Рабочая программа кружка "Цветные ладошки" ранний и младший возраст
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. (ранний и младший возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2019-20_ranniy_m_mladshiy_vozrast.docx | 77.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Шарловский детский сад
«Цветные ладошки » по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»
ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ И.А. ЛЫКОВОЙ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. РАННИЙ И МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Воспитатель: Постнова Е.В.
2019-2020
СПИСОК ДЕТЕЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения. Специфика формирования эстетического обобщения формируется в первую очередь способами восприятия мира ребенком и обуславливается особенностями его внутреннего мира – такими, как повышенная эмоциональная отзывчивость, синкретичность мировосприятия, острота видения, глубина художественных впечатлений, обусловленная их первичностью и новизной, яркость и красочность воспринимаемых и создаваемых образов, стремление к экспериментированию при эстетическом освоении мира.
Становление художественного образа у детей – дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания. Овладение техникой при этом понимается не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способов передачи обобщений о нем в конкретном продукте (рисунке, коллаже).
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Цель программы
– формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
- Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта: «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения; интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.
- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.
- Формирование эстетической картины мира и основных элементов
Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»
Общепедагогические принципы: обусловлены единством учебно-воспитательного процесса
- Принцип культуросообразности
- Принцип сезонности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип цикличности
- Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
- Принцип развивающего характера
- Принцип природосообразности
- Принцип интереса
Специфические принципы: обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности
- Принцип культурного обогащения
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
- Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
- Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта
- Принцип организации тематического пространства
- Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа
- Принцип естественной радости
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
- формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей
- создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, и самостоятельного детского творчества
- ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
- Способность эмоционального переживания
- Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции, к самостоятельной творческой деятельности), к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).
- Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество)
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Авторская программа включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного)
К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждого возраста издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающие примерное планирование занятий по рисованию лепке и аппликации на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приемы создания выразительного образа.
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера.
Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
В непосредственно – образовательной деятельности дети:
— приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
— развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
— приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;
— получают навыки создания художественных образов;
— знакомятся с приемами создания декоративной композиции.
В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, воображение, художественный вкус.
Формы работы: организованная образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, фотоколлажи.
Нетрадиционные техники: Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.
Организация занятий. Одно занятие в неделю во второй половине дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности, в среду - 15.45, по 10-15 минут для каждой возрастной группы. Общее количество занятий – 36 +(2 дополнительных) =38
Материал:
– гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
В ходе прохождения курса обучения рисования дети должны:
-Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков.
-Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа.
-Владеть навыками рисования и лепки.
-Владеть первичными навыками дизайнерского искусства.
-Свободно ориентироваться в жанрах живописи.
-А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием, лепкой и аппликацией.
Ожидаемый результат работы кружка:
-Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
-Тематические выставки в ДОУ.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Примечание. Программа для детей 3-4 лет повторяет программу занятий с детьми 2-3 лет, но предполагает более высокое качество создаваемых образов и предусматривает большую степень самостоятельности и активности малышей во всех видах изобразительной деятельности.
В младшей группе ставятся и реализуются следующие задачи:
► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.
► Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.
► Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).
► Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).
► Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
► Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей.
►Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах и их сочетаниях между собой.
В разных видах изобразительной деятельности решаются конкретные задачи, обусловленные возрастом.
В лепке –показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое с сдобное тесто, влажный песок, жевательная резинка, бумажная масса для папье- маше), познакомить с их свойствами ( пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличии от рассыпчатого песка или сухой манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
►Видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки.
►Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук.
►Создавать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы ( мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, бублики, баранки).
►Учить лепить пальцами ( не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей ( хвостиков, крылышек, клювиков).
►Создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).
В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:
►отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
► сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);
► продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
► продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;
► переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
В аппликации – знакомить детей с бумагой как с художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвется, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей:
►Создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, цветы в букете, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т.д.)
