Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»
рабочая программа по развитию речи на тему

Алешина Юлия Сергеевна

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

     Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

     Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_razvitie_melkoy_motoriki.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста

по курсу: «Развитие мелкой моторики»

Разработала:

Учитель-логопед Паконина Ю.С.

Москва 2012 год

Пояснительная записка

Тип программы: рабочая.

Цель: развитие двигательно-координационных способностей у детей.

Задачи:

  • Развивать навыки хватания.
  • Развивать согласованность движений обеих рук.
  • Развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
  • Развивать осязание.
  • Развивать мышление и воображение.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие мелкой моторики рук.

В этой программе представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др.;
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
  • движения кистей и пальцев рук.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации.

1. Нужно начать с тех упражнений, которые будут получаться.

2. Выполнение упражнений должно быть регулярным.

3. Занятия должны быть совместными.

4. Упражнение не должны быть долгими.

5. Ребенку нужно всегда предлагать и повторять инструкцию.

6. Очень важны участие и одобрение взрослого.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Планирование работы по развитию двигательной координации детей младшего дошкольного возраста

месяц

неделя

Лексическая тема

Формы работы

сентябрь

3-я неделя

Овощи

Массаж пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».

Игра «Прячем ручки».

4-я неделя

Фрукты

Массаж кисти

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Игра «Спрячь в ладошке»

октябрь

1-я неделя

Сад-огород

Массаж всей руки

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Игра «Котенок»

2-я неделя

Осень

Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребенка

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Игра «Крутись карандаш»

3-я неделя

Ягоды-грибы

Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Игра «Не боюсь колючек»

4-я неделя

Деревья

Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Игра «Непослушные шарики»

ноябрь

1-я неделя

Перелетные птицы

Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребенка

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Игра «Ветерок»

2-я неделя

Домашние животные

Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Игра «Брызгалки»

3-я неделя

Дикие животные

Ласковое поглаживание каждой ручки ребенка

Пальчиковая гимнастика «Заяц и ежик»

Игра «Ямки»

4-я неделя

Одежда, обувь

Самомассаж кистей рук и пальцев рук «Греем ручки»

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Игра «Спрячь шарик»

декабрь

1-я неделя

Зима

Самомассаж кистей и пальцев рук «Добываем огонь»

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Игра «Пирожки»

2-я неделя

Зимующие птицы

Самомассаж кистей и пальцев рук «Стряпаем»

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Игра «Спрячь руки»

3-я неделя

Домашние птицы

Самомассаж кистей и пальцев рук «Точилка»

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Игра «Найди игрушку»

4-я неделя

Новогодний праздник

Самомассаж кистей и пальцев рук «Пила»

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Игра «Гора из песка»

январь

2-я неделя

Наш город

Растирание предплечья «Надеваем браслеты»

Пальчиковая гимнастика «Город»

Игра «Пересыпь крупу»

3-я неделя

Транспорт

Растирание предплечья «Пружинка»

Пальчиковая гимнастика «Машины»

Игра «Где шарик»

4-я неделя

Дом и его части

Растирание предплечья «Гуси»

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Игра «Сдуй игрушку»

Литература:

  1. Большакова С.Е., Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. – (Библиотека логопеда)
  2. Козина И.В., Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средняя группа). Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2010. – 144 с.
  3. Янушко Е.А., Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следуе...

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".

Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   развития   мелкой   ...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики "

Развитие мелкой моторики – одно из наиболее эффективных средств речевого развития детей, способствует формированию интеллектуальных способностей детей, а также оказывает влияние на общее пс...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....