Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательно- речевое развитие для детей средней группы «Сказка Дедушки Ежа».
учебно-методический материал (средняя группа)

Павлова Ирина Александровна

Цель: прививать интерес к экспериментированию с помощью художественного слова «Лесной колобок – колючий бок» В. Бианки.

Задачи:

Обучающие:  учить находить причинно-следственные связи; учить сравнивать предметы; проводить аналогию от образа ежа, свернувшегося клубком, к образу сказочного колобка; закреплять умение работать на интерактивной доске; обогащать словарный запас.

 

Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, формировать чувство ритма; прививать познавательный  интерес к изменениям в природе через экспериментирование; расширять представления об окружающем мире.

 

Воспитательные: формировать чувство любви к природе; выполнять правила подвижной игры, стимулировать развитие творческой индивидуальности детей, приобщать к художественному слову авторской сказки через ТРИЗ.

    

Организация детских видов деятельности: восприятие художественной литературы опытным путем

 

 

Тип, форма и методы используемые в НОД:

 

  • Тип -   познавательно -речевое развитие с элементами исследования

 

  • Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

 

  • Форма – фронтальная и индивидуальная.

 

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровье сберегающий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19._skazka_dedushki_ezha.otkrytoe_zanyatie_-_kopiya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 82 Красносельского района г Санкт - Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

познавательно- речевое развитие  

для детей средней группы

«Сказка Дедушки Ежа»

с использованием:

ИКТ

Здоровьесберегающие технологии

Исследовательская деятельность

Личностно – ориентированные технологии

Технология ТРИЗ

Мыслительная деятельность

                                                                                                                                  Воспитатель: Павлова Ирина Александровна

                                                                                                                       Высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2018г

План - конспекта

Тема: «Сказка дедушки ежа»

Цель: прививать интерес к экспериментированию с помощью художественного слова «Лесной колобок – колючий бок» В. Бианки.

Задачи:

Обучающие:  учить находить причинно-следственные связи; учить сравнивать предметы; проводить аналогию от образа ежа, свернувшегося клубком, к образу сказочного колобка; закреплять умение работать на интерактивной доске; обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, формировать чувство ритма; прививать познавательный  интерес к изменениям в природе через экспериментирование; расширять представления об окружающем мире.

Воспитательные: формировать чувство любви к природе; выполнять правила подвижной игры, стимулировать развитие творческой индивидуальности детей, приобщать к художественному слову авторской сказки через ТРИЗ.

     

Организация детских видов деятельности: восприятие художественной литературы опытным путем

Тип, форма и методы используемые в НОД: 

  • Тип -   познавательно -речевое развитие с элементами исследования

  • Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

  • Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровье сберегающий.

Активизация словаря: сыпется, лепится, влажный, кленовый, дубовый, рябиновый, осиновый, круглый, гладкий, колючий, холодный, теплый, звонкий, глухой, толстый картон, тонкий лист, впадать в спячку

Материалы и оборудование: игрушка Дедушка Еж, интерактивная доска, презентация слайдов, макет кустика, магнитофон, запись музыки, модели листьев разных деревьев, корзины, шишки, каштаны, меры с сухим и влажным песком, подносы, тарелочки, листы бумаги, мольберт, картинки- подсказки герои сказки, шапочка ежа.

Ход непрерывно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Образовательные области

Задачи

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Звучит спокойная музыка Дети входят в групповую комнату

На экране слайд «Волшебный лес»

На полу разложены листья разных деревьев на картоне.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

Создание положительного эмоционального настроя

Развитие  зрительного внимания

Воспитатель приглашает детей в групповую комнату.

Ребята: «С добрым утром!

Давайте поздороваемся с гостями!

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в волшебный лес!

Давайте отправимся в путешествие!

Под спокойную музыку дети заходят в групповую комнату, встают полукругом к гостям.

Ребята: Здравствуйте, гости!

Дети: Давайте!

Вводная часть (мотивационный момент)

За картинкой кустика прячется игрушка ежик.

«Здоровье сберегающее

Развитие»

«Речевое развитие»

Прививать познавательный  интерес

Развитие  зрительного внимания

Воспитатель: Ребята,  слышите?

Кто-то здесь фырчит: «Ф –ф –ф.»

«Кто это?» Давайте посмотрим вокруг.

Воспитатель показывает игрушку ежа.

Воспитатель: «Правильно!»

Ежик: Здравствуйте, ребята!

 Меня зовут – Дедушка Ёж.

Я пришел к вам из сказки.  Вам нужно догадаться из какой.

Буду давать вам подсказки

Согласны?

Ребенок загадывает загадку:

«По тропинке идет,

Лес на спинке несет.»

Дети оглядывают взглядом комнату.

Дети: Это- ежик!

Дети: Здравствуй, ежик!

Дети: Согласны!

Основная часть

Проблемная ситуация:

На экране слайд

     На мольберт приклепляются картинки деда и старухи.

На столах стоят емкости  с сухим песком  и влажным  

На экране слайд:

«Почему песок лепиться?»

На мольберт приклепляется картинка колобка.

На столах сухие салфетки

На экране слайд:

« Листопад»

На столике лежат листья бумаги.

Появляется картинка-волк

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Развитие мышления, самостоятельности.

Прививать познавательный  интерес

Учить сравнивать предметы

Развитие мелкой моторики

учить сравнивать предметы

развивать слуховое и зрительное внимание

Тогда в путь.

Деревья в лесу высокие пеньки низкие

Ручейки узкие

Канавы широкие

Вот мы и пришли.

Присаживайтесь на стульчики.

Жили – были старик со старухой. Те, самые, от которых колобок укатился. Ёжик: «Подсказка первая:

Старики  расстроились.

Давайте поможем им слепить  нового колобка.

Из чего можно слепить?

А из песка можно слепить?

Давайте попробуем.

Что происходит с песком?

Почему же не лепиться?

Что же нам теперь делать?

Правильно! Вот у нас есть другой песок.

Давайте попробуем снова  слепить.

Получилось?

Как вы думаете, почему?

Ежик: Правильно! Положите их на тарелочки. Из какого песка мы слепили колобки?

Какие красивые колобки получились! Порадовали стариков! Получайте подсказку – колобка.

Ежик: Ребята, посмотрите сколько листьев опало!

Как вы думаете почему?

Ежик: ребята, когда я к вам бежал, то листья под моими ногами шуршали.

Возьмите листья и покружитесь.

У тебя с какого дерева листок? Значит, какой?

 А у тебя?

Попробуйте пошуршать ими.

Получилось?

Как вы думаете – почему?

Положите листья в корзинку и возьмите другие листья – из бумаги.

Давайте подуем.

Что происходит?

Попробуйте пошуршать.

Попробуйте потянуть за края.

Пошел дождик. Постучите по листу.

Получилось?

Как вы думаете – почему?

Ежик: Ребята. Вы молодцы! У вас получился настоящий осенний  оркестр!

Получите вторую подсказку – волка.

Ежик ведет детей к стульчикам.

Дети поднимают руки вверх;

Присаживаются на корточки;

Изображают руками волну;

Делают широкие шаги.

Дети садятся на стульчики.

Дети: Можно слепить из теста, пластилина.

Дети: Можно.

Дети пытаются слепить из сухого песка.

Дети: Он сыпется, но не лепиться.

Дети: Потому, что он сухой.

Дети: Его надо намочить.

Дети лепят из кинетического песка колобка и выкладывают на тарелочки.

Дети: Получилось.

Дети: песок влажный.

Дети: Из влажного

Ребенок прикрепляет картинку на мольберт.

Дети: Потому, что листопад!

Ребенок: Деревья засыпают.

Дети берут листья, встают полукругом.

Ребенок: С клена.

Ребенок: Кленовый.

Ребенок: Дубовый.

Дети пытаются шуршать листьями.

Дети: Нет.

Дети: Листья сделаны из толстого картона.

Дети берут листья бумаги со стола и встают в полукруг.

Дети дуют на лисья.

Дети: Они двигаются.

Дети шуршат бумагой.

Дети: Получилось!

Ребенок: Потому, что бумага тонкая.

Ребенок: Бумага легко мнется.

Ребенок собирает листья бумаги.

Ребенок прикрепляет на мольберт картинку – волка.

Физкультминутка/
динамическая пауза:

В игровой комнате

На экране слайд с ежиком

Используется шапочка ежа.

Появляется картинка –медведь.

«Физическое развитие»

Развитие речевой и двигательной активности.

Умение импровизировать движения.

Пришло время поиграть в игру «Колючий мяч»

Ежик: Какие молодцы, ребята! Утешили. В лес привели. Помогли мне! Получайте третью  подсказку – картинку медведя.

Проводиться хороводная игра. Ребенок в шапочке ежа находиться в центре круга и плачет.

Дети идут по кругу

Это что еще за плач?

Заревел колючий мяч.

Заблудился и ревет.

Может кто его найдет.

Дети идут в центр к ежу, поднимают его.

А мы ежика найдем,

И в лесочек отведем.

Будет ежик песни петь

И тихонечко пыхтеть.

Ежик бегает по кругу и пыхтит.

Все, что ежик нам покажет,

То и будем повторять.

Ребенок меняет движения, дети повторяют.

Ребенок прикрепляет на мольберт картинку – медведя.

Основная часть

В групповой комнате

Выносятся две корзинки

Появляется картинка –лиса

Появляется картинка - ежик

Исследовательская деятельность

«Речевое развитие»

Исследовательская деятельность

Развитие умения сравнивать

Развитие исследовательской деятельности

Развивать умение анализировать, сравнивать

Формировать чувство любви к природе

Развитие зрительного  и слухового внимания, учить сравнивать, прививать желание экспериментировать

Ежик: Ребята, пойдемте скорее, я полянку красивую нашел.

Ежик: Ребята, возьмите шишку из корзинки. Рассмотрите ее. Какого цвета, формы. Потрогайте ее. Поменяйтесь с соседом.

Какая она на ощупь?

На кого похожа?

Чем похожа?

Тогда поиграем.

Ежик: Молодцы! Потрудились, поймали. Получите четвертую  подсказку – картинку лисы.

Ежик: Положите шишки, возьмите каштаны.

Ежик: Рассмотрите их, погладьте, покатайте.

Ребята, какие они на ощупь?

Постучите друг об друга. Что получилось?

Какой звук вы слышите: звонкий или глухой?

Покрутите между ладоней оба каштана. Теперь какой звук вы слышите?

Ежик: Молодцы, ребята! Изучили.

Получайте пятую подсказку картинку –ежа.

Ежик: Пойдемте, ребята дальше по дорожке.

Ежик: Посмотрите, ребята на мольберт.

Как вы думаете, какая это может быть сказка?

Ежик: Не совсем. Почему же там ежик появился?

Как же называется сказка?

Правильно, молодцы !

Догадались!

Дети проходят на коврик.

Дети берут шишку.

Дети: Колючая, круглая, коричневая, острая.

Дети: На тебя!

Ребенок: У нее тоже есть колючки.

Ребенок: Она круглая

Дети:

Мы нашли колючий шарик

Нам его не удержать

Шарик крутиться в ладошках

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый.

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку,

Оказалось –это еж!

 Ребенок прикрепляет картинку на мольберт.

Дети берут каштаны.

Дети гладят, перекатывают, стучат друг об друга.

Ребенок: гладкие

Ребенок: круглые

Ребенок: коричневые

Дети: Получилась музыка.

Дети: Глухой.

Дети: Звонкий!

Ребенок прикрепляет картинку на мольберт.

Дети встают с ковра, встают полукругом.

Дети смотрят на мольберт.

Дети: Колобок.

Ребенок: Это не колобок был, а ежик!

Дети: Лесной колобок – колючий бок!

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей

Появляется слайд с кроваткой ежика

Ежик впадает в спячку.

Звучит песня «Бедный ежик»

Развитие умения анализировать, делать выводы

Обогащать словарный запас

Учить вслушиваться в текст; оценивать героев; проводить аналогию от образа ежа, свернувшегося клубком, к образу сказочного колобка

Ежик: Подскажите, ребята:

Почему старики думали, что это их колобок?

Кого же повстречал я в лесу?

Кто помнит какую  песенку я пел?

Как же я из колобка превратился в ежика в сказке?

Ежик: Ребята, на кого я был похож?

Ежик: Молодцы! Помогли мне. Все рассказали.

В течение дня можете друг с другом в сказку поиграть. Мне пора впадать в спячку. Зима скоро.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем ежику кроватку, укроем листочками.

Выберете глазками  один листочек. По очереди подходите к доске и укройте им  ежика.

Если вам понравилось путешествие и все получилось – выберите желтый  лист, если понравилось, и не все  получилось – то выберите коричневый.

Нам пора возвращаться из волшебного  леса в группу.

Давайте попрощаемся с гостями.

Ребенок: Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились.

Дети: Волка, медведя и лису.

Ребенок:

Я лесной Колобок — Колючий Бок!

Я по коробу не скребён,

По сусеку не метён,

На сметане не мешён.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Волка ушёл,

От тебя, Медведь, подавно уйду!

Ребенок: Лиса колобка  тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок — плюх! — в воду. Мигом развернулся, заработал лапками, — поплыл.

Ребенок: Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной ёж.

Дети: Ты воды испугался. И развернулся из клубочка.

Дети: На шишку, на колючий мячик, на колобок.

Дети: До весны ежик!

Дети: Согласны!

Дети подходят парами к доске.

Дети: До свидания,  гости!

Дети выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы «Дикие и домашние животные»

Цель:1. Закрепить знания детей о домашних животных2. Учить сравнивать домашних и диких животных3. Развивать речь детей4. Формировать навык самоконтроля и самооценки.5. Воспитывать любовь к животным.6....

Конспект непрерывной образовательный деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы. «Пересказ русско-народной сказки «Волк и лиса»

В конспекте автор попытался представить материал по пересказу сказки "Волк и лиса", согласно требованиям ФГОС....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы Тема: «В сказочном, зимнем лесу!»

Основная цель этого зканятия: формирование грамматического строя речи. В работе использовались различные методические приемы: словесные, наглядные, игровые, практические, самопроверка, взаимопроверка....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы "Описание потерявшихся зайчат по картинкам"

Программное содержание:Связная речь: формировать умение составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки.Словарь и грамматика: упражнять в подборе глагола к сущес...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР "До свидания, Лето"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР "До свидания, лето"...