Куценко Ольга Владимировна
Использование современных и инновационных образовательных технологий, методов и приёмов в коррекционно-развивающей работе
Дошкольные группы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №13» п. Новый
ДОКЛАД
Тема: «Использование современных и инновационных образовательных технологий, методов и приёмов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
Подготовила: Учитель-логопед Куценко О. В.
Содержание:
1. Введение.
2. Инновационные технологии в моей практике.
3. Заключение
4. Список литературы.
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения речи. Чистая по звукопроизношению, грамотная, правильная речь дошкольника – это, несомненно, залог успешного обучения в школе. В современном мире в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, сейчас уже недостаточно использовать традиционные технологии.
Я считаю, что необходимо внедрять инновационные технологии в коррекционные занятия учителя-логопеда с целью:
• повышения эффективности образовательного процесса за счет ее применения;
• скорейшего достижение максимально возможных успехов;
• оптимизации процесса коррекции;
• создания насыщенного, оздоровительного, гармонично-образовательного пространства для полноценного и общего развития.
На занятиях дети рисуют, лепят, читают, отвечают на вопросы, но это не у всех детей может вызывать интерес, полноценно усвоиться. Конечно, что-то они усваивают, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается детьми то, что было им интересно. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, и нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
На сегодняшний день инновационных технологий коррекционного воздействия известно много.
В коррекционно-развивающей работе я предпочитаю применять следующие:
1. Здоровьесберегающие технологии:
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Зрительная гимнастика
Логоритмика
Физкультминутки
Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Современные технологии пальцевого массажа
Арт-терапевтические технологии.
Су-Джок терапия.
2. Современные технологии сенсорного воспитания.
3. Телесно-ориентированные техники.
4. Информационно-коммуникативные технологии.
Подробно изучая новинки методической литературы, я в своей профессиональной деятельности решила использовать инновационные методы, которые, на мой взгляд, наиболее подходят в коррекционной работе с детьми с ТНР, посещающими мои занятия.
Здоровьесберегающие технологии:
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
Зрительная гимнастика – специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.
Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук – на коррекционных занятиях уделяется мною особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимулирую активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Физкультминутки – провожу в игровой форме в середине занятия.
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Пальцевой массаж – с помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, можно:
резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;
подготовить руки к письму;
избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;
улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;
развивать фантазию, проявлять творческие способности;
контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;
почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;
развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.
Арт-терапевтические технологии – я использую:
Кинезиологические упражнения –комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания.
Мнемотехника – это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Следующий метод, тоже относящийся к арттерапевтическим технологиям:
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
На занятиях использую такие приемы музыкотерапии как:
-прослушивание различных музыкальных произведений;
-пропевание специальных логопедических чистоговорок под музыкальное сопровождение.
-использование логоритмических игр и упражнений.
Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины, помогает избавляться от хронических болезней, депрессии, неврозов, физической усталости, активизировать речь у воспитанников, за счет воздействия на определенные участки мозга через специальные точки на конечностях. Западные педиатры, терапевты и массажисты давно признают положительное влияние от занятий с су-джок.
Элементы су-джок включаю в реабилитационный комплекс упражнений для воспитанников с речевыми нарушениями. В логопедии су-джок активно используется, так как развивает: фонематический слух, лексику, грамматику, ориентацию в пространстве, произношение, мелкую моторику. Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания. В комплексе терапия способствует постепенной коррекции логопедических нарушений.
Методы сенсорной терапии:
Крупотерапия и песочная терапия.
Цель— развитие мотивации речевого общения, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, стабилизация эмоционального состояния, развитие творческих способностей, коррекция различных сторон речи. Игры с крупами, применяемые мной — интересный и увлекательный вид игр с детьми, способствующий развитию мелкой моторики пальцев рук.
Какие крупы подойдут для игр? Лучше начинать с манки-эта крупа чистая, мелкая, и если ребенок возьмет ее в рот, то ничего страшного не произойдет (подавиться или засунуть ее в нос или уши-сложно). Затем можно перейти на игры с кукурузной крупой и дальше использовать фасоль, рис, гречку.
На подгрупповых,индивидуальных занятиях и в режимных моментах с детьми играем в «сухие бассейны» — это контейнеры которые наполнены разными видами круп. Ребенку предлагаю запустить в него руки, вместе с ним вожу по крупе руками, набирая то в один кулачек, то в другой. Так мы начинаем знакомство с крупой, учим различать её по форме, размеру и на ощупь.
Игры с песком — это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Через игры с песком решаются многие задачи, а главное идет развитие коммуникативных навыков, т. е. умение общаться.
Все игры с использованием песка, делятся на три направления:
1. Обучающие игры- направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Незаметно идет обучение чтению и письму.
2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие речи.
Использование на занятиях — песочной терапии, несомненно дает положительные результаты:
• у детей, обучающихся на нашей группе, значительно возрос интерес к логопедическим занятиям;
• дети чувствуют себя более успешными;
• на занятиях нет места монотонности и скуке.
На мой взгляд, использование игр, будь — то песок, крупа, какие — то камушки, ракушки, палочки, в общем различный природный материал, особенно в нашей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в коррекционно-образовательном процессе.
Телесно-ориентированная техника.
К ней относится метод биоэнергопластики- это движение кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия.
Информационно-коммуникативные технологии
Использование компьютерных средств позволяет повысить интерес, мотивацию детей к занятиям, обеспечить незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной.
В достижении положительных результатов успешно применяю компьютерные игры, игры-тренажеры, тематические презентации по всем лексическим темам для детей.
Работу веду в тесном контакте с родителями, которые закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, дома. Стараюсь заинтересовать родителей, активно включить их в воспитательно - образовательный процесс группы.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
Список литературы:
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.
2. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. – Литера, 2008 – С. 32.
3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская – М. АСТ, 2007 С. 94
4. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160
5. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак – Су Джок Академия, 2009 – С. 208
6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
7. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii...
8. https://урок. рф/library/innovatcionnie_tehnologii_v_korrektcionnoj_rabote_l_141832.html