Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе по физическому развитию (плавание) (для детей 3 – 7 лет )
рабочая программа по физкультуре

Струкова Леся Ивановна

Настоящая рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» (далее – Программа) разработана для детей общеразвивающих групп от 3 до 7 лет.Одно из важнейших направлений работы детского сада –  забота о здоровье и физическом развитии воспитанников. Занятия плаванием благотворно влияют на организм ребенка. Время, проведенное в бассейне, идет на пользу здоровью и закаливанию организма. Данный вид физических упражнений активизирует обмен веществ, положительно влияет на нервную систему. Ритмическое дыхание укрепляет легкие, оказывает профилактическое и лечебное воздействие на сердечно – сосудистую систему. Главное в обучении плаванию в детском саду – преодолеть негативное отношение ребенка к воде, адаптировать его к водному пространству, по возможности использовать плавание в бассейне, как средство оздоровления и полноценного физического развития ребенка. Занятия плаванием развивают у воспитанников целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Очень важно с самого начала обучения плаванию расположить ребенка к занятиям, чтобы плавание было для него веселой и увлекательной игрой. Нагрузки необходимо увеличивать постепенно, запастись терпением и не торопиться. Всегда нужно помнить, что на первоначальном этапе обучения целью занятия является здоровье и радость ребенка.

Цель программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_k_dop.docx54.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №239 «Детский сад комбинированного вида»

«Принято»                                                                   «Утверждаю»

на заседании Педагогического совета                                           приказ от

протокол №______от 31.08.2016                                                   Заведующей МАДОУ №239

                                                                       «Детский сад                                                

                                                                                                           комбинированного вида»

                                                                                                            _______________

                                                                                      Приказ № 122 от 31.08.2016

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе

по физическому развитию (плавание)

«Осьминожки»

(для детей 4 – 7 лет )

                                                                                   

   Разработал инструктор по

                                                       плаванию:

                                                             Струкова Леся

                                                      Ивановна

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Годовой календарный учебный график
  3. Учебный план
  4. Режим занятий, их продолжительность и периодичность
  5. Расписание занятий
  6. Список обучающихся
  7. Итогово-отчетные мероприятия
  8. Информационное обеспечение
  9. Методическое обеспечение

  1. Пояснительная записка

Направленность программы - физкультурно-спортивнаяУровень освоения программы – практический.

Актуальность программы

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве.

Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другими нормативными документами.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информацию в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.

Сегодня, следуя моде времени, родители всё больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.

Плавание благотворно не только на физическое развитие, но и для формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины.

Психологами установлено, что главная опасность на воде-не действие в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги в обучении плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как, целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность.

Цель программы: 

создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников в процессе обучения плаванию, обучение детей элементарным видам плавания.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

 Оздоровительные:

- укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;

содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма, повышению его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям;

совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку.

Образовательные:

формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

- освоить технические элементы плавания;

- обучить основному способу плавания «Кроль»;

учить плавательным навыкам и умениям, умению владеть своим телом в непривычной среде;

развивать физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила и др.).

Воспитательные:

- воспитывать нравственно-волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;

- формировать стойкие гигиенические навыки;

формировать потребность к здоровому образу жизни, устойчивый интерес к занятиям по плаванию;

способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению, появлению чувства радости и удовольствия от движений в воде.

Отличительная особенность

Данная программа является модифицированной – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.  Предназначена для детей всех групп дошкольного возраста, а так  же различного уровня физического развития. Она направлена на воспитание у ребёнка желания регулярно заниматься физическими упражнениями, чувствовать себя уверенно в водной среде, вести здоровый образ жизни. Занятия физической культурой в условиях плавательного бассейна имеют

большое воспитательное, оздоровительное, лечебное и психоэмоциональное

значение.

Воспитательное значение во многом зависит от организации процесса.

Систематические занятия содействуют воспитанию у учащихся чувства

коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в

своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют

совершенствованию двигательных и функциональных способностей

учащихся.

Эмоциональное значение заключается в снятии психологической

напряженности у больных детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение состоит не только в воздействии

физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном

воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает

положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ,

улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.

Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в

комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит

естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа

межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста

тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

 В процессе ее реализации на занятиях используются: элементы акваэробики, синхронного плавания, художественное слово и нестандартное спортивное оборудование.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 4-7 лет.

Срок реализации программы 3 учебных года, так как обучение плаванию предполагает поэтапное обучение и каждый этап подкреплен к определенному возрасту.

Планируемые результаты освоения программы

Дети должны знать:

-основные правила безопасности поведения на воле;

-правила личной гигиены;

-основы здорового образа жизни.

