Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"
рабочая программа на тему
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей плаванию "Будь здоров, малыш!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_zdorov_malysh.docx | 975.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Будь здоров, малыш!» |
2 | Основание для разработки программы | Обеспечение ребенку гармоничного развития для сохранения и укрепления здоровья |
3 | Основные разработчики программы | Пинькова Марина Викторовна, инструктор по ФИЗО |
4 | Основная цель программы | Обучение детей плаванию дошкольников в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Оптимизация физической активности и организация оздоровительной работы |
7 | Основные направления программы |
|
8 | Сроки реализации программы | 1 год |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Воспитанники ДОУ, педагоги, родители |
10 | Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Базой для реализации Программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает просвещение дошкольников, развитие представлений о здоровом образе жизни, важности гигиенической и двигательной культуры, здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нем, способах оказания элементарной помощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры социальной защищенности дошкольника.
Все содержание Программы сконцентрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В раздел включено содержание, отражающее рост самосознания ребенка, расширение его представления о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера), о своей семье, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных планов, социальных связей с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок.
Программа соответствует принципу развивающего образования, цель которого - развитие ребенка, а также сочетает принципы научной и практической применимости.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывает интегрированные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Результатом освоения образовательных областей становится ребенок: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет, доступные возрасту, гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Основные методические особенности курса
- Для успешного освоения дошкольниками упражнений и движений в воде используются общепринятые методические приемы:
- выполнение упражнений в парах с помощью партнера;
- упражнения с поддерживающими средствами;
- вариативность при изучении движений;
- выполнение движений в соревновательной и игровой формах;
- облегчение (усложнение) условий выполнения движений;
- выполнение движений с помощью неподвижной опоры.
- Принципы организации работы:
- программа предназначена для воспитанников 4-7 лет;
- содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения
- физическая нагрузка на занятиях должна соответствовать возрасту, полу, уровню физического развития ребенка;
- занятия должны предусматривать элементы закаливания;
- учитываются педагогические принципы (доступность, последовательность от простого к сложному, повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих воздействий ).
Структура занятий
Дополнительное занятие состоит из трех частей - подготовительной, основной и заключительной. Задача подготовительной части (продолжительностью 5 минут) - подготовить организм ребенка к работе. Основная часть длится 15-25 минут, этого достаточно для решения главных задач. В заключительной части занятия (продолжительностью 3-5 минут) выполняются упражнения на расслабление, дыхание, предлагаются творческие задания
Мониторинг педагогического процесса
- определение объекта мониторинга, установление стандарта (норматива) и определение критериев, показателей
- сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики
- обработка и анализ информации
- прогноз развития
Организация учебных занятий
- группы формируются из воспитанников;
- продолжительность обучения составляет 1 год;
Расписание занятий.
Еженедельно по 1 занятию в день. Длительность занятий определена в соответствии с нормами СанПин: в группах общеразвивающей направленности 4-5 лет - 20 мин.; в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности 5-6 лет - 25 мин.; в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности 6-7 лет – 30 мин.
Педагогические требования к проведению занятий.
- Учёт возрастных и физиологических особенностей воспитанников.
- Чередование видов деятельности.
- Выполнение гигиенических требований к помещению и материалам.
- Обеспечение временного режима.
Работа с родителями.
- Консультации с родителями по вопросам физического воспитания детей дошкольного возраста.
- Проведение совместных мероприятий, где родители являются активными участниками.
Комплекс упражнений для дополнительной общеразвивающей программы
"Будь здоров, малыш!"
Комплекс №1, Упражнения с опорой на бортик бассейна
- И.п.: сидя на краю бассейна. В этом положении можно выполнить несколько упражнений непосредственно перед погружением в воду: поочередное или последовательное опускание и поднимание ног в воде, имитация движения брассом.
- И.п.: стоя в воде лицом к бортику, руки держаться за бортик, ноги вместе. Сгибая и выпрямляя руки, выполнять подтягивание и опускание туловища. То же, повернувшись спиной к бортику.
- И.п.: лицом к бортику, руки хватом за бортик, ступни на стенке бассейна, ноги согнуты в коленях. Сгибания внизу, подъем наверх. То же, сгибать и выпрямлять колени. Тоже, выпрямлять колени ("складка"). Удерживать позицию или немного покачивать вверх-вниз, вправо-влево. То же, но одна нога стоит на дне.
