3.2. Целевые ориентиры освоения программы:

1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).
2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).
3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
4. Игры с различными предметами и материалами.
5. Продуктивная деятельность.                                                                   

3.3.Планируемые результаты усвоения Программы

1.У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики;

2.Умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями;

3.Имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.  

4.Дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

5.привлечены родители

3.4. Объём образовательной нагрузки.

Занятия проводятся раз в неделю, с ежедневным закреплением материала посредством различных видов детской деятельности: дидактические игры, художественное творчество, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеофильмов. Продолжительность занятия: 10 минут, 2 раза в неделю. Общее количество учебных занятий в год – 67. Форма работы: групповая.  Количество детей в группе: 20

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.

4.Содержание программы.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики.

Основные направления деятельности

Программа предполагает работу по следующим направлениям педагогической деятельности.

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Взаимодействие с педагогами детского сада

Работа с детьми осуществляется путем использования следующих форм и методов:

  • беседы с детьми;
  • художественное творчество;
  • рассматривание иллюстраций и фотографий;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр видеофильмов.

Работа с родителями занимает важное место в реализации программы.

  • выставки пособий и дидактических игр;
  • анкетирование;
  • индивидуальные консультации;
  • домашнее задание;
  • участие в совместных проектах.
  •  открытые занятия;
  • детско-взрослые игротеки: «Будем пальчиками рисовать, ручки деток развивать», «Игры с прищепками», «Игры с крупами»;
  • родительские творческие мастерские по изготовлению пособий и игр для развития мелкой моторики;
  • коллективные формы: устные журналы: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики», «Пока мама готовит, или во что можно поиграть на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей ,чем занять ребенка»;
  •  индивидуальные формы: консультирование; мастер-класс для родителей.
  •  открытые занятия;

Взаимодействие с педагогами детского сада решает следующие педагогические задачи:

Обмен опытом работы с педагогами по данной программе.

Взаимодействие осуществляется путем таких методов как:

  • практические семинары
  • выставки пособий и дидактических игр
  • открытые занятия

Данные методы дают возможность построить целостный педагогический процесс и используются на различных этапах раскрытия тем программы в соответствие с определенными педагогическими задачами.

Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.
В программе представлены упражнения для развития мелкой и крупной моторики под музыку Сергея и Екатерины Железновых. Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру.

Пальчиковые (жестовые) игры и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игровой самомассаж кистей рук — эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей.  Пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти), зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.   

Продуктивная деятельность закрепляет эффект от проведенных игр и упражнений, направлена на получение положительных эмоций и сенсорное, художественно-эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного. Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.), для закрепления названий цвета. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Октябрь

Занятие 1

Массаж: «Крутись, карандаш» Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев. Содержание: Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков.

«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

Игра: «Помоги Машеньке найти дорожку домой» Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Содержание: На иллюстрации провести пальчиком по дорожке, ведущей к домику.

Занятие 2

Массаж: «Покатай-покатай» Содержание: Раздать детям ребристые карандаши. Поочередно ручками катать карандаш по столу.

«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

Пальчиковая игра: «Белка»

«Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому»

Занятие 3

Массаж: «Не боюсь колючек» Содержание: Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.

Игра: «Спрячь в ладошке» Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Содержание. Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона было не видно. Дети у кого поролона не видно оставляют его себе, у кого видно воспитатель забирает.

Занятие 4

Массаж: «Этот мячик не простой» Содержание: Массаж пальчиков мячиком-ежиком.

«Этот мячик не простой весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем»

Игра «Шлеп-шлеп» Содержание: Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему пальчиками и ладошками.

Ноябрь

Занятие 1

Массаж: «Орешек» Содержание: Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней:

«Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Игра: «Спрячь и найди» Содержание: В сухом бассейне с горохом предложить «зарыть», а затем отыскать орехи.

Занятие 2

Массаж: «Покатился шарик наш» Содержание: Дать детям деревянные маленькие шарики, катаем между ладошек, затем по столу.

Игра «Спрячь шарик» - Раздать детям небольшие кусочки теста, предложить помять их, поиграть с ними, спрятать в тесто шарик, затем найти его.

Занятие 3

Массаж: «Этот мячик не простой» (см. Занятие 4, октябрь)

Игра «Отпечатки» Содержание: Раздать детям сплющенные с лепешку кусочки теста и колпачки от фломастеров, показать какие красивые отпечатки оставляют они на тесте, предложить действовать самостоятельно.

