"Развитие у дошкольников умения планировать свою деятельность с помощью центров активности."
консультация (средняя, старшая группа)
Об основной задаче которую мы решаем в центрах активности в группах дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие у дошкольников умения планировать свою деятельность с помощью центров активности.
В свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотичные удары по металлофону и пр.). Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не завершая начатого. Во избежание этого, должно помочь руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости. . Работа воспитателя, не ограничивается 1,5 часовым образовательным циклом.Его задача-научить ребенка организовывать свою активность,дать способы саморазвития:умение планировать,доводить начатое до конца,видеть результат и исправлять возможные ошибки. «ПЛАНИРОВАНИЕ». С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы. в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.Внимания требует подготовка материалов для центров активности: материалы должны частично обновляться каждый день. Во время работы детей в центрах активности воспитатель может:а) работать в одном из центров;б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;г) наблюдать за конкретным ребенком.
Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных: на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры. Осуществляются эти занятия не реже двух раз в месяц, а содержание умений, формируемых в процессе их проведения, должно соответствовать программным требованиям. Дневной цикл деятельности ребенка выглядит примерно так - «План — дело — оценка» (содержание деятельности детей соответствует возрастам)Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры. Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком. Участвует в групповых делах — дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными. С 4-5 лет - Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка будет определена его готовностью к самостоятельной работе, качеством плана, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку. Спланированная работа может быть не закончена за один день (например, постройка дворца — дело длительное). В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей. Более того, сам инициатор постройки дворца в какое-то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия — всегда найдутся те, кому эта работа интересна.
«Оценка».осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана, выбранного ребенком: «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились. В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности — есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий, приобретение новых знаний.Если есть — все в порядке. Если динамики нет, и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка. Например, ребенок выбирает все время катание кукол в коляске. Воспитатель вносит новые задания в этот центр — покормить куклу, сводить к врачу, уложить спать, рассказать сказку и т. п.Это может служить примером индивидуальной коррекционно-развивающей работы.Дневной план деятельности воспитателя выглядит следующим образом «Планирую — наблюдаю — анализирую»В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимости определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серии картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные (ключевые) организационные действия. Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план (план обобщённого действия). Одним из таких планов является алгоритм. Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов. В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так на занятиях может появиться сказочный человечек. Например, «Мистер Успех», «Дед Всевед», «Любознайкин». Они включают детей в процесс, играют с ними, рассказывают детям о своей жизни по плану и без него, учат детей составлять свой личный план и выполнять различные задания. На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана. После составления которых проходит закрепление материала на практике.Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия /разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада… и т. д. /.В конце занятия педагог ставит задачи для размышления: Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему? Вывод. Обучение основам планирования в детском саду, является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого - к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня. В младшем и среднем возрасте, можно использовать прием планирования дня под руководством воспитателя. В старшей группе, можно привлечь родителей к составлению дня ребенка в детском саду. Но предварительно, их необходимо познакомить с правилами планирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста
Специфика этапа планирования своей деятельности у дошкольников...
Как помочь детям планировать свою деятельность
Мы говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок – субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом собственной активности ребенка....
«Формирование у детей умения планировать свою деятельность»
Умение планировать и организовывать свою деятельность является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в...
Формирование умения у старших дошкольников умения планировать свою деятельность.
На примере логогруппы....
Статья для воспитателей "Как помочь детям планировать свою деятельность"
Как помочь детям планировать свою деятельностьМы, взрослые, часто говорим: как важно воспитывать самостоятельность, ответственность у ребенка. Ребенок – это субъект свой деятельности и раб...
Формирование умения планировать свою деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
На примере логогруппы....
Буклет для педагогов "Как помочь ребенку планировать свою деятельность"
МыМы говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок – субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом собственной активности ребенка. Вместе с те...