- И.п.: стоя лицом к бортику, руки хватом за бортик, ноги на дне. Одним - двумя толчками согнуть ноги в коленях, выполнять упор ступнями в бортик бассейна.
- И.п.: встать на дно бассейна, ноги на ширине плеч, руки хватом за бортик, спина прижата к стенке бассейна. Обе ноги одновременно согнуть и подтянуть к груди, возвращаясь в и.п., ноги выпрямить с предельным усилием.
- То же, но стараясь прямыми ногами коснуться головы.
- И.п.: тоже. Выполнить поочередное сгибание разгибание ног в коленных суставах ("велосипед")
- И.п.: то же. Выполнить отведение, привидение выпрямленных ног ("ножницы"), круговые движения ногами.
- И.п.: лечь на спину, руки хватом за бортик. Выполнять повороты туловища вправо, влево.
- И.п.: то же, выполнение имитационных движений ногами, как при плавании кролем на спине.
- И.п.: лечь на грудь, руки хватом за бортик. Выполнять имитационные движения ногами, как при плавании кролем на груди.
- И.п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Оторвать ноги от дна, держать на руках, повороты бедер вправо-влево, колени касаются локтей.
- И.п.: то же. Выполнять прыжки двумя ногами вправо-влево (как в слаломе), верхняя часть туловища неподвижна.
- И.п.: встать лицом к бортику, руки хватом за бортик. Выполнять сгибание, разгибание рук в локтевых суставах ("отжимания").
- И.п.: то же. Поочередно выполнять махи ногой в сторону, назад.
- И.п.: встать лицом к бортику, руки положить на бортик. Подтягиваться, держась за бортик бассейна, сделать вдох. Стараться задержаться в этом положении несколько секунд.
Комплекс №2, Упражнения без предметов
- "Ладошки - ложки"
а) высоко поднимая колено;
б) поднимая прямую ногу.
- "Брызгалка". Бег по периметру бассейна, отталкиваясь руками от воды:
а) с изменением направления по сигналу
б) приседания по сигналу.
- "Делаем волну"
И.п.: основная стояка. Руки прямые в "замке" пред собой. Раз - два - наклон вперед вправо, перенос туловища вперед вправо; три - четыре - то же в другую сторону.
- "Носочки"
И.п.: основная стойка, руки на поясе. Раз - правую ногу согнуть в колене, поставив ее на носок;. два - то же другой ногой.
- "Вытри ножки"
И.п.: основная стойка, руки на поясе. Раз - отвести правую ногу назад, поставив на носок, два - вернуться в и.п.; три - четыре - то же другой ногой.
- "Покажем ножки"
И.п.: основная стойка, руки на поясе. Раз - отвести правую ногу в право, поставить на носок, два - вернуться в и.п., три - четыре - то же другой ногой влево.
- "Прыжки"
И.п.: основная стойка, руки на поясе. Прыжки на месте с поворотом туловища на 90 градусов.
Комплекс №3, Упражнения с мячом
- "Подтягивание"
И.п.: основная стойка, мяч в руках. Раз - прогнуться с мячом назад, правую ногу поставить назад на носок; два - вернуться в и.п.; 3-4 - то же другой ногой.
- "Указатель"
И.п.: основная стойка, мяч в руках. 1 - поставить правую ногу вправо на носок, мяч отвести влево, 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же левой ногой.
- "Цапля"
И.п.: основная стойка, мяч в руках. 1 - поднять прямую правую ногу, переложить под ней мяч из правой руки в левую, 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же с левой ногой.
- "Катаем клубок"
И.п.: основная стойка, мяч на воде перед собой. Вращение мяча на воде вокруг себя, в одну сторону мяч передвигается пальцами правой руки, в другую сторону - пальцами левой руки.
- "Стрела"
И.п.: основная стойка, мяч в руках. 1 - мяч вправо, левую ногу отвести в сторону, 2 - вернуться в и.п.; 3 - то же другой ногой.
- "Прыжки"
И.п.: основная стойка, мяч в руках. Прыжки с поворотом туловища вправо и влево.
