ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ «ЭРЗЯНОЧКА»
рабочая программа (средняя группа)
Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно- деятельностного подхода, при котором руководитель кружка придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. Закрепление осуществляется интегрировано в различной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41присмотра и оздоровления» городского округа Саранск
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического Совета№6 от«____» августа 20___г | «Утверждаю» Заведующая МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» ___________С.В.Семтина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ
«ЭРЗЯНОЧКА»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
руководитель кружка -
воспитатель высшей
кв. категории
Налейкина Н.А.
Саранск, 2020 - 2021 уч.г
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4-7 |
3. | Учебно-тематический план | 8-9 |
4. | Содержание изучаемого курса | 10-18 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 19-20 |
6. | Материально-техническое обеспечение | 21-22 |
7 | Список литературы | 23-24 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по обучению мордовскому (эрзя) языку «Эрзяночка» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель высшей квалификационной категории Налейкина Наталья Анатольевна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Детский сад №41присмотра и оздоровления» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | Г. Саранск, ул. Есенина, д. 5 |
Цель программы | Приобщение детей 4-5 лет к общению на мордовском (эрзя) языке; ознакомление с мордовской народной культурой. |
Направленность программы | Познавательно- коммуникативная, речевая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Общеобразовательная. Дошкольное образование, 4-5 лет |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Воспитанник 4-5 лет должен:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы: познавательно-коммуникативная, пробуждение у ребенка интереса к культуре мордовского народа, стремления к общению на одном из мордовских языков.
- Новизна программы: заключается в том, что общение с детьми организуется на мордовском (эрзя) языке в играх, игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных персонажах, о действиях в различных играх. Таким образом, дети слышат живую речь педагога и соотносят её с реальными предметами, действиями, тем самым изучение мордовского языка проходит более успешно.
- Актуальность программы: каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.
Провозглашение мордовских языков наряду с русским, значительно повысило их статус, и дало возможность обучать детей языку и как родному, и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста.
Приобщение детей к культуре мордовского народа, способствует формированию у них положительного отношения и уважения к другим народам в духе взаимопонимания и миролюбия. Развитие языковых способностей у детей воспитывает чувства принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу.
- Отличительные особенности программы:
Овладение мордовским (эрзя) языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
Обучение предлагается вести на основе коммуникативно- деятельностного подхода, при котором руководитель кружка придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. Закрепление осуществляется интегрировано в различной деятельности.
Обработка навыков происходит ненавязчиво, ассоциативно внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности.
- Педагогическая целесообразность программы:
При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:
- принцип развивающего обучения;
- функционально-семантический принцип;
- принцип целостности;
- принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип культуросообразности.
Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.
- Цель программы.
Приобщение детей 4-5 лет к общению на мордовском (эрзя) языке; ознакомление с мордовской народной культурой.
7. Задачи программы.
Обучающие задачи: знакомить со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа; научить осознавать собственную национальную принадлежность.
Задачи обучения в области фонетики эрзянского языка:
1. Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова. Особое внимание обращать на формирование и произношение звуков, отсутствующих в русском языке.
2. Учить детей различать на слух и воспроизводить слоги с твердыми и мягкими согласными, глухими и звонкими. Учить произносить различные сочетания звуков.
3. Научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения (побуждение, просьба, вопрос, рассказ и т. п.).
4. Стремиться при формировании произносительных и интонационных навыков к высокой степени автоматизма.
5. Формировать фонематический слух, т.е. умение различать звуки на слух в собственной речи и речи других.
6. Осмыслить значение смыслоразличительного ударения.
7. Формировать навыки произвольного произнесения звуков. Для этого требуется, чтобы ребенок научился управлять своими артикуляционными действиями в специальных упражнениях.
Задачи обучения в области лексики:
1. Знакомить детей с мордовскими словами, объединёнными в группы по смысловому признаку.
2. Раскрывать значение новых слов, максимально используя средства наглядности (картинки, игрушки, показ действий).
3. Добиваться правильного произношения всех слов; учить обозначать словом видимые предметы и ситуации; распознавать слова в предложениях и текстах.
4. Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого специальную последовательность игр и игровых ситуаций.
Формирование грамматических навыков:
1. Познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимыми для создания или построения высказываний в пределах про граммы.
