ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Обучение плаванию плюс»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна»
Утверждаю
Директор ГБОУ Школы №12222
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Обучение плаванию плюс»
Направленность: спортивно-оздоровительная
Уровень: ознакомительный
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Составитель:
Абаимова Анна Вячеславовна,
инструктор по физической культуре
(ФИО, должность)
Москва, 2022
Пояснительная записка
Среди многообразия видов спорта плавание является одним из наиболее доступных и полезных для детей и подростков. В процессе регулярных занятий (плавание в бассейне позволяет продолжать тренировки круглый год) развивается, укрепляется и закаляется весь организм: плавание является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани.
У детей формируется культура поведения на воде. Тот, кто не умеет плавать, подвергает себя постоянной опасности при встрече с водой. Международная статистика последних лет показывает, что в числе погибших от несчастных случаев утонувшие составляют значительный процент.
Кроме того, врачи – педиатры по-прежнему отмечают увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. В этом контексте важное значение имеет поиск новых и совершенствование уже известных способов укрепления здоровья детей, как психического, эмоционального, так и физического, стимуляции и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям
Плавание в бассейне детей дошкольного возраста, как возможность благоприятного воздействия на организм и обучения практическим навыкам начали внедрять в нашей стране и за рубежом в 70-е годы XX века (а как способ передвижения в воде, человек использует с давних времен).
Современные программы обучения детей плаванию включают в себя этап подготовительных занятий, когда дети знакомятся со свойствами воды; подготовительные упражнения на суше, обучение плаванию.
Оптимальный возраст для начала работы с детьми дошкольного возраста – 6-7 лет, но подготовительные упражнения могут быть использованы на занятиях детьми 3-5 лет. Такие занятия должны иметь в большей мере оздоровительную направленность, а элементы обучения плаванию (подготовительные упражнения) могут вводиться для тех детей, кто хочет (а значит готов) их выполнять. Этот период требует от преподавателя индивидуального подхода к каждому ребенку, поскольку положительные эмоции являются обязательной составляющей каждого занятия в воде.
Программа «Дельфиненок» является обобщением многолетнего практического опыта обучения плаванию детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на 5 лет обучения и дает возможность детям с 3-х лет, научиться плавать.
За основу взято методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений ; «Раз,два,три,плыви…» Рыбак М.В.-Москва ,Обруч 2010
Важно заинтересовать ребенка процессом обучения, учитывая его возможности и возрастные предпочтения. Рассказы о водной среде, обитателях морей и рек, о том, кто и как передвигается в воде, какие возможности передвижения в воде имеет человек, умеющий плавать, - все эти темы должны присутствовать в общении с детьми на занятиях по обучению плаванию. Интерьер бассейна, инвентарь, который используется на занятиях, должны быть привлекательными для дошкольников.
Актуальность – выбранной темы заключается в том, что купание, игры на воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для всестороннего развития.
Особенности данной программы в ускоренном обучении плаванию стилем кроль на груди, кроль на спине. Знакомство с техникой плавания способами брасс, дельфин. Важным аспектом программы является формирование у ребенка умения сочетать дыхание с движениями рук и ног. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучению плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание,
решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена на решение не одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления учащихся.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что разработан комплекс стандартной разминки и методика по обучению движений туловищем, ногами и дыхание способом «дельфин».
Цель: обучение плаванию и физическое развитие учащихся, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи
обучающие:
- изучение подготовительных упражнений;
- изучение техники спортивных и прикладных способов плавания, стартов и поворотов;
- обучение основам техники плавания
развивающие:
- укрепление здоровья и закаливание;
- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
- содействие гармоничному развитию
воспитательные:
- воспитание морально-этических и волевых качеств;
- формирование здорового образа жизни, необходимости в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Основная цель программы – обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
- Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства.
- Освоить технические элементы плавания.
- Обучать различным видам передвижения в воде.
- Обучить основным способом плавания «Кроль»; «Брасс», «Дельфин».
- Учить правилам безопасного поведения на воде.
Методика обучения плаванию дошкольников основывается на основных дидактических требованиях педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер.
Основные принципы при обучении детей плаванию:
- Систематичность - занятия проводятся в системе, т.к. регулярные занятия дают больший эффект, чем эпизодический.