Занятие 4

Массаж: «Канат для пальчиков» Содержание: Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.

Игра: «Чтобы мишке было теплее» Цель: Учить мелко, рвать бумагу. Развивать мелкую моторику рук. Содержание: Иллюстрация «Мишка в берлоге».

Медвежонок хочет спать, давайте закроем его берлогу маленькими снежинками?

Декабрь

Занятие 1

Массаж: «Орешек» (орехи фундук)

«Я верчу, кручу орех, чтобы стал круглее всех»

Игра «Втыкалочки» - Слепить из теста пирожок и предложить украсить его. Втыкать можно разные предметы: колпачки от фломастеров, пуговки, зерна и т. д.

Занятие 2

Массаж: «Покатай» (еловая шишка):

«Шишки с ёлки есть у нас, покатаем их сейчас»

Игра: «Чудесный мешочек». Содержание: Мешочек с новогодними подарками для белочки, ежика, зайки (морковка, грибок, яблочко). Предложить достать на ощупь и угостить зверушек.

Занятие 3

Массаж: «Зернышко» (фасоль)

«Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки»

Игра: «Угостим петушка» Содержание: Тарелочки с фасолью и горохом, петушок. Предложить детям разобрать зерна и угостить петушка горошком.

Занятие 4

Массаж «Тесто» Содержание: В глубокую емкость насыпаны крупы – фасоль, горох, гречка или смесь (сухой бассейн). Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:

«Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно всё помесить попросили, но сколько ни месим и сколько ни мнём, комочки опять и опять достаём»

Игра «Не просыпь» Содержание: Сухой бассейн с крупой, ложки, тарелочки, Дети аккуратно зачерпывают крупу ложкой и переносят в тарелочки.

Январь

Занятие 1

Массаж: «Не боюсь колючек» (массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой для волос):

«Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

Игра «Ежик колючий» Содержание: Комочки теста – это ежики, но у них нет иголок. Предложить втыкать в тесто спички, мелкие веточки, макароны, зерна овса.

Занятие 2

Массаж маленькими сосновыми шишками: Положить шишку на середину ладони одной руки и сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично:

«Если, как Мишутка, сильным хочешь стать, надо в ручке шишку сильно-сильно сжать».

Игра «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу.

«Белки шутят, белки играют: шишки, как мячики, деткам кидают. С белками весело мы поиграем, все шишки руками ловко поймаем. Если упали, скорей подберем и снова бросать их белкам начнем» Можно забрасывать шишки в небольшую корзиночку.

Февраль

Занятие 1

Массаж с прищепками: Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

«Кусается сильно котенок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Игра «Солнышко». Содержание: Круги из картона желтого цвета, прищепки желтого цвета. Дети дополняют солнышко лучиками, надевая прищепки на картонные круги.

Занятие 2

Массаж «Губка»: губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой рукой.

«Эта ручка правая, эта ручка левая. Я на губку нажимаю, я зарядку делаю».

Игра «Отожми губку» Содержание: Тазик с теплой водой, поролоновые губки. Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой, затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода.

Занятие 3

Массаж «Орешки» (фундук) – катаем орешек по столу ладошкой прямыми и круговыми движениями.

Игра «Один – много» Содержание: Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

Занятие 4

Массаж «Пуговки» В емкость насыпаны пуговки разного цвета и размера. Дети перемешивают их руками, ощупывают, зажимают в ладошке (спрячь и покажи пуговку).

Игровое упражнение «Пуговку в петельку» - работа с «пуговичными тренажерами»

Март

Занятие 1

Массаж «Дровишки» Раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками.

Игра «Пуговичная мозаика» Содержание: Раздать детям картинки, пустые кружочки в изображении предложить закрыть пуговками.

Занятие 2

Массаж «Не боюсь колючек» (см. Занятие 3, октябрь)

Игра «Заборчик для зверушки» Содержание: Раздать детям шарики из теста, предложить сплющить шарик в лепешку, в центр ее поместить игрушку (от «Киндер Сюрприз», в тесто втыкать колпачки от фломастеров так, чтобы вокруг зверушки получился заборчик.

Занятие 3

Пальчиковая игра «Моя семья».

Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Игра «Угощение для всей семьи». Содержание: Раздать детям комочки разноцветного теста, предложить отрывать маленькие кусочки - это будут конфетки - и складываем их на тарелочку. (Эта игра учит приему "отщипывание" - навыку отрывать кусочки теста от целого куска.)

Занятие 4

Пальчиковая игра: «Капуста»

«Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем».

Игра «Покормим птичку». Содержание: Раздать детям комочки теста, предложить отщипывать кусочки – это будут «крошки для птички».

Апрель

Занятие 1

Массаж: «Орешек» Содержание: Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней:

«Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Игра «Шлеп-шлеп» Содержание: Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему пальчиками и ладошками.

Занятие 2

Массаж: «Канат для пальчиков» Содержание: Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.

Игра «Отпечатки» Содержание: Раздать детям сплющенные с лепешку кусочки теста и колпачки от фломастеров, показать какие красивые отпечатки оставляют они на тесте, предложить действовать самостоятельно.

Занятие3

Массаж с прищепками: Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

«Кусается сильно котенок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Пальчиковая игра: «Белка»

«Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому»

Занятие 4

Массаж: «Не боюсь колючек» Содержание: Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.

Игра «Ежик колючий» Содержание: Комочки теста – это ежики, но у них нет иголок. Предложить втыкать в тесто спички, мелкие веточки, макароны, зерна овса.

Май

Занятие 1

Массаж: «Зернышко» (фасоль)

«Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки»

Игра: «Чудесный мешочек». Содержание: Мешочек с новогодними подарками для белочки, ежика, зайки (морковка, грибок, яблочко). Предложить достать на ощупь и угостить зверушек.

Занятие 2

Массаж: «Не боюсь колючек» (массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой для волос):

«Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

Игра «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу.

«Белки шутят, белки играют: шишки, как мячики, деткам кидают. С белками весело мы поиграем, все шишки руками ловко поймаем. Если упали, скорей подберем и снова бросать их белкам начнем» Можно забрасывать шишки в небольшую корзиночку.

Занятие 3

Массаж: «Покатай» (еловая шишка):

«Шишки с ёлки есть у нас, покатаем их сейчас»

Игра «Не просыпь» Содержание: Сухой бассейн с крупой, ложки, тарелочки, Дети аккуратно зачерпывают крупу ложкой и переносят в тарелочки.

Занятие 4

Массаж: «Крутись, карандаш» Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев. Содержание: Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков.

«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

Игра «Один – много» Содержание: Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

5. Учебный план. Организационно-педагогические условия.

Темы занятий

Месяц

Количество занятий

Осень

Октябрь

4

Птицы и животные

Ноябрь

5

Зима

Декабрь, январь

8

Деревья

Февраль

2

День защитника Отечества, рыбалка

Февраль

2

Цветы, мамин день

Март

4

Весна, животные

Апрель

4

Цветы, насекомые

Май

4

Итого

32

6. Мониторинг. Методы и критерии диагностического задания.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы. Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый -мае.

    У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.  

Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

     Диагностика знаний и умений детей:                                                                                               

 Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы. Умеет выполнять действия пальчиковых игр, согласно тексту.

Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Выполняет движения пальчиковых игр совместно с педагогом.                                                                              

  Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого, выполнять движения пальчиковых игр.                                                                                                          

Структура занятия: самомассаж пальчиков, занятие по теме, пальчиковая игра

Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)

Результаты диагностики знаний и умений

за период с октября 2023 г. по май 2024 г.

                                                         

 

Фамилия, имя

Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук.

Тактильные ощущения.

Величина тонуса мышц кистей рук.

Умение координировать движения руки.

Работа щепоти руки.

1

Бондаренко Иван                                        

2

Васев Иван

3

Батусь Матвей

4

Стрела Матвей

5

Прутсков Ростислав

Критерии оценки:

3 балла — делает все самостоятельно,

 2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,

1 балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Высокий уровень – 18-21 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10 баллов.

7.Используемая литература

       1. «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.

2. «Забавы для малышей» – М. Ю. Картушина, Москва «Творческий центр», 2007 г.

3. «Пальчиковые игры для малышей» – Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года -

Е. А. Янушко, Владос, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебные ручки" для детей младшего возраста

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. В.А. Сухомлинский...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Рабочая программа кружка "Цветные ладошки" ранний и младший возраст

ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. (ранний и младший возраст)...

Программа кружка Умелые ручки для детей младшего возраста

Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В процессе реализации програм...

Рабочая программа кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у Говорушки»

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры....