Для чего нужен язык? (исследовательский проект)
проект (подготовительная группа)

Горбунова Алла Гайнитдиновна

выяснить,  для чего человеку нужен язык, можно ли, живя в обществе, обойтись без языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_yazyk.docx374.42 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

        

 Городской конкурс                                                                                            

                                                                   учебно – исследовательских и творческих работ                                                                                            

 «Юность в науке»

Направление работы:        

Социально – гуманитарные                                                                                                                            

  и экономические науки

 Автор: Бойко Сергей Александрович

воспитанник группы                                                                                                                                                                                      общеразвивающей направленности                                                                                                C:\Users\ДС4-1\Desktop\i.jpg

детей 6 – 7 лет   «Кузнечик»

                                     

  Научный руководитель:

                                                                                                                  Горбунова А.Г.

воспитатели муниципального автономного                                                                                          

дошкольного образовательного учреждения                                                                                                

  детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

2021год

Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке»                   2 исследовательский проект «Для чего нужен язык?»____________________________________________________________________________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация………………………………………………………………3

План исследований……………………………………………………. 4

Описание работы……………………………………………………… 5

Список используемой литературы…………………………………….7

Приложение…………………………………………………………..…8

Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке»                   3 исследовательский проект «Для чего нужен язык?»____________________________________________________________________________________

АННОТАЦИЯ

Я долго не мог определиться с темой исследования. Ведь  вокруг столько  много  разных тайн и загадок. Хотелось выбрать объект исследования, о котором можно узнать много нового и интересного. Выполняя артикуляционную гимнастику на занятиях, я задумалась о том, какую важную роль в нашей жизни выполняет язык. Мне захотелось разобраться в этом вопросе, и я выполнил исследование на тему «Зачем человеку нужен язык?»

Цель исследования:

- выяснить,  для чего человеку нужен язык, можно ли, живя в обществе, обойтись без языка.

Задачи исследования:                                                                                                                

  • Сформировать представления о необходимости языка человеку.
  • Уточнить что такое язык, для чего он нужен человеку и животным.
  • Познакомить с правилами ухода за языком, полостью рта.
  • Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

Методы исследования:

  • чтение книг,энциклопедий;
  •  поиск информации в интернете;
  • беседы
  •  дидактические игры;
  • беседа со специалистами,
  • наблюдение,
  • эксперимент.

Изучив специальную литературу, ознакомившись с материалами интернет – ресурсов, экспериментов: «Узнай на вкус», «Угадай, чей язык», «Молчанка», во время бесед с медицинской сестрой и учителем логопедом, мы получили данные о языке, как органе человека.Анализ полученной в ходе проекта информации позволил сделать следующие выводы:

1.Без языка мы не смогли бы вымолвить не слова.

2.Язык предназначен для приёма пищи, с помощью языка мы ощущаем вкус пищи.

3.Язык нужен для правильного произношения разных звуков, которыми богата наша речь.

Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке»             4       исследовательский проект «Для чего нужен язык?»                             ____________________________________________________________________________________

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Проблема: Что бы было, если б не было языка?  

  • Объект исследования: язык
  • Предмет исследования: необходимость языка для человека.
  • Продукт исследования:книгао языке,  «Пословицы и поговорки о языке», плакат на тему: «Весёлый язычок».

Гипотеза

Если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Они не могли бы разговаривать и ощущать вкус пищи.

Этапы и пошаговая реализация проекта

Название этапов

Шаги реализации

Подготовительный этап

  1. Сбор информации (экскурсия в библиотеку, просмотр иллюстраций, фильмов).
  2. Работа со специальной литературой, интернет – ресурсами.

Основной этап

  1. Создание проблемной ситуации: «Что бы было, если б не было языка?»
  2. Дидактические игры: «Молчанка», «Узнай на вкус», «Покажи без слов».
  3. Беседы на тему: «Отличие языка человека от языка животных», «Язычок — трудовичок», «Как микроб попадает в рот».
  4. Экспериментирование: «Разное по вкусу»,«Язык и еда», «Язык и речь».

Заключительный этап

  1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
  2. Оформление  продуктов проекта: книга о языке,  «Пословицы и поговорки о языке», плакат на тему: «Весёлый язычок»  Подготовка презентации по деятельности проекта.

Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке»5исследовательский проект «Для чего нужен язык?»____________________________________________________________________________________

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Язык — это очки, без которых

нам не разглядеть окружающий мир.