►Раскладывать и приклеивать вырезанные воспитателем формы, создавая при этом выразительные образ.
Ранний возраст Сентябрь
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература |
1 | Знакомство с книжной графикой Веселые картинки (потешки) | Знакомство с иллюстрациями Ю. Васнецова (Сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» или «Ладушки».) Вызывание интереса к книжной графике. | Сборники русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга–дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. | С 16 |
2 | Знакомство с книжной графикой Веселые игрушки | Продолжение знакомства с иллюстрациями Установление взаимосвязи между картинками и реальными игрушками. Узнавание животных в рисунках | Игрушки, изображающие героев потешек белка, мишка, зайка и т.д. или персонажи кукольного театра. Картинки-раскраски. | С.17 |
3 | Лепка- экспериментирование Тили-тили, тесто (знакомство с пластическими материалами | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста. | Мягкое сдобное тесто, клеёнки, бумажные салфетки, книжка с иллюстрацией к русской народной сказке («Гуси-лебеди) | С.18 |
4 | Лепка-экспериментирование Тяп-ляп и готово (знакомство с пластическими материалами) | Ознакомление с глиной как с художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как свойства разных материалов (глины и теста) | У воспитателя -кусочки глины и комок влажного песка, две три керамические скульптуры или игрушка. У детей-кусочки глины, клеенки,салфетки. | С.19 |
Октябрь
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература |
1 | Рисование Красивые листочки | Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья (способом окунания в ванночку) и создание изображений-отпечатков. Развитие чувства цвета. | Красивые осенние листья, лист бумаги голубого цвета,2-3 ванночки с красной, желтой, оранжевой краской, салфетки, клеенка для застилания столов. | С.25. |
2 | Лепка рельефная из пластилина Падают, падают листья...» | Создание рельефных картин: отрывание (отщипывание) кусочков пластилина (жёлтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики. | »небольшие листы или полоски коричневого цвета, пластилин желтого, оранжевого, красного цвета, салфетки, игрушка- мишка, осенние листья. | С.26 |
3 | Рисование пальчиками «Падают, падают листья...» (осеннее окошко) | Создание коллективной композиции «листопад» (в сотворчестве с педагогом). Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу | Листы бумаги белого или светло-голубого цвета для осенних окошечек, краски гуашевые желтого, оранжевого, красного цвета, клеенка, салфетки, осенние листочки, вырез.-е из бумаги. | С.27 |
4 | Рисование (экспериментирование) Кисточка танцует | Знакомство с кисточкой как с художественным инструментом. Освоение положения пальцев. имитация рисования-движение кисточкой в воздухе. | У педагога две кисточки- большая и маленькая-в ярких бумажных юбочках, банка с водой, краски, бытовые упак-ки | С.26 |
Ноябрь
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература |
1 | Рисование пальчиками или ватными палочками Дождик, чаще, кап-кап-кап! | Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма | Листы бумаги голубого цвета с изображение туч, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, гуашь. | С.32 |
2. | Рисование карандашами Дождик, дождик, веселей! | Рисование дождя в виде штрихов ли прямых вертикальных и наклонных линий на основе тучи. Развитие чувства ритма. | Листы бумаги белого цвета с изображение туч, карандаши синего, фиолетового, голубого цвета, салфетки. | С.33 |
3 | Лепка модульная Пушистые тучки | Создание образа тучки пластическими средствами. Отрывание или отщипывание кусочков пластилина разного размера и прикрепление к фону. | Силуэты тучек, пластилин синего, голубого, белого цвета, солнышко-картонный силуэт или игрушка. | С.34 |
4. | Аппликация с элементами рисования Пушистая тучка | Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги. | Листы бумаги голубого цвета для фона, силуэты туч из бумаги синего, голубого и белого цвета, клей, кисточки, цветные карандаши, салфетк. | С.35 |
Декабрь
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература |
1 | Рисование пальчиками или ватными палочками Снежок порхает, кружится | Создание образа снегопада. Закрепление приёма рисования пальчиками или ватными палочками. Освоение новых приёмов (двуцветные отпечатки, цветовые аккорды). Развитие чувства цвета и ритма | Листы бумаги голубого цвета с изображениями туч серого, синего, фиолетового, розового цвета- на выбор, ватные палочки, гуашь синего и белого цвета, салфетки, стаканчики с водой. | С.40 |
2 | Моделирование-экспериментирование Вот какая ёлочка! | Создание образа ёлочки из брусков пластилина (выкладывание на столе в сотворчестве с педагогом). Продолжать знакомство с пластилином как с особым художественным материалом. Освоение его свойств, сравнение с глиной и тестом. | Бруски пластилина зеленого цвета для выкладывания силуэта елки, пластилин любого цвета для эксперим-ния, стеки, салфетки, клеенка, бумага для фона. | С 42. |
3 | Лепка Вот какая ёлочка! | Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зелёного цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина. | Мягкий пластилин зеленого и темно-синего цвета, стеки, салфетки, клеенки, картон для фона. | С.43 |
4 | Рисование Праздничная ёлочка! | Рисование праздничной ёлочки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: проведение кистью прямых линий «веток» от «ствола» | Елка искусственная до 70 см, поздрави-тельные открытки с изоб.р елочек, лист бумаги большого формата слаботони-рованный с силуэтом елки, гуашь зеле-ного цвета, кисти, стаканчики с водой. | С.44 |
Январь
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература |
1 | Лепка из пластилина , соленого теста или снега Снеговики играют в снежки | Раскатывание комочков пластилина (солёного теста) круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной (рельефной) композиции в сотворчестве с воспитателем. Развитие чувства формы, мелкой моторики. | Пластилин белого цвета (соленое тесто или снег на улице), картон голубого цвета для фона, мелкие бусины для глаз снеговиков, салфетки. | С.46 |
2 | Лепка из соленого или сдобного теста Вкусное угощение | Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы, мелкой моторики | Пластилин разного цвета (ли тесто), шарики, трубочки для коктейля, салфетки, «угощения»- поделки разной формы, «угощения» в форме шара (яблоко, колобок, чупа-чупс и другие..) | С.48 |
3 | Рисование (раскрашивание в книжках-раскрасках Вкусные картинки | Ознакомление с новым видом рисования раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия | Книжки- раскраски или отдельные картинки с контурными изображениями овощей, фруктов, кондитерских изделий, гуашь желтого, красного, оранжевого цвета, кисти, салфетки. | С.49 |
4 | Лепка с элементами рисования Колобок катится по дорожке и поёт песенку | Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности | Листы бумаги (удлиненные) светло зеленого цвета для фона, пластилин желтого, оранжевого и светло-коричневого цвета, мелкие пуговички и бусины, цветные карандаши. | С.51. |
Февраль
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература |
1 | Лепка из солёного или сдобного теста Угощайся, мишка! | Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики | Пластилин желтого оранжевого, розового цвета (или тесто), салфетки, «угощения»-поделки разной формы, игрушка- мишка. | С.52 |
2 | Рисование в книжках-раскрасках Угощайся, зайка! | Дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка изображение угощения для персонажа | Книжки- раскраски или отдельные картинки с контурными изображениями животных, силуэты животных. | С.53 |
3 | Лепка Бублики-баранки | Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий «нанизывание» бубликов-баранок на связку-верёвочку. | Пластилин, соленое тесто, стеки, манка, мак, карандаши, пластиковая вилка, веревочка, клеенки, салфетки, связка бубликов, колечки. | С.54 |
4 | Рисование Баранки-калачи | Освоение техники рисования округлых замкнутых форм. Закрепление навыка рисования кистью и красками (правильно держать в руке, вести по ворсу, промывать, набирать краску). | Квадратные листы бумаги, гуашь желтого цвета, кисти, картонные и кольца, банки в водой, салфетки. У воспитателя квадратный лист с нар. кольцом, связка баранок для показа. | С.55 |
Март
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература |
1 | Лепка Вот какие у нас сосульки! | Продолжение освоения способа лепки предметов в форме цилиндра, лёгкое сдавливание (заострение) кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины. | Силуэт крыши из гофро-картона, пластилин белого, голубого, синего цвета, стеки, салфетки, клеенки | С.62 |
2 | Рисование предметное Вот какие у нас сосульки! | Рисование сосулек красками. Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма. | Листы бумаги голубого и синего цвета, кисти, гуашь белого цвета, баночки с водой, салфетки. | С.63 |
3 | Лепка рельефная Солнышко-колоколнышко | Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и восприятия. | Картон квадратной формы голубого цвета для фона, пластилин желтого, оранжевого и красного цвета, бусины, пуговички, салфетки, клеенки. | С.66 |
4 | Рисование Солнышко-колоколнышко | Создание образа солнца из большого круга и нескольких лучей прямых линий, отходящих от круга радиально. Развитие мышления, восприятия. | Гуашь, кисти, ватные палочки, карандаши, листы бумаги белые и тониров., баночки с водой, салфетки | С.67 |
Апрель
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература |
1 | Рисование Ручейки бегут, журчат | Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем. Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Развитие чувства формы и композиции. | Лист бумаги светло- голубого, зеленого или желтого цвета для фона. Цветные карандаши, силуэты утки и утят для обыгрывания. | С.68 |
2 | Аппликация (на основе рисунков) Вот какие у нас кораблики! | Создание коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейку». Закрепление навыка наклеивания готовых форм. Развитие чувства формы. | Лист бумаги светло- голубого цвета с нарисованными ручейками бумажные формы трапеции, треугольники, клей, карандаши цветные, репродукции, худ. открытки с изобр. кораблей в море. | С.69 |
3 | Лепка Птенчик в гнёздышке | Моделирование гнёздышка: раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювиках). | Пластилин коричневого и желтого цвета, бусины, салфетки, клеенки, поворотный диск для показа поделки со всех сторон. | С.72 |
4 | Рисование (по выбору) Вот какие у нас цыплятки | Создание выразительных образов желтых цыплят, гуляющих по зеленой травке. Самостоятельный выбор художественных материалов. | Основа для коллективной композиции -лист бумаги зеленого цвета, краски, кисти, банки с водой, клей салфетки, цветные карандаши. | С.73 |
Май
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература |
1 | Лепка рельефная Вот какой у нас салют! | Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приёмов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности. | Основа для коллективной композиции -картон темно-синего, фиолетового или черного цвета, разноцветный пластилин, стеки, картинка с изображением праздничного салюта (для показа детям). | С.76 |
2 | Рисование Вот какой у нас салют! | Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. огней салюта нетрадиционными приёмами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности | Основа для коллективной композиции - лист бумаги большого формата темно-голубого или синего цвета, гуашь 4-5 цветов, материалы для экспериментирования с отпечатками – ватные диски и тампоны, тряпочки, пробки, печатки. | С.77 |
3 | Рисование (отпечатки ладошек) Вот какие у нас птички! | Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят). Обеспечение условий для сотворчества по созданию коллективной композиции | Лист бумаги большого формата белого или светло-голубого цвета, пластиковые ванночки с гуашью, разведенной до консистенции сметаны, салфетки. | С.78 |
4 | Лепка из солёного теста или пластилина Вот какие у нас пальчики | Моделирование персонажей для пальчикового театра: раскатывание шара (головы), дополнение деталями прикрепление глаз из бусин, пуговиц, семян; вытягивание или прищипывание ушей. Обыгрывание созданных поделок (нанизывание на пальчики). Создание интереса к своим рукам и «открытие» их возможностей | Соленое тесто или пластилин для лепки персонажей пальчикового театра, мелкие предметы и природные материалы для оформления голов (бусины, пуговицы, семена), салфетки, клеенки. | С.79 |
Сентябрь
Неделя | Виды деятельности Тема | Задачи | Материалы, инструменты, оборудование | Методическая литература
|
1 | Лепка «Репка на грядке» | Лепка репки в определённой последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика, прикрепление листьев. Создание композиций на бруске пластилина (грядке).
