Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет Тема "Очки"
методическая разработка (средняя группа)
Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.
Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения – важное направление профилактической работы образовательного учреждения IV вида. Оно реализуется посредством приучения детей с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками, бережному обращению с оптикой; побуждение желания вылечиться; формирование знаний у дошкольников о здоровом образе жизни, о рациональной организации зрительного труда; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_sotsialno.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет
Тема: ОЧКИ.
Цели и задачи:
- Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками. Уточнять представления о работе врача окулиста и медсестры-ортоптистки.
- Развивать цветовосприятие, совершенствовать зрительный поиск в режиме дальнего зрения, прослеживающую функцию глаз.
- Обогащать словарь детей за счет включения существительных, обозначающих части очков, названий материалов и качественных прилагательных. Развивать грамматический строй речи: продолжать учить согласованию существительных с прилагательными по родам и числам.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам; умение сопереживать; повышать психологическую самозащиту в неблагоприятных, стрессовых ситуациях.
Словарная работа: линзы, оправа, дужки, перемычка, врач-окулист, магазин «Оптика».
Оборудование и материалы:
- кукла в очках,
- очки (корригирующие, солнцезащитные, для плавания, «слепые» (из плотной непрозрачной ткани, «волшебные» (с цветными стеклами)),
- изображения очков разной формы (для игры «Магазин «Оптика»),
- «сломанные очки» (изображения очков с недостающими деталями),
- карточки «Правила пользования очками»,
- предметные картинки (контурное изображение),
- портреты знаменитых людей в очках (Чехов, Павлов, Леннон, Гейтс, Гарри Поттер (актер Дэниел Редклиф)),
- лазерная указка,
- подставки,
- фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент:
кукла Женя приходит в гости, у нее очки.
– Ребята, посмотрите на куклу Женю, что-то в ней изменилось… Не могу понять что именно…
Предполагаемые ответы (П/О): Женя в очках!
– Кукла Женя говорит, что она не знает, почему врач сказал ей носить очки. А как вы думаете?
П/О: Потому что Женя плохо видит! Потому что ей нужно лечить глаза. У нее плохое зрение…
– Ребята, давайте поможем Жене узнать больше о том, какие бывают очки, как правильно носить очки и как нужно о них заботиться.
II. Основная часть.
1) Рассматривание очков разного вида.
– Посмотрите ребята, на столе много разных очков. Для чего они?
П/О: чтобы лучше видеть, от солнца, для плавания, для игры «Узнай наощупь».
– Снимите свои очки, рассмотрите их и назовите, какие части есть у очков?
П/О: оправа, стекла (линзы), дужки, перемычка.
– Скажите, из каких материалов сделаны ваши очки?
П/О: линзы из стекла, оправа из металла, пластмассы, винтики металлические (железные)
Д/у«Какие могут быть стекла в очках» (подбор прилагательных)
П/О: прозрачные, чистые, грязные, мутные, круглые, овальные, разбитые, темные…
2) – Ребята, Женя спрашивает, кто проверяет зрение, а вы знаете? (медсестра)
– Как зовут медсестру, которая проверяет зрение и лечит глаза в нашем детском саду? (называют имя и отчество м/с)
– А кто выписывает рецепт на очки? (Врач окулист)
– Где продаются очки ( в специальном магазине «Оптика»)
Дидактическая игра «Магазин «Оптика»: выбери понравившиеся очки (описать форму и цвет оправы)
Д/у «Помоги отремонтировать очки» (что сломалось? (чего не хватает?), дорисуй недостающие детали)
3) Дидактическая игра с мячом «Хорошо-плохо» (правила пользования очками)
– Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и говорить предложения, а вы скажете, правильно так делать или нет и бросать мяч мне.
- Носить очки в кармане (неправильно)
- Носить очки в футляре (правильно)
- Протирать стекла специальной салфеткой (правильно)
- Мыть очки водой, если они грязные (правильно)
- Класть очки стеклами вниз (неправильно)
- Снимать очки одной рукой (неправильно)
- Хранить очки на специальной полочке (правильно)
- Протирать очки пальцами (неправильно)
- Снимать очки двумя руками (правильно)
- Снимать и надевать очки, держась за дужки (правильно) и т.д.
– Ребята, давайте эти правила повторим по карточкам, чтобы и мы и кукла Женя запомнили их. (дети выкладывают карточки на мольберте, комментируя выбор)
4) Дидактическое упражнение «Волшебные очки» (согласование прилагательных с существительными по родам). У детей на столах очки с цветными стеклами. Дети снимают свои очки и надевают «волшебные».
Педагог лазерной указкой показывает на контурные картинки, расположенные в пространстве кабинета на стенах, дети называют, что они видят и какого цвета. П/О: Я вижу 2 красных листочка, 3 зеленых лягушки, один синий цветок…
Зрительная гимнастика: «Проследите глазки за моей указкой» (перемещение лазерной указки в разных направлениях)
5) Беседа на тему «Когда меня называют очкарик».
– Ребята, кукла Женя сказала мне на ушко, что она боится, что ее будут дразнить «очкариком»… Что же делать? (Ответы детей)
– Чаще всего ребята дразнятся потому, что не понимают, почему ты ходишь в очках. Может быть, у них в семье никто не носит очки, может, они никогда не дружили с такими детьми. Никто не объяснял им, почему некоторые люди ездят на специальной коляске, или ходят на костылях, или нося очки. И эти люди точно такие же, как и он сам. Нужно постараться объяснить это дразнильщику. Если не помогает - самый лучший способ защиты от таких насмешек – не обращать на них внимания, не показывать свою обиду. Тогда и обзывальщику становится неинтересно.
Вы знаете, что много людей имеют не очень хорошее зрение, некоторые из них ходят в очках или линзах. Многие знаменитые люди носили очки и ничуть не стеснялись этого. (Демонстрация портретов)
Вот этот человек – русский писатель Антон Павлович Чехов, а это – известный на весь мир ученый Иван Петрович Павлов. Это – портрет известного английского музыканта Джона Леннона, здесь – портрет американца Билла Гейтса, самого богатого человека в мире. А кто это? Гарри Поттер, сказочный мальчик-волшебник.
И самое главное… Очкарик… Звучит-то как ласково, правда? Давайте ласково назовем так друг дружку? И Женю… Не будем обижаться на это слово?
III. Итог занятия.
– Ну, что, Женя, поняла теперь, что очки – это твои помощники? Ребята, как вы считаете, что Жене понравилось на занятии?
Ответы детей.
– Давайте попрощаемся с куклой Женей и пригласим ее приходить к нам еще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Строим дом дружбы"
Взаимодействие воспитателя и педагога по конструированию....
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста. Тема: «Я и мое тело»
Обучение ориентировке на себе самом. Группа детей со слабовидением....
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста.Тема: «Весна. Прилетели птицы».
Работа то теме перелетные птицы. Весна. развитие ориентировки в пространстве.Обогощение чувственного опыты....
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Организованная образовательная деятельность, организованная тифлопедагогом для детей с нарушением зрительного анализатора...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей с нарушением зрения Тема: «В гостях у бабушки».
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей с нарушение зрения через занимательные игры и упражнения....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения с ФФН "В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч и Щ. Буквы Ч и Щ"...