«Образовательные технологии, методы и приёмы в работе с детьми» «Круги Луллия»
методическая разработка (средняя группа)
ТРИЗ призывает каждого мыслить широко и не замыкаться на чем-то одном. Свежие идеи можно искать где угодно — в справочнике по биологии, художественном фильме, томике стихов или путешествии в другие земли.
Г.С.АЛЬТШУЛЛЕР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.ob_.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
«Образовательные технологии, методы и приёмы в работе с детьми» «Круги Луллия»
Воспитатель: Полещук Дарья Сергеевна
2 слайд
ТРИЗ призывает каждого мыслить широко и не замыкаться на чем-то одном. Свежие идеи можно искать где угодно — в справочнике по биологии, художественном фильме, томике стихов или путешествии в другие земли.
Г.С.АЛЬТШУЛЛЕР
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.
3 слайд
Изучая данное направление, можно выделить основную цель, которая продолжит знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов( цвет, форма, величина и др.), через использование кругов Луллия.
Для достижения поставленной цели также можно выделить следующие задачи:
- формировать умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
- активизировать познавательные процессы - восприятия, мышления, воображения, памяти;
- обогащать знания и представления об окружающем мире;
- развивать поисковую и исследовательскую деятельность;
- развивать познавательный интерес и познавательные действия.
4 слайд
В процессе организации работы, направленной на реализацию задач, была изучена научно – методическая литература таких авторов как Генриха Сауловича Альтшуллера, Раймунда Луллия, Татьяна Александровна Сидорчук.
Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира, для решения проблемных ситуаций и повышению уровня речевого развития воспитанников.
5 слайд
Круги Луллия представляют собой:
- несколько подвижных кругов разного диаметра, разделенных на одинаковое количество секторов с отверстием по середине ( два круга для средней группы (6 слайд), три для старшей (7 слайд), а четыре для подготовительной (8 слайд) );
- картинки с изображением объектов и их свойств, которые крепятся на секторах;
- стержень для нанизывания кругов по типу пирамидки;
9 слайд
В своей работе стоит опираться на принципы организации игр:
- переход от простейших форм и способов осуществления игровых
- действий к сложным;
- cистемность и последовательность;
- применение игровых моментов;
- концентричность при изучении материала;
- активное использование наглядного материала.
Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые выпали ему. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.
10 слайд
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
- На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения овощей (огурец, помидор, свёкла, картофель), на меньший по величине – изображение тени этих овощей. На каждую возрастную группу добавляются ещё круги с картинками (третий –места произрастания (грядка, парник, теплица др.)
- На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какой овощ он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные овощи, на втором – цвет.
11 слайд
Игры с кругами Луллия включаются непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.
Они могут быть использованы в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи.
Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
12 слайд
Серия игр, объединенных одной темой, состоящее из заданий 4типов:
- 1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети раскручивают верхний круг объединяя картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например « эта тень совпадает с картофелем, так как он овальный и его много. А эта тень совпадает с помидором, так как она тоже круглая, а снаружи есть хвостик»
- 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, сочетание выпало на огурец и картофель, они похожи между собой, так как оба вида бывают овальными или круглыми, также они могут совпадать по цвету и хрусту.
- 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
- 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
13 слайд
Ожидаемый результат.
По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элементов технологии ТРИЗ (круги Луллия) у детей повысился уровень развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы; находчивость; внимательность и сообразительность.
Работа с творческими задачами также способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У воспитанников закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых связных высказываний. Ребята учатся в определенной мере контролировать процесс собственной речевой деятельности и деятельности своих товарищей.
14 слайд
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности
Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательном, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. В тоже время роль детей должна быть живой, непосредственно, выразите...
Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»
Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения....
Эффективные методы и приёмы в работе с детьми младшего дошкольного возраста по конструированию, способствующие творческому развитию детей».
Использование нетрадиционных методов на занятиях по конструированию....
«Использование современных методов и приёмов в работе с детьми раннего возраста по художественно – эстетическому развитию»
Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ" НА МО ДОУ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)...