Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения"
методическая разработка по теме

Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

«Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения»

С.С.Горбунова, заместитель директора по УВР

ГОУ «Бологовский детский дом»

 

                                              "Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От здоровья и жизнерадостности детей

зависит их духовная жизнь, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы".

В.А. Сухомлинский

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Самый драгоценный дар, который получает человек от природы – это здоровье.  В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья воспитанников детского дома. Вопросы здоровьесбережения актуальны, особенно сейчас, когда дети поступающие в детский дом, имеют ограниченные возможности в здоровье.  

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Одной из главных задач нашего  образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Основным из средств реализации этой задачи является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» (Руссо).


А нам, педагогам  детских домов, предоставляется практически «карт-бланш» в вопросах формирования культуры здоровья у наших воспитанников. Мы можем максимально использовать вторую половину дня для внедрения таких воспитательных технологий, которые способствуют формированию здоровьесберегающих условий воспитательного пространства.

Здоровьесберегающие воспитательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучить и воспитать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих будущих детей и быть им достойным примером.

 Задача образовательного учреждения -  воспитать социально-активную, творческую, самостоятельную личность с сохраненным здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.

Здоровьесберегающие технологии тогда становятся эффективными и приносят свои плоды, когда интегрируют все структурные компоненты образовательного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников, создавая вокруг них здоровьесберегающее пространство. Ведь состояние здоровья детей в современных условиях зависит не только от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в детском доме, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения), хотя и они играют большую роль, но и от взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения.Комната здоровья добавить  

Таким образом, здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога,  ребенка и доктора.

Это взаимодействие происходит на разных уровнях.


  1. на уровне самого ребенка, когда воспитаннику важно создать гармонию физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у него появляется возможность самореализоваться, самореабилитироваться, самоорганизоваться, самоопределиться. Ребенок еще не знает, кто он и что может сделать для своего развития и здоровья. Важно помочь ребенку осознать это и запустить все бессознательные и «спящие» механизмы.


  1. на уровне межличностных отношений в образовательном пространстве. В воспитательном пространстве вокруг воспитанника организуется взаимопомощь важных для него взрослых, сотрудничество с этими взрослыми, построение доверительных доброжелательных отношений. Всё это является условием сохранения и укрепления здоровья воспитанников.


  1. на уровне организации различных видов деятельности.  Педагоги создают такую воспитательную систему в образовательном учреждении, которая формирует у всех участников образовательной среды навыки, позволяющие сохранить и укрепить СВОЕ и ДЕТСКОЕ здоровье. У всех участников этой образовательной среды создается положительная эмоциональная атмосфера. У всех участников появляется систематическая и последовательная реализация оздоровительных и формирующих культуру здоровья мероприятий.

Здесь очень важно понимать, что без формирования мотивации на личностное саморазвитие и самореализацию, взрослые и дети еще долго будут стоять на месте.

Академик, хирург Николай Михайлович Амосов говорит о здоровье:

“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

Здоровье состоит из нескольких компонентов, вот некоторые из них:

  1. Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
  2. Физическое  – уровень роста и развития органов и систем организма.
  3. Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  4. Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (из словаря Ожегова).

В современной педагогике имеются эффективные здоровьесберегающие воспитательные технологии и методики, применение которых носят не только здоровьетворящий, но и мощный коррекционно-развивающий характер. Элементы здоровьесберегающих технологий можно применять как в педагогической деятельности педагогов-воспитателей, так и в системе дополнительного образования детского дома.  Условно их можно разделить на несколько видов:

  1. Здоровьесберегающие арттерапевтические технологии, направленные в первую очередь на формирование, а порой и восстановление психического здоровья. Арттерапевтические методики создают безопасное пространство, в котором ребенок благополучно учится преодолевать свои страхи, имеет возможность выплеснуть агрессию, переходя от деструктивных методов решения конфликтов к конструктивному диалогу. В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, который зачастую называются психотерапия искусством. Арттерапевтические технологии классифицируют по четырем направлениям:
  1. арт-терапия посредством изобразительного творчества,
  2. драматерапией посредством сценической игры,
  3. танцевально-двигательная терапия посредством движения и танца;
  4.  музыкальная терапия посредством звуков и музыки.

Изотерапия, или терапия посредством изобразительного творчества является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-взрослого  творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это метод психокоррекции, корригирующий эмоциональное состояние ребёнка и помогающий решать его внутренние психические проблемы.

 Организация занятия по изотерапии позволяет педагогу реализовать следующие функции:

  1. эмпатическое принятия ребёнка;
  2. создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
  3. эмоциональная поддержка ребенка.

 Изотерапия применяется и при индивидуальном подходе к ребенку так и при групповых формах работы. Как правило, изотерапия сочетается с музыкотерапией.

 Изотерапия включает в себя различные изотехники, например, техника письма по мокрому; техника тычком; штриховки; мазки; печатки, монотипия (техника создания только одного – уникального – отпечатка), изонить и другие. Все эти техники апробируются воспитателями в нашем детском доме.

Второе направление - Драмотерапия (или психодрама). «Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии…»  - писал Питер Феликс Каллерман.

Театр и есть учение навыкам поведения и межличностного общения. Но это учение с увлечением, это постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство. Занятия театрально-сценическим творчеством – это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление ребенка. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя. Сердцевиной драмотерапии является так называемая «игра в поведение» и включает в себя различные направления. Например,

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, “любовь, добро и счастье”. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Занятия сказкотерапией создают условия, в которых ребенок, читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в развитии, и в тренинговом воздействии. ?

