ВВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОСНОВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АДАПТИРОВАННЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
статья
Предварительный просмотр:
Ю.Н. Викторова,
инструктор по физической культуре, МБДОУ «ЦРР-д/с «Калинка», г. Абакан
ВВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОСНОВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АДАПТИРОВАННЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Подвижная игра необходима для полноценного развития маленького человека. Обычно подвижную игру рассматривают, как увеселительное мероприятие, а затем как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности подвижной игры далеко не исчерпываются этим [1].
Подвижные игры, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Педагог, организуя подвижную игру, предполагает развитие конкретных физических качеств у детей, закрепление двигательных умений, приобретённых в ходе физкультурного занятия.
Но тренировочный процесс не может проходить бесцельно. Итогом длительной работы по развитию физических качеств и двигательных умений дошкольников часто являются мероприятия соревновательного характера. Далеко не все дети чувствуют себя комфортно в атмосфере соревнований, понимают правила, умеют соблюдать их. Важна также эмоциональная готовность дошкольников к мероприятиям с большой конкурентной направленностью.
Следовательно, для того, чтобы подготовить детей к соревнованиям по какому-либо виду спорта, необходима систематическая и целенаправленная работа. Помимо тех двигательных умений, которые дошкольникам нужны для участия в спортивном соревновании, необходимо формировать и морально-волевые качества, воспитывать умение и желание соблюдать правила, развивать навык адекватной эмоциональной реакции на событие. И тут на помощь педагогам по физическому воспитанию приходит подвижная игра с элементами соревновательной деятельности. В известные детские подвижные игры с достаточно простыми правилами можно внести ряд изменений, и игра приобретёт ярко выраженный соревновательный характер.
Использование спортивного оборудования (мяча, обручей, кеглей и т.д.) в подвижной игре помогает повысить интерес детей, способствует переключению с одной деятельности на другую.
К вашему вниманию предлагаю несколько подвижных игр для постепенного введения дошкольников в основы соревновательной деятельности.
Подвижная игра «Льдинка»
Обычно эта игра проводится в зимний период в просторном помещении. Игра довольно активная, детям требуется отдых после 2 - 3 минут игры. Существуют другие игры со схожими правилами, но этот вариант хорош именно для помещений. Перед проведением игры детям необходимо напомнить правила безопасного поведения во время подвижной игры: не падать на пол (это создаёт препятствия для других детей), оббегать друг друга, не допуская столкновений. Напомните детям о том, что играть становится интересней, если все игроки соблюдают правила, играют честно [2].
Правила игры.
Выбирается водящий - «льдинка», у него в руках лёгкий мячик из сухого бассейна. Обычно небольшую картинку льдинки или кристалла прикрепляю на футболку ребёнку. Остальные дети - игроки. По команде «Раз, два, три - игру начни!» игроки разбегаются по залу, а «льдинка» пытается подбежать поближе к игроку и попасть в него мячиком. Если водящему удаётся попасть в игрока, то игрок «замерзает» и «превращается в кристалл» - он принимает следующую позу: стоя, ноги в широкой стойке, руки прижаты к ногам.
Остальные игроки могут попытаться «растопить кристалл» и выручить своего игрока: достаточно проползти у «кристалла» под ногами. После этого игрок возвращается в игру.
Задача «льдинки» - «заморозить» всех детей.
Задача игроков - убегать от «льдинки» и выручать своих товарищей.
Если «льдинка» заморозит всех игроков, то она выигрывает игру. Если в течение 2 - 3 минут этого не удаётся сделать, подаётся сигнал и игра останавливается. Победа присуждается игрокам. Выбирается другая льдинка.
Усложнение: можно выбрать двух льдинок, которые одновременно будут «замораживать» игроков.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Эта игра довольно известна в дошкольных учреждениях. Но, если в неё ввести элементы соревнования, то она становится более активной и эмоциональной.
Перед началом игры следует напомнить детям о правилах безопасного поведения во время подвижной игры. Также обратить внимание на то, что водящий может выполнять броски мяча в спину или ноги, нельзя выполнять бросок мяча в голову игрокам (это неприятно и даже может причинить боль) [2].
Правила игры.
Дети встают в круг, в центр круга на пол кладётся лёгкий резиновый мяч. В углу зала или помещения для игры можно положить большой обруч - это «дом» для «зайцев».
Все игроки закрывают глаза. Взрослый идёт за спинами у детей и кладёт руку на плечо одного из детей - этот игрок и будет «хитрой лисой».
По команде «Открывайте глаза!» все игроки открывают глаза и спрашивают: «Хитрая лиса, ты где?». Этот вопрос задаётся три раза. «Хитрая лиса» не должна менять выражение своего лица, не выдавать себя голосом или движениями. Особо «хитрые лисы», также как все остальные игроки, задают вопросы и делают соответствующую мимику и жесты. Но после того, как спросят третий раз «Хитрая лиса, ты где?», «хитрая лиса» быстро берёт мяч и отвечает: «Я здесь!» Все остальные игроки - «зайцы» разбегаются по залу, убегают от лисы. «Хитрая лиса» старается бросить мяч в «зайца», если попадает, «заяц» выбывает из игры (садится на скамью). «Зайцы» могут забежать в обруч - «дом» и немного передохнуть. Но отдых должен быть непродолжительным. Затем игроку необходимо выйти из «домика» и продолжить игру.