2. Учить детей понимать грамматические явления, правильно ис-пользовать их для понимания ситуации, решения определенной ком-муникативной задачи (просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т.д.).
3. Учить детей обозначать множественность предметов, признаков, действий.
4. Учить обозначать принадлежность предмета определенному лицу.
5. Сформировать способы выражения отрицания в различных фразовых конструкциях.
6. Учить детей употреблять послелоги для обозначения местонахо-ждения предметов.
7. Сформировать представление об отсутствии в мордовских языках грамматической категории рода.
8. Активизировать грамматические навыки в играх и игровых си-туациях, обеспечивать пере нос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Развивающие задачи:
- развивать самостоятельное мышление, память, воображение ребенка.
8. Возраст воспитанников: 4-5 лет
9. Срок реализации программы: 1 год
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 20 минут. Обучение предлагается проводить в устной форме на занятиях, и в процессе общения с детьми вне занятий (режимные моменты), а также при организации различных утренников, мероприятий. Проведение различных праздников и развлечений с привлечением материала на мордовском языке является формой закрепления и как бы итоговым занятием по контролю за языковым и речевым материалом, изученным за определенный период, демонстрацией успехов детей перед родителями и детьми из других групп детского сада.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники должны:
- Знать словарь, предназначенный для воспитанников 4-5 лет;
- Уметь отвечать на вопросы одним или двумя словами;
- Уметь задавать не сложные вопросы, называть свое имя и имена других;
- Давать краткое описание предмета (некоторые качества, цвет, размер);
- Понимать указания воспитателя, направленные на выполнение какого-то действия;
- Рассказывать с небольшой помощью воспитателя потешку, спеть песенку, поиграть в игру.
12. Форма подведения итогов. В конце учебного года (май) проводятся открытые просмотры итогового занятия с приглашением заведующей ДОО, старшего воспитателя, родителей воспитанников.
Руководители кружков проводят открытые просмотры занятий с воспитанниками в рамках обмена опытом (в дошкольной организации, на городских и республиканских семинарах); в рамках проведения Дня открытых дверей.
Воспитанники принимают участие в городских и республиканских выставках, фестивалях, месячниках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)
ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ
«ЭРЗЯНОЧКА»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Мы знакомимся | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
2 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
3 | Игрушки | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
4 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
5 | Моя семья | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
6 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
7 | Овощи и фрукты | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
8 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
9 | Цвет | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
10 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
11 | Части тела | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
12 | Повторение | 1 | 20 | 10 мин | 30 мин |
13 | Домашние животные | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
14 | Повторение | 1 | 20 | 10 мин | 30 мин |
15 | Домашние птицы | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
16 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
17 | Дикие животные | 2 | 40 | 15 мин | 25 мин |
18 | Повторение | 1 | 20 | 5 мин | 15 мин |
19 | Пища и посуда | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
20 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
21 | Времена года (зима) | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
22 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
23 | Обувь и одежда | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
24 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
25 | Времена года (Весна) | 3 | 60 | 15 мин | 45 мин |
26 | Повторение | 2 | 40 | 10 мин | 30 мин |
27 | Диагностика | 2 | 40 | 15 мин | 45 мин |
28 | Итоговое занятие | 1 | 20 | 5 мин | 15 мин |
Итого: | 64 | 21 час 20 мин | 5часов 40 мин | 15 часов 40 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)
ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ
«ЭРЗЯНОЧКА»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Тема №2. Мы знакомимся (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке.
- Познакомить с мордовскими словами: тейтерь(ть), цёрыне(ть), эйкакшт, кие?, мон, тон, сон.; добиваться их правильного произношения.
- Познакомить с мордовскими пальчиковыми играми.
- Развивать мелкую моторику, память.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, ответы на вопросы, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Приветствие», «Скажи, кто ты?», фонетическая зарядка, подвижные игры «Вволков», «В горшочки»
Тема №2. Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке.
- Закреплять мордовские слова: тейтерне, цёрыня, эйкакш, шумбрат, шумбратада, мон, тон, сон.; добиваться их правильного произношения.
- Закреплять мордовские пальчиковые игры.
- Развивать мелкую моторику, память.
Практическая часть: 30 мин.
Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Давай познакомимся», слушание мордовской музыки, игровая ситуация, фонетическая зарядка, подвижные игры «Вволков», «В горшочки»
Тема №3 «Игрушки» (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Учить детей обозначать словом видимые предметы, распознавать слова в составе высказывания.
- Познакомить с новыми мордовскими словами: овто, овтыне, нумоло, нумолне, сеель, сеельне, чеерь, чеерне, катка, каткине, киска, кискине, налкшке, налкшкине; добиваться их правильного произношения
- Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого игры и игровые ситуации.
- Воспитывать любовь к эрзянскому языку.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций,
дидактические игры: «Цепочка», «Отгадай название игрушки», «Кого не стало»;
подвижная игра «В зайчиков»
Тема №4 Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Совершенствовать умение детей обозначать словом видимые предметы, распознавать слова в составе высказывания.
- Закреплять мордовские слова: овто, овтыне, нумоло, нумолне, сеель, сеельне, чеерь, чеерне, катка, каткине, няка; добиваться их правильного произношения
- Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого игры и игровые ситуации.
- Воспитывать любовь к эрзянскому языку.
Практическая часть: 30 мин.
Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: Цепочка», «Отгадай название игрушки», «Кого не стало?»; подвижная игра «В зайчиков»
Тема№5 «Моя семья» (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке.
- Познакомить детей с мордовскими словами: ава, тетя, баба (сырькай), атя, патя.
- Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого игры и игровые ситуации.
- Развивать внимание, память, мышление, речевую активность.
- Формировать начальное представление о семье.
- Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Цепочка», «Отгадай название игрушки», «Кого не стало?»;
подвижная игра «Нумолнэсэ», слушание мордовских колыбельных песен
Тема №6 Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Закрепить с детьми знакомые слова и речевые образцы на тему «Моя семья».
- Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов.
- Развивать внимание, память, мышление, речевую активность.
- Воспитывать любовь к своей семье.
Практическая часть: 30 мин.
беседа, рассматривание иллюстраций, сюрпризный момент, дидактическая игра «Назови по-эрзянски», «Кто на лавочке сидит?» , подвижная игра «В ворону»
пальчиковая игра «Семия».
Тема №7 «Овощи и фрукты» (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: куяр, помидор, репс, покш вишкине, умарь, вишня, слива
- Развивать сенсорные способности.
- Воспитание чувства любви к родному краю, к природе родного края.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, запоминание слов и речевых образцов, чтение потешки «Те тейтерне, те церыне…», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, игровая ситуация «Зайчик в гости к нам пришел», игровые упражнения «Что это?», «Будь внимателен, смотри и все правильно покажи», подвижная игра «В зайчиков».
Тема №8 Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Пробудить у детей интерес и стремление к общению на мордовском языке, создать настрой для дальнейшего ее изучения.
- Научить дошкольников воспринимать, понимать и говорить отдельные слова. Работать над произношением вышеуказанных слов и речевых образцов.
- Развивать сенсорные способности.
- Воспитывать любовь к эрзянскому языку.
Практическая часть: 30 мин.
Проговаривание считалки «Хоть мон вишкине нумолнэ», мордовская прибаутка «Давай дружок помиримся», рссматривание иллюстраций, фонематическая зарядка «Мой веселый язычок», дидактическая игра «Покажи, не ошибись», подвижная игра «В зайчиков»
Тема№9 «Цвет» (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Закрепить с детьми названия фруктов и овощей на эрзянском языке.
- Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: якстере, сэнь, пиже, раужо, ашо, тюжа, кодамо?;
- Умаресь кодамо?
- Умаресь якстере.
Куярось пиже, покш.
- Куярось кодамо?
- Учить правильно произносить звук [а] в слове и изолированно.
- Активизировать в речи детей названия предметов и названия цветов на эрзянском языке.
- Продолжить воспитывать интерес к изучению эрзянского языка.
- Развивать память, интерес к мордовскому фольклору.
- Воспитывать любовь к эрзянскому языку.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, отгадывание загадки, запоминание слов и речевых образцов, дидактическая игры «Быстрые глазки», «Лото», «Магазин», «Веселый огород», игровое упражнение «Гостинцы для лесных обитателей», подвижная игра «В платки»
Тема №10 Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Закреплять с детьми названия цветов, активизировать их в речи детей.
- Учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
- Закреплять правильное произношение слов на эрзянском языке.
- Воспитывать интерес к мордовскому фольклору, подвижным играм.
- Развивать внимание, связную речь, память.
