Образовательный проект «Быть здоровым – здорово!».
методическая разработка (старшая группа)

Павлычева Наталья Вячеславовна

Образовательный проект  «Быть здоровым – здорово!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zozh.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

                             МБДОУ «Детский сад № 128»

                   г.Дзержинск,  Нижегородская область

                    Образовательный проект

                «Быть здоровым – здорово!».

                                         Выполнила:

Инструктор по физической культуре:  Павлычева Н.В.

2022 год

    Одной из основных задач  дошкольного образования, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка (закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования).

ФГОС определяет нам одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.

Актуальность:

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, в формировании у дошкольников потребности быть здоровым  самый  лучший способ приобщения ребенка к ЗОЖ – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.

Однако, в силу сложившихся экономических причин и занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении всемье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей воспитанников  ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.

Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями.  Часто бывает  нелегко объяснить мамам и папам, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним.

Ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.

Педагогический проект создан для помощи в общении, воспитании и повышении компетенции родителей, через физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. 

  Направление проекта ( образовательная область):

         «Физическая культура»

Цель проекта:

Поиск и использование современных форм сотрудничества педагога с родителями, как условие позитивного физического развития ребёнка и приобщение его к ЗОЖ.

Задачи проекта:

*Сохранять и укреплять здоровье детей

• Внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;

• Познакомить  родителей с приёмами эффективного взаимодействияс ребёнком с целью сохранения его здоровья, и приобщения к ЗОЖ

• Повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;

• Вызвать и поддержать интерес детей к занятиям физкультурой и спортом

• Оказывать семье практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;

• Использовать все доступные  средства и способы работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между педагогами  и родителями.

Предполагаемый результат:

Родители:

• Обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;

• Обогащение знаний родителей в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми, посредством включения их в работу по приобщению к ЗОЖ

• Повышение интереса к жизни детского сада;

Дети:

• Приобщение к ЗОЖ и формирование осознанной  необходимости в занятиях физкультурой

• Повышение уровня развития физических качеств и физической подготовленности;

• Снижение уровня заболеваемости;

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья.

Анализ работ исследователей по этой проблеме, показал, что ребенок уже в младшем дошкольном возрасте способен заботиться о собственном здоровье. Но важно, чтобы дети были не просто помещены в здоровье сохраняющую среду, но и сами бы умели сохранять, укреплять здоровье.

Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с созданием комфортных условий для занятий физической культурой в ДОУ и дома.

Проблема - поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к ЗОЖ

Обоснование проблемы:

1. Неосведомлённость родителей о важности прфилактики и закливаия, правильного питания ,совместной двигательной деятельности с детьми вдля укрепления их  здоровья

2. Недостаточный объем знаний родителей и детей о физических качествах, навыках и умениях детей данного возраста;

3. Невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье

Тип проекта: познавательно - оздоровительный

Участники проекта:

   *Дети старшей группы ДОУ и семьи воспитанников

   *Инструктор по физической культуре:Павлычева Н.В.

   *Воспитатель группы: Борисова Е.В.

По времени проведения: краткосрочный  3 недели  (Ноябрь)

Формы организации работы с детьми, используемые в проекте проекта:

  -  Занятия

  - Досуги и развлечения

  - Режимные моменты ( прогулки, утренняя гимнастика, гимнастика после сна)

 - Оздоровительные паузы и физкультминутки

Формы работы с родителями:

  - Анкетирование

  -  Консультация

  - Беседы

  - Участие в мероприятиях

Методы организации деятельности, используемые в проекте:

-словесный.

- практический

- наглядный;

Ожидаемый результат:

У детей : формирование представлений о ЗОЖ и приобщение к ЗОЖ;

У родителей : увеличение объема знаний  о ЗОЖ, и формирование представлений о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

• Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

• Повышение интереса детей и родителей к  теме ЗОЖ ,физкультурным занятиям и спорту;

Содержание проектной деятельности

Этапы и сроки реализации.

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

I Этап – подготовительный

(2 неделя ноября)

1. Изучение материалов и литературы по теме  проекта;

2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность

3. Опрос- беседа с  детьми на тему « А вы знаете, что такое здоровье? »;

3. Анкетирование родителей;

4. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;

5. Подготовка цикла тематических  занятий, развлечений и режимных моментов

6. Подготовить стихи, пословицы, поговорки и песни для детей о здоровом образе жизни, музыку для ритмических, физкультурных упражнений.

II этап - практический

(3неделя ноября)

Работа с детьми:

1. Проведение  тематических физкультурных занятий в зале (2р в неделю) и на воздухе (1 р в неделю);  режимных моментов - утренняя гимнастика с предметами, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, прогулки с проведением  подвижных игр.)

2. Познавательная деятельность:

-беседы на тему «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься», «Мои зубки, глазки, ушки», « Полезные продукты»

3. Художественно – эстетическая деятельность:

-  рисование по теме «полезные продукты»

-  проведение и выполнение  игр и упражнений под музыку «Зайка серый умывается», «Чебурашка», «Утята»

4. Речевая деятельность:

-  ознакомление с пословицами и поговорками и здоровом образе жизни

- беседы и рассказы по теме

- чтение стихотворении К. Чуковского «Мойдодыр» и обсуждение его с детьми

5. Выставка рисунков "Полезная еда для здоровья нам нужна"

6. Оформление фотогазеты « Быть здоровым – здорово !».

Работа с родителями:

  - Консультация и беседа  с родителями (по итогам анкетирования ) на тему о значении ЗОЖ в жизни ребенка

- Представление буклета для родителей на тему: «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» с предлагаемыми комплексами упражнений для совместного проведения с детьми в домашних условиях

III этап – заключительный

(4 неделя ноября)

- Проведение физкультурного развлечения «У нас в гостях Мойдодыр».

- Презентация проекта «Быть здоровым – здорово!».

Результативность:

• Формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни;

• Осознанное отношение детей  и родителей к теме ЗОЖ, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);

• Повышение интереса и  активности родителей воспитанников, и их желания  участвовать  в мероприятиях,  проводимых в ДОУ.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

• Пензулаева Л .И. «Физкультурные занятия в детском саду» средняя группа МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва, 2009

• Пензулаева Л.И. « Оздоровительная гимнастика» комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет ;- МОЗАЙКА- СИТЕЗ, Москва, 2015

• Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 6-7 лет», Москва, 2010г.

• Подольская Е.И «Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3-7 лет» Учитель, Волгоград, 2009

***Приложение 1

Перспективный  план проекта «Быть здоровым – Здорово!»

Дата /Мероприятие / Участники

(Участники – старшая группа МБДОУ «Детский сад № 128»

                         и родители воспитанников;

                         Инструктор по ФК: Павлычева Н.В.

                         Воспитатель : Борисова Е.В.

1- подготовительный:

7.11  Открытие проекта «В здоровом теле - здоровый дух"

8. 11. Анкетирование родителей;

          Составление плана мероприятий

9.11. Беседа с детьми «А вы знаете, что такое здоровье?»

7.11-11.11  Подбор материала и физкультурного оборудования для проведения режимных моментов, занятий и развлечений.                      Изучение материала и литературы

2- практический

    14.11-18.11  Проведение  тематических физкультурных занятий в зале (2р в неделю) и на воздухе (1 р в неделю);  режимных моментов - утренняя гимнастика с предметами, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, прогулки с проведением  подвижных игр.)

14.11.-18.11

   -Беседы на тему «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься», «Мои зубки, глазки, ушки», « Полезные продукты»

   - Рисование по теме «полезные продукты»

   - Проведение и выполнение  игр и упражнений под музыку «Чебурашка», «Утята»

14.11-18.11

-  Ознакомление с пословицами и поговорками и здоровом образе жизни

- Беседы и рассказы по теме

- Чтение стихотворении К. Чуковского «Мойдодыр» и обсуждение его с детьми

15.11

- Консультация и беседа с родителями ( по итогам анкетирования) о значении ЗОЖ в жизни ребенка

17.11

 - Выставка рисунков "Полезная еда для здоровья нам нужна"

 -  Презентация буклета для родителей  на тему «Профилактика нарушений осанки» с предлагаемыми комплексами упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, для совместного проведения с детьми в домашних условиях.

18.11

 Оформление фотогазеты для детей и родителей                                                      « Быть здоровым – здорово !».

 3- Заключительный

  23.11

- Проведение физкультурного развлечения «У нас в гостях Мойдодыр»

25.11

- Презентация проекта «Быть здоровым –здорово!»

     ***Приложение 2

Анкета для родителей детей средней группы.

1. Укажите, как проявляется двигательная активность Вашего ребенка:

- утренняя гимнастика

- подвижные игры

- прогулки

- спортивные игры (элементы футбола, хоккея и т. д.)

- катание на санках, лыжах, коньках (зимой), велосипеде, самокате (летом).

2. В какие подвижные игры любит играть Ваш ребенок?

3. Как в домашних условиях ребенок занимается физическими упражнениями:

- охотно, с удовольствием

- не охотно

- не выполняет.

4. Какими физическими упражнениями Вы занимаетесь совместно с ребёнком:

- занимаюсь с ребенком утренней гимнастикой

- вместе играем в подвижные игры.

5. Уделяете ли вы внимание профилактике нарушений позвоночника и плоскостопия? Как?

6. Кто в большей степени влияет на двигательную активность ребенка в семье:

- отец

- мать

- оба родителя

- братья и сестры

- никто.

7. Как часто вы занимаетесь физическим воспитанием ребенка:

- систематически

- в выходные дни

- во время отпуска

- не занимаюсь

- затрудняюсь ответить.

8. Что мешает вам активно заниматься физическим воспитанием своего ребенка:

- дефицит свободного времени

- недостаток знаний и умений в области физического воспитания детей

9. Беседуете ли Вы с ребенком о пользе занятий физическими упражнениями:

- да

-нет

-иногда

10. Какие физкультурный инвентарь и спортивное оборудование имеются для вашего ребенка дома?

11. С каким инвентарем чаще всего занимается Ваш ребенок?

12. Как Вы закаляете своего ребенка в домашних условиях:

- облегченная форма одежды на прогулке

- босо хождение

- обливание ног прохладной водой

- полоскание горла водой комнатной температуры

- прогулка в любую погоду

13. Что способствует формированию у вашего ребенка культурно – гигиенических навыков:

- личный пример

- беседы

- объяснения.

14. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня:

- да

- не всегда

- нет.

Если не соблюдает, то почему?

15. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т. д. ?

Спасибо Дорогие Родители за уделенную вниманию"

Результаты анкетирования родителей

"Какое место занимает физкультура в вашей семье"

***Приложение 3

Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия

1. Внимание стопам нужно уделять буквально с рождения.

2. У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук.

3. Ребенок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь.

4. Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной системы, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию.

5. Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно). Для тренировки предлагается ребенку пройти по бортику тротуара (в безопасном месте, бревну, доске, веревке.

6. Полезно ходить босиком по различным поверхностям.

       Упражнения для детей 4-5 лет                                                                                        ( на укрепление мышц спины, брюшного пресса и ног)

В этом возрасте надо обратить особое внимание на развитие стопы, так как при неблагоприятных условиях может начать формироваться плоскостопие. Зарядка должна состоять из 4-5 физкультурных упражнений с 5-6 повторениями. Начинаем тренировку с небольшой разминки - ходьба на носках, а затем на пятках в течение 30 секунд (это хороший способ профилактики плоскостопия, а уже затем переходить к основной части занятий.

"Повороты" - стоя,ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону. ( 6 раз)

"Наклоны" - сидя, ноги скрестить "по-турецки", прямые руки в упоре сзади. Выполнить наклон вперед, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше,хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение.( 5-6 раз)

"Неваляшка" - лежа на спине, руки на затылке, локти выставлены вперед. Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение.( 6 раз)

"Подпрыгивание с поворотом" - ноги слегка расставлены,руки на поясе. Выполнить 6-8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя. ( 2-3 повт)

"Приседание с мячом" - ноги параллельны, мяч удерживаем двумя руками внизу. Присесть - мяч в прямых руках перед собой, спину держать прямо, взгляд не опускать. Вернуться в исходное положение.( 5-6 раз)

"Переложи мяч" - ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч. Поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку, вернуться в исходное положение. Поднять обе руки и переложить мяч в правую руку, вернуться в исходное положение. ( 6 раз)

Выполнять физические упражнения с детьми можно как каждый день, так и через день в удобное для родителей время - эти факторы принципиально не влияют на положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по организованной образовательной деятельности на тему: «Здорово - здоровым быть!" в подготовительной группе

5 февраля  в детском саду прошло занятия на тему: «Здоровые дети – в здоровой семье!». Ребята вместе с воспитателями беседовали о том, почему важно заботиться о своем здоровье, как его поддержива...

Образовательный проект "В стране здоровья"

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым ...

Образовательный проект «По радуге здоровья» Средняя группа (4-5 лет)

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. Родители  стали активными участниками образовательного процесса....

Воспитательно-образовательный проект "Сохрани свое здоровье"

Воспитательно-образовательный проект "Сохрани свое здоровье"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Мы здоровыми растём, мы здоровье сбережём».

Настоящий проект направлен на пропаганду здорового образа жизни,  предусматривает комплекс мероприятий, который объединит и систематизирует усилия участников образовательных отношений п...

проект "Быть добрым здорово"

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, творческийУчастники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги ДОУ, педаго...