По окончанию игры подсчитывается количество пойманных «зайцев» и результат записывается.
Затем аналогично выбирается другая «хитрая лиса», её результат тоже записывается.
Таким образом, выявляется самая быстрая и ловкая «хитрая лиса», этот ребёнок объявляется победителем.
Усложнение: «дом» для «зайцев» можно уменьшить - положить маленький обруч.
Подвижная игра «Зайцы в огороде»
Идея подвижной игры часто берётся из уже известных игр. Но специфика деятельности по введению дошкольников в основы соревновательной деятельности требует изменений в известной игре и привнесение в неё некоторых элементов спортивных игр и соревнования. Так, исподволь, играя в такие игры, дети учатся принимать выигрыш и проигрыш, относиться к этому спокойно и не реагировать слишком эмоционально. Обязательно пред каждой игрой нужно напоминать правила безопасного поведения. Замечено, что если требовать от дошкольников выполнения этих правил (не падать, не сталкиваться), то в дальнейшем проблем при проведении игры не возникает [2].
Правила игры.
Чертится большой круг - это «огород», в центр этого круга в обруч кладутся несколько предметов (мячей, кеглей и т.д.) - это «грядка с овощами». Выбирается водящий - «сторож огорода». Остальные игроки - «зайцы».
«Сторож» передвигается между обручем и внешним кругом. «Зайцы» забегают в «огород» и стараются схватить и унести «овощи». Брать можно только один «овощ». В тот момент, пока «заяц» находится в «огороде», «сторож» его ловит - касается рукой (если круг достаточно большой, то можно выполнять бросок лёгкого мяча в «зайца»). «Сторож» защищает свой огород, старается не подпускать «зайцев» к «овощам».
Задача «сторожа» - уберечь «овощи», не давая их утащить «зайцам».
Задача «зайцев» - забрать все «овощи» из «огорода».
Усложнение: мячи могут быть разного размера - от самых маленьких (теннисных), до больших гимнастических; можно выбрать два «сторожа», но «огород» должен быть достаточно большим.
Подвижная игра «Воробьи и вороны»
Для этой игры потребуется достаточно большая игровая площадка. Площадка делится на две равные половины с помощью линии или разметочных конусов. В конце каждой половины нужно обозначить «дом» для игроков. Игроки делятся на две команды – «воробьи» и «вороны». Игроки располагаются вдоль центральной линии в шеренгу, «воробьи» спиной к «воронам», и каждая команда стоит на своей половине площадки лицом по направлению к своим «домам» [2].
Правила игры.
По команде ведущего «Вороны!», «вороны» разворачиваются в сторону «воробьёв» и «ловят» их касанием руки, продолжая преследование до тех пор, пока «воробьи» не окажутся в своём «домике». Пойманные «воробьи» удаляются из игры на одну пробежку. Количество пойманных игроков приравнивается к количеству очков, заработанных командой «ворон». Аналогично нужно играть по команде «Воробьи!».
Ведущий подаёт команды вразброс, без какой-либо системы, с задержкой первого слога «Воооо – роны!». Дети должны проявлять выдержку и внимание пока не услышат команду.
В конце игры подводится итог и определяется команда-победительница.
Надеюсь, эти игры придутся по душе вам и вашим детям.
Библиографический список
- Волошина Л.Н., Курилова Т.В., Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет/ Л.Н.Волошина, Т.В.Курилова. – М.: Вентана – Граф, 2015. С. 11-15.
- Сулим Е.В., Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет/Е.В.Сулим. – М.: ТЦ Сфера, 2015. С. 199-214.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры дошкольников (теоретические основы).
Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего...
Развитие творческого мышления и воображения дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ с помощью "Кругов Луллия".
Развитие творческого мышления и воображения дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ с помощью "Кругов Луллия"...
"Развитие у дошкольников умения планировать свою деятельность с помощью центров активности."
Об основной задаче которую мы решаем в центрах активности в группах дошкольников...
Кружок "Обучение старших дошкольников основам начального программирования с помощью мини-робота "Умная пчела"
В статье описаны цели и задачи кружка, предполагаемые результаты, календарно-тематическое планирование...
«Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас, педагогов, поиска новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Стандарт планирует новые отношения участник...
Перспективное планирование работы с родителями и педагогами в рамках ознакомления старших дошкольников с основами безопасного поведения и оказания первой, необходимой помощи
Перспективное планирование работы с родителями и педагогами в рамках ознакомления старших дошкольников с основами безопасного поведения и оказания первой, необходимой помощи...
Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения и оказания первой помощи
Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения и оказания первой помощи...