Рабочая программа кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у Говорушки»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_govorushki.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
№___от________.20____г. «Детский сад № 26 ________________ О.В. Вальд
«____»_____________2021г
Рабочая программа кружка
по речевому развитию детей
младшего дошкольного возраста
«В гостях у Говорушки»
Воспитатель:
А.В. Елага
Ачинск, 2021г.
Пояснительная записка: Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы парциальной программы речевого развития детей 3-7 лет «Программа развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой и методику О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей 3 – 7 лет».
Программа кружка реализует образовательную область «Речевое развитие», предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Возраст детей, на которых рассчитана программа: 3-4 лет.
Срок программы 2021-2022 учебный год, она рассчитана на 36 учебных недель в году, продолжительность непосредственной деятельности в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста. Вторая младшая группа– 15 минут; Программа предполагает проведение одной игры в неделю во второй половине дня. Всего 36 игровых ситуаций, которые носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
Актуальность
Игра, это упражнение, которое способствует развитию познавательной деятельности и оказывает помощь в развитии речевой активности детей. В младшем дошкольном возрасте важно развивать речевую активность, необходимую для усвоения разговорного языка, становление развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической и полонение активного словаря и представления об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Реализация программы кружка по речевому развитию «В гостях у Говорушки» во второй младшей группе будет способствовать в течение года развитию речевой активности через дидактические игры.
Цель программы: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
Задачи:
Обучающие:
- обогащать и расширять активный словарный запас детей через использование дидактических игр;
Развивающие:
- развивать умение детей сравнивать и объединять предметы по признакам, отвечать краткими и развернутыми предложениями;
- развивать воображение, память, мышление детей;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость и умение выполнять необходимую последовательность действий игры;
- воспитывать внимание, сосредоточенность и подчинятся правилам игры.
Формы работы:
- Беседы;
- Работа с наглядным материалом;
- Дидактические игры;
- Игровые упражнения и ситуации.
Предполагаемый результат
Речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, дети стали отвечать краткими простыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами, воображение, память и мышление. Сформированы умение выполнять необходимую последовательность действий игры и подчиняться правилам игры.
Перспективное планирование
Месяц | № п/п | Игровые ситуации | Цель | Источник |
Сентябрь | 1 | «Кого как зовут?» | Цель: развивать мышление, память, речь. | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 22 |
2 | Чей предмет? | Цель: предложить детям рассмотреть содержимое «Волшебного сундучка», догадаться кому из персонажей принадлежит предмет, активизировать речь детей, формировать умения согласовывать слова в предложениях. | «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.18 | |
3 | «Что бывает осенью?» | Цель: формировать понятие об осенних явлениях, активизация словаря. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 46 | |
4 | «Чудесный мешочек» | Цель: формировать умения ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду с. 44. | |
Октябрь | 5 | «Потерялись» | Цель: формировать умения соотносить название животного с названием детенышей. | «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.21 |
6 | «Чей голос?» | Цель: формировать умения различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 37 | |
7 | «Домики» | Цель: формировать умения потреблять названия детенышей животных. | «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.21 | |
8 | «Теремок» | Цель: формировать умения ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным. | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с.26 | |
Ноябрь | 9 | «Фрукты и овощи» | Цель: формировать знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 48 |
10 | Чудесный мешочек | Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 32. | |
11 | «Кто где живет?» | Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 27 | |
12 | «Сложи картинку –игрушку» | Цель: формировать умения складывать из 2-4 частей картинку с изображением игрушки и называть получившееся игрушки. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 39 | |
Декабрь | 13 | «Посуда» | Цель: формировать умения называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 51 |
14 | «Чего не стало?». | Цель: формировать умения узнавать и называть посуду на картинках. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 21 | |
15 | «Зимующие птицы» | Цель: формировать представления об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт). | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 49 | |
16 | «Кто живёт во дворе?» | Цель: формировать представление детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 29 | |
Январь | 17 | «Парные картинки» | Цель: формировать умения находить предметы изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду с. 39. |
18 | «Один - много» | Цель: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе. | ||
19 | «Лото» | Цель: формировать в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах). | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 29 | |
20 | «Когда это бывает?» | Цель: формировать знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь. | «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.23 | |
Февраль | 21 | «Чудесная коробка» | Цель: формировать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт). | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 22 |
22 | «Подбери по форме» | Цель: формировать умение различать характеристики предметов, ориентироваться на образец. | Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.26 | |
23 | «Что игрушка рассказала о себе»
| Цель: формировать умения детей узнавать игрушки по описанию надетых на них предметов одежды, активизировать в речи название основных цветов. | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 30 | |
