Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»
рабочая программа по развитию речи на тему
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_razvitie_melkoy_motoriki.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста
по курсу: «Развитие мелкой моторики»
Разработала:
Учитель-логопед Паконина Ю.С.
Москва 2012 год
Пояснительная записка
Тип программы: рабочая.
Цель: развитие двигательно-координационных способностей у детей.
Задачи:
- Развивать навыки хватания.
- Развивать согласованность движений обеих рук.
- Развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
- Развивать осязание.
- Развивать мышление и воображение.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие мелкой моторики рук.
В этой программе представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
- хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);
- соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др.;
- подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
- движения кистей и пальцев рук.
Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации.
1. Нужно начать с тех упражнений, которые будут получаться.
2. Выполнение упражнений должно быть регулярным.
3. Занятия должны быть совместными.
4. Упражнение не должны быть долгими.
5. Ребенку нужно всегда предлагать и повторять инструкцию.
6. Очень важны участие и одобрение взрослого.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Планирование работы по развитию двигательной координации детей младшего дошкольного возраста
месяц | неделя | Лексическая тема | Формы работы |
сентябрь | 3-я неделя | Овощи | Массаж пальцев. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты». Игра «Прячем ручки». |
4-я неделя | Фрукты | Массаж кисти Пальчиковая гимнастика «Компот» Игра «Спрячь в ладошке» | |
октябрь | 1-я неделя | Сад-огород | Массаж всей руки Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами» Игра «Котенок» |
2-я неделя | Осень | Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребенка Пальчиковая гимнастика «Дождик» Игра «Крутись карандаш» | |
3-я неделя | Ягоды-грибы | Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно Пальчиковая гимнастика «Грибы» Игра «Не боюсь колючек» | |
4-я неделя | Деревья | Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка Пальчиковая гимнастика «Деревья» Игра «Непослушные шарики» | |
ноябрь | 1-я неделя | Перелетные птицы | Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребенка Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы» Игра «Ветерок» |
2-я неделя | Домашние животные | Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» Игра «Брызгалки» | |
3-я неделя | Дикие животные | Ласковое поглаживание каждой ручки ребенка Пальчиковая гимнастика «Заяц и ежик» Игра «Ямки» | |
4-я неделя | Одежда, обувь | Самомассаж кистей рук и пальцев рук «Греем ручки» Пальчиковая гимнастика «Одежда» Игра «Спрячь шарик» | |
декабрь | 1-я неделя | Зима | Самомассаж кистей и пальцев рук «Добываем огонь» Пальчиковая гимнастика «Зима» Игра «Пирожки» |
2-я неделя | Зимующие птицы | Самомассаж кистей и пальцев рук «Стряпаем» Пальчиковая гимнастика «Птички» Игра «Спрячь руки» | |
3-я неделя | Домашние птицы | Самомассаж кистей и пальцев рук «Точилка» Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы» Игра «Найди игрушку» | |
4-я неделя | Новогодний праздник | Самомассаж кистей и пальцев рук «Пила» Пальчиковая гимнастика «Елочка» Игра «Гора из песка» | |
январь | 2-я неделя | Наш город | Растирание предплечья «Надеваем браслеты» Пальчиковая гимнастика «Город» Игра «Пересыпь крупу» |
3-я неделя | Транспорт | Растирание предплечья «Пружинка» Пальчиковая гимнастика «Машины» Игра «Где шарик» | |
4-я неделя | Дом и его части | Растирание предплечья «Гуси» Пальчиковая гимнастика «Строим дом» Игра «Сдуй игрушку» |
Литература:
- Большакова С.Е., Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. – (Библиотека логопеда)
- Козина И.В., Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средняя группа). Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2010. – 144 с.
- Янушко Е.А., Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следуе...
Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....
Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой ...
"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики "
Развитие мелкой моторики – одно из наиболее эффективных средств речевого развития детей, способствует формированию интеллектуальных способностей детей, а также оказывает влияние на общее пс...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....