Дети должны иметь представление:

-о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин);

-о водных видах спорта.

Дети должны уметь:

-погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;

-выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;

-плавать способом «кроль», «брасс» - индивидуально, на груди и спине с полной координацией движения.

Формы педагогической диагностики

Оценка качества обучения плаванию детей дошкольного возраста строится на методах педагогического и медицинского контроля физического состояния детей. Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специфических умений и навыков.

Для определения уровня физической подготовленности были выбраны наиболее доступные тесты, по ним обследовались дети от 4 до 7 лет.

Уровень подготовленности детей по плаванию определяет инструктор по плаванию, ему помогает медсестра бассейна. Обследование проводится в плавательном бассейне в начале года (первые две недели сентября) и в конце (последние две недели мая) учебного года в течении нескольких занятий. При проведении обследования используется следующие методы:

- фронтальный (передвижения в воде, лежание на груди и на спине);

- поточный (скольжение, плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль)

- индивидуальный (погружение, выдохи в воду, ориентирование под водой, плавание при помощи движений ног, в полной координации изученными способами).

Результаты фиксации освоения программы

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей по каждой возрастной группе.  Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, с помощью которого фиксируются временные показатели упражнений с точностью до 0,1секунды. По борту бассейна должна быть сделана несмывающейся краской разметка. Данные обследования заносятся в протоколы.

Протокол диагностики навыков плавания

Средняя группа

Фамилия, имя ребёнка

Погружение в воду на задержке дыхания- «поплавок» в комбинации)

Выдох в воду

Лежание на груди

Лежание на спине

Плавание с доской при помощи движений ног способом кроль на груди

Старшая группа

Фамилия,

Погружение в воду с

Вдох-выдох

Скольжение

Скольжение

Плавание с доской при

имя

задержкой дыхания

(многократно)

на груди

на спине

помощи движений ног

ребёнка

(«поплавок» в

способом кроль на

комбинации)

груди, спине

Подготовительная группа

Фамилия,

Вдох-выдох

Ориентирование

Упражнение

Упражнение

Свободное плавание в

имя

(многократно)

в воде с

«Торпеда»

«Торпеда» на

полной координации

ребёнка

открытыми

на груди

спине

(кроль на груди, спине,

глазами

брасс)

Уровни освоения:

высокий - плывет в полной координации без ошибок;

средний - плывет с ошибками;

 низкий - не плывет. 

  1. Годовой календарный учебный график

Занятия по плаванию должна проходить не ранее, чем через 40 мин после еды. Занятия проводятся в первой половине дня.

           Обучение плаванию непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, количество часов варьируется от возраста детей. Учебный год начинается с 15.09-15.05

  1. Учебный план

                

первый год обучения 

п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Правила поведения в бассейне. Меры безопасности в бассейне

2

2

2.

Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна различными способами

1

1

3.

Выдох пере собой в воздух

1

1

4.

Выдох в на воду

1

1

5.

Выдох  в воду

1

1

6.

Игры, с использованием выдоха в воду

1

1

7.

Упражнение на всплывание

2

2

8.

Лежание на груди

3

3

9.

Лежание на спине

2

2

10.

Игры, связанные с лежанием на груди и спине с помощью инструктора

2

2

11.

Упражнение на скольжение в воде с вспомогательными снарядами

2

2

12.

Выполнять скольжение на груди, отталкиваясь от дна

2

2

13.

Выполнение скольжения в сочетании с выдохом в воду.

2

2

14

Выполнение скольжения в сочетании с движениями рук

2

2

15

Скольжение на спине, отталкиваясь от дна.

2

2

16

Отработка движений ног в воде

2

2

17

Закрепление пройдённого материала

2

2

18

Контрольное занятие (тестирование)

2

2

Итого:

32

                                                                                

второй год обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Правила поведения в бассейне. Меры безопасного поведения в бассейне

1

1

2.

Скольжение на спине в сочетании с дыханием

1

1

3.

Скольжение на спине с движением рук

1

1

4.

Игры, связанные со скольжением на груди и спине

1

1

5.

Движение ног, опираясь на руки

1

1

6.

Движение ног, лежа на груди с опорой

2

2

7.

Движение ног, лежа на спине

2

2

8.

Движения ног в скольжении на груди (по типу кроля)

2

2

9.

Движение ног в скольжении на спине (по типу кроля)

2

2

10.

Игры с использованием скольжения в сочетании скольжения ног

2

2

11.

Выполнение гребковых движений рук в скольжении

2

2

12.

Выполнение гребковых движений рук в скольжении в сочетании с выдохом

2

2

13.