| Кусочки пластилина желтого (оранжевого) и зеленого цвета для лепки репки, бруски пластилина коричневого (черного)цвета для изображения грядки, клеенки или дощечки, салфетки. Корзинка с репкой. Основа для коллективной композиции «Дедушкин огород». | Лыкова И.А. Изобразитель- ная деятельность в детском саду. Младшая группа. С .32 |
2 | Аппликация обрывная (коллективная) «Выросла репка большая -пребольшая» | Наклеивание готовой формы (репки) и дополнение самостоятельно подготовленными элементами (листьями). Освоение техники обрывной аппликации. | Силуэт репки светлого- желтого цвета (д-50см) или контурный рисунок репки, бумага ярко-желтого, оранжевого и зеленого цвета для обрывной аппликации, клейстер, кисточки, розетки для клея, клеенки, салфетки. Книжка с красивыми иллюстрациями к русской народной сказке «Репка» | С.34 |
3 | Лепка из соленого теста, пластилина) «Мышка-норушка» | Лепка конусообразной формы и создание образа мышки: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек– семечек, для хвостика – верёвочек, для глаз – бусинок или бисера). | Кусочки пластилина серого, голубого, розового, белого, коричневого цвета для лепки мышек (на выбор), тонкие веревочки ли шерстяные нитки для хвостиков, семечки для ушек, бусины или бисер для глаз; клеенки или дощечки, салфетки, персонажи кукольного театра. | С.36 |
4 | Рисование с элементами аппликации «Мышка и репка» | Создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, до-рисовывание хвостика цветным карандашом. | Листы бумаги разного цвета, полоски бумаги темно- зеленого цвета, краски гуашевые, кисти, стаканчики с водой, цветные карандаши, клеящие карандаши, салфетка, клеенки, персонажи кукольного театра -Дедушка. | С.38 |
Октябрь
1 | Аппликация «Листопад» | Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации (разрывание полосок бумаги на мелкие кусочки). | 2-3 листа бумаги голубого цвета большого формата или кусок обоев длиной 2-3 м (для коллективной композиции), готовые формы- листочки разного цвета и размера, полоски бумаги желтого, красного, оранжевого цвета (для обрывной аппликации), клей, кисточки, красивые осенние листья, собранные на прогулке. | С.42 |
2 | Рисование «Падают, падают листья» | Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым) на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма. | Листы бумаги голубого цвета, краски гуашевые желтого и красного цвета, палитры или пластиковые крышки для экспериментирования с цветом, кисти двух размеров, стаканчики с водой, салфетки, красивые осенние листья разного цвета и размера, собранные на прогулке. Тематические плакаты «Осень», «Листопад» | С.40 |
3 | Лепка «Грибы на пенечке» | Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей. | Пластилин коричневого, белого, желтого, оранжевого, красного и зеленого цвета, кусочки отработанного пластилина для моделирования пенька, салфетки, клеенки, композиционная основа, 2-3 гриба, вылепленные педагогом заранее. | С.44 |
4 | Аппликация с элементами рисования «Грибная полянка» | Изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов, контрастных по размеру. | Листы бумаги голубого, желтого или светло- зеленого цвета для составлении композиции, готовые формы для наклеивания грибов- прямоугольные или овальные ножки и круглые или полукруглые шляпки, клей, кисти, салфетки, цветные карандаши, вариативные образцы для показа способа создания образов. Плакаты «Грибная полянка», «Осень». Технологические карты «Грибы» | С.46 |
Ноябрь
1 | Рисование ватными палочками «Град, град!» | Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на близко друг к другу, град на небе более редко, с просветами). | Листы бумаги голубого цвета, ватные палочки, гуашевые краски синего цвета и белого цвета, салфетки, стаканчики с водой. Вариативные образцы для пояснения техники. | С.48 |
2 | Аппликация с элементами рисования «Дождь, дождь!» | Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами. | Листы бумаги голубого цвета для фона, силуэты туч, полоски бумаги синего, голубого и белого цвета, клей, кисточки, цветные карандаши, салфетки. | С.50 |