- Наглядность - объяснение упражнения с демонстрацией изучаемого способа плавания (плакаты, иллюстрации и т.д.).
- Доступность - объяснения инструктора, показ упражнений, их выполнение, соответствующие возрасту детей, «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».
- Последовательность и постепенность - каждое занятие начинается с повторения предыдущих движений и разучивается небольшое количество новых упражнений.
- Активность - для повышения интереса к процессу обучения плаванию и активности детей на занятии используются игры и игровые упражнения
1.Форма и методы обучения
Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.
Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип последовательности и постепенности выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения
ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Однако физическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные на суше, и опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той экономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком
«коэффициенте полезного действия» детского организма. Ребенок переносит экстенсивные нагрузки легче, чем интенсивные, так как последние даются ему с большим напряжением вегетативных функций. Поэтому не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения — это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях.
Весь спектр новых ощущений в водной среде — состояние «полувесомости», легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу — сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача инструктора — умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
В процессе обучения детей плаванию используются следующие
методические приемы:
- Показ упражнений
- Разучивание упражнений
- Средства наглядности
- Имитация упражнений
- Круговая тренировка
- Исправление ошибок
- Индивидуальная страховка и помощь
- Игры и игровые упражнения на суше и воде
- Соревновательный эффект
Обучение плаванию детей в детском саду проводится поэтапно, количество и продолжительность занятий зависит от возраста детей .
2.Организация проведения занятий
Вся акватория бассейна (рассматриваемая как дидактическое пространство обучения) условно разбивается на игровые зоны, в которых дети выполняют разнообразные упражнения, содержащие как новый, так и пройденный материал. Инструктор при этом может находиться либо в зоне освоения нового упражнения, либо оказывать помощь отстающим детям. Переход ребенка из одной игровой зоны в другую осуществляется по его желанию, а в старшей и подготовительной группе — иногда и поточно (по типу круговой тренировки).
Подобная организационная форма имеет ряд преимуществ: изучение учебного материала на каждом занятии имеет комплексный характер, при этом дети находятся в постоянном движении, спонтанно чередуя нагрузки с отдыхом.
Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.
2.1Организация проведения занятий
Младшая группа. В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. С учетом основных задач начального обучения плаванию включаем игры с игрушками на мелководье, включая все виды ходьбы и бега в воде и несложные прыжки с лестницы (тумбы). Занятия в младшей группе начинаются с обычного умывания и обливания из ковша. Затем переходим к кратковременному погружению лица в воду и подныриванию под различные предметы — обруч, круг и т.п. (упражнения «Надень шляпу», «Вырос гриб»,
«В домик — из домика»).
Средняя группа. На занятиях в средней группе дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем
самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох-выдох в воду несколько раз.
Состав игровых упражнений в средней группе определяется нами исходя из следующих посылок
- Не следует начинать обучение движениям ног или рук до тех пор, пока у ребенка не получилось идеального скольжения.
- Не рекомендуется выполнять данное упражнение у опоры, так как, работая ногами, ребенок не сможет почувствовать продвижения вперед.
- Не рекомендуется использовать поддерживающие предметы, поскольку при этом нарушается горизонтальное положение тела, что, в свою очередь, ведет к появлению грубых ошибок в работе ног.
Основной задачей организации занятий по плаванию в средней группе является обучение ребенка умению свободно лежать на груди и на спине. Для этого необходимо научить его погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Умение открывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если ребенок в состоянии задерживать дыхание, можно научить его доставать со дна различные предметы (игрушки, шайбы, ракушки). Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающей силы он всплывает к поверхности воды.
Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, предлагаем присесть под воду после глубокого вдоха и после энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар»).
- .Организация проведения занятий
Старшая и подготовительная группы.
Объем временных затрат на проведение занятий на мелководье делает возможным проведение занятий на глубокой воде лишь начиная с конца средней группы. Большое значение в обучении на глубокой воде имеет показ упражнения в целом и отдельных его элементов. Показывать упражнение лучше всего непосредственно перед выполнением его детьми. Привлечение к показу помощников также значительно облегчает объяснение. Демонстрация движений должна сопровождаться четким и доходчивым разъяснением деталей, что помогает предупредить неправильное усвоение.