Комплекс №4, Упражнения с гимнастической палкой
- "Подтягивание"
И.п.: основная стойка, палка внизу широким хватом. 1- прогнуться с палкой назад, правую ногу поставить назад на носок; 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же другой ногой.
- "Наклоны"
И.п.: основная стойка, палка на лопатках. 1 - 2 - наклон вперед вправо, переместить туловище вперед влево; 3 - 4 - то же в другую сторону.
- "Повороты"
И.п.: основная стойка, палка на лопатках 1 - повороты туловища вправо, 2 - вернуться в и.п.; 3 - 4 - то же влево.
- "Забор"
И.п.: основная стойка, палка вверху широким хватом. 1 - 2 - опустить палку вниз, перешагнуть через нее в воде, 3 - 4 - поднять палку за спиной, вернуться в и.п.
- "Солдаты"
И.п.: основная стойка, палка вертикально, широким хватом. 1 - поворот туловища вправо, отставить левую ногу влево на носок, 2 - вернуться в и.п.; 3 -4 - то же с другой ногой.
- "Прыжки"
И.п.: основная стойка, палка перед собой горизонтально, широким хватом. 1 - прыжок на месте с поворотом туловища вправо, ног - влево, 2 - прыжок на месте с поворотом туловища влево, ног - вправо.
Комплекс №5, Упражнения для развития мышц верхних конечностей
- И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Поочередно (одновременно) поднимать и опускать плечи (стоя на месте, приседая в воду, в ходьбе).
- И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. С напряжением мышц сгибать и разгибать руки:
а) полусогнутые в локтях вниз, вперед, вверх;
б) к плечам;
в) вперед, локти вместе.
- И.п.: то же. Выполнять круговые движения вперед, назад, в воде, над водой.
- И.п.: присесть в воду по плечи. Быстрые загребающие движения руками вперед, назад, вперед в сторону.
- И.п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы сцеплены между собой. Поднимать и опускать руки вдоль живота, боковых поверхностей бедер - гидромассаж живота, боковых поверхностей бедер.
- И.п.: в полуприседе, ноги на ширине плеч, локти прижаты к туловищу. Попеременное сгибание, разгибание рук.
- Выполнять имитационные движения (удары) в воде ("матч боксера").
- И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять прямые руки в стороны, вернуть в и.п.
Комплекс № 6, Упражнения для развития мышц нижних конечностей
- И.п.: лежа на спине, руки работают под тазом. Повороты туловища вправо - влево с прямыми соединенными ногами, с разведенными.
- И.п.: лежа на спине, руки работают под тазом, ноги согнуты в коленях. Повернуть туловище в сторону, вернуться в и.п.
- И.п.: лежа на спине, руки работают под тазом. Подтянуть ноги к груди, голень лежит на воде (группировка). Вернуться в и.п.
- И.п.: то же. Из группировки поднять ноги вверх ("двойная балетная"). Вернуться в и.п.
- И.п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая согнута ("фламинго"). Вернуться в и.п. То же с другой ногой. То же, но с поворотом на 360 градусов.
- И.п.: то же. Из группировки поднять одну ногу вверх, другая выпрямлена ("балетная нога"). Вернуться в и.п.
- И.п.: то же. Присоединить носок одной ноги к колену другой ("цветок"). Поворот на 360 градусов.
- И.п.: то же. Выполнять боковой "велосипед" с поворотом на 360 градусов.
- И.п.: сидя в воде. Удержание положения с помощью рук. Отведение, приведение прямых ног ("ножницы"). То же, но носки над водой.
- И.п.: то же. Сгибание, разгибание ног коленных суставах ("велосипед"). То же, но носки над водой.
- И.п.: то же. Выполнение круговых движений ногами. То же, носки над водой.
- И.п.: лежа на спине, руки держаться за поручень. Опускание, поднимание прямых ног до уровня воды. с уровня воды до касания ногами головы.
- Ходьба: на месте, в движении, приставными шагами в сторону.
- Бег: на месте, в движении, высоко поднимая бедро из воды, доставая песок из воды, с захлестом голени назад, то же, туловище опущено в воду, "барьерный бег" - прыжок на правую ногу (колено из воды), прыжок на левую ногу (носок из воды сзади).
