План работы по созданию здоровьесберегающих условий в ДОУ
методическая разработка
Создание здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_sozdaniyu_zdorovesberegayushchih_usloviy_v_dou.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14» г. Ярцева Смоленской области
План работы по
Созданию здоровьесберегающих условий
при организации образовательного процесса в ДОУ
Цели
-создание в МБДОУ условий, обеспечивающих развитие культуры здоровья, охрану здоровья и безопасности;
- формирование у воспитанников и других участников воспитательно-образовательного процесса ценности здорового образа жизни;
- обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей.
Целевые ориентиры :
- создание благоприятных условий для комфортного нахождения ребёнка в доу;
- формирования полезных привычек у детей, в том числе привычки к здоровому питанию;
- всестороннее развитие физических качеств ребёнка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- совершенствования навыков гигиенической и двигательной культуры;
- формирование представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека;
- Обучение элементарным способам сохранения здоровья;
- Взаимодействия детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- - Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
- - Сформировать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- - Воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях, закаливании и осознанное отношение к ним;
- - Выработать негативное отношение к вредным привычкам;
- - Ввести в повседневную практику здоровьесберегающие технологии обучения и оздоравливающие методики укрепления здоровья детей;
- - Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
- - Сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме;
- - Формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма;
- - Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;
- - Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- - Обеспечение физического и психического благополучия;
- - Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых;
- - Расширение и углубление знаний дошкольников в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
- - Повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;
- Способствовать снижению заболеваемости путем комплексного использования всех имеющихся оздоровительных средств.
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.
Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь предсталение о том, что полезно, а что вредно для него. А главное-активно о нём заботится. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. В современных условиях возрастает значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
- Физическое воспитание.
- Организация лечебно-профилактической работы с детьми.
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей.
Срок | Тема | Цели | Содержание | Практическая деятельность |
Сентябрь
| «На зарядку становись» «О здоровье зубов» | Закрепить знания детей о пользе утренней гимнастики. | 1.Рассказ воспитателя «Зарядка и простуда» 4. Беседа о здоровье полости рта. | Лепка фигуры человека в движении Рисование «На зарядку становись» |
Октябрь | «Чистота – залог здоровья» | Закрепить знания детей о том, что нужно знать и делать, чтобы не заболеть. Рассказать, как микробы попадают в организм человека. | 1.Рассказ воспитателя «Как люди стали аккуратными» | Изготовление открытки – предметы гигиены (зуб.щетка, мыло, полотенце, мочалка) |
Ноябрь
| «По правилам дорожного движения» | Закрепить знания детей о светофоре. Учить правильно переходить улицу. Познакомить с правилами поведения на островке безопасности. | 1.Рассказ воспитателя «Светофор» | Изготовление открытки – «светофор». |
Декабрь | «Опасные предметы дома» | Расширить представление о предметах, которые могут служить источником опасности в доме. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Научить правилам поведения при возникновении опасной ситуации. | 1.Рассказ воспитателя | Решение ребусов |
Январь | «Комнатные растения» | Познакомить детей с полезными свойствами комнатных растений. Научить детей различать комнатные растения. Прививать любовь и бережное отношение к природе. Развивать навыки коллективной работы. | 1.Рассказ воспитателя растениями «Цветок» | Пересадка комнатного растения (коллективное) Проект «Огород на подоконнике» |
Февраль | Пожарная безопасность «Не играй с огнем» | Продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту. Отрабатывать правильность действий при возникновении пожара. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | 1.Рассказ воспитателя «Бумажный самолетик» | Изготовление медали – напоминания (номер 01) |
Март
| «Добро и зло» | Воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение определять добрые и злые поступки. Развивать умение сопереживать другим людям. Убедить в необходимости добра и недопустимости зла. | 1.Рассказ воспитателя «Сказка о добре и зле» сюжетным картинкам | Изготовление коллажа «Добрые дела» |
Апрель | «Как избежать опасностей на улице» | Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций на улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения. | 1.Рассказ воспитателя | Игра-путешествие «По лесной тропинке» |
Май | «Закаливание» | Закрепить знания детей о закаливании. Учить увеличивать защитные свойства организма. | 1.Рассказ воспитателя | Изготовление картины «Солнечный денек» (барельеф) Занятие «Путешествие в страну здоровья» |
Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
Облегченная одежда в детском саду
Гимнастика после сна
Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
- Солевые дорожки – младший возраст
- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст
- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст
Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
Летом ходьба босиком по спортивной площадке
Самомассаж
Витаминотерапия
Фитотерапия
Массаж по назначению врача
Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:
1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)
2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.
3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку.
Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба, функционируют 3 логопедические группы. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди». Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:
Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Методы, используемые в работе с родителями:
анкетирование
посещение семьи
наблюдение за ребенком
беседы с родителями
беседы с ребенком
изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми
Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.
Показатели, по которым отслеживается эффективность работы по реализации плана:
- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (не более 1 раза в год);
- усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскает рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом;
- отсутствие травматизма;
- повышение мотивации и выполнение требований по охране труда;
- умение правильно и оперативно реагировать в чрезвычайных ситуациях;
- имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье;
- благоприятный психологический климат в группе;
- комфортное состояние воспитанников в учреждении;
- повышение педагогической компетентности родителей.
Показатели результативности:
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- Ребёнок проявляет интерес к занятиям физической культурой, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- Снижение уровня заболеваемости детей;
- Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;
- Овладение разнообразными видами двигательной активности и закаливания;
- Ребёнок проявляет интерес к получению знаний в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
- Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей.
Список используемой литературы
От Рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.
Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.
Г.И. Кулик «Школа здорового человека», М. Сфера 2010
И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» М. «Мозаика-Синтез» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения"
Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения"...
Создание здоровьесберегающих условий для воспитанников
Использование здоровьесберегающих технологий; обеспечение соответствующей техники безопасности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16863173","attributes":{"alt":"","class":"media-image"...
Здоровьесберегающие условия коррекционной работы на логопедических занятиях
На логопедических занятиях исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а...
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТАРШАЯ ГРУППА 2014-2015
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сох...
Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...
План мероприятий по созданию здоровьесберегающих условий в группе МБДОУ д/с № 4 г. Починка
План мероприятий по созданию здоровьесберегающих условий в группе МБДОУ д/с № 4 г. Починка....
Создание здоровьесберегающих условий в средней группе
Система работы по создание услоий для сохраниея здоровья воспитанников....