Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
статья на тему
Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_formirovaniyu_osnov_bezopasnogo_povedeniya_u_doshkolnikov.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.
Как же сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Дети так часто попадают в чрезвычайные ситуации и становятся их жертвами из-за свойственной им повышенной любознательности и такой же неосторожности, из-за неосмотрительности. Но истинная причина бед детей и обусловленных этим несчастий их родителей лежит гораздо глубже. Она в отсутствии знаний о различных опасностях и правилах поведения при столкновении с ними, реальных представлений о последствиях чрезвычайных ситуаций, навыков оказания первой помощи себе и другим пострадавшим. Дошкольный возраст важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладывается прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.
Поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы подготовить их как можно раньше к встрече с различными опасными жизненными ситуациями и научить справляться с ними.
Целью работы нашего дошкольного образовательного учреждения является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (в соответствии с ФГОС ДО).
Она реализуется путём решения нескольких задач:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улицах города;
- ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми, легковыми машинами, трамваем, автобусом; с профессией – регулировщик; воспитание культуры поведения в общественном транспорте;
- формирование навыков по практическому применению полученных знаний в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада;
- становление личностных качеств – активности, самостоятельности путём формирования у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки на основе адекватных действий в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого;
- развитие у детей: речи, мышления, творческих способностей, навыков координации движений с движениями других людей и перемещением предметов, способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- расширение словарного запаса; формирование языковых и речевых средств;
- осуществление контроля за уровнем усвоения знаний по правилам дорожного движения.
Основное содержание и направление работы определятся программой для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, целями развития и спецификой контингента воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, своеобразием предметно-развивающей среды учреждения.
В дошкольном учреждении (в условиях групп, функциональных помещений, на территории детского сада) созданы оптимальные условия для реализации ДОУ целевого компонента работы по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города
1. С целью повышения компетентности детей, сотрудников детского сада, родителей имеются различные источники для получения информации по вопросам безопасности на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Методический кабинет оснащен детской художественной литературой для детей, познавательной и публицистической литературой для педагогов и родителей.
С другой стороны интеграция происходит за счёт разнообразных форм работы с детьми – помимо специально организованных занятий, используем игры, развлечения, отдельные режимные моменты (гигиенические, оздоровительные процедуры).
С целью координации деятельности педагогических участников образовательного процесса составляются совместные планы, чтобы избежать повторений и последовательно развёртывать определённые темы. Так, инструктор по физическому воспитанию использует в своей работе обучение на лыжах, скейтборде, самокатах, комментируя выполнение физических упражнений, рассказывает об их пользе, опираясь на знания детей о строении организма человека. Музыкальные руководители разучивают песенный, танцевальный и игровой репертуар, входящий в структуру досугов и развлечений по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Воспитатели в ходе бесед валеологического направленности с детьми привлекают материал из разделов программы «Безопасность», объясняют детям зависимость между соблюдением правил поведения на улице – оказанием первой помощи – возможной инвалидностью человека. Воспитателями группы, как участниками всех форм работы специалистов детского сада, организуется предварительная работа с детьми и продолжается начатая работа в ключе, заданном коллегами, в повседневной жизни группы с учётом возрастной и индивидуальной адресованности.
2. Работа с детьми по освоению правил дорожного движения строится на основе преемственного взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи, что решает задачу сделать родителей нашими союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах города. А также выработать единые подходы по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у дошкольника.
Наиболее эффективными формами работы педагогов группы с родителями являются:
- Организация встреч (общих, групповых, индивидуальных) с целью информирования родителей о совместной работе.
- Ознакомление родителей с работой группы, детского сада по реализуемой программе, с результатами обучения детей (собрания, открытые занятия, наглядная информация, выставки литературы, продуктов детского творчества). Организация совместных мероприятий с участием родителей.
В результате целенаправленной работы по формированию безопасного поведения между педагогами группы и родителями достигнуто полное взаимопонимание в соблюдении единых требований семьи и детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах города, практическому применению и соблюдению ими правил, в том числе по правилам дорожного движения.
3. В организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы тесно взаимодействует с:
- районным инспектором по пропаганде ГИБДД Курортного района, который принимает активное участие:
– в образовательной работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения, как на этапе формирования знаний (беседы с детьми, рассматривание иллюстративного материала), так и на этапе закрепления и практического применения полученных знаний (участие в досуговых мероприятиях, играх);
– в информационном просвещении родителей на родительских собраниях. В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная информация, одним из содержаний которой является обращения инспекции ГИБДД к взрослым жителям города. - С «ДДТ на реке Сестре» по проведению различных мероприятий: выставок, конкурсов;
- с центром психолого-методической социальной службы для консультаций по работе с родителями и педагогами.
- с объектами культуры города:
– деткой библиотеки, в процессе посещения которой сотрудники библиотеки проводят беседы с детьми, досуговые мероприятия, производят обмен книг для детского чтения, методической и публицистической литературы для организации работы с детьми педагогами. - Учреждение имеет определённые успехи в работе по данному направлению. В 2013 году детский сад стал победителем районного конкурса «Дорога и мы» с опытом работы по организации работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».
В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня, она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...
Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия взрослых и детей» «Акция – как форма работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма».
В настоящее время в нашем детском саду совершенствуются, обновляются формы и методы работы с детьми при обучении правилам безопасного поведения на дорогах.Мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме к...
Опыт работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
Презентация опыта работы и пояснительная записка....
Доклад на тему: «Организация работы по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросу формирования основ безопасного поведения у дошкольников.
Взаимосвязь с семьей по формированию ОБЖ у дошкольников....
Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме
Мастер – класс на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»Цель: Повышения уровня ИКТ-компетентности пед...
Мастер-класс "Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме"
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них....
Организация работы по взаимодействию с родителями воспитанников по вопросу формирования основ безопасного поведения у дошкольников.
В детском саду работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста выстроена через различные формы, но все они заложены на «фундаменте» традиционных и нетр...