Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе Тема: «Органы чувств – наши друзья»
план-конспект занятия (средняя группа)

Борейко Людмила Владимировна

Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека. Расширять представления о важности для здоровья соблюдать правила гигиены.

Формировать представления о здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе

Тема: «Органы чувств – наши друзья»

Составил: Борейко Л. В.,

        воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 49»

Цель: Создать условия для формирования у детей знаний о функциях органов чувств.

Задачи:

Образовательные: 

- Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.

- Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека.

- Расширять представления о важности для здоровья соблюдать правила гигиены.

-Формировать представления о здоровом образе жизни.

Развивающие: 

-Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием.

-Активизировать желание детей искать пути решения проблемной ситуации.

Воспитательная:

 -Воспитывать бережное отношение к себе и своему организму, желание вести здоровый образ жизни.

Активизация словаря: органы чувств; слова – определения (мягкий, тёплый, холодный, твёрдый, гладкий, шершавый, кислый, сладкий), названия музыкальных инструментов, названия овощей и фруктов.

Образовательная область: -Познавательное развитие.

Виды детской деятельности: 

-Познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная.

Оборудование: ростовая кукла Доктор, музыкальная шкатулка, чудесная коробочка для обследования предметов на ощупь, два мешочка, в которых размещается грелка и лёд, муляжи овощей и фруктов для подбора аналогов по запаху, овощи и фрукты для игры «Угадай на вкус», сенсорные коврики, затемнённые очки для игры «Подбери заплатку», набор музыкальных инструментов.

Предварительная работа: цикл занятий о функции органов чувств, разучивание стихотворений, ситуативные беседы о значимости органов чувств для человека, соблюдение мер безопасности при использовании исследовательских действий в процессе изучения темы.

Методы и приёмы:

-Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций, ростовая кукла).

-Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).

-Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).

-Практические (опыты, исследование)

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть: Организация детей, установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

Основная часть: Создание условий для разнообразной активной  деятельности детей. Актуализация  имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка. Осуществление дифференцированного подхода.

Заключительная  часть: подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка).

Звучит спокойная музыка. Дети входят вместе с воспитателем в группу. Обращаю внимание детей на куклу Доктора, которая посетила нашу группу.

Воспитатель: Ребята, кто это?  Как вы догадались?

Предполагаемые ответы детей: Это Доктор. Он в белом халате и колпаке.

Воспитатель: Действительно, это Доктор. Но что-то с ним произошло, как вам кажется?

Предполагаемые ответы детей: Дети отмечают, что у Доктора нет лица:  глаз, носа, рта и ушей.

Воспитатель: Какие вы наблюдательные! Всегда мы обращаемся за помощью к докторам, а сегодня Доктор просит нас о помощи.  Как вы думаете, мы сможем помочь Доктору? А как?

Предполагаемые ответы детей: Дети предлагают различные способы.

Педагог предлагает детям, нарисованные на отдельных листах органы чувств: глаза, нос, рот, уши.
                           Ребята, есть пять помощников на службе у всех нас,

Не замечая их, используем шутя.

Глаза всем нам даны, чтоб видеть.

И ушки нам даны, чтоб слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик- запах различать.

И ни к чему твоя тревога они всегда тебе помогут.

Воспитатель: Доктор принёс с собой волшебную шкатулку. У неё есть своя песенка. Она звучит только тогда, когда вы даёте правильные ответы. Если мы выполним правильно задания шкатулки, к Доктору вернётся лицо. Вы хотите помочь Доктору? Тогда отправляемся в путь. Звучит мелодия «Паровоз Антошка» Первая станция. Слайд №1

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Видеть папу, видеть маму, видеть небо и леса помогают нам… (глаза)».  

Мы попали на станцию «Глаза»

Воспитатель: Приглашаю вас, ребята, на прогулку (звучит музыка, пение птиц, дети передвигаются по группе, на полу свёрнутый коврик).

Вам интересно, что это? Давайте посмотрим.

Игра «Подбери заплатку» Дети подбирают заплатки из геометрических фигур (воспитатель предлагает рассказать детям, что же помогло нам найти коврик?)

Предполагаемые ответы детей: глаза. (Слайд №2)

Воспитатель: Давайте проверим у нашей шкатулки правильность ответа (звучит музыка). Это правильный ответ.

Что ещё можно увидеть глазами? (Слайд №3) Как необходимо беречь глаза?

Проводится гимнастика для глаз. 

А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем, дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем и опять их открываем.

Смело можем показать, как умеем мы моргать.

Головою не верти, влево посмотри, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо —  упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз, поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие.

Звучит мелодия «Паровоз Антошка»Следующая станция. (Слайд №4). Отгадайте следующую загадку: «Оля слушает в лесу, как кричит кукушка, а для этого нужны - нашей Оле… (ушки)».

За ширмой звучит музыкальный инструмент.

При помощи чего вы услышали этот звук?

Предполагаемые ответы детей: Мы слышим ушами. (Слайд №5). 

