Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения"
методическая разработка по теме
Выступление на тему "Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie__formirovanie_zdorovesberegayushchih_usloviy_vo_1.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
«Формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Технологии, методики и средства здоровьесбережения»
С.С.Горбунова, заместитель директора по УВР
ГОУ «Бологовский детский дом»
"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей
зависит их духовная жизнь, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы".
В.А. Сухомлинский
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Самый драгоценный дар, который получает человек от природы – это здоровье. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья воспитанников детского дома. Вопросы здоровьесбережения актуальны, особенно сейчас, когда дети поступающие в детский дом, имеют ограниченные возможности в здоровье.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Одной из главных задач нашего образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Основным из средств реализации этой задачи является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» (Руссо).
А нам, педагогам детских домов, предоставляется практически «карт-бланш» в вопросах формирования культуры здоровья у наших воспитанников. Мы можем максимально использовать вторую половину дня для внедрения таких воспитательных технологий, которые способствуют формированию здоровьесберегающих условий воспитательного пространства.
Здоровьесберегающие воспитательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучить и воспитать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих будущих детей и быть им достойным примером.
Задача образовательного учреждения - воспитать социально-активную, творческую, самостоятельную личность с сохраненным здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.
Здоровьесберегающие технологии тогда становятся эффективными и приносят свои плоды, когда интегрируют все структурные компоненты образовательного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников, создавая вокруг них здоровьесберегающее пространство. Ведь состояние здоровья детей в современных условиях зависит не только от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в детском доме, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения), хотя и они играют большую роль, но и от взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения.Комната здоровья добавить
Таким образом, здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и доктора.
Это взаимодействие происходит на разных уровнях.
- на уровне самого ребенка, когда воспитаннику важно создать гармонию физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у него появляется возможность самореализоваться, самореабилитироваться, самоорганизоваться, самоопределиться. Ребенок еще не знает, кто он и что может сделать для своего развития и здоровья. Важно помочь ребенку осознать это и запустить все бессознательные и «спящие» механизмы.
- на уровне межличностных отношений в образовательном пространстве. В воспитательном пространстве вокруг воспитанника организуется взаимопомощь важных для него взрослых, сотрудничество с этими взрослыми, построение доверительных доброжелательных отношений. Всё это является условием сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
- на уровне организации различных видов деятельности. Педагоги создают такую воспитательную систему в образовательном учреждении, которая формирует у всех участников образовательной среды навыки, позволяющие сохранить и укрепить СВОЕ и ДЕТСКОЕ здоровье. У всех участников этой образовательной среды создается положительная эмоциональная атмосфера. У всех участников появляется систематическая и последовательная реализация оздоровительных и формирующих культуру здоровья мероприятий.
Здесь очень важно понимать, что без формирования мотивации на личностное саморазвитие и самореализацию, взрослые и дети еще долго будут стоять на месте.
Академик, хирург Николай Михайлович Амосов говорит о здоровье:
“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Здоровье состоит из нескольких компонентов, вот некоторые из них:
- Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
- Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (из словаря Ожегова).
В современной педагогике имеются эффективные здоровьесберегающие воспитательные технологии и методики, применение которых носят не только здоровьетворящий, но и мощный коррекционно-развивающий характер. Элементы здоровьесберегающих технологий можно применять как в педагогической деятельности педагогов-воспитателей, так и в системе дополнительного образования детского дома. Условно их можно разделить на несколько видов:
- Здоровьесберегающие арттерапевтические технологии, направленные в первую очередь на формирование, а порой и восстановление психического здоровья. Арттерапевтические методики создают безопасное пространство, в котором ребенок благополучно учится преодолевать свои страхи, имеет возможность выплеснуть агрессию, переходя от деструктивных методов решения конфликтов к конструктивному диалогу. В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, который зачастую называются психотерапия искусством. Арттерапевтические технологии классифицируют по четырем направлениям:
- арт-терапия посредством изобразительного творчества,
- драматерапией посредством сценической игры,
- танцевально-двигательная терапия посредством движения и танца;
- музыкальная терапия посредством звуков и музыки.
Изотерапия, или терапия посредством изобразительного творчества является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-взрослого творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это метод психокоррекции, корригирующий эмоциональное состояние ребёнка и помогающий решать его внутренние психические проблемы.
Организация занятия по изотерапии позволяет педагогу реализовать следующие функции:
- эмпатическое принятия ребёнка;
- создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
- эмоциональная поддержка ребенка.
Изотерапия применяется и при индивидуальном подходе к ребенку так и при групповых формах работы. Как правило, изотерапия сочетается с музыкотерапией.
Изотерапия включает в себя различные изотехники, например, техника письма по мокрому; техника тычком; штриховки; мазки; печатки, монотипия (техника создания только одного – уникального – отпечатка), изонить и другие. Все эти техники апробируются воспитателями в нашем детском доме.
Второе направление - Драмотерапия (или психодрама). «Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии…» - писал Питер Феликс Каллерман.
Театр и есть учение навыкам поведения и межличностного общения. Но это учение с увлечением, это постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство. Занятия театрально-сценическим творчеством – это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление ребенка. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя. Сердцевиной драмотерапии является так называемая «игра в поведение» и включает в себя различные направления. Например,
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, “любовь, добро и счастье”. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.
Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Занятия сказкотерапией создают условия, в которых ребенок, читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в развитии, и в тренинговом воздействии. ?