- Прыжки: на месте; в движении; на одной ноге, на двух; с поворотом на 90, 180, 360 градусов в одну и другую сторону; "в складку" (выпрыгивая из воды, пытаясь руками достать ноги); "в группировку" (выпрыгивая из воды, подтягивать колени к груди).
Комплекс № 7, Аэробные волны. Аэробные волны - передвижения по дну бассейна
- Ходьба в воде и ее разновидности: обычная, ускоренная, строевым шагом, приставным шагом вперед, назад, в сторону, на носках, на пятках, наружной и внутренней сторонах стоп, в полуприседе, приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, с перекрестным движением рук, ходьба с изменением ритма и частоты шагов и др.
- Бег в воде и виды бега: обычный, с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени назад, с подниманием прямых ног вперед или назад, с крестным шагом вперед или в сторону, бег с дополнительными движениями, с поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов, с перестроениями, с передвижениями через мнимые барьеры, чередование бега с ходьбой, прыжками и т.п. Беговые упражнения с изменением темпа и шага.
- Прыжковые упражнения в воде: бег с прыжками на двух ногах, на одной ноге. Прыжки через мнимые препятствия, прыжки в "складку (ноги стараются соединиться с руками)", в "группировку" (подтягивание коленей к груди), выпрыгивание из воды. Продвижения по дну можно сочетать с дыхательными упражнениями.
Комплекс №8, Водный стретчинг
Постоянная растяжка и разнообразные сопутствующие упражнения делают мышцы эластичными и выносливыми. Водный стретчинг (упражнения на гибкость) рекомендуется проводить в конце занятий в качестве восстановления после нагрузки.
- И.п.: основная стойка на дне бассейна, мышцы таза и живота сильно сжаты. Руками сильно потянуться вверх.
- И.п.: то же. Руки в стороны, развернуты мизинцами к верху. Пытаться их соединить.
- И.п.: то же. Наклон в сторону, одна рука тянется вверх, другая - вниз, по ноге.
- И.п.: стоя на одной ноге, взять другую за пятку, прижать к груди. Выпрямление согнутой ноги. То же с другой ноги, с опорой на бортик.
- И.п.: стоя на одной ноге, другая выпрямлена вперед, носок над водой. Перевод ноги в сторону, назад в и.п. То же с другой ноги.
- И.п.: то же. Перевод ноги через стойку, ноги вместе назад и в и.п. То же с другой ноги.
- И.п.: Выпрямленная нога зафиксирована. Повороты корпуса в сторону, назад, в и.п. То же с другой ногой.
- И.п.: то же. Упасть вперед (растяжка в шпагат), вернуться в и.п. То же с другой ногой.
Литература
1. Плавание от рождения до школы - И.М. Булах
2. Как научить детей плавать - Т.И. Осокина
3. Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации - Г.А. Халемский
4. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников - Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов
5. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста - И.А. Большакова
6. Игры и развлечения в воде - Л.В. Мартынова
7. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками - Е.Н. Борисова
8. Научите ребенка плавать - Л.Ф. Еремеева
9. Программа обучения детей плаванию в детском саду - Е.К. Воронова
10. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пособие для медработников и воспитателей - М.Н. Кузнецова
11. Физическое воспитание детей дошкольного возраста -Ю.Ф. Лурри
12. Методические рекомендации по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста - Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина
13. Обучение плаванию в детском саду - Т.И. Осокина, Е.А. Осокина, Т.Л. Богина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению эстрадному пению «Вокальная студия «Весёлые звоночки» для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации 2 года....
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению грамоте «ГОТОВИМ ПАЛЬЧИКИ К ПИСЬМУ» для детей старшего дошкольного возраста (стартовый уровень)
Главная задача дошкольного обучения - научить детейучиться развивать их умственные способности, не стремясьпри этом к обилию знаний.В.Ф. Одоевский.Пояснительная записка О...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»
Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, трад...
дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ
Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ «УЧИМСЯ ГРАМОТЕ»
Заложить основы грамоты (первоначальное послоговое чтение) у детей старшего дошкольного возраста...
Дополнительная общеразвивающая программа по подготовке детей к обучению в школе «Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программапо подготовке детей к обучению в школе«Пишу красиво» для детей старшего дошкольного возраста...