Здравствуйте. Меня зовут Сергей мне 6 лет. Дома мы с мамой читали книжку английского писателя  Киплинга про мальчика Маугли. Будучи ребенком, он попал к волкам, и мать-волчица воспитала  его. Повзрослев, Маугли научился подражать звукам  оленей в джунглях и хрюканью диких свиней... Но однажды он попал к людям. «Что толку быть человеком, если не понимаешь человеческой речи?» — подумал Маугли. Язык делает человека человеком. Ребенок учится говорить, подражая родителям.

Что бы было, если б не было языка?

Вот и попробуйте теперь представить человека без языка. Ни поесть нормально, ни поговорить. Молчанка.

Я решил провести исследование: могут ли, дети моей группы играть и общаться только при помощи жестов и мимики. Вместе с воспитателем засекли  время: ровно 5 минут дети молча играли, общались с помощью жестов. Потом Руслан  первый  не выдержал и сказал «Не туда ты едешь». Так выяснилось, что без работы языка, без слов люди  не могут общаться друг с другом.

Я предложил ребятам увлекательную игру: без слов разыграть сценку. Мы показывали, как собираем грибы, читаем книгу, катаемся на велосипеде,  как болит зуб и многое другое. Оказалось, что бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения.

Мы проверили  утверждение ученых о том,  что  язык  - орган вкуса.  Провели игру «Узнай на вкус». Пробовали на вкус соль, сахар, лимон, лук, шоколад.

Из книг и энциклопедий  я узнал много интересного о языках. Самый удивительный язык — у дятлов. Выискивая насекомых в коре деревьев, дятел клювом выдалбливает отверстие, но, чтобы достать личинок -  дятел запускает его в древесный ход и, нащупав добычу, ловко подцепляет ее.

У некоторых уток, по краям языка есть бахрома, помогающая задерживать рачков, насекомых и мелкую рыбешку.

Язык попугаев— идеальное орудие для дробления мелких орешков.

Язык кошачьих — это настоящая терка.

Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке»6исследовательский проект «Для чего нужен язык?»                             ____________________________________________________________________________________

Коровы и жирафы пользуются языком, как мы — руками, обхватывают языком пучки травы.

У муравьеда язык превратился в липкую удочку длиной 60 сантиметров, которую он  запускает в муравейник.

Собака  языком можно пользоваться как ложкой: пьют, лакая, то есть зачерпывая маленькие порции воды концом языка.

В группе на занятиях мы так тренируем язычок- заставляем его щелкать, тянуться к носу, к подбородку, выгибать его чашечкой. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? С этим вопросом мы обратились нашему учителю логопеду Зайнаб Абдурахмановне. И вот, что мы узнали. (видео).  

Когда я  был в кабинете   у детского врача, то удивился тому,   что доктор  хочет увидеть мой язык… Оказывается по языку можно определить: болит что то у ребенка или нет? Чтобы побольше узнать об этом, мы отправились к медицинской сестре Белле Рамазановне. (видео).

Вот что мы узнали.

В результате беседы мы сделали следующие выводы:

        Не облизывать игрушки.

        Не брать в рот пальцы и предметы.

        Вымыть руки после туалета, улицы, прогулки. Вымыть руки перед едой!

Мой проект поддержали ребята из нашей группы. Вместе с нашими воспитателями мы провели ряд экспериментов.

Опыт №1 «Разное по вкусу».

Цель данного опыта, дать представление о том, что разные участки поверхности языка воспринимают продукты по- разному. Во время игры «Узнай на вкус» мы стали пробовать на вкус соль, сахар, лимон, лук, шоколад. Мы хотели проверить  утверждение ученых о том,  что кончик языка  отвечает за сладкое, а глубокие края за кислое, корень языка за горькое, а  за соленое – передний край языка.

В результате проведения опыта мы выяснили, что большинство вкусовых рецепторов находится на кончике языка; чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно

положить на язык как можно дальше.Поэтому не стоит глубоко заталкивать конфеты или набивать ими полный рот: Вкуснее не станет.

Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке»7 исследовательский проект «Для чего нужен язык?»                             ____________________________________________________________________________________

Опыт 2. Язык и еда.

Целью опыта было выяснить как работает язык при жевании. Взяли кусочек хлеба, жевали и следили за своими ощущениями. Выяснили: язык перемешивает пищу, подкладывает ее на зубы, помогает глотанию.

Опыт 3. Язык и речь.

Принимает ли язык участие в процессе образования речи? Во время эксперимента мы прижимали язык к верхнему небу и произносили слова: «каша», «ворона», «мы пошли гулять». Произносить слова понятно и четко не получалось.

Вывод: язык, двигаясь во рту, участвует в образовании речи.

