Программа дополнительного образования "Интерактивный скалодром"
рабочая программа
Необходимость физического воспитания и развития детей, укрепление их здоровья диктуется тем, что с развитием двигательной сферы связаны особенности жизненного тонуса ребенка, энергетическое обеспечение организма и всех его систем, характер доминирующего настроения. Овладения движениями это появление у ребенка возможности испытать «мышечную радость». Поэтому так важно удовлетворить потребность ребенка в движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_interakivnyy_skalodrom.docx | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 «Самолетик»
Программа
по реализации дополнительной платной
образовательной услуги проведения занятий
спортивно – оздоровительной направленности
«Интерактивный скалодром»
на 2024 – 2025 учебный год
Выполнила:
Мусиенко Е.А.
2024 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным, доступным ребенку, видам движений, воспитание положительных нравственно – волевых черт личности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.
Согласно исследованиям специалистов, современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития зависит от двигательной активности. Об этом еще говорил в свое время Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым, пусть он бегает, кричит, пусть он находиться в постоянном движении». По мнению В.Ф. Базарного «… недостаток движения ведет к задержке телесного и психического развития…». Здоровье – категория педагогическая, категория резервов жизни, жизнеспособности человека, как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик».
Необходимость физического воспитания и развития детей, укрепление их здоровья диктуется тем, что с развитием двигательной сферы связаны особенности жизненного тонуса ребенка, энергетическое обеспечение организма и всех его систем, характер доминирующего настроения. Овладения движениями это появление у ребенка возможности испытать «мышечную радость». Поэтому так важно удовлетворить потребность ребенка в движении.
Программа Скалолазание
Реализуемый уровень образования | Дополнительное образование детей |
Форма обучения | очная |
Нормативный срок обучения | 1 год |
Наименование образовательной программы | Программа дополнительного образования «Интерактивный скалодром» |
Описание образовательной программы | Занятия скалолазанием направлены на совершенствование умственного и физического развития, укрепление здоровья, способствует развитию таких черт характера как целеустремленности и настойчивости, мужества и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Происходит совершенствование специальных физических качеств: быстроты, силы, гибкости, координации, выносливости. Цель: Формировать физическое развитие детей через занятия скалолазанием. Задачи:
|
Информация об учебном плане | Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 5 лет Срок реализации - 1 год Продолжительность занятий не более 30 минут. Количество занятий в месяц - 8 Количество занятий в год - 72 |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) | Формы организации обучения дошкольников скалолазанию - групповые учебно-тренировочные занятия
|
Информация о календарном учебном графике | Режим проведения занятий: два раза в неделю Продолжительность учебного года: 8 месяцев. |
Начало учебного года: 01.10.2024 Окончание учебного года: 31.05.2025 Сроки проведения мониторинга: Октябрь, апрель | |
Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой |
1987.
«Академия», 2000. 480с. |
Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа) | Организованная групповая образовательная деятельность. Численность группы: 5 человек |
Язык, на котором осуществляется образование (обучение) | Русский |
Учебно - тематический план
Темы | Количество часов в месяц |
Постановка ног | 8 |
смена ног на зацепках | 8 |
Хваты руками | 8 |
Лазание с гимнастической страховкой | 8 |
Лазание с верхней страховкой | 8 |
Надевание страховочной системы | 4 |
Вязание узлов | 4 |
Правила соревнований | 4 |
Техника безопасности | 4 |
Спортивные и подвижные игры, эстафеты | 8 |
Тема 1: Спецификой скалолазания является удержание равновесия при передвижении по тренажёру (по скале), при этом площадь опоры может быть очень небольшой, поэтому принципиальным становится умение использовать различные зацепки как опору для рук и ног. Неправильная постановка ног, неудачная смена ног на зацепках имеют принципиальное значение для прохождения трассы, если спортсмен не владеет техникой постановки ног, не умеет менять ноги на зацепках, то прохождение трассы становится невозможным. Основная стойка – нога ставится на зацепку внутренней стороной стопы, в частности большим пальцем или сочленением плюсны и большого пальца, если площадь зацепки достаточно большая. Начальный период обучения чрезвычайно важен для закрепления правильной постановки ног, иначе далее масса времени и сил будет потрачена на переучивание обучающихся.