Практическая часть: 30 мин.
Беседа, сюрпризный момент, запоминание слов и речевых образцов, использование игрушки «Зайчик», дидактическая игры «Стоп! Палочка остановись!», «Подбери чашки к блюдцам», «Чудесный мешочек»; подвижная игра «В платки»
Тема №11 «Части тела» (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: кедь, пильге, пря, чама, сельме, курго, судо, арась (а), аволь;
- Те мезе? – Те пильге.
- Те кедь? – Да, те кедь.
- Те курго? – Аволь, те сельме.
- Закреплять умение различать и называть части тела человека, формировать представление об их роли.
- Воспитывать осознанное, бережное отношении к своему организму.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, художественное слово, разучивание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций «Моя семья», «Строение человека», работа с картинками, игровая ситуация с дидактической куклой, дидактические игры: «Собери фигуру», «Назови правильно»
Тема №12 Повторение (1 занятие)
Теоретический материал: 5 мин.
- Продолжать изучать части тела на эрзянском языке.
- Развивать разговорную речь на эрзянском языке.
- Обогащение словаря.
- Воспитывать любовь к эрзянскому языку.
Практическая часть: 15 мин.
Беседа, художественное слово, работа с карточками с изображением частей тела,
игровая ситуация с дидактической куклой, фонетическое упражнение, дидактическая игра «Что это?»
Тема №13 «Домашние животные» (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: киска, сея, туво, скал, лишме, кить? ;
Те лишме. Те скал.
Неть лишметь. Неть скалт. –
Скалось максы ловсо.
- Учить детей говорить на эрзянском языке.
- Учить понимать содержание вопроса и отвечать односложно.
- Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности так и в составе слова.
- Повторение и закрепление слов, изученных ранее.
- Воспитывать у детей заботливое отношение к животным
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, ответы на вопросы, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Угадай сказку», Кто лишний?»,
подвижная игра «Кошки – мышки»
Тема №14 Повторение (1 занятие)
Теоретический материал: 5 мин.
Задачи.
- Упражнять детей в произношении эрзянских слов.
- Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях, обеспечивать перенос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале..
- Воспитывать у детей желание говорить на эрзянском языке.
Практическая часть: 15 мин.
Беседа, ответы на вопросы, загадки о животных, работа с картинками с изображением домашних животных, рассказывание по картине с изображением домашних животных, дидактические игры «Куколка», «Дом из зерна», «Назови животных по-эрзянски»
Тема №15 «Домашние птицы» (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Познакомить с новыми словами: сараз, атякш, гала, яксярга, нармунь.
Неть кить? – Неть галат.
- Закрепить умение узнавать и различать особенности внешнего вида домашних птиц.
- Повторение и закрепление слов, изученных ранее.
- Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, ответы на вопросы, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций по теме, дидактическая игра «Угадай сказку», «Кто лишний?»,
подвижная игра «Кошки – мышки»
Тема №16 Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Упражнять детей в произношении эрзянских слов.
- Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях, обеспечивать перенос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале..
- Воспитывать у детей желание говорить на эрзянском языке.
Практическая часть: 30 мин.
Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, работа по картинкам с изображением домашних птиц, картина с изображением курицы с цыплятами.
дидактическая игра «Кто как кричит?», «Дом из зерна», «Назови , не ошибись», подвижная игра «В петушков»
Тема №17 «Дикие животные» (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: овто, верьгиз, ривезь, нумоло, ур, сеель, эри;
- Нумолось эри вирьсэ?
- Да, нумолось эри вирьсэ.
- Нумолось кодамо? –
- Нумолось ашо. и т.д.
- Учить отмечать характерные признаки представителей диких животных.
- Повторение и закрепление слов, изученных ранее.
- Воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к животным
Практическая часть: 30 мин.
Беседа, запоминание слов и речевых образцов, сюрпризный момент, фонетическая зарядка, рассматривание иллюстраций по теме, этюд «Улыбка», драматизация отрывка из сказки «Теремок», дидактические игры «Кто это так кричит?», «Угадай», «Кто самый внимательный?».
Тема №18 Повторение (1 занятие)
Теоретический материал: 5 мин.
Задачи.
- Упражнять детей в произношении эрзянских слов.
- Закрепить с детьми названия домашних и диких животных на эрзянском языке, цвет и счет предметов, активизировать их словарный запас.