24 | «Кто во что одет?» | Цель: формировать навыки детей сравнивать одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме «Одежда». | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 25 | |
Март | 25 | «Кто больше скажет о профессии» | Цель: формировать умения соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.). | Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.33 |
26 | «Кому что нужно» | Цель: формировать в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий. | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 34 | |
27 | «Поручение» | Цель: формировать в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с.28 | |
28 | «Отгадай и назови» | Цель: активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств их назначением предметов. | Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.36 | |
Апрель | 29 | «Парные картинки» | Цель: формировать умение детей в сравнении предметов, изображённых на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 44 |
30 | «Что изменилось?» | Цель: формировать в правильном назывании предметов и их действий (матрёшка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. | Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко с.37 | |
31 | «На зарядку Становись» | Цель: формировать умения размещать предметы по увеличения высоты – «по росту», понятия «выше», «ниже», учить понимать суть задания, отвечать на элементарные вопросы. | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 53 | |
32 | «Найди свой Домик» | Цель: формировать знания основных цветов, развивать способность ориентироваться в пространстве. | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 46 | |
Май | 33 | Что изменилось? | Цель: формировать у детей умение понимать суть задания, выполнять игровые действия, развивать наблюдательность, способность концентрировать внимание, передавать в речи суть изменений. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 31. |
34 | «Волшебный мешочек» | Цель: предложить детям на ощупь узнать знакомые игрушки, называть различные качества предметов, отвечать на вопросы воспитателя. Обогащать словарный запас детей прилагательными, умения согласовывать слова в предложениях, развивать тактильные возможности. | Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». с. 35 | |
35 | «Кто спрятался на картинке» | Цель: формировать умения детей внимательно рассматривать рисунок, узнавать лесных зверей по неполному изображению, развивать зрительное восприятие. | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 22 | |
36 | «Назови ласково» | Цель: формировать умения называть предметы используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, обогащать словарный запас детей, согласовывать слова в предложения. | Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева с. 33 |
Работа с родителями
- Круглый стол «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
- Видео практикум «Развитие речи младших дошкольников»;
- Мастер – класс на тему «Дидактическая игра, как развитие речи детей»;
- Консультация «Игра и умственное развитие ребенка»;
Список используемой литературы
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя д/с. А. К. Бондаренко.
- «Программа развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой
- «Развитие речи детей 3 – 7 лет». О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной
- «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко
- «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева
Мониторинг
Мониторинг
Рекомендации по определению уровня развития ребенка:
Высокий – от 4,0 до 5,0
Ребенок увлеченно и с интересом общается и вовлекается в игровую деятельность со сверстниками. самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми предложениями и предложениями с однородными членами. Сравнивают и объединяют предметы по признакам, способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами, выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры.
Средний – от 2,9 до 3,9
Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается играть. В речи присутствуют преимущественно простые предложения из 2—3 слов. Затрудняются в сравнении и объединении предметов по признакам, в установке простых причинно-следственных связи между предметами. Правила игры и последовательность действий игры при выполнении затрудняется
Низкий – от 0 до 2,8
Ребенок не проявляет заметного интереса к играм и игровым упражнениям в совместной деятельности со взрослым по подражанию вовлекается в игру, но не выражает свое отношение к игре и игровым упражнениям. На вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Не сравнивают и не объединяют предметы по признакам, не способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Правилам игры не подчиняется. Последовательность действий игры нарушает.
Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:
1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки сам.
Имя ребенка | Словарный запас ребенка | Способен сравнивать и объединять предметы по признакам | Способен устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами | Отвечают краткими простыми предложениями и предложениями с однородными членами | Способен выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры. | Суммарный уровень | ||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. |
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста
Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Сайзанак» для детей младшего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....
Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста
Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ...
Рабочая программа по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Цели данной программы: Формирование готовности к обучению в школе, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных навыков, развитие интеллектуальных качеств, развитие мышления...
Рабочие программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста
Задачи, музыкальный материал, методические рекомендации по музыкальному развитию детей...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ПРОГРАММА кружка речевого развития детей дошкольного возраста «РЕЧЕЦВЕТИК» с элементами риторики и логоритмики
В кружке «Речецветик» ребенок учится: 1. Правильно говорить – это значит говорить доходчиво и понятно.2. Говорить убедительно и доказательно.3. Связно излагать свои ...
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 6-7 лет)
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные х...