Отчёт по самообразованию на тему: «Использование логоритмики и ритмопластики, с целью развития музыкально-творческих способностей и речевой активности детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Отчет по самообразованию музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27
Отчёт по самообразованию
на тему:
«Использование логоритмики и ритмопластики, с целью развития музыкально-творческих способностей и речевой активности детей дошкольного возраста»
Подготовил: музыкальный руководитель Малютина А.В.
2021 г.
В течении учебного года на музыкальных занятиях применяла логоритмические упражнения в работе с детьми. Использовала подход к каждому ребёнку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Большое внимание уделялось упражнениям для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-ритмические упражнения. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т.е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.
Для развития фонематического слуха проводила музыкально-дидактические игры, которые способствовали поддержанию интереса детей и стимулировали их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.
Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков использовала такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.
В ходе работы над текстом разучиваемой песни, стихов, инсценировок, проводила работу по коррекции устной речи. В этом помогала артикуляционная гимнастика. В нее включала упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.
При невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных), использовала приём пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствовали автоматизации звука и закреплению правильного произношения.
Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использовала так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводила специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова. Кроме того, они способствовали снятию стрессовых состояний. Я использовала эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделывали на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего использовала сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).
Для профилактики простудных заболеваний, для оздоровления и повышения защитных свойств организма, для поддержки у детей бодрого настроения и побуждения их к активности, я использовала игровой самомассаж биологически активных точек.
Используя вышеперечисленные приемы в пении, я заметила значительные улучшения: исчезла излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.
В целом, все вышеперечисленные приемы способствовали развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики). Большое внимание уделяла пальчиковой гимнастике для развития мелкой моторики. У некоторых детей были выявлены затруднения в выполнении задания.
Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.
Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики. В процессе проводимой работы столкнулась с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.
В целом, работа по данному направлению:
- стимулировала введение в практику музыкальной деятельности новой авторской методики Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» ;
- способствовала устранению рече-двигательных нарушений дошкольников;
- способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
- позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.
В дальнейшем планирую осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».
Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна
Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...
Консультация для педагогов "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов с презентацией и участием воспитателей....
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста.
Публикация посвящена устному народному творчеству в развитии детей дошкольного возраста. Работа освещает значимость устного народного творчества для целостного и встестороннего развития ребенка....
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...