- Развивать диалогическую речь детей, учить отвечать на вопросы
- Воспитывать у детей желание говорить на эрзянском языке.
- Воспитывать любовь к животным, вызвать желание заботиться о них.
Практическая часть: 15 мин.
Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадкок, речевая гимнастика
Работа по картинкам с изображением домашних и диких животных,
дидактическая игра «Назови слово», драматизация сказки «Колобок», подвижная игра «В волков»
Тема №19 «Пища и посуда» (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: кши, сал, ведь, ловсо, ал, ой, ям, Тарелка, вакан, пенч, пеель, сянгине, ям, кал, сывель, тантей
- Бабай, дай кши. - Дедай, на кши. - Дай монень кши. - На тонеть кши.
Те тарелка. Сон сэнь. Сон вишкине. – Те мезе? – Кши ды сал.
Те пенч? – Аволь, те пеель
- Закреплять знания детей о различных видах посуды, их назначении.
- Развивать любознательность, внимание.
- Воспитывать проявление интереса к мордовскому языку и желания говорить на нем.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Посмотри и назови», подвижная игра «Лиса и курочка»
Тема №20 Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Закрепить слова и речевые образцы по теме «Пища и посуда»
- Способствовать закреплению их в памяти детей, умению использовать их в речи.
- Продолжать формировать у детей навыки общения с учетом программного речевого материала»
Практическая часть: 30 мин.
беседа, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Говорящий куб», подвижная игра «Чашкесэ»
Тема №21 «Времена года» Зима (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: Кизэ, сексь, теле, тундо, мекс? мельга, пинге, паро:
- Эйкакштнэ экшелясть.
– Косо экшелясть эйкакштнэ?
Теленть мельга сы тундось.
Кизэнть мельга сы сёксесь.
Кизэнь шка. Кизна мон якинь велев.
- Углубить знания детей о зиме, ее характерных признаках, учить различать признаки времен года.
- Воспитание чувства любви к природе, интерес к мордовскому языку и чувство гордости за свой народ.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций о зиме,
дидактическая игра «Когда это бывает?», «Вспомни разные слова», «Назови не ошибись»
Тема №22 Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
- Развивать у детей способность наблюдать, умения строить предложения, делать выводы.
- Воспитывать чувство любви к родной природе
Практическая часть: 30 мин.
Беседа, тгадывание загадок, чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, составление предложений по иллюстрациям, дидактические игры: «Когда это бывает?», «Оденем куклу на прогулку»
Тема №23 «Времена года» Весна (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Познакомить с новыми словами и речевыми образцами тундо, лембе, чи, валдо, нармунь, чувто,
- Чись валдо, лембе. Те нармунь. Неть нармунтть. Сась тундось.
- Закреплять представления о весне.
- Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений и животных.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций о весне, дидактические игры: «Когда это бывает?», «Оденем куклу на прогулку»
Тема №24 Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Закрепить знание раннее изученных слов.
- Формировать правильное произношение слов и слогов.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Практическая часть: 30 мин.
Беседа, запоминание слов и речевых образцов, рассматривание иллюстраций о весне, дидактические игры: «Когда это бывает?», «Вспомним разные слова»
Тема №25 «Обувь и одежда» (3 занятия)
Теоретический материал: 15 мин.
Задачи.
- Познакомить с новыми словами и речевыми образцами: варьгат, кемть, оршамс, каямс;
Тонгить варьгатнень.
Листь кужов.
Те кем. Неть кемть. Карсить (тонгить) кемтнень.
- Закрепить представление о предметах одежды и обуви, их назначении.
Практическая часть: 45 мин.
Беседа, рассматривание мордовского народного костюма, картинок из серии «Одежда», «Обувь», дидактические игры «Одень куклу», «Одежда», «Обувь», хороводная игра «Вай, Ванине-Ванине…», подвижная игра «В платки»
Тема №26 Повторение (2 занятия)
Теоретический материал: 10 мин.
Задачи.
- Закрепить слова и речевые образцы по теме «Пища и посуда»
- Способствовать закреплению их в памяти детей, умению использовать их в речи.
- Продолжать формировать у детей навыки общения с учетом программного речевого материала»
Практическая часть: 30 мин.
Беседа, рассматривание картинок из серии «Одежда», «Обувь», дидактические игры «Одень куклу», «Одежда», «Обувь», «Назови по- эрзянски»
Тема №27 Диагностика (2 занятия)
Задачи.