Еще одно направление драмотерапии – куклотерапия. Это методика коррекции детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка). Куклы могут быть различными: пальцевые, перчаточные, большие, маленькие. Главной задачей  является выявление той психологической особенности ребенка, которая в той или иной жизненной ситуации приводит к его  невротизации.

Выделяют следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  1. коммуникативную  - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  2. релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  3. воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  4. развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
  5. обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

?ИМАГОТЕРАПИЯ. Основана на театрализации  процесса – образе - входить в образ, играть хорошую роль при плохой обстановке; воображать себя в образе какой-либо авторитетной личности и действовать так, как бы это сделала данная представляемая личность. Основа данного метода — обучение адекватному реагированию в трудных жизненных обстоятельствах.

Следующее направление, танцевально-двигательная терапия посредством движения и танца метод, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим воспитанникам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов, ограничивающих двигательные функции. Человек, который обращается к танцу, начинает чувствовать своё тело и движение, снимает мышечные спазмы, у него улучшается кровообращение, общее соматическое состояние.

Четвертое направление - Музыкальная терапия посредством звуков и музыки, предоставляющая огромные возможности для душевного здоровья детей.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Пение же, в свою очередь помогает решать проблемы с заболеванием дыхательных путей.

Следующим видом здоровьесберегающих воспитательных технологий являются:

Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание и коррекцию физического здоровья через организацию двигательной активности в течении всего дня, которая может осуществляться в самых разнообразных формах.

В каждом маленьком ребёнке,

И в мальчишке и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся

Неизвестно отчего.

  1. Одна из форм повышения двигательной активности воспитанников – динамические паузы, которые не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) паузы  помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе во время занимательного дела; обеспечивают сохранение работоспособности на протяжении всего дня.
  2. Утренняя зарядка;
  3. Игровые оздоровительные технологии. К сожалению, наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть.  В условиях малой подвижности растущий организм развивается неграмотно, приводя к функциональным нарушениям, росту инфекционных и нервно-психических заболеваний. Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и творческие способности, нравственные качества и т. д.

К данному виду здоровьесберегающих технологий также относятся специальные методики и средства, направленные на развитие мелкой моторики рук. Это:

  1. Игры с мелкими предметами (собирание пазлов, мозаики, конструктора, игры с зернобобовыми культурами, бельевыми прищепками, пуговицами);
  2. Шнуровки;
  3. Пальчиковые игры;
  4. Массаж кистей и пальцев, сопровождающийся специальными занимательными играми-потешками;
  5. Пластилинография, глинотерапия, тестопластика;
  6. Бусоплетение;
  7. Игры со спичками, счетными палочками (выкладывание рисунков, букв, складывание колодцев)
  8. Рисование по трафарету разнообразных предметов, геометрических фигур, штриховка;
  9. Рисование по точкам, пунктирным линиям;
  10. В последнее время «ожили из прошлого» и заслуживают особого интереса педагогов интересные техники работы с бумагой: это квиллинг (бумагокручение) и  оригами.

Учеными доказано, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. На основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на нравственное здоровье, включающее в себя внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность – наивысшая мера человечности. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все компоненты, и особую роль призвано сыграть слово – слово педагога, слово писателя, слово философа, и опять же слово сказочника. Данные технологии применяются при формировании у воспитанников мотивации быть здоровым посредством различных воспитательных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на соматическое здоровье. К ним можно отнести:

  1. фитотерапию, которая приносит много пользы организму. Чаи, сделанные на основе трав, носящие как общеукрепляющий, так и успокоительный, витаминизированный, седативный характер;
  2. Аромотерапия – это лечение, основанное на применении натуральных эфирных масел. Попадая через дыхательные пути в организм человека, ароматы оказывают целебное и очищающее воздействие. Человек успокаивается, обретает душевное равновесие и покой;
  3. Терапия с помощью соляной лампы -  плафона, изготовленного из кристаллической каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет. Излучаемые солью отрицательные ионы полезны своими химическими свойствами, и тем, что, связываясь с положительно заряженными ионами они очищают воздух и нормализуют микроклимат в помещениях. Благодаря особенностям строения кристаллической решетки соль нейтрализует вредное влияние электромагнитного излучения, производимого работой бытовой и промышленной техники, тем самым благотворно влияя на здоровье, укрепляя иммунитет и повышая жизненный тонус.
  4. Биологическая обратная связь (БОС) — технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических физиологических процедур, в ходе которых воспитанникам посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью  компьютерной техники – минутки цветотерапии и дельфинотерапии.

 Очень  хочется   научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье;  если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


 «Самое прекрасное -  есть жизнь и всё красивое и хорошее в жизни немыслимо без здоровья. Великое счастье – быть здоровым».





П.К.Иванов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...

Выступление на тему: « Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» В рамках педагогических чтений: «Теория и практика использования инновационных и развивающих технологий в учебно – воспитательном процессе ДОУ»

По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями.  В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является п...

Выступление на педсовете: «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение

laquo;Создание условий для здорового  образа  жизнив системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре

Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий,  методик ...

Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов " Технология «Друдлы» как средство развития креативного мышления и связной речи. "

Развитие воображения, нестандартного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе о...

Методическая разработка «Современная физкультурно-оздоровительная технология «Геокешинг» как средство здоровьесбережения в ДОУ»

Мы живем в век информационных технологий, где большинство воспитанников знают, что такое планшет и компьютер, умеют пользоваться различными гаджетами и играть в видеоигры, предпочитая их занятиям физк...