Информационно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. По программе «Детство», образовательные области «Познавательное развитие», « Социально – коммуникативное развитие»,«Речевое развитие».
Может быть реализован с детьми 5-7 лет.
В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.
В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационный исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем» | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка
Информационно-исследовательского проекта
«Невидимка, который нужен всем»
Автор проекта | |
Педагог высшей квалификационной категории, МБДОУ»ЦРР-д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Теремок» комбинированного вида» Генералова Валентина Ивановна | |
Город, республика | г. Ковылкино, Республика Мордовия |
Название проекта | |
«Невидимка, который нужен всем»
| |
Тип проекта | |
Информационно-исследовательский | |
Длительность | |
6 месяцев, сентябрь-февраль | |
Участники проекта | |
Воспитатель Родители Дети старшей группы (возраст 5-6 лет) | |
Образовательная область | |
Познавательное развитие | |
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает? | |
Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет» | |
Цели и задачи проекта | |
Цель: С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. 2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 3.Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 4.Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание. | |
Планируемые результаты | |
После завершения проекта дошкольники смогут:
| |
Краткое содержание проекта | |
Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа «Детство», образовательные области «Познавательное развитие», « Социально – коммуникативное развитие»,«Речевое развитие». Может быть реализован с детьми 5-7 лет. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы. В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?» | |
Этапы реализации проекта | |
1 этап: подготовительный. | |
Основное оборудование лаборатории:
4. Диагностика знаний детей на начало проекта. | |
2 этап: основной. Организация работы над проектом. | |
Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов; создание фильма «Ветер «добрый» и «злой», консультирование родителей по теме « Эксперимент в детском саду и дома». Практическая часть: 1. Занятия по экологическому воспитанию ( в рамках программы «Детство») 2. Игры-эксперименты по данной проблеме. 3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы). | |
3 этап: заключительный. «Презентация проекта» | |
Представление результатов проекта в МБДОУ в виде:
| |
Краткое описание проекта | |
Описание методов оценивания | |
В начале проектной деятельности (сентябрь) педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха, проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста (диагностика). Обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых и детей, разрабатывается перспективно-тематический план по данной проблеме. После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой демонстрируются результаты исследований по изученной теме. Оценивание результативности данного метода работы с детьми старшего дошкольного возраста (февраль - сравнительная диагностика). Оценивается уровень сформированности представлений у детей о воздухе. | |
Описание форм образовательной деятельности | |
Сентябрь 1 неделя. Проект начинается с обобщения и уточнения представление детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на начало проекта). Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни. 1 неделя. Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно- экспериментальная деятельность с детьми в детском саду» и обобщение результатов. 3 неделя. Воспитатель проводит консультацию для родителей « Эксперимент в детском саду и дома», где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками. 4 неделя. Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развить интерес у ребёнка к исследованиям, опытам, открытиям. Октябрь 1 неделя. Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вес. На первоначальном этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.
Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.) 2 неделя. Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом… Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. 3 неделя. Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1883 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель предлагает надуть шарик с помощью насоса. 4 неделя. Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод. Ноябрь. 1 неделя. Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После провидения опыта дети обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.). Предложить детям самостоятельно с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод. 2 неделя. Предложить детям в помещении обнаружить атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление). 3 неделя. Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) 4 неделя. Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке –лаборатории. Декабрь 1 неделя.
Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним прохода не дает, Других он подгоняет. (Ветер) Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя и обобщают. 2 неделя.
Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки. 3 неделя. Ветер- это движение воздуха. Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Вывод: ветер - это движение воздуха. 4 неделя. Обобщаются результаты исследований. Открытое мини- занятие по экологии для родителей на тему «Ветер». Январь. 2 неделя. Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Шарики натирают шерстяной варежкой. Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры(опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми) 3 неделя. Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это, и чем цунами опасен для человека. Предложить детям опытным путем доказать это. Познакомить детей с природныя явлением «Песчанная буря». Для проведения этого опыта воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает рассмотреть её перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта). 4 неделя. Показ фильма «Ветер - «добрый и злой» Февраль. 1 неделя. Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различия. (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.) 2 неделя. Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан. Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды. 3 неделя. Выявить с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель проводит опыт и определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно. 4 неделя. Обобщаются результаты исследований. Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем». Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе» Практическая значимость проекта: для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме; для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств. После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были: - опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»; - подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. |
Перспективно-тематический план по теме проекта:
« Невидимка, который нужен всем».
Сроки выполнения. | Тема эксперимента | Описание работы | Материал, оборудование | ||
Октябрь | |||||
1 неделя | Расширить представление детей о свойствах воздух невидим, не имеет запаха. | Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуете | Лист бумаги. | ||
Имеет ли воздух свой запах. Дидактическая игра «Узнай по запаху». | Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали? | Тарелочка с апельсином, луком; ароматизированные салфетки ,духи. | |||
2 неделя | Как можно взвесить воздух с помощью чашечных весов. | Дети берут воздушные шары, укладывают на весы. Какой шарик тяжелее? (Надутый.) Почему? | Два воздушных шарика, надутый и нет, чашечные весы. | ||
Воздух имеет вес | Возьмём палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепим верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Проткнуть один шарик. а потом второй , сделать вывод. | Два воздушных шарика, веревочка, палка -60 см. | |||
3 неделя | Где можно найти много воздуха сразу | Дети надувают воздушные шарики, но так что бы они не лопнули | Воздушные шарики на каждого ребенка. | ||
Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар». | Надуть воздушный шар с помощью насоса. | Воздушные шарики, насос. | |||
4 неделя | Воздух в мячике. | Игра с резиновыми мячами ( отбивание мячей об пол). | Два резиновых мяча надутый и спущенный. | ||
Ноябрь | |||||
1 неделя | «Загадочные пузырьки». | Дети рассматривают предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это, откуда воздух взялся. Рассматривают, что изменилось в предметах. | Ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина. | ||
«Поиск воздуха». | Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением | Султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой. | |||
2 неделя | «Атмосферное давление» | Дети. после показа взрослого берут в руки два листа . один держат вертикально другой горизонтальнои одновременно выпускают их из рук, наблюдают и делают вывод. | Два листа писчей бумаги. | ||
3 неделя | «Упрямый воздух» | Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыта. | Шприцы, емкость с водой (подкрашенной). | ||
Воздух работает | Запускают в воду пустую пластмассовую ванночку и дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляют парус, снова заставляют лодочку двигаться. Наблюдают и делают выводы. | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка. | |||
4 неделя | Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в лаборатории | ||||
Декабрь | |||||
1 неделя | Почему дует ветер? | Воспитатель показывает схему и объясняет. Воспитатель зажигает свечу, подносит к верхней части фрамуги ( дети коментируют увиденное), подносим свечу к нижней части фрамуги; объясняем и делаем вывод. | Рисунок «Движение воздушных масс», свеча. | ||
2 неделя | Движение воздушных масс | Дети на улице с помощью вертушки определяют силу ветра. | Вертушки | ||
3 неделя | Ветер- это движение воздуха. | Дети машут веером над водой. Каждый ребенок машет с разной силой, сравнивают и делают вывод | Миски с водой. веер (на каждого ребенка). | ||
4 неделя | Открытое мини- занятие по экологии для родителей на тему «Ветер». | ||||
Январь | |||||
2 неделя | «Гром и молния». | Шарики натирают шерстяной варежкой. Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры(опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми) | Два надутых продолговатых воздушных шарика, верстяная варежка. | ||
3 неделя | Природное явление «Цунами». | Рассказ воспитателя. Опускают кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать). | Надувной бассейн с водой ( небольшого размера), кораблики. | ||
«Песчаная буря» | Перед каждым ребёнком стеклянная банка с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. Что с ним происходит? Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. | иллюстрация песчаной пустыни, на которой изображены барханы; стеклянная баночка с песком, резиновый шланг (на каждого ребенка). | |||
4 неделя | Показ фильма «Ветер - «добрый» и «злой» | ||||
Февраль | |||||
1 неделя | Сравнить свойства воды и воздуха | Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Переливают воду в стакан, растворяют в нем краску. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух | два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), прозрачный стакан, акварельные краски. | ||
2 неделя | «Подводная лодка» (воздух легче воды). | Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают в него воздух. В конце опыта, делают выводы. | Изогнутая трубочкам для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. | ||
Воздух легче воды. | Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Дети выполняют действия и делают вывод: почему они не тонут. | Небольшая емкость с водой резиновые игрушки | |||
3 неделя | «Пузырьки-спасатели». | Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают. Вместе с детьми взрослый определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим. | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. | ||
Обобщаются результаты исследований. Проводится самостоятельная работа в лаборатории. | |||||
4 неделя | Итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД в средней группе по исследовательско - экспериментльной деятельности, направленной на формирование представлений о неживой природе "Невидимка, который нужен всем"
Исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности педагога и детей, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности. Цель: в ...
проект "Невидимка , который нужен всем"
Работая по этому проекту у детей систематизировались знания о воздухе, его качествах и необходимости для жизни не только человека , но и всего живого на земле....
Проект «Невидимка, который нужен всем» (старшая группа, долгосрочный, информационно-исследовательский)
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».Цель: С помощью экспериме...
Конспект НОД "Невидимка. который нужен всем"
КОНСПЕКТПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Социально-комунникативное»НА ТЕМУ:«Невидимка, который нужен всем» для группы детей среднего дошкольного возраста (4-5лет)...
Сообщение из опыта работы "Невидимка, который нужен всем"
Сообщение из опыта работы "Невидимка, который нужен всем"...
Проект «Невидимка, который нужен всем» (старшая группа, долгосрочный, информационно-исследовательский)
С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....
Познавательно-исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем»
С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....