3 | Лепка «Сороконожка» | Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлинённых цилиндров (колбасок, столбиков) прямыми движениями ладоней и видоизменение формы – изгибание, свивание. | Соленое тесто (или глина, пластилин), мягкая бумага (салфетки, газеты), мелкие бусины и пуговички, фасоль, горох, семечки, зубочистки, трубочки для коктейля, клеенки, салфетки. | С.56 |
4 | Рисование на удлиненных листах бумаги «Сороконожка в магазине» | Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа. | Длинные листы или бумажные полосы голубого, желтого и светло- зеленого цвета (на выбор детям), краски гуашевые, кисти, цветные карандаши, салфетки, стаканчики с водой. | С.58 |
5 допол. | Рисование декоративное «Полосатые полотенца для лесных зверушек» | Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий). | Удлиненные листы бумаги белого цвета, гуашевые краски 2-3 цветов, кисти, стаканчики с водой, салфетки. Вариативные образцы узоров на прямоугольнике, полотенца с красивыми узорами, веревка для выставки детских работ и декоративные прищепки. | С.62 |
Декабрь
1 | Рисование декоративное «Вьюга- завируха | Рисование хаотичных узоров в технике по - мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. | Листы бумаги белого цвета одного размера и формата для составления коллективного альбома, гуашевые краски белого и синего цвета, тонкие кисти, банки с водой, губки (или ватные тампоны), палитры (или пластиковые крышки), салфетки, обложка для коллективного альбома «Вьюга- завируха».Плакаты «Времена года», «Зима». | С.64 |
2 | Аппликация с элементами рисования «Снежинки- сестрички» | Наклеивание шестилучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей). | Бумажные формы (круги и шестигранники) одного размера, но разного цвета, полоски бумаги белого цвета для составления снежинок, клей, клеевые кисточки, фломастеры, гуашь, белого цвета, тонкие кисти, салфетки, варианты снежинок, составленные из белых полоски на цветных кругах и шестигранниках. Основа для коллективной композиции «Снежинки-сестрички» | С.66 |
3 | Лепка из солёного теста «Новогодние игрушки» | Моделирование игрушек из 2-3 частей) для новогодней ёлки. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. | Соленое тесто, формочки для выпечки, тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15 см, бусины, пуговицы, семена цветной фасоли и гороха, салфетки, поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем. | С.68 |
4 | Рисование «Серпантин танцует» | Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы. | Белые листы бумаги разного формата и размера, гуашевые краски, фломастеры, кисти, палитры, стаканчики с водой, салфетки, серпантин разного цвета. Незавершенные композиции «Серпантин танцует», «Праздничная елочка» | С.70 |
Январь
1 | Лепка из солёного или сдобного теста «Я пеку, пеку, пеку…» | Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развитие чувства формы, мелкой моторики. | Соленое или сдобное тесто, зубочистки, колпачки фломастеров или авторучек, салфетки, проделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем. | С.77 |
2 | Аппликация «Бублики- баранки» | Наклеивание готовых форм – колец разного размера – в соответствии с замыслом («нанизывание» бубликов-баранок на связку). Нанесение клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности, самостоятельности. | У каждого ребенка: 5- 7 готовых форм – бумажных колец желтого цвета, контрастных по размеру, ниточки или тонкие веревочки, листы для фона, клей, клеевые кисточки, салфетки. У воспитателя: связка бубликов и баранок, 2-3 варианта аппликативных композиций «Бублики- баранки» или незавершенная композиция для коллективной работы. Незавершенная композиция «Самовар» | С.79 |
