Проект по формированию культурно-гигиенических навыков и ЗОЖ в группе раннего возраста на тему: «Чистюля-красотуля»
проект (младшая группа)
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников, в настоящее время, превращается в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. А так как в дошкольном детстве закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. В младшем дошкольном возрасте надо начинать с самых простых и доступных детям культурно-гигиенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_zozh.docx | 414.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57»
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков и ЗОЖ
в группе раннего возраста на тему: «Чистюля-красотуля»
Автор: Соболева Алена Геннадьевна
Организация: МАДОУ № 57 г. Сыктывкара
Тип проекта
По методу – игровой, творческий;
По длительности – 1 месяц апрель 2023 года
Участники проекта:
- Воспитатели.
- Дети раннего возраста
- Родители воспитанников группы.
Постановка проблемы
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников, в настоящее время, превращается в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. А так как в дошкольном детстве закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. В младшем дошкольном возрасте надо начинать с самых простых и доступных детям культурно-гигиенических навыков.
Актуальность проекта
Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. При повседневном гигиеническом воспитании можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, перехода их в стойкую привычку. Для детей так же важен пример окружающих, родителей, других членов семьи. Поэтому наш проект направлен не только на детей, но и их родителей. Знакомство и приобщение их с понятием здоровый образ жизни, как приобщить к нему своего ребенка.
Цель проекта
Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта по образовательным областям:
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
- Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
- Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков личной гигиены дома.
Ожидаемый результат
Дети:
- устойчивое соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом;
- сформированы начальные представления о здоровом образе жизни.
Родители:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;
- повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Продукты реализации проекта:
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта.
2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков.
3. Составление картотеки художественно-словесного материала по воспитанию и развитию культурно-гигиенических навыков (сказки, стихи, потешки).
4. «Страна здоровья» занятие-развлечение.
Ход реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
- Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.
- Доведение до родителей важности темы проекта.
- Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей до реализации проекта.
- Анкетирование родителей о сформированости у них понятия -здоровый образ жизни.
2 этап - практический
Работа с детьми:
- Дидактические игры «Машенька проснулась», «Уложи куклу Машу спать», «Оденем куклу», «Учим куклу Дашу мыть руки», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки», «Доброе утро, расческа»
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Мы в гостях», «У куклы Даши день рождения».
- Беседы «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Чистота и здоровье», «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?», «Что будешь мыть, вначале руки или лицо? Почему?», «Перед едой мой руки с мылом», «Учись пользоваться вилкой и ложкой», «Умей есть, не спеша и аккуратно», «Не балуйся за столом»
- Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр»,
А. Барто «Девочка чумазая»,
Н. Найденова «Наши полотенца», Народная сказка «Про грязные ручки»
С. Булатова «Оля и мыло»
В. Федяевская «Помощники»
Г. Зайцев «Дружи с водой»
С. Бягковская «Юля-Чистюля»
З.Александрова «Купание»
Шуржик «Вода и мыло»
Демьянов «Замарашка»
Яснов «Я мою руки».
Фольклорные произведения про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
- Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр».
- Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик…».
- Аппликация «Украсим носовой платочек для зайчика».
- Лепка «Мыло для куклы Маши».
- Рисование «Раскрась платье девочке Тане».
- Создание выставок из детских работ.
- Ситуативные беседы «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки».
- Составление рассказов «Кукла Даша идет на прогулку».
- Музыкальный досуг «Как дети учили Олю умываться».
Работа с родителями
- Оформление папки-передвижки для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей».
- Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье», «Значение утренней зарядки».
3 этап – итоговый
-«Страна Здоровья» занятие-развлечение.
-выставка детских работ, сделанных в течении проекта.
Подведение итогов:
Проект проводился в течении 1 месяца
Родителям и детям понравился проект.
Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах. Детям стало интересно мыть руки, ухаживать за собой.
Познавательная ценность: У детей повысились знания о значимости утренней зарядки, прогулки, правильного питания. Расширилось представление о гигиенических навыках. Дети стали понимать, как важно следить за чистотой и опрятностью своего тела и внешнего вида.
Родители так же некоторые вещи узнали только через наш проект. Что же такое здоровый образ жизни и насколько важно соблюдать с ребёнком, с самого раннего возраста, гигиену тела и опрятность внешнего вида.
Перспектива: с целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Занятие – развлечение «Страна Здоровья»
Воспитатель: Ребята хотите совершить путешествие в страну Здоровья? Чтобы попасть в страну Здоровья нужно поздороваться. Вы умеете?
Дети встают в круг и по очереди здороваются с друг другом.
Воспитатель: при встрече люди обычно говорят это доброе, волшебное слово, желая друг другу здоровья. Что такое здоровье?
Ответы детей.
Воспитатель: вы правильно отвечали, и мы с вами уже оказались в Стране Здоровья.
В группу влетает ворона (девочка с подготовительной группы одета в костюм вороны)
Ворона: Кар-р, кар-р, в стране Здоровья беда!
Воспитатель: что случилось?
Ворона: Кар-р, звери заболели. А мы не знаем, как вылечиться!
