Особенности формирования речевых функций детей с расстройством аутистического спектра
статья
Для аутизма характерно нарушение речевых функций. В современном мире социализация занимает одно из важнейших ступеней, но без сформированных навыков коммуникации она невозможна. Как невозможно и полноценное когнитивное развитие. Несформированность речи влечет за собой трудности в социальной, эмоциональной и поведенческой среде. Из чего можно сделать вывод, что качественно сформированные речевые функции делает жизнь ребенка качественнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 105.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми
Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на своём дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии. Я организую эти игры почти на каждом логопедическом занятии.
У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма, поэтому уже на самом первом уровне работы я даю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является прологом к будущим театрализованным играм. В работу включаю упражнения по развитию мимики:
«Съели кислый лимон» (дети морщатся), «Рассердились на драчуна» (сдвинули брови), «Встретили знакомую девочку» (улыбаются), «Испугались забияку» (приподнимают брови) широко открывают глаза, приоткрывают рот) и др.
Включаю игровые упражнения по обучению жестам: «Покажите высокого мальчика» (низкого ), (вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика, медведя).
Игровые упражнения по развитию пантомимики: «Расцвели, как цветы», «Завяли как травка» и др.
Благодаря этим систематически проводимым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика, движения приобретают уверенность, дети легче переключаются с одного движения на другое. Учатся понимать оттенки в выражении лица, в жестах и движениях человека.
На втором этапе я использую такие приёмы, как сопровождение моих действий и действий детей словами. Затем перехожу к театрализованным играм. Дети заранее с воспитателем заучивают стихи, прибаутки, потешки, тексты, выбранные мной, учатся вождению кукол (настольных, плоскостных и т.д.)
Стараюсь подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения.
Например: Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
После театрализованной игры я задаю детям вопросы: Как выглядит зайчик ? Что он умеет делать? Кого он боится? Ситуацию речевого общения иногда усложняю, введя в игру куклу. Дети с удовольствием вступают в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают им рассмотреть.
На третьем этапе дети овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие. Этому этапу работы
соответствует настольная театрализованная игра «Петушок и кот». Вопросы формулирую таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. «Почему котёнок вылез из дымохода чёрным? Почему он стал белым?» и т.д.
На следующем этапе я подвожу детей к более сложному виду театрализованной игры. Я даю детям возможность ходить вместе с куклой по группе, самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в более сложных диалогах: «Волк и лиса» и т.д. Для решения психокоррекционных задач на роль волка, лисы выбираю неуверенных в себе, робких детей.
В театрализованных играх в интересной для детей форме можно решать различные речевые задачи.
Например, для театра на фланелеграфе можно использовать такой текст:
-ответь мне, цветок,ты кто он или она?
-а я, брат-шмель, и сам не пойму.
-как это не знаешь? Вот, например, ландыш-он.
-то ландыш.
-а вот, например, ромашка-она.
-а ты кто такой?
-я-то? Да я, шмель, Иван – да – Марья.
После я задаю вопрос: «Кто же этот цветок?- он или она ?» (и он , и она). По аналогии дети определяют род имён существительных обозначающих названия цветов: ромашка, ландыш и др.
На четвёртом и пятом этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, когда закрепляются навыки связной речи, я разыгрываю с детьми театрализованные игры по знакомым им произведениям. Дети не боятся выступать перед зрителями.
На занятиях я использую разные по жанру литературные тексты. Один и тот же текст мои дети инсценируют в разных видах театра. В заключении хотелось бы сказать, что широко используя театрализованные игры, я не отвергаю другие методы и приёмы логопедической работы.
Театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента. Проводить такие игры надо систематически. Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей. Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику. Подбирать игры для театрализации на первых трёх этапах работы надо по схеме «логопед – дети», на последних двух «ребёнок – дети» (логопед выступает в роли ненавязчивого посредника, режиссёра).
Театрализованные игры целесообразно использовать и как средство для преодоления речебоязни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре "Речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра"
Выступление. ...
Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"
ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ» Направление реализации проекта:...
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...
Особенности формирования речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Одним из основных признаков расстройства аутистического спектраявляются речевые нарушения. Проявления речевых нарушений чрезвычайномногообразны по характеру и динамике и проявляются по-разному: отполн...
Формирование жестов у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование жестов у детей с расстройствами аутистического спектра...
Гипотезы. Педагогика в числах или данные исследований. Башмакова С. Б., Петушкова О. А.Специфические особенности мотивации речевой коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра
https://elibrary.ru/download/elibrary_43171432_51679055.pdf...