На этапе обучения отдельным движениям речь инструктора-педагога может быть образной, но при этом не должна иметь оттенка развлекательности. Дети во время выполнения упражнений должны быть сосредоточены. Основным показателем возможностей ребенка выполнять плавательные движения является полноценное выполнение им скольжения. Правильно выполняемое скольжение определяется следующими показателями: а) исходное положение перед отталкиванием, б) сила толчка, в) положение тела во время скольжения. При обучении плаванию именно скольжению должно уделяться 80% затраченного времени, и только после длительного его выполнения можно приступать к обучению движениям.
Кроль на груди
Кроль на груди — самый быстроходный способ плавания. Подчиняясь общему закону механики — экономичности и эффективности гребковых движений, он оказался наиболее приемлемым и в обучении плаванию дошкольников.
Традиционно рекомендуется начинать обучение с движений ногами.
Скорость
Принцип экономичного плавания предполагает разумное распределение сил пловца на дистанции. Поэтому мы обучаем детей плавать медленно, сохраняя непрерывность движений (без наплыва). Первое время дошкольники рефлекторно выполняют движения руками очень быстро, результатом чего являются короткие гребки. Необходимо сразу добиваться выполнения длинного гребка, или, как мы называем, «шага» («шагаем, как мама», «шагаем, как папа»). Соревновательный дух обучения придает динамичность упражнениям и удерживает высокую активность детей на протяжении всего занятия
Правильное дыхание
В плавании существует присказка: «Плавать умеет только тот, кто владеет дыханием». Ребенку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно и только при помощи рук. Учитывая уровень подготовки ребенка, лучше выбирать короткие дистанции, но выполнять упражнение многократно (чтобы не нарушалась координация). Поскольку полноценный навык вырабатывается в процессе длительной тренировки и в течение нескольких лет, мы считаем, что дошкольнику достаточно владеть им в играх, купании, при выполнении различных упражнений. Если у ребенка возникла потребность сделать вдох — научите его поворачивать голову в сторону (в момент окончания гребка), так чтобы рот оказался на поверхности воды, а ухо было в воде («посмотри на плечо»). Выдох
производится через рот и нос при повороте головы в исходное положение. Лучше всего вдох выполнять на каждый третий гребок руками («раз—два—три — вдох»). Предварительно упражнение выполняется на суше, дома и стоя по грудь в воде. Постепенно осваивая кроль на груди в описанной последовательности, детям достаточно быстро удается приспособить движения ног к движениям рук. Исходя из физических возможностей и индивидуальных особенностей, ребенок сам подбирает ритм движений ногами.
Общая координация юного пловца может нарушаться в двух случаях:
а) недостаточно сформировался навык движения руками; б) движения ногами мешают продвигаться вперед.
В обоих случаях работу ног следует исключить — временно (в случае «а»), либо вообще (в случае «б»), при этом ноги непроизвольно будут выполнять балансирующие движения. Во избежание навязывания ребенку шестиударной координации, не рекомендуется отдельно изучать и отрабатывать движения ногами. А использование упражнений с буксировкой (доской, обручем) и плавание под водой позволят исподволь укреплять мышцы детских ног без сгибания их в коленном и тазобедренном суставах.
Кроль на спине
Способ «кроль на спине» по структуре движений отличается от кроля на груди лишь положением тела на воде и изменением ведущих конечностей — основой согласования движений является работа ног. Техника выполнения данного способа целиком определяется координационными возможностями ребенка, а также умением создавать силовую тягу ногами.
Освоение кроля на спине проводится на мелкой и спокойной воде. Не всем детям удается достаточно хорошо продвигаться за счет ног — это обусловлено двигательными возможностями стопы, которые, в свою очередь, определяются подвижностью голеностопного сустава и площади тыльной поверхности стопы (ласты). Поэтому предварительно на суше, а затем в воде отрабатываются попеременно ударные движения ногами вверх-вниз, которые выполняются только носочками (носки оттянуты и вогнуты внутрь — «как у медведя»). Для контроля сгибания ног в коленях предлагается держать над коленями ребенка доску или руку (при правильном выполнении движения прикосновений нет).
