Развитие творческого мышления и воображения дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ с помощью "Кругов Луллия".
статья на тему

Митина Ольга Александровна

Развитие творческого мышления и воображения дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ с помощью "Кругов Луллия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления и воображения дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ

С помощью Кругов Луллия.

Описание метода.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки,   писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо бы­ло расшифровать, подключив воображение. Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

Методические рекомендации по пост­роению системы тренингов.

·        Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.

·        Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

·        В работе с детьми пятого года жизни ис­пользуют два-три круга (4-6 секторов на каждом).

·        Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых ис­пользуются четыре круга с 8 секторами на каждом.

·        Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей).

·        Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия (с помощью мастики или скотча, чтобы педагог и дети могли легко поменять их).

·        Тренинг должен состоять из двух частей:

1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ);

2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ).

Технологическая цепочка проведения тренинга.

 1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).

2. Ставится задача тренинга.

Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и рас­полагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

Например: береза - болото - апельсин.

Задача. Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.

Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины.

4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.

5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т.п.).

Ожидаемые результаты.

Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, на­пример: "Подберите карточки с изображением домашних животных".

Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.

Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.

Младший возраст (3-4 года)

1. На малом круге воспитатель располага­ет картинки с изображением животных (со­бака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей.

Реальное Задание (РЗ): найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание (ФЗ): подумать и сказать, каким образом ма­ма-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).

Средний возраст (4-5 лет)

1. На стержне - три круга. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т.д.); на среднем круге - геометрические формы (треугольник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры.

РЗ: выбрать объект (ягода вишни), подо­брать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат - восемь вишен треугольной формы).

ФЗ: какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.)

Старший возраст (5-6 лет)

1. Первый (верхний) круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т.д.). Второй круг - изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т.д.). Третий круг - изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг - образцы цветов (малиновый, голубой и т.д.).

РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.

ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что... (Ответы детей.)

Игры и творческие задания

Средний возраст (4-5 лет)

"Необычные вещи"

Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).

РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".

ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, зда­ние и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

"Новая сказка"

Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на вто­ром - предметов из этих сказок).

РЗ: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"

"Необычное место"

Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно).
РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказ­ки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.)

ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)

Воспитатель предлагает подумать и рас­сказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Двигательная активность на прогулке. Подвижная игра, как способ развития творческого мышления и воображения дошкольников»

ВведениеВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные ...

Развитие творческого мышления и воображения дошкольников методами ТРИЗ - РТВ

Использование ТРИЗ - технологий в работе с дошкольниками....

«Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»

План-конспектобразовательной деятельностив средней группена тему «Составление рассказа по картине «Осень»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», ...

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

Картотека "Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения" будет очень полезна не только воспитателям. но и родителям дошколников....

Конспект педагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к Капельке»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к  Капельк...

Картотека Игр и упражнений на развитие творческого мышления и воображения дошкольников

Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников...

"Особенности развития творческого мышления и воображения дошкольников с ТНР в инклюзивном ДОУ"

Статья будет полезна специалистам, сопровождающим дошкольников с ТНР и осуществляющих коррекционную работу с данной категорией детей....