Смена ног на зацепках также является основополагающим умением. Смена ног осуществляется) прыжком или
б) постепенной заменой одной ноги на другую, если мала зацепка для ног или малы зацепки для рук, и смена ног прыжком может нарушить хрупкое равновесие.
В начальном периоде обучения преобладающим способом является, конечно же, смена ног прыжком.
Тема №2: Хваты руками. Хваты руками - это варианты удержания зацепки, требующие минимальных усилий и обеспечивающие оптимальный результат. Удержание зацепки сверху является самым простым и естественным. Если конфигурация зацепки наиболее «ухватиста» с нижней стороны, то, разворачивая кисть ладонью вверх и подхватывая зацепку снизу, мы берём зацепку «подхватом». Если зацепку более удобно брать с боковой стороны, при этом, немного откидываясь корпусом в противоположную сторону, то говорят, что эту зацепку надо «брать в откидку». Использование небольшой по площади, но заглублённой зацепки требует удержания её кончиками пальцев (ногтевой фалангой), при этом кисть должна быть расположена как можно ближе к стене, или даже касаться стены вторым суставом пальцев. Небольшая, неявная зацепка требует удержания первой-второй фалангой пальцев, стараясь при этом, чтобы площадь соприкосновения была максимальной.
Тема №3: Лазание с гимнастической страховкой. Лазание с гимнастической страховкой занимает львиную долю учебного времени, т.к. отработка хватов,
постановки и смены ног, умение работать корпусом, удерживая равновесие, оттачиваются именно в лазании траверсом и при лазании с небольшим набором высоты (1-1,5 метра). Вариативность заданий этой темы очень велика и частично отражена в главе4 «Упражнения» в разделе «Игровые задания» и «Подвижные игры и эстафеты». Выбор задания зависит от продолжительности занятий этим видом спорта, природной одарённости обучающихся, физического состояния и даже их настроения на момент данного занятия.
Тема № 4: Лазание с верхней страховкой. Эта тема включает в себя также краткую теоретическую часть и обучение командам, применяемым при лазании с верхней страховкой. Дети должны знать, что перед началом лазания необходимо спросить страхующих о готовности, а в начале лазания делается контрольный срыв. Контрольный срыв является также профилактикой страха высоты, повиснув на верёвке, ребёнок начинает испытывать чувство доверия к страховщикам, к верёвке, к страховочной системе, и ему легче подняться выше обычного. Детям, которым не составляет труда лазание с верхней страховкой, можно лазать на скорость, а также для поддержания интереса усложнять трассу исключением одной или двух зацепок. Тема №5: Надевание страховочной системы. Эта тема достаточно сложна, если в наличии имеется несколько модификаций страховочных систем. Если системы одинаковые, то в течение учебного года дети научаются идентифицировать части страховочной системы и, как следствие, правильно их надевать. Надевание страховочной системы логично связано с темами «Лазание с верхней страховкой» и
«Вязание узла «восьмёрка» в один блок при проведении практических занятий с верёвкой.
Тема №6: Вязание узла «восьмёрка». Тема «Вязание узла «восьмёрка» является сквозной, т.к. при лазании с верхней страховкой неизбежно привязывание к страховочной верёвке. Вязание узла способствует развитию силы пальцев, а также стимулирует мыслительные процессы.
Тема №7: Правила соревнований. Для проведения тренировочных соревнований внутри группы, для участия в настоящих соревнованиях клуба, городских или краевых, детям необходимо знать основные пункты правил соревнований. Во- первых, нужно знать, сколько попыток даётся спортсмену для прохождения трассы, во-вторых, условия старта, и, в-третьих, условия финиширования. По возможности педагог должен сопровождать юных спортсменов на соревнованиях от разминки до старта и далее до объявления результатов выступления, если такой возможности нет, то сопровождение должны осуществлять родители, т.к. юные спортсмены легко теряются, забывают правила соревнований, путаются в порядке выступления возрастных групп, стартовых номеров и т.п. Необычная обстановка соревнований, конечно же, является дестабилизирующим фактором, если ребёнок остался без поддержки взрослых.
