Дополнительная общеразвивающая программа «Дельфинёнок» физкультурно-оздоровительной направленности по обучению плаванию срок реализации- 1 год (2021-2022 учебный год) (старший возраст 5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Дельфинёнок» физкультурно-оздоровительной направленности по обучению плаванию в старшей группе направлена на создание условий для обеспечения разностороннего физического развития, через совершенствование техники плавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_delfinenok_4-5_let.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Брянская область
Администрация Стародубского муниципального округа
Брянской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Солнышко» города Стародуба
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МАДОУ
МАДОУ детский сад №3 детский сад №3 "Солнышко"
"Солнышко" города Стародуба города Стародуба
________Е. Е. Мисник
Протокол № 1 от "30" 08. 2021г. Приказ № 65 от"31."08.2021г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Дельфинёнок»
физкультурно-оздоровительной направленности
по обучению плаванию
срок реализации- 1 год (2021-2022 учебный год)
(средний возраст 4-5 лет)
Разработал:
инструктор по плаванию
Клименко Е.М.
Стародуб, 2021г.
Учебный план работы по дополнительной образовательной программе
«обучение плаванию «Дельфиненок»
Количество занятий в год – 21
Количество занятий в неделю – 1
День недели – суббота, первая половина дня
Продолжительность: 20 минут
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цель, задачи программы дополнительного образования
- Содержание работы
- Тематическое планирование.
- Список литературы.
1. Пояснительная записка
Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.
Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.
Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.
Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.
Рабочая программа по плаванию составлена на основе программ:
«Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень – ознакомительный.
Актуальность программы в том, что она формирует прочный навык плавания у детей, который является жизненно необходимым и способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.
2. Цель, задачи программы дополнительного образования .
Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
Задачи:
Обучающие:
• сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
• освоить технические элементы плавания;
• обучить основному способу плавания «Кроль»;
• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).
Развивающие:
• развивать двигательную активность детей;
• способствовать развитию навыков личной гигиены;
• способствовать развитию костно-мышечного корсета;
• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;
• формировать представление о водных видах спорта.
Воспитательные:
• воспитывать морально-волевые качества;
• воспитывать самостоятельность и организованность;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;
Отличительные особенности
Особенностью данной рабочей программы является использование инновационной эффективной технологии - одновременной методики обучения сначала облегченным, неспортивным, а затем и спортивным способам плавания, начиная с освоения движений руками.
Возраст детей от 4 до 5лет.
3. Содержание программы
Задачи:
- расширять знания о значении плавания, о влиянии плавания на организм учить названиям способов и их особенностям;
- учить ориентироваться под водой, доставая со дна различные предметы: игрушки, геометрические фигурки и др.;
- совершенствовать навык в выполнении выдохов в воду;
- учить скольжению на груди и на спине без поддерживающих средств,
с задержкой дыхания и выдохом в воду;
- учить выполнять упражнения всплывания и лежания на воде без поддерживающих средств;
- учить выполнять движения руками и ногами различными способами на суше и в воде без поддерживающих средств;
- совершенствовать плавание удобным для себя способом, увеличивая при этом проплываемые расстояния;
- учить различным спускам в воду с бортика бассейна: спадам вводу, сидя на бортике, вниз ногами; прыжкам вниз ногами из положения приседа на бортике; спадам в воду вниз головой, из положения сидя на бортике.
Знания:
- Сведения о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма, о свойствах воды ,названия способов плавания и их значении.
- Уметь выполнять задания общеобразовательными предметами.
- Правила поведения в бассейне, в т.ч. во время занятия, при пользовании душем и т.д.
- Одежда для плавания, оценка своей плавательной подготовленности.
Умения:
-Выполнять упражнения на суше:
Общеразвивающие упражнения, в т.ч. на гибкость, подвижность суставов, координацию, специальные упражнения на дыхание.
- Выполнять движения руками, ногами всеми способами плавания в положении сидя, лежа, а также различными сочетаниями руками и ногами спортивными, облегченными и неспортивными способами.
- Игровые, вспомогательные, подводящие упражнения к движениям в воде.
- Простейшие специальные упражнения «пловца», комплексы упражнений
для занятий утренней гимнастики и других форм двигательной деятельности в режиме детского сада;
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения руками брассом, дельфином, кролем на груди, кролем на спине.
- Стоя, сидя, лежа на спине и на груди выполнять движения ногами кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом.
- Стоя, сидя на бортике, выполнять согласование движений руками и ногами разными способами в различных сочетаниях.
Упражнения для освоения с водой:
- Входить в воду самостоятельно;
окунаться, приседая;
ходить по дну друг за другом, держась за руки и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, помогая себе гребковыми движениями рук.
- Выпрыгивать из воды как можно выше, выполнять различные движения руками - поочередно, вместе, вперед, назад.
Открывать глаза в воде, узнавать игрушки на дне.
В парах и самостоятельно выполнять упражнения «Медуза», «Поплавок», «Звездочка» со вспомогательными средствами и без них.
- Осваивать вдох и выдох на поверхности воды, в воду.
Выполнять скольжение на груди и на спине с помощью партнера и самостоятельно.
- Игры, эстафеты, развлечения на воде.
Упражнения в воде:
- Ходьба по дну с выполнением движений руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине.
- Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине в скольжении со вспомогательными средствами и без них.
- Движения ногами с плавательной доской, со вспомогательными средствами и без них кролем, дельфином, брассом с задержкой дыхания, выдохом в воду,
произвольным дыханием.
- Плавание облегченными, неспортивными спортивными способов с задержкой дыхания, произвольным дыханием, выдохом в воду.
- Плавание удобным для себя способом, со вспомогательными средствами и без них, постоянно увеличивая расстояние; контрольное плавание на максимально возможное расстояние.
- Спады в воду из различных положений с бортика бассейна: сидя, лежа
на бортике, прыжок в воду вниз ногами; прыжок вниз ногами из положения приседа на бортике.
Требования:
- Уметь выполнять требования программы всех возрастных групп.
- Знать названия способов плавания.
Уметь:
- выполнять «Звездочку» на груди и на спине;
- «отдых на воде» - 5-10 сек.;
- выполнять скольжения на груди и на спине на максимально
возможное расстояние;
- выполнять, спад в воду из любого положения;
- выполнять 5-8 выдохов в воду;
- доставать предметы со дна;
- плавать на одних руках и на одних ногах со вспомогательными
средствами различными способами;
- плавать неспортивными и спортивными способами со вспомогательными средствами и без них.
Стандарты:
- Плавание любыми способами со вспомогательными средствами 10 м и более.
- Плавание любым удобным способом с произвольным дыханием 5-7-9 м без вспомогательных средств
Техника безопасности:
- Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). Посещение занятий детей старшей группы.
- Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне.
- Просмотр видеофильма.
Теория:
- Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки.
- Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий;
беседы, просмотр мультфильмов «Русалочка», «Приключение рыбки Немо», «Уроки тетушки Совы» и др.
- Изготовление вместе с воспитателями и родителями игрушек и атрибутов для занятий плаванием, выполнения ОРУ на суше и в воде.
- Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов) .
- Экскурсия во «Дворец спорта «Нептун», посещение занятий.
- Реализация проекта в группе: «Приключение капельки».
Практика:
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся») .
- Упражнения для ОФП (строевые упражнения, ОРУ, направленные на укрепление всех групп мышц) в зале сухого плавания.
- Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (например: руки к плечам) и т. д.
- Передвижения бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой.
- Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.
- Погружения под воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный) .
- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду? », «Достань игрушку» и др. игры и упражнения.
- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Насос», «Ракета – самолет», «Сердитый еж» и др.
- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др.
- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища, движение рук и ног) .
- Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде) .
- Движения ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно.
- Движения рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте («Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.).
- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.
- Техника плавания облегченным кролем на груди с работой рук (без выноса рук из воды) .
- Игры для освоения передвижений в воде: «Невод», «Водолазы», «Торпеда», «Качалки», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» и др.
- Акваэробика: ОРУ под музыку в воде (движения имитационного характера, подражание разным животным, комплексы упражнений: «Два пингвина», «Танец маленьких утят», «Веселые лягушки» и др.
Тестирование (контрольное упражнение) .
Праздник на воде.
Учебно – тематический план
Организация пед.условий:
Методическое обеспечение рабочей программы
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.
Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».
Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
Картинки с изображением морских животных.
Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.
Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания».
Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
Комплексы дыхательных упражнений.
Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.
Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.
Материально-техническое обеспечение программы.
Плавательные доски.
Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
Надувные круги разных размеров.
Нарукавники.
Очки для плавания.
Поролоновые палки (нудлы) .
Мячи разных размеров.
Обручи плавающие и с грузом.
Шест.
Поплавки цветные (флажки).
Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
Музыкальный центр.
Диски с музыкальными композициями.
4. Тематическое планирование
месяц | № занятия | Тема занятия | Элементы содержания |
Сентябрь – октябрь | 1 | Правила безопасности на воде, гигиенические нормы и правила. | |
2 | Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров); | ||
3 | - Игровые упражнения для освоения с водной средой, игры в воде | ||
4 | Игровые упражнения обучающие дыханию, игры в воде | ||
Ноябрь – декабрь | 5 | Закрепление правил поведения в бассейне и гигиенических норм и правил; | |
6 | Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров). | ||
7 | Игровые упражнения обучающие дыханию. | ||
8 | - Игровые упражнения обучающие дыханию, игры в воде. | ||
Январь – февраль | 9 | Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров). | |
10 | Игровые упражнения обучающие дыханию. | ||
11 | Игровые упражнения обучающие дыханию, игры в воде. | ||
12 | Игры в воде. | ||
Март – апрель | 13 | Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров); | |
14 | Игровые упражнения обучающие дыханию | ||
15 | Игровые упражнения обучающие погружению и всплытию | ||
16 | Игры в воде. | ||
Май | 17 | Подводящие упражнения на суше, разминка с речитативом, с предметами, в форме игры, упражнения с использованием различных массажеров); | |
18 | Игровые упражнения обучающие дыханию | ||
19 | Игровые упражнения обучающие погружению и всплытию | ||
20 | Игры в воде. | ||
21 | Развлечения в воде. |
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
Сажина С.Д.Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- ( Библиотека руководителя ДОУ).
Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-176 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Лепилкина фантазия» для детей дошкольного возраста.
Программа по художественно-эстетическому развитию в ДОО....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» Срок реализации - 4 года Возраст детей - 3-7 лет
Цель программы:Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструир...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Финансовая грамотность» (1-ый год обучения) на тему: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Данный конспект разработан, чтобы закрепить полученные за год экономические знания в разных видах экономической деятельности. ООД способствуе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол» физкультурно-оздоровительного направления для детей с 3 до 7 лет
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...