Круговые вращения руками назад предварительно разучиваются на суше, а в воде выполняется «мельница назад», которая сопровождается пояснением, как и в кроле на
груди: «до ноги — на ухо». Поскольку гребок на спине выполняется через сторону, это вызывает чрезмерное смещение ног. Сохранить прямолинейность продвижения позволяет только высокий темп движения руками. Для координации работы рук и ног выполняем следующую последовательность движений: толчок — скольжение с работой ног — и сразу 2—4 гребка (с последующим увеличением). Максимальный эффект достигается при выполнении задания со старта на спине. Высокий ритм движений ног позволяет ребенку сохранить точность и слитность только на коротких дистанциях, которые проплываются, как правило, на задержке дыхания.
Старт на спине выполняется следующим образом: зацепиться руками за поручень (бортик, лестницу); упереться в стену ногами, согнутыми в коленях (пальцы ног в воде). На начальном этапе детям предлагается плавать медленно. При этом они имеют возможность произвольно координировать собственные движения, продвигаясь в основном при помощи ног (бедра и голень в воде) и выполняя гребки руками с остановкой у бедра (дыхание произвольное).
Основными показателями успешной реализации программы является устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, а также высокий уровень сформированности плавательных навыков.
Содержание программы
Iгод обучения (I младшая группа, 2-3 года)
Задачи:
- Способствовать уменьшению периода адаптации к воде.
- Обучать различным видам передвижения в воде.
- Воспитывать безбоязненное отношение к воде
- Формировать навыки личной гигиены.
- Воспитывать самостоятельность
Ожидаемый результат:
- Умеет передвигаться в воде по дну бассейна различными способами.
- Погружается в воду у опоры и без опоры.
Учебно – тематический план занятий с детьми 2-3 лет
№ | Содержание | Количество занятий |
Теоретические занятия | ||
1. | Знакомство с бассейном. Правила поведения | 3 |
Практические занятия Подготовительные упражнения в воде | ||
1. | Освоение с водой | 4 |
2. | Лежание на воде | 4 |
3. | Скольжение с доской и игрушкой | 7 |
4 | Погружение в воду у опоры | 9 |
5 | Погружение в воду без опоры | 9 |
6 | Итого | 36 |
Диагностика уровня развития детей
В силу возрастных особенностей детей и вопросов адаптации диагностика с детьми проводится в виде наблюдения за действиями детей в воде.
№ | Фамилия имя ребенка | Водобоязнь | Ходьба в воде с заданием | Ходьба в воде с движениями | Погружение в воду с опорой | Погружение в воду без опоры | Уровень развития ребенка | ||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Водобоязнь ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и скованно ведет себя
Ходьба в воде с заданием Ходьба в воде с движениями Погружение в воду с опорой/ без опоры
ребенок ходит в воде в заданном направлении, до условного места
ребенок ходит в воде на носках, помогая себе гребковыми движениями рук
Ребенок погружает в воду лицо, находит игрушки
+ ребенок выполняет действия и движения
- ребенок не выполняет действия и движения
- год обучения (II младшая группа, 3-4 года)
Задачи:
- Способствовать уменьшению периода адаптации к воде.
- Обучать опусканию лица в воду.
- Обучать различным видам передвижения в воде.
- Обучать выдоху в воду.
- Формировать навыки личной гигиены.
- Способствовать воспитанию морально – волевых качеств (смелость, настойчивость)
- Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат:
- Умеет передвигаться в воде по дну бассейна различными способами.
- Умеет опускать лицо в воду.
- Умеет делать выдох в воду.
- Погружается в воду у опоры и без опоры.