Воспитатель: Что ещё можно услышать ушами? (Слайд №6)

Игра «Угадай, на чём играю?» Воспитатель за ширмой играет на музыкальных инструментах, а дети отгадывают. Далее дети выбрать себе музыкальный инструмент и обыграть вместе с оркестром мелодию.

Воспитатель: Это наш следующий ответ. Послушаем, будет играть мелодия? Да, это правильный ответ.

Воспитатель: Мы продолжим наше путешествие по стране «Органов Чувств!» Звучит мелодия «Паровоз Антошка»(Слайд №7).  

Давайте-ка отгадаем, как она называется? (Слайд № 8)

Между двух светил, в середине лица я один. (Ответы детей).

Это станция «НОС».

Игра «Узнай по запаху» Дети по очереди нюхают содержимое колб, идут в «магазин» и находят там соответствующий овощ или фрукт. В ходе игры напоминаю о правилах безопасности при вдыхании веществ (не поднося близко к носу, делаем несколько взмахов открытой ладонью в сторону носа).

Воспитатель: При помощи чего мы определили запахи? (Слайд №9)

Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

Воспитатель: Мы покидаем станцию "Нос" и едем дальше.

Звучит мелодия «Паровоз Антошка» 

Воспитатель: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык) (Слайд №10).

Игра «Угадай на вкус» Воспитатель предлагает детям продукты(например: кусочек яблока, апельсина, печенье, хлеб, конфета) а дети отгадывают, какой именно продукт во рту.(Слайд №10)

Воспитатель: При помощи чего мы распознали продукты на вкус?(Слайд №12)

Воспитатель: В путь, друзья! Нам опаздывать нельзя. Звучит мелодия «Паровоз Антошка»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Любят труд, не терпят скуки, всё умеют наши.(руки)»

Станция «Руки» (Слайд № 13).

Игра «Угадай на ощупь». Детям предлагается на ощупь определить, что находится в коробке, словесно описать предмет и в группе найти такие же. Все найденные предметы размещаются рядом с коробкой(Слайд №14)

Игра «Волшебные мешочки» У воспитателя в поддонах 2 мешочка – красный и синий.  Предлагаю определить, какие они наощупь

(в красном - тёплая грелка, в синем – лёд) (Слайд №15)

Воспитатель: Ребята, при помощи чего вы определили, какие мешочки?

Предполагаемые ответы детей: руки.

Воспитатель: Что еще можно определить при помощи рук? (Слайд №16)

Послушаем нашу шкатулку? (звучит мелодия).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш гость Доктор изменился. Что с ним произошло?

Предполагаемые ответы детей: к нему вернулось лицо.

Воспитатель: Верно, к Доктору вернулись все оhганы чувств (Слайд №17)

Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать? (Слайды №18. №19)

Соблюдайте следующие правила гигиены:

относиться бережно, содержать в чистоте; не переохлаждаться;

не обжигаться; не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза; не читать книги при плохом освещении; не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите себя, заботьтесь о себе! (слайд №20)

Воспитатель:  А теперь мы улыбнемся,  

                           Крепко за руки возьмемся.
                          И друг другу на прощанье
                          Мы подарим пожеланья:

Дети говорят друг другу добрые пожелания.

Дети проявляютзаинтересованность, внимательно слушают воспитателя, участвуют в диалоге.

Планируют свои действия для решения проблемной ситуации.

Участвуют в творческом задании, стремятся довести начатую работу до конца.

Самостоятельно взаимодействуют между собой.

Выполняют гимнастику для глаз по показу воспитателя.

Активно включаются в беседу.

Вспоминают то, что они уже знают или видели ранее.  

Выполняют дыхательную гимнастику по показу воспитателя.

Вступают  в диалог с педагогом, отвечают на вопросы.

Участвуют в заключительном ритуале прощания.

                 

               Литература:

  1. «Дошкольное воспитание» № 11 – 2012г. Стр76-78.
  2. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом».-М: ТЦ Сфера, 2002.-с192
  1. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/сост. Н.В.Нищеева. –СПб,: ООО «Изд «Детство Пресс»стр 304-2013г. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Органы чувств»

Дети в доступной и интересной для них форме знакомятся с органами чувств. ...

Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию "Прогулка в зимний лес"

Цель: Создание условий для познавательного развития детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с профессией лесничего...

Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе «Подарок для лесных жителей»

Цель: создание условий для развития творчества детей.Задачи.1.     Образовательная. Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материал...

Презентация образовательной деятельности по экспериментированию на тему: «Органы чувств» в подготовительной группе

Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов,                     сформировать представ...

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Различие предметов по форме»

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группеДата: апрельОбразовательная область: познавательное развитие. ФЭМП.Тема: «Различие предметов по форме»Цель: закр...

Технологическая карта трудовая деятельность в средней группе Тема «Уход за комнатными растениями»

Вид деятельности: трудоваяЦель: формирование  элементарных  представлений о способах взаимодействия с растениями.Задачи:Образовательные:-закрепить навыки ухода за комнатными растениями ...