Тема № 8: Техника безопасности. Исключительно важная тема, позволяющая осуществлять реализацию остальных тем программы. Дети должны быть ознакомлены с правилами поведения во Дворце, с правилами поведения при пожаре, а также с правилами безопасного поведения на учебно-тренировочном занятии. Для детей этого возраста знать, значит, вспомнить, поэтому тема техники безопасности должна постоянно повторяться в течение всего учебного года, чтобы эти знания лежали на поверхности, находились в оперативной памяти.
Упражнения вводной части Разминочные упражнения можно выполнять под декламацию соответствующих движениям стихотворений
- Быстрая ходьба.
- Ходьба на месте с высоким подниманием колена.
- Повороты головы: а) вправо-влево, б) вперёд-назад.
- Вращения кистями.
- Вращения в локтевых суставах.
- Вращения в плечевых суставах.
- Наклоны вперёд.
- Пригибания назад.
Базовые упражнения:
- Разучивание стойки (постановки ног), стоя на полу
- «Пружинка» (взяться руками за зацепки, поставить ноги на зацепку/зацепки, сделать приседания как можно ниже).
- Упражнения на «шведской стенке» (повисеть, оторвав ноги от пола).
- Упражнения на зацепах (повисеть, оторвав ноги от пола).
- Подъём вверх по «шведской стенке» с разворотом стопы внутренней стороной к стене.
- Отработка правильной координации рук и ног при лазании вверх на шведской стенке. Скалолаз отталкивается поочерёдно, то одной, то другой ногой и двигается плавно. Нога ставится на зацепку на высоте голени или колена, стопа развёрнута внутренней стороной наружу. Толчок «нижестоящей» ногой быстрый, энергичный, нога выпрямляется в колене, отрывается от зацепки. Вес тела переносится на поднятую ногу, одновременно опорная нога выпрямляется в колене, и свободная нога ставится на зацепку на высоте голени или колена. Хват руками наиболее оптимален на высоте груди или лица, при движении вверх, хват руками осуществляется над головой. При зашагивании на зацепку опорные для рук зацепки опускаются вниз, поэтому для оптимизации равновесия следует перехватиться руками за вышерасположенные зацепки. Детям трудно одновременно отталкиваться ногой, подтягивать себя на руке, сохранять равновесие. Обращая внимание на отталкивание ногой и равновесие, ребёнок упускает из вида движение рук, и наоборот. Как подводящее движение используется лазание по шведской стенке, имитация лазания стоя на полу. При спуске лазанием вес тела переносится на одну ногу, которая начинает медленно сгибаться в колене. Свободная нога опускается вниз до соприкосновения с зацепкой и принимает на себя вес тела. При выполнении приседания на опорной ноге зацепки для рук уходят вверх, когда удержание этих зацепок препятствует опусканию вниз, следует перехватиться руками за зацепки на уровне солнечного сплетения и т.д. Спуск лазанием предпочтительнее спрыгивания с тренажёра по нескольким причинам. Во - первых, малышам сложно бывает группироваться при приземлении, нет соответствующих навыков. Во - вторых, дети дошкольного возраста не в состоянии долго сохранять внимание по
отношению ко всем остальным занимающимся и контролировать безопасность своего местоположения. При спрыгивании есть опасность ударить стоящего внизу ребёнка и удариться самому. В - третьих, спуск лазанием продлевает время мышечного напряжения, тренируя, таким образом, руки, ноги, координацию, равновесие.
Упражнения для обучения лазанию траверсом:
- Передвижение по шведской стенке боковыми приставными шагами.
- То же упражнение, но усложнённое выделением площадок для постановки ног.
- Разучивание смены ног прыжком на полу у «шведской стенки», держась руками за перекладину на уровне груди.
- Поменять ноги на ограниченной цветным скотчем участке перекладины, разворачивая ступни внутренней стороной к стенке и держась при этом руками за перекладину на уровне груди.
- Сделать несколько приставных шагов влево, вправо, следить за правильной постановкой ног. Игровые задания Игрушки, используемые в качестве инвентаря, должны быть мягкими, чтобы при падении на ногу детей не было травм.