Учебно – тематический план занятий с детьми 3 – 4 лет
№ | Содержание | Количество занятий |
Теоретические занятия | ||
1. | Знакомство с бассейном. Правила поведения | 3 |
Практические занятия Подготовительные упражнения в воде | ||
1. | Освоение с водой | 4 |
2. | Лежание на воде | 7 |
3. | Скольжение с доской и игрушкой | 6 |
4 | Выдох в воду у опоры | 8 |
5 | Погружение в воду без опоры | 8 |
6 | Всплывание и лежание на воде | 6 |
7 | Итого | 36 |
Диагностика уровня развития детей 3 – 4 лет
№ | Фамилия имя ребенка | Водобоязнь | Ходьба | Бег | Прыжки | Погружение в воду | Уровень развития ребенка | ||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Водобоязнь ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и скованно ведет себя
Ходьба ребенок ходит в воде по одному, группой, в заданном
направлении, до условного места, на носках, по кругу
Бег ребенок бегает в воде в произвольном направлении; шлепая ногами, поднимая брызги, падает в воду, убегает от взрослого
Прыжки ребенок подпрыгивает на двух ногах, на месте, отталкиваясь ладонями о воду и приседая на двух ногах, продвигаясь вперед; прыгает вперед в длину с места, подпрыгивает и падает в воду вперед
Погружение в воду
Ребенок погружается в воду с головой, с открытыми глазами, задержав дыхание; короткие погружения
Уровни усвоения программы: Н – низкий:
Ребенок действует только с инструктором.
С – средний:
Ребенок способен самостоятельно выполнять движения на основе предварительного показа.
В – высокий:
Ребенок проявляет стойкий интерес к движениям и играм, самостоятельно делает освоенные движения.
- год обучения (средняя группа, 4-5 лет)
Задачи:
- Обучать самостоятельному горизонтальному лежанию на груди и на спине.
- Обучать многообразным выдохам в воду.
- Обучать скольжению на груди и на спине.
- Обучать работе ног, как при плавании способом «кроль» на груди и на спине в скольжении.
- Способствовать формированию правильной осанки.
- Развивать физические качества: быстрота, ловкость, смелость.
- Формировать правила поведения на воде.
Ожидаемый результат:
- Умеет выполнять лежание на груди и спине в течение 2-4 секунд.
- Умеет выполнять скольжение на груди на расстояние 1-2 метра.
- Умеет выполнять движение ногами, как при плавании «кроль» на груди (в движении и упоры).
- Умеет проплывать облегченным способом 2-3 метра.
- Умеет выполнять многократные выдохи в воду (3-5 раз).
Учебно – тематический план занятий с детьми 4 – 5 лет
№ | Содержание | Количество занятий |
Теоретические занятия | ||
1. | Знакомство с бассейном. Правила поведения | 3 |
Практические занятия Подготовительные упражнения в воде и обучение плаванию | ||
1. | Освоение с водой | 3 |
2. | Погружение под воду | 5 |
3. | Дыхание | 5 |
4. | Всплывание и лежание на воде | 6 |
5. | Скольжение с доской и игрушкой | 7 |
6 | Плавание кролем без выноса рук | 7 |
7 | Итого | 36 |
Диагностика уровня развития детей 4-5 лет
№ | Фамилия имя ребенка | Ходьба | Бег | Прыжки | Погружение в воду | Вдох и выдох в воде | Скольжение на спине и на груди | Открывание глаз | Уровень развития ребенка | ||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ходьба ребенок ходит в полуприсяде на глубине по пояс, наклонив голову вперед, держа в вытянутых вперед руках игрушку или помогая себе руками назад, делает «мельницу»
Бег ребенок бегает в воде быстро или медленно, наклонившись вперед, сложив руки лодочкой, играет в догонялки
Прыжки ребенок подпрыгивает в воде на мелком месте, выпрыгивая так высоко, чтобы ступни показались над поверхностью; подпрыгивает с погружением, приседает и подпрыгивает на более глубоком месте
Погружение в воду
Вдох и выдох в воде
Скольжение на спине и на груди Открывание глаз
ребенок полностью погружается в воду с подныриванием под предмет
ребенок делает «воронку», «козырек», пускает пузыри, над водой вдыхает через рот, в воде выдыхает через нос и рот ребенок из положения на корточках отталкивается от дна одновременно двумя ногами, голова при этом находится
между вытянутыми вперед руками, лицо опущено в воду ребенок ныряет и собирает игрушки с открытыми глазами
Уровни усвоения программы: Н – низкий:
Ребенок действует только с инструктором.
С – средний:
Ребенок способен самостоятельно выполнять движения на основе предварительного показа.
В – высокий:
Ребенок проявляет стойкий интерес к движениям и играм, самостоятельно делает освоенные движения.
- год обучения (старшая группа, 5-6 лет)
Задачи:
- Обучать согласованной работе рук и ног при плавании способом
«кроль» на груди и на спине.
