Рабочая программа кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у Говорушки»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Александра Владимировна Елага

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_govorushki.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».

ПРИНЯТО                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете                                                                         Заведующий МБДОУ

№___от________.20____г.                                                                     «Детский сад № 26                     ________________ О.В. Вальд

«____»_____________2021г

Рабочая программа кружка

по речевому развитию детей

младшего дошкольного возраста

«В гостях у Говорушки»

Воспитатель:

А.В. Елага

Ачинск, 2021г.

Пояснительная записка: Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»;  содержит элементы парциальной программы речевого развития детей 3-7 лет «Программа развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой и методику О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей 3 – 7 лет».

Программа кружка реализует образовательную область «Речевое развитие», предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Возраст детей, на которых рассчитана программа: 3-4 лет.

        Срок программы 2021-2022 учебный год, она рассчитана на 36 учебных недель в году, продолжительность непосредственной деятельности в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста. Вторая младшая группа– 15 минут;     Программа предполагает проведение одной игры в неделю во второй половине дня. Всего 36 игровых ситуаций, которые носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

        В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.

Актуальность

Игра, это упражнение, которое способствует развитию познавательной деятельности и оказывает помощь в развитии речевой активности детей. В младшем дошкольном возрасте важно развивать речевую активность, необходимую для усвоения разговорного языка, становление развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической и полонение активного словаря и представления об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Реализация программы кружка по речевому развитию «В гостях у Говорушки» во второй младшей группе будет способствовать в течение года развитию речевой активности через дидактические игры.

Цель программы: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры. 

Задачи:

Обучающие:

- обогащать и расширять активный словарный запас детей через использование дидактических игр;

Развивающие: 

- развивать умение детей сравнивать и объединять предметы по признакам, отвечать краткими и развернутыми предложениями;

-  развивать воображение, память, мышление детей;

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость и умение выполнять необходимую последовательность действий игры;

-   воспитывать внимание, сосредоточенность и подчинятся правилам игры.

Формы работы:

  • Беседы;
  • Работа с наглядным материалом;
  • Дидактические игры;
  • Игровые упражнения и ситуации.

Предполагаемый результат

 Речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, дети стали отвечать краткими простыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами, воображение, память и мышление. Сформированы умение выполнять необходимую последовательность действий игры и подчиняться правилам игры.

        Перспективное  планирование

Месяц

 п/п

Игровые ситуации

Цель

Источник

Сентябрь

1

«Кого как зовут?»

Цель: развивать мышление, память, речь.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 22

2

Чей предмет?

Цель: предложить детям рассмотреть содержимое «Волшебного сундучка», догадаться кому из персонажей принадлежит предмет, активизировать речь детей, формировать умения согласовывать слова в предложениях.

«Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.18

3

«Что бывает осенью?»

Цель: формировать понятие об осенних явлениях, активизация словаря.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 46

4

 «Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду

с. 44.

Октябрь

5

«Потерялись»

Цель: формировать умения соотносить название животного с названием детенышей.

«Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.21

6

«Чей голос?»

Цель: формировать умения различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 37

7

«Домики»

Цель: формировать умения потреблять названия детенышей животных.

«Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.21

8

«Теремок»

Цель: формировать умения ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с.26

Ноябрь

9

«Фрукты и овощи»

Цель: формировать знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 48

10

Чудесный мешочек

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

 с. 32.

11

«Кто где живет?»

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 27

12

«Сложи картинку –игрушку»

Цель: формировать умения складывать из 2-4 частей картинку с изображением игрушки и называть получившееся игрушки.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 39

Декабрь

13

«Посуда»

Цель: формировать умения называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 51

14

«Чего не стало?».

Цель: формировать умения узнавать и называть посуду на картинках.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 21

15

«Зимующие птицы»

Цель: формировать представления об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 49

16

«Кто живёт во дворе?»

Цель: формировать представление детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 29

Январь

17

«Парные картинки»

Цель: формировать умения находить предметы изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду

 с. 39.

18

«Один - много»

Цель: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

19

«Лото»

Цель: формировать в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 29

20

«Когда это бывает?»

Цель: формировать знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.

«Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.23

Февраль

21

«Чудесная коробка»

Цель: формировать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 22

22

«Подбери по форме»

Цель: формировать умение различать характеристики предметов, ориентироваться на образец.

Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.26

23

«Что игрушка рассказала о себе»

 

Цель: формировать умения детей узнавать игрушки по описанию надетых на них предметов одежды, активизировать в речи название основных цветов.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 30

24

«Кто во что одет?»

Цель: формировать навыки детей сравнивать одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме «Одежда».

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 25

Март

25

«Кто больше скажет о профессии»

Цель: формировать умения соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.33

26

«Кому что нужно»

Цель: формировать в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 34

27

«Поручение»

Цель: формировать в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с.28

28

«Отгадай и назови»

Цель: активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств их назначением предметов.

Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.36

Апрель

29

«Парные картинки»

Цель: формировать умение детей в сравнении предметов, изображённых на

картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 44

30

«Что изменилось?»

Цель: формировать в правильном назывании предметов и их действий (матрёшка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.37

31

«На зарядку Становись»

Цель: формировать умения размещать предметы по увеличения высоты – «по росту», понятия «выше», «ниже», учить понимать суть задания, отвечать на элементарные вопросы.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 53

32

«Найди свой Домик»

Цель: формировать знания основных цветов, развивать способность ориентироваться в пространстве.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 46

Май

33

Что изменилось?

Цель: формировать у детей умение понимать суть задания, выполнять игровые действия, развивать наблюдательность, способность концентрировать внимание, передавать в речи суть изменений.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 31.

34

«Волшебный мешочек»

Цель: предложить детям на ощупь узнать знакомые игрушки, называть различные качества предметов, отвечать на вопросы воспитателя. Обогащать словарный запас детей прилагательными, умения согласовывать слова в предложениях, развивать тактильные возможности.

Бондаренко А.К.

«Дидактические игры в

детском саду».

с. 35

35

«Кто спрятался на картинке»

Цель: формировать умения детей внимательно рассматривать рисунок, узнавать лесных зверей по неполному изображению, развивать зрительное восприятие.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 22

36

«Назови ласково»

Цель: формировать умения называть предметы используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, обогащать словарный запас детей, согласовывать слова в предложения.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 33

Работа с родителями

  • Круглый стол «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Видео практикум «Развитие речи младших дошкольников»;
  • Мастер – класс на тему «Дидактическая игра, как развитие речи детей»;
  • Консультация «Игра и умственное развитие ребенка»;

Список используемой литературы

  • Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  •  Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя д/с. А. К. Бондаренко.
  • «Программа развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой
  •  «Развитие речи детей 3 – 7 лет». О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной
  •  «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко
  •  «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева

Мониторинг

Мониторинг

Рекомендации по определению уровня развития ребенка:

Высокий – от 4,0 до 5,0

Ребенок увлеченно и с интересом общается и вовлекается в игровую деятельность со сверстниками. самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми предложениями и предложениями с однородными членами. Сравнивают и объединяют предметы по признакам, способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами, выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры.

Средний – от 2,9 до 3,9

Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается играть. В речи присутствуют преимущественно простые предложения из 2—3 слов. Затрудняются в сравнении и объединении предметов по признакам, в установке простых причинно-следственных связи между предметами. Правила игры и последовательность действий игры при выполнении затрудняется

Низкий – от 0 до 2,8

Ребенок не проявляет заметного интереса к играм и игровым упражнениям в совместной деятельности со взрослым по подражанию вовлекается в игру, но не выражает свое отношение к игре и игровым упражнениям. На вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Не сравнивают и не объединяют предметы по признакам, не способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Правилам игры не подчиняется. Последовательность действий игры нарушает.

Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:

1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки сам.

Имя ребенка

Словарный запас ребенка

Способен сравнивать и объединять предметы по признакам

Способен устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами

Отвечают краткими простыми предложениями и предложениями с однородными членами

Способен выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры.

Суммарный уровень

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста

Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Сайзанак» для детей младшего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста

Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ...

Рабочая программа по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Цели данной программы: Формирование готовности к обучению в школе, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных навыков, развитие интеллектуальных качеств, развитие мышления...

Рабочие программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста

Задачи, музыкальный материал, методические рекомендации по музыкальному развитию детей...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ПРОГРАММА кружка речевого развития детей дошкольного возраста «РЕЧЕЦВЕТИК» с элементами риторики и логоритмики

В кружке «Речецветик» ребенок учится:   1. Правильно говорить – это значит говорить доходчиво и понятно.2. Говорить убедительно и доказательно.3. Связно излагать свои ...

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 6-7 лет)

Планируемые  результаты освоения  Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные  х...