Самым ярким результатом нашего проекта стало оформление «Книга о языке», где были собраны рисунки, памятки по уходу за языком, пословицы, поговорки, загадки, стихи и комплекс артикуляционных гимнастик. Также с ребятами нашей группы мы создали плакат «Берегите язык».

Итак  в результате проекта мы узнали:

Язык представляет собой мышечный орган. В языке различают верхушку (кончик),   тело и корень.

Изображение 574

      Вся его поверхность  покрыта слизистой оболочкой, в которой задерживаются болезнетворные микробы. За языком необходимо ухаживать.

Городской конкурс учебно – исследовательских и творческих работ «Юность в науке»8 исследовательский проект «Для чего нужен язык?»                             ____________________________________________________________________________________

1. С помощью языка мы ощущаем вкус пищи.

2. Язык предназначен для приёма пищи.

3. Без языка мы не смогли бы вымолвить не слова. Язык нужен для правильного произношения разных звуков, которыми богата наша речь.

 Одним словом можно уверено сказать: «Жить в человеческом обществе без языка нельзя».

Приложения

Загадки про язык

Остёр, как бритва.                                                                             
        Сладок, как мёд. 
       И друга отыщет, 
       И врага обретёт. 

                                                              Толстый матрац 
                                                              На кровати лежит, 
                                                              А кровать в доме, 
                                                              Кто на матрац приляжет
                                                              Тому он кости перемоет. 

Красная лисица
Из своей норки
Не выходит. 
     ****

Маленький, красненький, 
А отпустишь его — заболтает. 


                                                              Если б не было его, 
                                                              Не сказал бы ничего. 
                                                                         ****
                                                              Всегда во рту, 
                                                              А не проглотишь. 
Всегда он в работе, 
Когда мы говорим; 
А отдыхаем,                                                     
Когда мы молчим. 
   ****

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

Пословицы о языке

Мал язык, да всем телом владеет.

****

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

****
                                                              Язык языку весть подает. Язык языку ответ дает, а голова смекает.

****

Сижу у печи да слушаю людские речи.

****

Язык без костей

****

На словах, что на санях, а на деле, что на копыле.

****

Рана от рогов заживает, рана от языка не заживает

****

Уха - два, а язык - один; два раза выслушай, один раз скажи

****

Рот не ворота, клином (запором) не запрешь.

****

Сколько языков знаешь, столько в тебе и людей.

****

Язык камни рушит

****

Замолчал, как воды в рот набрал.

Пословицы о языке

Язык не кинжал, ранит - не залечишь

****

Язык острее иголки

****

Среди чужих - язык придержи, в гостях – чувства

****

Молвишь - не воротишь, а плюнешь - не подымешь (не проглотишь).

****

У бездельника язык злой

****

Языком мастер, а делом левша

****

Много знай, да мало бай! Много баить не подобает.

****

Сперва подумай, а там и скажи!

****

Мал язык, да всем телом владеет.

****

Умный скрывает достоинства в сердце, глупый держит их на языке

****

Всякая сорока от своего языка гинет.

****

Язык без костей

Какова мысль, такова и речь (мокша)

****

Язык губит человека, и язык спасает его

****

Лучше ногою запнуться, нежели языком.

****

Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит

****

Рана от сабли заживет, от языка – нет

****

Не бывает языка без ошибки, копыт – неспотыкающихся

****

На языке сахар, да в руке злоба

****

Хочешь сберечь голову - языком не мели

****

В мире ничего нет слаще языка и горше языка

***

У храброго джигита язык несмел

****

Не спеши языком, торопись делом.

****

На языке густо, а на деле пусто.

****

Сказать - язык горит, а не сказать - душа горит

Стихи о языке

****

Из очень умных взрослых книг
         Мы точно знаем с Вами
Где следует держать язык -
Всё верно. За зубами.
 Но видимо в меня проник
Невидимый двойник.
Рот приоткрою, озорник,
Он тянет за язык!

****

Спит мой носик,
Спит мой ротик,
Язычек спокойно спит.
Он сегодня на работе
Очень много говорил.
Он рассказывал всем сказки
Про веселые салазки.
Песни пел, стихи читал,
К вечеру совсем устал.
Пусть немного отдохнет.
Утром снова запоет.

                                                   Р. Коренек.

 ****

ЯЗЫК - действительно - НЕ РЕЧЬ,
НЕ лингвик и не диалект,
а просто Орган - расположенный во- РТУ:
простой Орган смакования
(оценки вкуса, температуры Пищи и ЕЁ текстуры), 
а также перемещения Пищи и ЕЁ жевания!

Владиван Крыленко.

Сказка о веселом  язычке

Жил-был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался (Вот так! – логопед показывает ребенку картинку с улыбающимся зайчиком) Посмотри на зайчика! Он тоже нам улыбается.

 Сказка о веселом язычке

Открыл язычок однажды широко двери своего домика (Вот так широко!) и вышел погреться на солнышке (логопед показывает ребенку картинку с солнышком) (упражнение «Лопаточка»:Поперек улыбки лег – отдыхает язычок. Посмотри какой язычок плоский, ленивый).

 Сказка о веселом язычке

Потом Язычок пошел дальше и дальше (Вытянулся вперед – упражнение «Иголочка», вот так!). Посмотрел Язычок на солнышко, солнышко тоже ему улыбнулось (Вот так!), посмотрел под ноги, потянулся опять вверх, наклонился вниз (И еще разок!Вот так! – ребенок повторяет за логопедом упражнение).

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часики (показать картинку с часиками). Маятник на часиках бегал из стороны в сторону (упражнение «Часики»): Вот так! Влево-вправо кончик ходит, будто места не находит).

 Сказка о веселом язычке

«Пора пить чай» – подумал Язычок. Он достал свою любимую чашечку (Вот такую! Логопед показывает ребенку упражнение «Чашечка») и решил устроить чаепитие.

На чай к Язычку зашел Индюк. (Логопед показывает ребенку картинку с индюком). И для него нашлась чашечка (повторение упражнения «Чашечка»). Индюк выпил чаю и весело заболтал (Вот так! Упражнение «Индюк»). Давай и мы поболтаем с индюком: приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Теперь медленно поглаживай губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрей поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл.

 Сказка о веселом язычке

Потом друзья вместе пошли к лошадке (Логопед показывает ребенку картинку с лошадкой). Она весело скакала и цокала копытами (Вот так! Упражнение «Лошадка»).

 Сказка о веселом язычке

Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан (Логопед показывает ребенку картинку с барабаном). Он показал барабан друзьям и научил в него стучать (Вот так! Упражнение «Барабан»). Повторяй за мной: улыбнись, открой рот, постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

 Сказка о веселом язычке

Устал Веселый Язычок, вернулся домой (язычок убрать, рот закрыть), а дома его ждал котенок Васька (Логопед показывает ребенку картинку с котенком). Язычок решил напоить котенка молочком. Вася лакал молочко (Вот так! упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся (облизнуть верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

 Сказка о веселом язычке

Итог занятия: язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (упражнение «Часики») и лег спать. А теперь давай повторим упражнения, которым ты научился сегодня Понравилась сказка?

Сказка о веселом  язычке

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза.В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз.Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.http://www.logoped.ru/images/baby04.jpg

Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и цр и л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».
- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

Па-пя-па.
Ди-ди-ды… и т.п.
Мама мыла Милу мылом.

Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные.

Бо-по-бо.
Ту-ду-ду.
Почка-бочка.
Год-кот.
Дочка-точка-дочка.

Проверяется способность различать звонкие и глухие согласные.

Со-шо-со.
Ща-ча-ща.
Мишка-миска.
Крыса-крыша-крыса.

Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные.

Ра-ла.
Лу-ру-лу.
Рожки-ложки.
Лак-рак-лак.

Проверяется способность различать звуки р и л.

Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация детского исследовательского проекта "Для чего нужен сон?"

Презентация детского исследовательского проекта "Для чего нужен сон?", в которой на конкретных примерах, доступных для дошкольного возраста раскрываются аспекты значимости сна в жизни людей....

Информационно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»

Проект проводится в рамках  экологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста.  По программе «Детство»,  образовательные области «Познавательное разв...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности (старший дошкольный возраст) Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Для чего нужен растениям воздух? (долговременный эксперимент)

Тайны живой природы.Познавательно-исследовательская  деятельность "Зачем растениям воздух?" (долговременный  эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста)...

Экологический, познавательно - исследовательский проект «Планете нужен воздух!»

Цель проекта:Дать представление дошкольникам о свойствах воздуха, что воздух есть везде. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использование свойств воздуха человеком. Развивать умени...

Экспериментально- исследовательский проект "Природа- наш дом. Мусор не нужен в нем!"

Земля- наш единственный дом,Давайте не мусорить в нем!Пусть каждый это поймет,Если себе не враг:Земля и без нас проживет,А мы без нее никак!...

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности для детей среднего средней группы «Для чего нужен воздух»

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности для детей среднего средней группыТема: «Для чего нужен воздух»Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и...

Для чего нужны уши? исследовательский проект

Выяснить, для чего человеку нужны уши, можно ли, живя в обществе, обойтись без ушей....