- Совершенствовать работу ног, как при плавании способом «кроль» на груди (в движении и упоры).
- Развивать силовые возможности.
- Способствовать формированию правильной осанки.
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Продолжать формировать правила поведения на воде.
Ожидаемый результат:
- Умеет проплывать на груди при помощи одновременных гребковых движений руками без выноса рук из воды (как при плавании брассом) и попеременных движений ногами (3-5 метров) для сколиозных групп.
- Умеет выполнять поперечные движения руками (без выноса рук из воды) в сочетании с работой ног при плавании способом «кроль» (3-5 метров) для групп общего профиля (облегченный кроль).
- Умеет выполнять многократные выдохи в воду (4-6 раз).
- Умеет плавать кролем на спине при помощи одних ног, руки вдоль туловища.
Учебно – тематический план занятий с детьми 5 – 6 лет
№ | Содержание | Количество занятий |
Теоретические занятия | ||
1. | Правила поведения в бассейне и на воде | 1 |
2. | Роль плавания в жизни человека | 1 |
Практические занятия Подготовительные упражнения в воде и обучение плаванию | ||
1. | Освоение с водой | 1 |
2. | Погружение под воду и выдох в воду | 4 |
3. | Скольжение на груди и спине | 6 |
4. | Работа ног как при плавании способом «кроль» на груди и спине | 7 |
5 | Плавание кролем на груди | 8 |
6 | Плавание кролем на спине | 8 |
7 | Итого | 36 |
Диагностика уровня развития детей 5 – 6 лет
№ | Фамилия имя ребенка | Ходьба | Бег | Прыжки | Погружение в воду | Вдох и выдох в воде | Скольжение на спине и на груди | Открывание глаз | Плавание | Уровень развития ребенка | |||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ходьба ребенок ходит на руках по дну бассейна: при разной глубине воды с различными движениями рук, вперед и назад
Бег ребенок бегает с прыжками в воду на глубине по пояс, помогая себе гребковыми движениями рук медленно и быстро, с высоко поднятыми коленями
Прыжки ребенок подпрыгивает с погружением в воду на двух ногах с продвижением вперед
Погружение в воду
Вдох и выдох в воде
Скольжение на
спине и на груди
ребенок полностью погружается в воду с задержкой дыхания и с выдохом в воду
у ребенка дыхание произвольное; вдох над водой, погружение с выдохом в воду
ребенок энергично отталкивается от дна, скольжение на груди с опорой, с задержкой дыхания и выдохом в воду, ноги вытянуты, носки оттянуты
Открывание глаз ребенок ныряет и собирает предметы
Плавание ребенок плавает с доской, игрушкой (колени согнуты, носки оттянуты, поднимание головы на вдохе и погружение лица в воду на выдохе)
Уровни усвоения программы: Н – низкий:
Ребенок действует только с инструктором.
С – средний:
Ребенок способен самостоятельно выполнять движения на основе предварительного показа.
В – высокий:
Ребенок проявляет стойкий интерес к движениям и играм, самостоятельно делает освоенные движения.
- год обучения (подготовительная к школе группа, 6-7 лет)
Задачи:
- Обучать согласованной работе рук и ног при плавании способом
«кроль» на груди и на спине.
- Совершенствовать технику плавания.
- Способствовать закаливанию детей.
- Воспитывать целеустремленность и настойчивость.
- Приучать пользоваться правилами поведения на воде.
Ожидаемый результат:
- Умеет проплывать на груди при помощи одновременных гребковых движений руками (как при плавании брассом) и попеременных движений ногами (8-10 метров)
- Умеет плавать кролем на груди при помощи рук и ног 8-10 метров
- Умеет плавать на спине при помощи попеременных и винтообразных движений руками (6-8 метров).
- Умеет выполнять многократные выдохи в воду (8-10 раз).