Выполнение спрыгивания с бортика различными способами

2

2

14

Игры с использованием скольжения в воде с движениями рук

2

2

15

Выполнение упражнений с выдохом при повороте головы

2

2

16

Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений рук и ног на задержке дыхания и с выдохом в воду

2

2

17

Закрепление пройдённого материала

2

2

18

Контрольное занятие (тестирование)

3

3

Итого:

32

третий год обучения

п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ.

1.

Правила поведения в бассейне. Меры безопасного поведения в бассейне

1

1

2.

Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений рук и ног на задержке дыхания и с выдохом в воду

1

1

3.

Передвижение по дну различными способами с движением рук

1

1

4.

Плавание за счет движения рук

2

2

5.

Плавание с предметами

2

2

6.

Освоение плавания на боку

2

2

7.

Плавание на боку с поддерживающими средствами

2

2

8.

Ныряние в длину        

2

2

9.

Совершенствовать движение ногами при нырянии в глубину

2

2

10.

Плавание за счет движения ног и рук на боку и способом «кроль»

2

2

11.

Плавание за счет движения ногами на груди и спине способом «кроль» в сочетании с выдохом

2

2

12.

Повороты тела в воде

2

2

13.

Совершенствование задержки дыхания

2

2

14

Совершенствование плавания на груди

1

1

15

Совершенствование плавания на спине

1

1

16

Транспортировка предмета

2

2

17

Закрепление пройдённого материала

2

2

18

Контрольное занятие (тестирование)

3

3

Итого:

32

  1. Режим занятий, их периодичность и продолжительность

Длительность занятий по плаванию в разных возрастных группах в течение года (занятия проводятся по подгруппам)

Возрастная

Максимальная численность

Длительность занятия

группа

в подгруппе

в воде (мин.)

средняя

12

20

старшая

12

25

подготовительная

12

30

Учебный план по плаванию в разных возрастных группах на учебный год

Год обучения

УП «Обучение плаванию»

В неделю

В год

1 год обучения

1

32

2 год обучения

1

32

3 год обучения

1

32

  1. Расписание занятий

Занятия по обучению плавания проводятся по расписанию:

Вторник   15.30-15.50         Среда 15.30-15-55         Четверг 15.20-15-50

           16.10-16.30                    16.05-16-30                       16.10-16-40

     

6. Список обучающихся

1.Королева Василиса                                                                9. Боймгольц Саша

2. Буциор Лида                                                                          10. Михайлов Артем

3. Федорова Вирсавия                                                              11. Сидоренко Ярослав

4. Артеменко Артем                                                                 12. Морозова Настя                                                        

5. Фролкова Марина                                                                 13. Лисица Ульяна

6. Самохин Витя                                                                       14. Агеева Ева

7. Коростеева Вика                                                                   15. Мельников Кирилл                                                

8. Бфлаумер Марта                                                                   16. Лопатина София

         

17. Богданов Богдан

18. Корябин Глеб

19. Пропастина Аня

20. Левкин Дима

21. Дылевский Егор

22. Копылова Ксения

23. Елфимов Илья

24. Дергачев Дима

25. Селиванов Вова

26. Андреев Арсений

27. Танкова Маша

28. Балышова Софья

29. Шемелина Аня

30. Максунова Даша

31. Трошина Лиза

32. Самохин Егор

33. Теремицкий Макар

34. Нечаев Коля

35. Ятина Вика

36. ГладышеваТаня

37. Шляхова Аня

38. Дадаев Антон

39. Кремнева Ника

40. Усманова Юля

41. Карабцева Катя

42. Федосова Лиза

43. Титаева Алиса

44. Рябчиков Илья

45. Клинк Арсений

46. Ткаченко Настя

47. Ревушкина Алиса

48. Моисеев Артем

49. Котляр Маша

50. Хлопотов Елисей

7. Итогово- отчетные мероприятия

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • открытые занятия для родителей (в конце учебного года);
  • спортивные развлечения и праздники на воде (в конце учебного года).

7.Информационное обеспечение

1.  Иллюстрации с изображением водных видов спорта.

2.  Картинки с изображением морских животных.

3. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы плавания.

4.  Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.

          5. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru

          6. Музыкальные игры.

8.Методическое обеспечение

1.Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и

спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).

2.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду:

Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева,

Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.

3.Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983

4.Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977

5.Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада /Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план по реализации дополнительных общеобразовательной программ на 2020-2021 учебный год

Учебный план по реализации дополнительных общеобразовательной программ:дополнительных общеразвивающих программна 2020-2021 учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбуковедение» (2020 / 2021 учебный год) Старшая группа

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу,...

Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе " Школа безопасности"

учебный план по  дополнительной  общеразвивающей программе " Школа безопасности"...

Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе "Конструкторское бюро для дошколят"

Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе "Конструкторское бюро для дошколят"...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...