ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» во второй группе раннего возраста на тему: «Мы - маленькие волшебники»
проект (младшая группа)

Зиновьева Ирина Станиславовна

ПРОЕКТ  совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» во второй группе раннего возраста на тему:   «Мы - маленькие волшебники» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_malenkie_volshebniki.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 43 «Родничок»

 города Новочебоксарска Чувашской Республики

        

ПРОЕКТ

 совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители»

во второй группе раннего возраста «Матрешки» на тему:

 «Мы - маленькие волшебники»

Конспект составили:

Воспитатели:

Зиновьева Ирина Станиславовна

Петрова Надежда Михайловна

Новочебоксарск, 2021-2022

Содержание проекта

Актуальность проекта……………………………………………………………….…………..

Паспорт проекта……………………………………………………………………………….…

Основные этапы реализации проекта……………………………………………………….….

Приложения………………………………………………………………………………………

Перечень использованной литературы…………………………………………………………

Актуальность проекта

Мир детей – это удивительный мир, дети самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Огромную роль в этом направлении играет познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. Дети очень любят экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют

Дошкольники - прирожденные исследователи. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. Исследовательское поведение для маленького ребенка – главный источник получения представлений о мире. Доказано, что лучше всех усваиваются те знания, которые он приобрёл в практической деятельности. В экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста нами выбрано проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

Количество участников проекта: дети второй группы раннего возраста «Матрешки», воспитатели, родители.

По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022).

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель проекта:

развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Задачи проекта:

  1. Развивать интерес детей к миру природы через исследовательскую деятельность.
  2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, глины, почвы, света, бумаги.
  3. Развивать мышление, речь, кругозор, любознательность через знакомство с объектами и явлениями природы.
  4. Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе, делать простейшие обобщения.
  5. Формировать бережное отношение к природе

Условия реализации проекта:

  1. Создание интереса у детей к миру природы через исследовательскую деятельность.
  2. Участие родителей в реализации проекта;
  3. Подбор игр, стихотворений, пословиц, бесед о семье;

Предполагаемый результат проекта:

Дети получат:

  • проявление устойчивого познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формирование представлений:

- о природных явлениях (радуга, дождь, град, иней , ветер, снег);

- о природных материалах (песок, глина, почва)

- о материалах, созданных людьми (бумага, ткань, стекло)

- об условиях жизни и роста растений (условия, необходимые для

жизни – земля, вода, воздух).

  • Создание картотеки опытов для младшего дошкольного с объектами и

явлениями природы.

  • Оформление фотовыставки «Мы – маленькие волшебники»;
  • Пополнение центра экспериментирования (лупы, зеркала, емкости).

         Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

• Подготовка методических и дидактических материалов, игр.

• Чтение художественной литературы.

• Индивидуальные и групповые беседы.

2. Деятельность детей.

• Участие в беседах, занятиях.

• Самостоятельная художественная деятельность, выставка рисунков.

• Заучивание стихов, пословиц и поговорок о семье.

• Участие в сюжетно-ролевых играх.

3. Деятельность родителей.

• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

• Изготовление семейного древа.

• Рассматривание детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий) о своих родственниках.

Основные этапы реализации проекта:

  • Этап 1 – Подготовительный
  • Этап 2 – Основной
  • Этап 3 – Заключительный

1 этап: Подготовительный

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту; подбор оборудования для проведения опытов.
  • подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок;
  • создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
  • привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.

2 этап: Основной (реализация проекта)

  • организация предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • продуктивная деятельность детей.

3 этап: Заключительный

  • Оформление картотеки опытов.
  • Оформление фотовыставки «Мы – маленькие волшебники»;

Распределение деятельности по центрам активности

Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».

Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).

Предполагаемые результаты реализации проекта

  • проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности; проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи;
  • активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта. проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»;
  • оформлена картотека опытов для практической деятельности;
  • организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.

Перечень использованной литературы:

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».

2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»

3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.

4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999.

6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова - доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г

10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

11. Что такое? Кто такой? М., 1996.

Приложения

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– практики игрового взаимодействия,

– познания мира и самопознания,

– коммуникативные практики

Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».

Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».

Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.»

Проблемные ситуации:

«Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок» «Как и почему вода льётся?»
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».

Д/и «Догони свою тень»

Познавательное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– Интеграция к.п.:

– познания мира и самопознания,

– свободные практики детской деятельности,

– коммуникативные практики,

– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Надувание мыльных пузырей», «Морской бой», «Запираем воздух в шарик», «Движение воздуха», «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры», «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться, что вода прозрачная» «Бумага и вода», «Сравнение бумаги», «Может ли бумага быть опасной» «Лёгкий – тяжёлый» Игры с воздушным шариком и соломинкой.
Игры-экспериментирования:

«Умный нос», «Язычок-помощник»
Игра-опыт «Цветные льдинки»

Игра – опыт со снежинками
Исследование:

«Что в коробке?», «Что в пакете?» «Прокати шарик» Эксперимент «Послушный ветерок»

Речевое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– коммуникативные практики,

– познания мира и самопознания

Беседы:

«Волшебный воздух» «Что ты знаешь о себе» «Зачем нужна вода?» «Что бывает из бумаги» «О значении света»
Чтение:

стихотворение «Воздух» Пермяк Е. «Про нос и язык». Бойко Т.«Солнышко» Сказка «В гостях у солнышка» Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок» К.Ушинский «Солнце и радуга»
Эвристические беседы:

«На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?» «В какой пище есть вода?»