(ворона улетает)
Воспитатель: Ребята мы с вами уже знаем, как следить за своим здоровьем, поможем зверятам?
(Дети соглашаются)
Воспитатель: В лес по кочкам и по пням мы попрыгаем, друзья (дети прыгают из обруча в обруч).
Дети приходят в «Лес», их встречают зайчата (два ребенка старшей группы).
Зайчата:
плачут зайки – ноют зубки
Чистить зубы мы не любим,
Ни снаружи, ни внутри-
Развалилось сразу три!
Воспитатель: Какая беда! Мы научим вас с ребятами, что нужно делать, чтобы зубки не болели.
Дети: Нужно. Чистить зубы дважды в сутки.
Чистить долго – три минутки.
Щеткой чистить не лохматой,
Пастой вкусной, ароматной.
Чистить щеткой вверх и вниз-
Ну, микробы, берегись!
Зайки: спасибо вам ребята!
Воспитатель: А сейчас нам дальше пора. Что там за бревно впереди?
Нужно нам в него войти!
Дети проползают змейкой в стоящие обручи, скрепленные между собой.
Встречают лягушат (дети старшей группы на них маски лягушат).
Воспитатель: что у вас лягушата случилось? Почему вы такие грустные?
Лягушата: Мы по болоту прыгали,
Прыгали, старались.
Что видели в болоте,
Тем и угощались.
Вдруг животы у нас заболели
Все мы сразу побледнели.
Лежим и плачем на боку.
Воспитатель: А мы вам сейчас с ребятами поможем. (Дети читают стих).
Вы лягушата постарайтесь.
Чаще с мылом умывайтесь!
Лапки мыть перед едой!
Надо теплою водой,
От простой воды и мыла
У микробов тает сила.
Воспитатель: Ребята, а что еще нужно делать чтобы не болеть? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, надо спортом заниматься! Давайте пригласим лягушат сделать разминку «Два лягушонка». (Дети вместе с лягушатами выполняют разминку).
Воспитатель: ну вот лягушата уже смеются, значит им стало легче. Попрощаемся с ними и попрыгаем дальше. (Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед за воспитателем).
Воспитатель: посмотрите ребята мы с вами припрыгали на полянку в лесу, чувствуете какой чистый воздух?
Дети вдыхают глубоко через нос и выдыхают с шумом через рот:
- Да!
Воспитатель: посмотрите на носики друг друга, они маленькие, дырочки для дыхания маленькие, а если открыть рот сильно, какой он большой!
Дети смотрят на носики друг друга, трогают свой носик и широко открывают ротики.
Воспитатель: если мы будем дышать через нос, то микробы и пыль в носу застрянут, а если дышать через рот, то человек будет как «пылесос». Микробы попадут в горло, и оно заболит. Попробуйте подышать носиком, а потом ртом.
Дети поочередно дышат то носиком, то ртом.
Воспитатель: поднесём ладошку ко рту и тихо, медленно подышим на ладошку «какой воздух, теплый, или холодный?»
Дети медленно дышат на поднесенную ко рту ладошку:
- Теплый.
Воспитатель: Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла, поэтому даже летом может простудиться.
Появляется медвежонок, у которого пропал голос, и он не может рычать.
(ребенок старшей группы в шапочке медведя)
Воспитатель: Ребята как вы думаете почему у медвежонка пропал голос?
Дети: потому что медвежонок неправильно дышал.
Воспитатель: Правильно. Давайте покажем медвежонку как правильно дышать (проводится дыхательная гимнастика: набрать воздух носом и на выдохе сказать – устали).
Воспитатель: ну вот молодцы ребята научили медвежонка правильно дышать.
Медвежонок: спасибо вам ребята, до свидания! (уходит)
Прилетела ворона
Ворона: Кар-р, кар-р, вы всех вылечили, спасибо вам большое!
Воспитатель: пожалуйста! Молодцы ребята! Нам пора возвращаться в детский сад.
Раз-два-три-вокруг себя ты повернись! Вот мы и саду. Вам понравилось путешествие? Кого мы с вами встретили в стране Здоровья? Кому вам понравилось помогать больше всего?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...
ООД по формированию здорового образа жизни во второй группе раннего возраста на тему «Фрукты – полезные продукты»
формирование элементарных понятий о здоровом образе жизни у дошкольников....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй группе раннего возраста по теме: «Поиграем с пирамидкой»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй группе раннего возрастапо теме: «Поиграем с пирамидкой»Цель:Развивать умения детей формировать группы однор...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни во 2 группе раннего возраста на тему: «Наши помощники - ушки, носик, ротик и глазки»
Цели:1.Познакомить детей с органами слуха, обоняния, зрения и их значением в жизни человека.2.Формировать умения ухаживать за своими органами слуха, зрения, осязания и обоняния.3.Формировать логическо...
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста на тему:
Культурно- гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Поэтому очень важно привить детям навыки опрятности. Содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви.Цель проекта ...
ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» во второй группе раннего возраста на тему: «Мы - маленькие волшебники»
ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» во второй группе раннего возраста на тему: «Мы - маленькие волшебники»...
Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...