- Лезть вверх до потолка (высота стены от уровня матов до потолка – 2 м), снять подвешенную игрушку (нажать на игрушку для вызывания светового или звукового сигнала) и спуститься вниз лазанием.
- Траверс участка стены, выполнение какого-либо действия (нажать на звуковую игрушку, включить фонарик и т.п.), вернуться на стартовую площадку лазанием.
- Лезть, обходя какое-либо препятствие (траверс с набором высоты над игрушечным тигром - «чтобы не съел»).
- Кто пролезет дальше от места старта? Место финиша каждого можно отмечать игрушкой, подвешенной на зацепку, чтобы очевиднее было, чья игрушка находится дальше.
- Пролезания в «ворота». Траверс с участком, где зацепки для рук и ног находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Для выполнения этого упражнения необходимо
«сложиться»: лезть в приседе. Участок лазания в приседе можно обозначить мелом, цветной изолентой.
- Пролезание с закрытыми глазами траверса в 2 – 3 - 4 движения. Если есть страх, возникает чувство неуверенности, глаза быстро открыть, чтобы сориентироваться в пространстве.
- «Регулировщик». Дети лезут траверс, останавливаясь, замирая по команде
«Красный!» и продолжая лазание по команде «Зелёный!».
- «Перешагивание через речку». Движение траверсом с широким шагом –переносом веса тела с одной ноги на другую.
- Траверс под карнизом, где меняются хваты руками.
- Траверс со сбором, лежащих на полу игрушек. Дойдя до игрушки, ребёнку необходимо присесть, стоя ногами на зацепках, перехватившись руками пониже, чтобы дотянуться до игрушки, но не упасть.
- У кого будет меньше зацепок? Даётся трасса, пройти которую надо, используя наименьшее количество зацепок.
- У кого будет меньше перехватов? Надо пройти трассу, не меняя руки на зацепках, то есть наименьшим количеством хватов.
- Лазание зигзагом, поочерёдно касаясь рукой то пола, то потолка или зацепки, расположенной на 0,5 м выше вытянутой руки.
Подвижные игры, эстафеты при проведении эстафет необходимым становится наличие умения действовать по сигналу.
- Пролезть небольшой траверс, закрепившись на зацепке, бросить игрушку следующему участнику, слезть и вернуться к команде.
- Догони меня. Первый участник начинает лезть траверс, второй старается его догнать, стартуя через несколько секунд.
- Таблицы. Участник встает на зацепки, закрепляется и на висящей рядом таблице одной рукой показывает пары соответствующих понятий: а) корова – теленок; б) курица – червяк; в) птица – гнездо и т.п.
- Дети делятся на две команды. Каждый участник должен пролезть небольшую трассу до финишной отметки, затем вернуться лазанием к месту старта и передать эстафету следующему участнику. Исключительно наглядной и эмоциональной получается такая эстафета, когда финишная зацепка является общей для обеих команд, когда движение на трассах идёт навстречу друг другу.
Деление на команды можно осуществлять, используя считалки и скороговорки, дети с удовольствием заучивают новые считалки, предлагают свои считалки и скороговорки (Приложение 2).
Задания на расслабление, восстановление дыхания:
- Дети становятся в круг, в середину круга кладётся мяч. Один из ребят, кого называет педагог, закрывает глаза и делает поворот кругом. Затем он должен, не глядя пройти до мяча и ударить по нему ногой. Это упражнение способствует развитию ориентации детей в пространстве. .
- Руки поднять вверх – вдох, наклон вперёд – выдох.
- Руки развести в стороны – вдох, сводя руки, обнять себя – выдох.
- Руки поднять медленно вверх – вдох, медленно опускать руки вниз – выдох.
- Дети ложатся на маты, закрывают глаза и 1 - 2 минуты лежат, слушая колыбельную или стихотворение.
Список литературы
- Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. –М.: Просвещение, 1983.
- Кенеман А.В. и др. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1985.
- Подласый И.П. Педагогика. 100 вопросов. 100 ответов. –М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001.
- Тридцать три пирога. Сборник. –М.: Детская литература, 1973
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...