Еще одно направление драмотерапии – куклотерапия. Это методика коррекции детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка). Куклы могут быть различными: пальцевые, перчаточные, большие, маленькие. Главной задачей является выявление той психологической особенности ребенка, которая в той или иной жизненной ситуации приводит к его невротизации.
Выделяют следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
- коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
- воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
- развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
- обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
?ИМАГОТЕРАПИЯ. Основана на театрализации процесса – образе - входить в образ, играть хорошую роль при плохой обстановке; воображать себя в образе какой-либо авторитетной личности и действовать так, как бы это сделала данная представляемая личность. Основа данного метода — обучение адекватному реагированию в трудных жизненных обстоятельствах.
Следующее направление, танцевально-двигательная терапия посредством движения и танца метод, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим воспитанникам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов, ограничивающих двигательные функции. Человек, который обращается к танцу, начинает чувствовать своё тело и движение, снимает мышечные спазмы, у него улучшается кровообращение, общее соматическое состояние.
Четвертое направление - Музыкальная терапия посредством звуков и музыки, предоставляющая огромные возможности для душевного здоровья детей.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Пение же, в свою очередь помогает решать проблемы с заболеванием дыхательных путей.
Следующим видом здоровьесберегающих воспитательных технологий являются:
Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание и коррекцию физического здоровья через организацию двигательной активности в течении всего дня, которая может осуществляться в самых разнообразных формах.
В каждом маленьком ребёнке,
И в мальчишке и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать,
Всё хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся
Неизвестно отчего.
- Одна из форм повышения двигательной активности воспитанников – динамические паузы, которые не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) паузы помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе во время занимательного дела; обеспечивают сохранение работоспособности на протяжении всего дня.
- Утренняя зарядка;
- Игровые оздоровительные технологии. К сожалению, наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. В условиях малой подвижности растущий организм развивается неграмотно, приводя к функциональным нарушениям, росту инфекционных и нервно-психических заболеваний. Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и творческие способности, нравственные качества и т. д.
К данному виду здоровьесберегающих технологий также относятся специальные методики и средства, направленные на развитие мелкой моторики рук. Это:
- Игры с мелкими предметами (собирание пазлов, мозаики, конструктора, игры с зернобобовыми культурами, бельевыми прищепками, пуговицами);
- Шнуровки;
- Пальчиковые игры;
- Массаж кистей и пальцев, сопровождающийся специальными занимательными играми-потешками;
- Пластилинография, глинотерапия, тестопластика;
- Бусоплетение;
- Игры со спичками, счетными палочками (выкладывание рисунков, букв, складывание колодцев)
- Рисование по трафарету разнообразных предметов, геометрических фигур, штриховка;
- Рисование по точкам, пунктирным линиям;
- В последнее время «ожили из прошлого» и заслуживают особого интереса педагогов интересные техники работы с бумагой: это квиллинг (бумагокручение) и оригами.
Учеными доказано, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. На основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на нравственное здоровье, включающее в себя внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность – наивысшая мера человечности. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все компоненты, и особую роль призвано сыграть слово – слово педагога, слово писателя, слово философа, и опять же слово сказочника. Данные технологии применяются при формировании у воспитанников мотивации быть здоровым посредством различных воспитательных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на соматическое здоровье. К ним можно отнести:
- фитотерапию, которая приносит много пользы организму. Чаи, сделанные на основе трав, носящие как общеукрепляющий, так и успокоительный, витаминизированный, седативный характер;
- Аромотерапия – это лечение, основанное на применении натуральных эфирных масел. Попадая через дыхательные пути в организм человека, ароматы оказывают целебное и очищающее воздействие. Человек успокаивается, обретает душевное равновесие и покой;
- Терапия с помощью соляной лампы - плафона, изготовленного из кристаллической каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет. Излучаемые солью отрицательные ионы полезны своими химическими свойствами, и тем, что, связываясь с положительно заряженными ионами они очищают воздух и нормализуют микроклимат в помещениях. Благодаря особенностям строения кристаллической решетки соль нейтрализует вредное влияние электромагнитного излучения, производимого работой бытовой и промышленной техники, тем самым благотворно влияя на здоровье, укрепляя иммунитет и повышая жизненный тонус.
- Биологическая обратная связь (БОС) — технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических физиологических процедур, в ходе которых воспитанникам посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью компьютерной техники – минутки цветотерапии и дельфинотерапии.
Очень хочется научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
«Самое прекрасное - есть жизнь и всё красивое и хорошее в жизни немыслимо без здоровья. Великое счастье – быть здоровым».
П.К.Иванов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в учебно-воспитательном процессе технологии здоровьесбережения
Описание здоровьесберегающих технологий...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...
Выступление на тему: « Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» В рамках педагогических чтений: «Теория и практика использования инновационных и развивающих технологий в учебно – воспитательном процессе ДОУ»
По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями. В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является п...
Выступление на педсовете: «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение
laquo;Создание условий для здорового образа жизнив системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре
Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик ...
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов " Технология «Друдлы» как средство развития креативного мышления и связной речи. "
Развитие воображения, нестандартного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе о...
Методическая разработка «Современная физкультурно-оздоровительная технология «Геокешинг» как средство здоровьесбережения в ДОУ»
Мы живем в век информационных технологий, где большинство воспитанников знают, что такое планшет и компьютер, умеют пользоваться различными гаджетами и играть в видеоигры, предпочитая их занятиям физк...