«Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».
опыты и эксперименты по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Представляю вашему вниманию опыт работы
«Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас, педагогов, поиска новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развития. Одна из таких форм - культурные практики.
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе детского сада:
- Культурные практики, инициируемые детьми
- Культурные практики, инициируемые взрослыми
Наиболее эффективной формой реализации в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применять» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.
Почему именно проектная деятельность, спросите вы.
Да, это мой выбор! И не потому что, это дань моде или желание быть в тренде. Это осознанный выбор.
Потому что проект это:
- цель, принятая и освоенная детьми
- конкретное творческое дело
- поэтапное движение к цели
- звено в системе воспитания
Девиз проектного метода «скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!». С этими словами, я совершенно согласна. Только непосредственно принимая участие в деятельности, ребенок быстрее и качественнее усваивает определенные знания. Всю свою деятельность рассматриваю как реализацию одного долгосрочного проекта. Как показывает практика, в последние годы количество «особенных» детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи и пришла к выводу о включении проектов в свою работу.
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников - Цель моей работы.
У вас наверное возник вопрос какую же конкретно работу я провожу для достижения результата.
Опираясь на методические разработки Николая Евгеньевича и Александра Николаевича Веракса и Натальи Борисовны Крыловой разработала цикл коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Мой первый Проект «Покажи и расскажи» - нетрадиционные формы работы с детьми. В нем описана система по здоровьесбережению. Отмечен дипломом первой степени областного конкурса здоровьесберегающих технологий.
Проект «Речевое дыхание у дошкольников» направлен на развитие правильного дыхания, куда входит мини проект «Система оздоровительной работы по дыхательной гимнастике в условиях современного ДОУ».
Проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей» Направлен на развитие связной речи и грамматического строя речи, и конечно же культурных практик. Куда входят моно проекты «Гагаринская весна», для нашей области он актуален и культурно значим и другой проект «Дорога в Храм» с основами православной культуры.
Проект – помощник - «Лэпбук - как нетрадиционная форма работы с детьми с ОВЗ». Организация проектов по подготовке к обучению грамоте подводит воспитанников к выявлению (на начальном этапе с помощью логопеда и с его подачи) проблем звуковой, слоговой сторон речи, слова, словосочетания, предложения, поиску путей их решения.
Может создаться впечатление, что мои проекты узконаправленные, только используемые для коррекционно - развивающего процесса. Нет, наряду с этим, стремлюсь развивать мыслительные процессы, прививать общечеловеческие ценности, делиться опытом с молодыми специалистами и коллегами.
Проект по взаимодействию логопеда со школой и с семьями воспитанников «Вместе весело шагать», является частью программы «Мы вместе!», который расширяет воспитательный потенциал семьи, вовлекает родителей и педагогов в активное участие при организации образовательно-воспитательного процесса учреждения. Программа отмечена дипломом третьей степени областного конкурса психолого - педагогических программ.
Проект «Сотрудничество специалистов ДОУ и учителя-логопеда». Реализация разносторонних аспектов данного проекта предусматривает полную интеграцию согласованной действенной работы педагогов и специалистов учреждения.
Одно из направлений работы нашего детского сада это нравственно-патриотическое воспитание. Я не могла остаться в стороне. Разработала и реализую долгосрочный проект «Книги Памяти». Известна истина «что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма, бережного отношения к памяти прошлого. Вовлечение родителей и детей в исследовательскую деятельность по сбору сведений о родственниках-участниках Великой Отечественной Войны, способствует сохранению семейных ценностей, установлению взаимосвязей поколений. С какой теплотой дети рассказывают и показывают семейные фотографии своих прадедушек и прабабушек, презентуют свои книги, многие приносят реликвии: медали, письма, грамоты. Одновременно проводится работа над развитием речи, обобщением словарного запаса, применяются технологии культурных практик.
Книжные проекты «Что за прелесть эти книжки», «Новогодние чудеса» и «В лесу стояла елочка» стали все интереснее и разнообразнее. Работа, над которыми проводится не только по развитию речи и познавательных процессов, включается исследовательская деятельность. Вызывают восторг и долгие воспоминания детей.
Проект - это пять «П». А я добавила шестое «П» как итог всех проектов - проект «Портфолио дошкольника». С помощью портфолио фиксируется все достижения детей, т.е. продукт в виде грамот, дипломов, рисунков, всей деятельности детей, родителей, логопеда.
Применение проектной деятельности как формы реализации культурных практик в логопедической работе показало положительные результаты. На слайде более подробно представлена положительная динамика.
Проекты детям очень нравится, приносят много радости, позволяют достичь высоких результатов коррекционной работы, повышают мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее - что и требовалось доказать! Это еще раз подтверждает то, что я выбрала правильный путь. Поэтому я буду искать новые формы проектирования.
Более подробно с моими работами вы можете познакомиться в сети интернет, на сайтах представлены не только разработки, но и руководство к действию.
Педагог, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов.
Обратите внимание на этап проекта номер пять. Моя творческая презентация «Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик» подошла к концу. Спасибо за внимание!
Представляю вашему вниманию опыт работы «Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас, педагогов, поиска новых форм совместной деятельности взрослых и детей.
Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развития.
Одна из таких форм - культурные практики.
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе детского сада:
- Культурные практики, инициируемые детьми
- Культурные практики, инициируемые взрослыми
Наиболее эффективной формой реализации в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применять» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.
Почему именно проектная деятельность, спросите вы.
Да, это мой выбор! И не потому что, это дань моде или желание быть в тренде. Это осознанный выбор.
