Описание опыта работы на тему: «Использование метода ментальных карт в коррекционно–развивающей работе с детьми с ЗПР по формированию лексико–грамматических представлений».
презентация по логопедии
Педагогический опыт направлен на оптимизацию коррекционно–развивающего и образовательного процесса, структуризацию изученного материала, представления новых знаний и формирования лексико–грамматических представлений у детей с задержкой психического развития, и имеющих задержку речевого развития, средствами использования готовых и составленных совместно с детьми ментальных карт. Данный опыт имеет практическую значимость: направлен на приобретение детьми практических навыков и умений, необходимых для эффективного освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования независимо от контингента детей и структуры речевого дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_na_temu_metod_mentalnyh_kart.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Данный метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном . Ментальная карта в переводе с английского языка трактуется как «карта ума, мысли», «карта памяти», « мыслительная карта», «интеллект–карта», «карта знаний », и представляет собой графический способ ( метод) визуализации и структурирования информации . Ментальный – относящийся к уму, к умственной деятельности. (Толковый словарь Ожегова).
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Ментальная карта – это наглядно–графическая древовидная схема , в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви), соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы), отражающие содержание темы.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Использование ментальных карт в дошкольном образовании связано с именем В . М. Акименко , к.п.н ., доцента кафедры специальной педагогики, которая обосновала возможности применения данного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и описала методику применения ментальных карт в работе по развитию речи детей. Метод ментальных карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Особенностями ментальных карт, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, являются:
Цель работы : Формирование лексико–грамматических представлений у детей с задержкой психического развития, и имеющих задержку речевого развития (ОНР I ур.р ..), средствами использования готовых и составленных совместно с детьми ментальных карт.
1 этап (вводно–мотивационный). Цель этапа: формирование у детей мотивации и интереса к созданию ментальных карт.
2 этап (практический ). Цель этапа: Освоение детьми способа создания ментальных карт.
3 этап (завершающий, рефлексивный). Цель этапа: Демонстрация и оценка результатов деятельности по реализации опыта работы. Результаты внедрения опыта работы
Методическая литература: Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов–на–Дону, 2011. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Учебно–метод. пособие. − Ростов н/Д: Феникс, 2008. − 105 с. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал: Начальная школа, вып . 7/12. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект–карт для формирования познавательной деятельности учащихся // Пед . технологии: проф. журн. для технологов образования. − 2009. − № 3. − С. 17–21. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен . Минск, 2008. Жукова Н. С., Преодоление общего недоразвития речи /Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – Москва «Просвещение»,1990. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. Попик С.Г. Познавательно–речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт / С. Г. Попик. Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар . науч. конф . (г. Санкт–Петербург, декабрь 2016 г.). – Санкт–Петербург: Свое издательство, 2016. – С . 63–65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11462/ (дата обращения: 08.10.2020). ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года № 30384) [Электронный ресурс]. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] − Режим доступа: http: // минобрнауки.рф /документы/4952. 11. Стратегия развития воспитания до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/. Интернет–ресурсы: http://www.mindmap.ru http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma http://bershadskiy.ru/index/intellekt-karty-v-obrazovanii/0-33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему....
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Обобщение опыта работы на тему: Использование инновационных методов снятия агрессии в условиях ДОУ
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ СНЯТИЯ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...
Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна».
Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема "Насекомые"....