3 | Аппликация с элементами рисования «Колобок на окошке» | Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставенки. | Окошки разного цвета и размера со ставенками и силуэты колобков желтого цвета д.-5-10 см (все бумажные формы -по количеству детей), бумажные полоски и другие формы для декоративной аппликации, цветные карандаши, клейстер, кисточки, розетки для клея, салфетки, книжка с красивыми иллюстрациями к русской народной сказке «Колобок». | С.84 |
4 | Рисование «Колобок покатился по дорожке» | Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки – на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. | Удлиненные листы (полосы) бумаги разного цвета( белого, светло- зеленого, голубого, синего)- на выбор детям, краски гуашевые, кисти, стаканчики (баночки) с водой, цветные карандаши, салфетки, персонажи кукольного театра к русской народной сказке «Колобок» | С.86 |
Февраль
1 | Рисование по замыслу «В некотором царстве» | Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения. | Персонажи кукольного театра- герои русских народных сказок (бабка, дедка, внучка, колобок, мышка, зайчик, волк, медведь, лиса, репка). Ширма настольного или напольного театра. листы белого или голубого цвета разного формата (на выбор детям), краски кисточки фломастеры, стаканчики с водой., салфетки. | С.88 |
2 | Аппликация с элементами рисования «За синими морями, за высокими горами» | Создание образов сказочных атрибутов синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрыва-ние бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом. | Для фона – листы бумаги белого или голубого цвета разного формата (на выбор детям), для аппликации- цветная бумага синего, зеленого, белого цвета, газеты, салфетки, клей кисточки, фломастеры, стаканчики с водой, изображение моря и гор (рисунки, репродукции, иллюстрации, календари) | С.90 |
3 | Лепка сюжетная «Баю-бай, засыпай» | Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова –шар. Оформление композиций в маленьких коробочках. | Пластилин , спичечные коробки и другие маленькие коробочки, пуговицы, бусины, семена гороха и фасоли, маленькие бантики, узкие ленточки, салфетки и матерчатые клеенки. | С.92 |
4 | Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло» (коллективная композиция) | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2х2 или 3х3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое». | Фантики (по 5 разных для каждого ребенка), клей, кисточки, квадратные листы для наклеивания фантиков встык, основа для коллективной композиции, салфетка, клеенка, кусочки пластилина для лепки конфет. Взаимодействие с семьей: совет родителям собрать всеемте с детьми коллекцию красивых фантиков и принести в детский сад. | С.94 |
Март
1 | Аппликация «Мойдодыр» | Создание веселых композиций: наклеивание готовых фигурок на цветной фон , рисование на них «грязных пятен, дорисовка «емкостей» для купания ( тазик, ванночка, лужа, ручей). | Силуэты разных игрушек, вырезанные воспитателем, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги светло- голубого или белого цвета, клей кисточки, салфетки. Взаимодействие с семьей: совет родителям научить детей надувать мыльные пузыри. | С.102 |
2 | Лепка «Сосульки – воображульки» | Освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приёмов для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. | Силуэт крыши из гофро-картона, пластилин белого, голубого, синего, зеленого цвета, салфетки, клеенки. | С.108 |
3 | Рисование с элементами обрывной аппликации «Сосульки – плаксы» | Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию. | Листы бумаги голубого и синего цвета, кисти двух размеров, гуашь белого цвета, карандаши цветные, баночки с водой, салфетки. | С.110 |
4 | Аппликация «Ходит в небе Солнышко» | Составление образа солнца из большого круга и 7-10 лучей (полосок, треугольников, трапеций, кругов, завитков – по выбору детей). Развитие чувства формы и ритма. | Цельные бруски пластилина красного, желтого, розового, оранжевого, синего, зеленого цвета (на выбор), стеки, дощечки или кленки, пуговицы, бусины, салфетки, поворотный диск. | С.112 |