№ | Содержание | Количество занятий |
Теоретические занятия | ||
1. | Правила поведения в бассейне. Гигиена занимающихся | 1 |
2. | Роль плавания в жизни человека | 1 |
3. | Знакомство со спортивными способами плавания | 1 |
Практические занятия Подготовительные упражнения в воде и обучение плаванию | ||
1. | Освоение с водой | 1 |
2. | Дыхание | 3 |
3. | Скольжение на груди и спине с различным положением рук | 6 |
4. | Скольжение на груди и спине с работой ног (на груди с выдохом в воду) | 7 |
5. | Обучение технике плавания способом «кроль» на груди и спине | 8 |
6. | Плавание способом «кроль» на груди и спине с полной координацией | 8 |
7 | Итого | 36 |
Диагностика уровня развития детей 6 – 7 лет
№ | Фамилия имя ребенка | Ходьба | Бег | Прыжки | Погружение в воду | Вдох и выдох в воде | Скольжение на спине и на груди | Открывание глаз | Плавание | Уровень развития ребенка | |||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ходьба ребенок ходит на руках по дну бассейна: при разной глубине воды с различными движениями рук, вперед и назад
Бег ребенок бегает, высоко поднимая колени, назад пятками, помогая себе гребковыми движениями рук, с разным темпом продвижения
Прыжки ребенок выполняет прыжки в длину, с погружением в воду на двух ногах с продвижением вперед, на одной ноге
Погружение в воду
Вдох и выдох в воде
Скольжение на
спине и на груди
ребенок полностью погружается в воду с задержкой дыхания и с выдохом в воду
у ребенка дыхание произвольное; вдох над водой, погружение с выдохом в воду
ребенок выполняет «стрелу», скользит по воде с движениями ног, как при плавании «кролем»; с постепенным выдохом в воду
Открывание глаз ребенок ныряет и собирает предметы, ориентируясь в воде
Плавание ребенок осваивает плавание «кролем» на груди и на спине
Уровни усвоения программы: Н – низкий:
Ребенок действует только с инструктором.
С – средний:
Ребенок способен самостоятельно выполнять движения на основе предварительного показа.
В – высокий:
Ребенок проявляет стойкий интерес к движениям и играм, самостоятельно делает освоенные движения.
Список использованной литературы
- Васильева В.С. Обучение детей плаванию. – М.: ФиС, 1989
- Волошина А.А., Кулибаба Н.Б. Игры на воде с детьми младших возрастов.
– М.: ФиС, 1992
- Дукальский В.В., Маряничева Е.Г. Игры на воде при обучении детей плаванию. – Краснодар, 1990
- Завьялова Т.П Физическая реабилитация дошкольников с нарушениями осанки и стопы средствами плавания. –Издательство ТГУ ,Тюмень 2008
- Змановский Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребенка // Дошкольное воспитание, 1988, №8, с.45-51
- Левин Г. Плавание для малышей: пер. с нем. – М.: ФиС, 1974
- Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Мет. пособие/ под ред. Егорова Б.Б. – М.: «ГНОМ и Д», 2004
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. Для воспитателей детского сада и учителей. – М.: Просвещение, 1991
- Рыбак М.В , Раз,два,три,плыви…:методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. –Москва, Обруч,2010.
- Чеботарева И.В. Плавание в физическом воспитании детей дошкольного возраста. _ М.: РГАФК, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение детей чтению»
Программа школы раннего развития построена на методике Н.С.Жуковой и предназначена для развития детской речи и направлено на обучение дошкольников правильному чтению. В данной программе предложена сис...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В БАССЕЙНЕ
В нашем дошкольном учреждении работает бассейн. Воспитанники вторых младших, средних, старших и подготовительных к школе групп посещают занятия в бассейне один раз в неделю. У нас созданы условия для ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»
Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...
Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе по физическому развитию (плавание) (для детей 3 – 7 лет )
Настоящая рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» (далее – Программа) разработана для детей общеразвивающих групп от 3 до 7 лет.Одно из важнейши...
Дополнительная общеразвивающая программа «Дельфинёнок» физкультурно-оздоровительной направленности по обучению плаванию срок реализации- 1 год (2021-2022 учебный год) (старший возраст 5-6 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа «Дельфинёнок» физкультурно-оздоровительной направленности по обучению плаванию в старшей группе направлена на создание условий для обеспечения...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Букварёнок» (1-ый год обучения) на тему: «Волшебный цветок Мудрой Совы»
Данный конспект составлен с целью обобщить и закрепить знания детей старшей группы, по пройденному материалу, за учебный год.В игровой форме дети закрепляют умение проводить звуковой...