Потому что проект это:
- цель, принятая и освоенная детьми
- конкретное творческое дело
- поэтапное движение к цели
- звено в системе воспитания
Девиз проектного метода «скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!». С этими словами, я совершенно согласна. Только непосредственно принимая участие в деятельности, ребенок быстрее и качественнее усваивает определенные знания.
Всю свою деятельность рассматриваю как реализацию одного долгосрочного проекта. Как показывает практика, в последние годы количество «особенных» детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи и пришла к выводу о включении проектов в свою работу.
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников - Цель моей работы. У вас наверное возник вопрос какую же конкретно работу я провожу для достижения результата.
Опираясь на методические разработки Николая Евгеньевича и Александра Николаевича Веракса и Натальи Борисовны Крыловой разработала цикл коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Мой первый Проект «Покажи и расскажи» - нетрадиционные формы работы с детьми. В нем описана система по здоровьесбережению. Отмечен дипломом первой степени областного конкурса здоровьесберегающих технологий.
Проект «Речевое дыхание у дошкольников» направлен на развитие правильного дыхания, куда входит мини проект «Система оздоровительной работы по дыхательной гимнастике в условиях современного ДОУ».
Проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей» Направлен на развитие связной речи и грамматического строя речи, и конечно же культурных практик. Куда входят моно проекты «Гагаринская весна», для нашей области он актуален и культурно значим и другой проект «Дорога в Храм» с основами православной культуры.
Проект – помощник - «Лэпбук - как нетрадиционная форма работы с детьми с ОВЗ». Организация проектов по подготовке к обучению грамоте подводит воспитанников к выявлению (на начальном этапе с помощью логопеда и с его подачи) проблем звуковой, слоговой сторон речи, слова, словосочетания, предложения, поиску путей их решения.
Может создаться впечатление, что мои проекты узконаправленные, только используемые для коррекционно - развивающего процесса. Нет, наряду с этим, стремлюсь развивать мыслительные процессы, прививать общечеловеческие ценности, делиться опытом с молодыми специалистами и коллегами.
Проект по взаимодействию логопеда со школой и с семьями воспитанников «Вместе весело шагать», является частью программы «Мы вместе!», который расширяет воспитательный потенциал семьи, вовлекает родителей и педагогов в активное участие при организации образовательно-воспитательного процесса учреждения. Программа отмечена дипломом третьей степени областного конкурса психолого - педагогических программ.
Проект «Сотрудничество специалистов ДОУ и учителя-логопеда». Реализация разносторонних аспектов данного проекта предусматривает полную интеграцию согласованной действенной работы педагогов и специалистов учреждения.
Одно из направлений работы нашего детского сада это нравственно-патриотическое воспитание. Я не могла остаться в стороне. Разработала и реализую долгосрочный проект «Книги Памяти». Известна истина «что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма, бережного отношения к памяти прошлого.
Вовлечение родителей и детей в исследовательскую деятельность по сбору сведений о родственниках-участниках Великой Отечественной Войны, способствует сохранению семейных ценностей, установлению взаимосвязей поколений.
С какой теплотой дети рассказывают и показывают семейные фотографии своих прадедушек и прабабушек, презентуют свои книги, многие приносят реликвии: медали, письма, грамоты. Одновременно проводится работа над развитием речи, обобщением словарного запаса, применяются технологии культурных практик.
Книжные проекты «Что за прелесть эти книжки», «Новогодние чудеса» и «В лесу стояла елочка» стали все интереснее и разнообразнее. Работа, над которыми, проводится не только по развитию речи и познавательных процессов, включается исследовательская деятельность. Вызывают восторг и долгие воспоминания детей.
Проект - это пять «П». А я добавила шестое «П» как итог всех проектов - проект «Портфолио дошкольника». С помощью портфолио фиксируется все достижения детей, т.е. продукт в виде грамот, дипломов, рисунков, всей деятельности детей, родителей, логопеда.
Применение проектной деятельности как формы реализации культурных практик в логопедической работе показало положительные результаты. На слайде более подробно представлена положительная динамика.
Проекты детям очень нравится, приносят много радости, позволяют достичь высоких результатов коррекционной работы, повышают мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее - что и требовалось доказать!
Это еще раз подтверждает то, что я выбрала правильный путь. Поэтому я буду искать новые формы проектирования.
Более подробно с моими работами вы можете познакомиться в сети интернет, на сайтах представлены не только разработки, но и руководство к действию.
Педагог, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов.
Обратите внимание на этап проекта номер пять. Моя творческая презентация «Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик» подошла к концу. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год
quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...
Программа инновационной деятельности по теме "Театрализованная деятельность как культурная практика современного дошкольника"
Программа для педагогов ДОО, осуществляющих инновационную деятельность...
Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах «Игровая деятельность"
Да нный материал раскрывает планирование совместной работы педагога с детьми в режимных моментах во второй младшей группе по программе "От рождения до школы" Февраль...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...
Проектная деятельность как культурная практика развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств у детей дошкольного возраста (на примере проекта «Немое кино»)
Театрализованные игры взаимосвязаны с разными видами деятельности, поэтому мы используем её как в организованной деятельности, так и в режимных моментах....
«Проектная деятельность как культурная практика развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств у детей дошкольного возраста (на примере проекта «Немое кино»)»
Театрализованные игры взаимосвязаны с разными видами деятельности, поэтому мы используем её как в организованной деятельности, так и в режимных моментах.Каждое утро в нашей группе проходит детский сов...