5 | Рисование- экспериментирова-ние «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» | Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка. | Гуашевые краски, кисти, ватные палочки, цветные карандаши, листы бумаги белые и тонированные (разного размера), баночки с водой, салфетки. | С.118 |
Апрель
1. | Аппликация с элементами рисования «Ручеёк и кораблик» | Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. | Листы бумаги светло- голубого цвета для фона, бумажные формы- трапеции, треугольники двух размеров (для паруса и флажка), клей, цветные карандаши, салфетки. Материал для рассматривания: репродукции, художественные открытки или календари с изображением кораблей. Раскраски на морскую тему. Взаимодействие с семьей: познакомить родителей со способом конструирования корабликов из бумаги. | С.120 |
2. | Лепка с элементами конструирования «Мостик» (по сюжету стихотворения В. Шипуновой) | Моделирование мостика из 3-4 «брёвнышек», подобранных по длине (лишнее отрезается стекой). Создание композиции из ручейка и мостика. | Листы бумаги или картона зеленого цвета , пластилин синего, коричневого, желтого, белого цвета, стека, салфетки, клеенка. | С.122 |
3. | Рисование и аппликация «Почки и листочки» | Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков. | Листы бумаги белого цвета, цветные карандаши, бумажные формы для наклеивания - листочки зеленого цвета разной формы, клей, кисточки, салфетки. Тематический плакат «Весна» | С.124 |
4. | Лепка «Птенчики в гнёздышке» | Моделирование гнёздышка: раскатывание шара, сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнёздышка. Обыгрывание композиции (червячки в клювиках). Воспитание интереса к лепке. | Пластилин коричневого и желтого цвета, бусины, салфетки , кленки или дощечки для лепки, поворотный диск для показа поделки со всех сторон. | С.126 |
Май
1 | Лепка «Ути- ути!» | Лепка птиц в стилистике народной игрушки: раскатывание шара (или овоида), оттягивание части материала для головы, прищипывание хвостика, вытягивание клювика. Воспитание интереса к познанию природы. | Пластилин, глина или соленое тесто, бусинки или мелкие пуговички для глаз, салфетки, сьеки, поворотный диск, кленки, карточки с изображением водоплавающих птиц (утки, лебедя, гуся). | С.128 |
2 | Рисование с элементами аппликации «Божья коровка» | Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы. | Зеленые листики, вырезанные из цветной бумаги (основа для рисунков), гуашь красного и черного цвета, кисти, ватные палочки, баночки с водой, салфетки. Картинка с изображение божьей коровки. | С.130 |
3 | Рисование «Цыплята и одуванчики» | Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений впечатлений) в доступной изобразительной деятельности. | Лист бумаги зеленого цвета одногоразмера для создания коллективной композиции или альбома «Весна пришла», ватные палочки, ватные тампоны, тряпочки, салфетки, гуашь желтого цвета, фломастеры. Тематические плакаты «Весна»,»Наш луг», «Птичий двор». | С.140 |
4 | Аппликация обрывная «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» | Создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук. | Листы бумаги светло- зеленого или голубого цвета одного размера для создания коллективной композиции или альбома «Золотые и снежные одуванчики», цветная бумага желтого, белого и ярко-зеленого цвета, клей, салфетки, фломастеры, салфетки, клеенки. | С.142 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для воспитателей дошкольного младшего возраста.
Рабочая программа построена на системе воспитания детей, которая ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом удовлетворяла бы запро...
Рабочая программа педагога ДОУ группа раннего возраста и первая младшая группа
Рабочая программа педагога...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"
Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...
Рабочая программа группы для детей младшего дошкольного возраста
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования...