«Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности» отчёт по самообразованию
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Освоение здоровье сберегающих технологий в работе с детьми, организация музыкально-оздоровительной работы в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста, связанная с формированием мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков здорового образа
жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности | 20.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
Тема: «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности»
«По-настоящему оздоравливающе и
воспитывающим является музыка, так
как она развивает мозг облагораживает
чувства».
Рой Слейк (английский педагог).
Детство – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. В школьном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности. Поэтому в этот период особенно важно определить пути развития интереса детей к укреплению своего здоровья, разработать педагогическую технологию приобщения детей к здоровому образу жизни.
Работая над темой, я ставила перед собой цель и определённые задачи.
Цель: Освоение здоровье сберегающих технологий в работе с детьми, организация музыкально-оздоровительной работы в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста, связанная с формированием мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков здорового образа
жизни.
Задачи:
♪ Создать условия образовательной среды, обеспечивающие укрепление и сохранение физического и психического здоровья каждого ребенка. Организовать сотрудничество с педагогами и родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни.
♪ Умение координировать движения с текстом; Развивать чувство ритма и темпа в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения.
♪ Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, согласовывать движения с характером музыки, подводить к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.
Планируемые результаты : Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровье сберегающей деятельности. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровье сберегающих технологий. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
План:
1.Работа с воспитателями по данной теме.
2.Проведение интегрированных познавательно - музыкальных занятий с детьми.
3. Проект «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
4. Работа с родителями.
5. Проведение развлечений.
6. Работа над статьями по здоровьезберегающим технологиям.
Здоровьезберегающие технологии на музыкальных занятиях.
Все занятия начинаются с обязательное музыкального приветствия, которое включает в себя отдельные приёмы психогимнастики – помогают мне создать психологический комфорт на занятии, вызвать чувство радости у детей. Основной целью данной части занятия является развитие умений управлять своими эмоциями, которые являются жизненно важным приобретением, пресекающие ряд заболеваний. Используя в своей работе упражнения по музыкальному аутотренингу, целесообразно наблюдать за правильностью мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию.
В своей работе использую варианты психогимнастики разработанные М.А. Давыдовой.
Дыхание – это синоним жизни и имеет сверхважное значение. Дыхательные упражнения способны нормализовать состояние организма и настроить на волну здоровья. Восстанавливая правильную ритмику дыхания, можно добиться колоссального оздоровительного эффекта. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Работа, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса, что помогает укрепить и развить дыхательную мускулатуру, повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Артикуляционная гимнастика – улучшить дикцию.
Очень полюбилась моим детям гимнастика для пальчиков, которую провожу с пропеванием или с проговариванием текста, что способствует развитию мелкой моторики, координации движений, чувства ритма. и речи. Дети с большим удовольствием не только разучивают «пальчиковые» упражнения, но и придумывают их сами. Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого развития, что в свою очередь просто необходимо при пении.
Гимнастику для глаз использую для снятия у детей зрительной нагрузки, развития остроты зрения, применяя при этом схемы зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глаза, головы и туловища в позе свободного стояния. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую – либо игрушку или фигуру. А приятная музыка, звучащая во время их выполнения создает положительный эмоциональный настрой.
Благоприятно воздействуют на организм различные виды самомассажа, которые провожу в игровой форме с музыкальным сопровождением. Во время проведения дети знакомятся с пользой точечного массажа и самомассажа, которые стали неотъемлемой частью занятий. В основном используется самомассаж активных точек на пальцах рук, некоторых точек на голове, лице и ушах. Дети с большим удовольствием «лепят», «мнут», «разглаживают» свое тело. Точечный самомассаж проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды и особенно показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Применение самомассажа имеет давнюю историю. Издавна люди использовали самомассаж при различных недугах. Я же предлагаю использовать массаж, как средство подготовки лицевых мышц к певческой деятельности. Это прекрасная разминка для подготовки к пению. Она придаёт мышцам лица и артикуляционного аппарата чувство лёгкости и раскованности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование негромкой музыки, которая создаёт дополнительное чувство комфорта. Когда упражнения хорошо выучены, можно добавить лёгкое подпевание музыке, что способствует развитию голосовой мелодичности.
Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Изучая систему занятий по развитию чувства ритма у детей М.Ю.Картушиной я обнаружила множество замечательных упражнений, которые лаконично вписываются в любое музыкальное занятие.
Применяемые логоритмические упражнения, способствуют развитию двигательных функции и речи. Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия. Все упражнения проводятся по подражанию, следовательно, не отнимут много времени на их заучивание.
Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Например, свободными движениями рук снимается зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева; через движения кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы. Специфика применения ритмопластики на музыкальных занятиях — в овладении ребенком двигательными умениями, навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. И чем раньше мы дадим ребенку разнообразные впечатления, чувственный опыт, тем более гармоничным будет дальнейшее развитие и становление его личности. Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, я тем самым предоставляю им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения. В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.
Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.
Н.А.Ветлугина считает, что одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности является пение.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Полезно любое пение, поскольку распеваются гласные звуки, которые являются целебными и придают органам новое качество. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система важно, чтобы голосообразование было правильно организованно, чтобы ребёнок испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием.
Голос — своеобразный индикатор здоровья человека. Основатель системы оздоровительного вокала Анатолий Иванович Попов утверждает, что обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, с раннего возраста необходимо заниматься с детьми вокально-хоровой деятельностью. Это позволит расширить их певческий диапазон и укрепить здоровье. Поэтому развитие природного голоса ребенка, по средствам пения, считаю неотъемлемой частью музыкальных занятий.
В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво
В своей практике использую развивающие речевые игры, которые являются игровым компонентом фонопедического метода развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова, кандидата педагогических наук, международного эксперта голосовых технологий. Суть метода в том, что дети в игровой форме выражают эмоции голосом, подражая звукам доречевой коммуникации, они познают возможности своего голоса и учатся управлять им.
Такая организация работы обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса, подготовку его к возможным нагрузкам, а так же способствует предупреждению заболеваний гортани.
Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы. Провожу литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников. Для родителей были выпущены папки – передвижки с консультациями и практическими заданиями: «Волшебные пальчики», «Дыхательные упражнения и игры», «Музыка, образ, движения», «Пение для детей и вмести с детьми2, «Вышли пальчики гулять», «Танец – это просто», «И танцы лечат..» и т.д.
В процессе работы над темой, были проведены такие занятия с использованием здоровьезберегающих технологий: «Краски леса», «Весёлые нотки здоровья», «Весенние кораблики», «Волшебные часы», «В зимнем лесу» и т.д. Были проведены музыкально-спортивные развлечения. Проект «Здоровьезберегающие технологии на музыкальном занятии».
Надеюсь, что, полученные в детском саду, знания, умения и навыки, станут фундаментом здорового образа жизни, и как следствие, залогом успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.
Анализируя период своей работы, следует отметить, дети стали активнее на занятиях, эмоционально откликаются на все музыкально-оздоравливающие мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«На цирковой арене»
1. Продолжать разучивать упражнения на степ - досочке, согласовывая движения и темп выполнения упражнений с ритмом музыкального сопровождения;2. Соверше...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема: «Прыгаем, играем – здоровье укрепляем»
1. Совершенствовать навыки и умение при выполнении упражнений в лазании, подлезании, в ходьбе по ограниченной поверхности.2. Продолжать разучивать упражнения на степ - досочке, согласовывая движ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«Первоцветы"
- Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : солнце греет , наступает тепло, снег тает, превращается в воду . - Формировать познавательный интер...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«Люблю берёзку русскую "
- Создать условия для уточнения представлений о Родине, как месте, где мы родились и живём. - Формировать познавательный интерес к последующим наблюдениям за природ...
Отчёт по самообразованию на тему: «Использование логоритмики и ритмопластики, с целью развития музыкально-творческих способностей и речевой активности детей дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию музыкального руководителя....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления
1.Совершенствовать навыки и умение при выполнении упражнений в лазании, подлезании, в ходьбе по ограниченной поверхности.2. Продолжать разучивать упражнения на степ - досочке, согласовывая движе...
«Музыкально- творческая деятельность оздоровительной направленности»
В дошкольном возрасте ребёнок воспринимает музыку неосознанно, так жекак и речь и движения. Музыка, речь и движения становятся главнымив развитии дошкольника....