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– познания мира и – самопознания,

– свободные практики детской деятельности

Теневой театр

«Сказка о глупом мышонке» «Раскрасим радугу» «Волшебная кисточка» «Обведём ладошку и украсим её».
Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).

Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).

Лепка «Воздушный шарик».

Физическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– здорового образа жизни,

– практики игрового взаимодействия

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».

Подвижные игры:

«Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок» Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.

Физкультминутка «Радуга-дуга».

Игра м/п: «Холодно-жарко».

Взаимодействие с родителями

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– познания мира и самопознания,

– коммуникативные практики

Ознакомление родителей с целью проекта и видами совместной деятельности для его успешной реализации.

Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:

проводят дома с детьми простые опыты. изготавливают поделки из бумаги.
Организация беседы с родителями «
Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Рекомендовать родителям ознакомиться с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

План реализации проектной деятельности

Сентябрь

  1. Презентация «Ходит капелька по кругу».

- Дать детям элементарные знания о круговороте воды в: природе

  1. Опыт: «Надувание мыльных пузырей».

- Формировать знания о том, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

  1. Опыт: «Как вытолкнуть воду?».

- Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы

  1. Опыт: «Свойства воды».

- Формировать представления о физических свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса).

Октябрь

1. Опыт: «Твёрдая вода».

- Определить, посредством эксперимента, может ли вода иметь твёрдое состояние

2. Опыт: «Какие предметы могут плавать».

- Закрепить знания о свойствах воды: льётся, можно процедить через сачок. Почему некоторые предметы могут утонуть, а некоторые остаются на поверхности воды.

3. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».

-Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков

4. Опыт: «Сила магнита».

- Познакомить детей с действием магнита

Ноябрь

  1. Опыт: «Каждому камню свой дом».

- Классификация камней по природным особенностям.

2. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».

Установить, какие материалы имеют природное происхождение

3. Опыт: «Бумага и вода».

- Продолжать формировать знания о свойствах бумаги (какая бумага может быстрее размокать в воде).

4. Опыт: «Бумага».

- Закреплять знания о свойствах бумаги.

Декабрь

1. Опыт: «О значении света».

- Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча).

2. Опыт: «Тонет – не тонет».

- Показать, что от веса предмета зависит, какие предметы утонут, а какие всплывут. Объяснить, что вода выталкивает более легкие предметы.

3. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».

- Выяснить состав песка, используя лупу.

4. Опыт: «Почему тает снежинка».

- Показать на примере опыта, как снежинка превращается в воду.

Январь

  1. Опыт: «Снег».

- Показать на примере опыта, как сделать искусственный снег в домашних условиях.

2. Опыт: «Иней».

- Показать детям, как можно сделать иней, если на улице не идёт снег

3.Опыт: «Радуга».

- Показать детям, как можно сделать радугу в комнате.

Февраль

  1. Опыт: «Естественная лупа».

- Показать детям, как можно сделать лупу в естественных условиях (комната).

2. Опыт: «Исследование свойств почвы».

- Узнать состав почвы, используя лупу.

3. Опыт: «Исследование свойств почвы».

-Сравнить, как примятая и разрыхлённая почва взаимодействует с водой.

4. Опыт: «Времена года».

- Продолжать выявлять свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Март

  1. Опыт: «Исследование свойств почвы».

- Узнать состав почвы

2. Опыт: «Исследование свойств почвы».

- Сравнить глинистую и песчаную почву.

3. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».

- Исследовать взаимодействие природных материалов с водой

4. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».

- Исследовать взаимодействие песка и глины с водой.

Апрель

  1. Опыт: «Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить»

- Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.

2. Опыт: «Что за прелесть эта деревяшка"

- познакомить детей со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением.

3.Опыт: «Волшебные горошины»

- Познакомить, посредством эксперимента, с силой движения воздуха.

4. Опыт: «Живая и неживая природа»

- Закрепить признаки живой и неживой природы.

Май

  1. Опыт: «Фасоль и камушек – кто вы?

- Выявить признаки живой и неживой природы, посредством эксперимента.

2. Опыт: «Дыхание»

-Проверить посредством эксперимента дышат ли фасоль и камушек.

3. Опыт: «Тёплый воздух вверху, холодный внизу»

- Определить, посредством эксперимента, где находится тёплый и холодный воздух.

4. Опыт: «Надувающиеся воздушные шары».

- Показать на примере опыта, как воздушные шары могут надуваться сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: "Прогулка в лес в гости к белочке".

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Прогулка в лес в гости к белочке"...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: "Снегурочка Волшебница»

Конспект организованной образовательной деятельности "Снегурочка Волшебница" был подготовлен в рамках обмена опытом нашего городского методического объединения воспитателей. Активные формы обучения, с...

Конспект открытой образовательной деятельности по экологии во второй группе раннего возраста на тему: «Мой маленький дворик»

Конспект открытой образовательной деятельности по экологии во второй группе раннего возраста на тему: «Мой маленький дворик»Разработан воспитателем первой категорииСалиховой Татьяны РаузатовныЦель: По...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по коммуникативному развитию во второй группе раннего возраста на тему «Курочка Ряба» .

Цель : владение речью как средством общения и культуры; знакомство с детской литературой; обогащение активного словаря.Задачи:1. Развивать у детей умение слушать сказку, рассказывание которой сопровож...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста на тему : «По дороге колобка» Образовательная область: «Речевое развитие»

Данный конспект воспитывает у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения          Формировать знания детей скатыванию теста в ша...

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в второй группе раннего развития на тему: «Давайте познакомимся»

ПРОЕКТ  совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в второй группе раннего развития на тему:   «Давайте познакомимся»...