Определить уровень усвоения программы по дополнительному образованию
(звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь,словарь мордовских слов, навыки речевого общения, знания фольклора) )
Тема №28 Итоговое занятие (1 занятие)
Теоретический материал: 5 мин.
Задачи.
- Закреплять мордовского словаря и речевых образцов изученных в течении года.
- Развивать у детей способность наблюдать, умения строить предложения, делать выводы.
- Воспитывать проявление интереса к мордовскому языку и желания говорить на нем.
Практическая часть: 15 мин.Беседа, дидактические игры, фонетическая зарядка, подвижная игра, работа с иллюстрациями.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)
ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ
«ЭРЗЯНОЧКА»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Непосредственно образовательная деятельность кружка по обучению мордовскому (эрзя) языку имеет познавательно - речевое направление. Каждое занятие включает:
1. Закрепление слов - приветствий .
- Фонематическую зарядку для закрепления произношения звуков.
- Сюрпризный момент: приход игрушек, куклы - мордовочки, сказочных персонажей.
- Беседы познавательного характера.
- Дидактические игры.
- Пальчиковые игры.
- Загадки.
- Разучивание и повторение потешек, песенок, стихотворений, считалок.
- Подвижные игры.
Для успешного решения образовательно-воспитательных задач необходимо в начале изучения программного материала вызвать интерес у детей к изучению мордовского (эрзя) языка, создать эмоциональный настрой.
Следующий этап изучения мордовского (эрзя) языка включает в себя задачу: выучить заданный материал по данной теме, закрепить речевые образцы и словарь на эрзянском языке. В конце занятия предусматривается разучивание мордовского фольклора и мордовских подвижных игр.
Для успешного усвоения задач, для занятий подбирается демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, предметные и сюжетные картинки, предметы, дидактические куклы, в соответствии с темой занятия.
Структура занятия. Каждое занятие имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части (приветствие, сюрпризный момент, фонематическая зарядка, беседа), затем следует основная часть: освоение лексического материала на мордовском (эрзянском) языке и в конце –заключительная часть: закрепление речевого материала по данной теме на мордовском (эрзянском) языке.
Подготовительная часть по продолжительности занимает 3- 5 минут, имеет свои задачи: проводится текущая проверка пройденного материала; пробуждается интерес у детей к изучению мордовского (эрзя) языка.
Для решения этих задач в подготовительной части используются следующие методические приемы: приветствие, фонематическая зарядка, сюрпризный момент, загадывание загадки, беседа.
Основная часть занимает 10-12 минут и содержит следующие задачи:
- накопление определенного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- формирование навыков речевого общения;
Для этого с детьми проводятся игровые ситуации, дидактические и словесные игры, вопросно-ответная беседа; ведется работа с предметными и сюжетными картинками с иллюстрациями, используется демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, дидактические куклы и предметы соответствующие изучаемой теме.
Заключительная часть занимает 3-5 минут.
Основными задачами являются:
закрепление в разговорной речи детей лексического материала по определенной теме на мордовском (эрзя) языке;
с помощью мордовского фольклора развивать разговорную речь детей;
с помощью мордовских подвижных игр развивать двигательную активность детей.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ)
ПО ОБУЧЕНИЮ МОРДОВСКОМУ (ЭРЗЯ) ЯЗЫКУ
«ЭРЗЯНОЧКА»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Библиотечный фонд | ||
Книгопечатная продукция | Количество | Примечание |
Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования /О. В. Бурляева и др./; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015.- 84 с. | ||
Программа и методические рекомендации. Обучение детей мордовским/мокша и эрзянскому/ языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия. А.И. Исайкина, МРИО.- Саранск, 2007 | Д | |
Методические разработки по обучению детей среднего дошкольного возраста эрзянскому языку. Н.Т. Яковкина, В.А. Кудряшова | Д | |
Уроки мокшанского, эрзянского. Н.Б. Голенков-С.; изд. Дом «Писатель», 2006 | Д | |
Учимся думать и говорить по-мокшански, по- эрзянски. Учебное пособие. Н. Голенков-С.; изд. Дом «Книга», 2009 | Д | |
Щемерова Н. Н. Развитие речевого общения дошкольников на мордовских языках: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт. - сос. Н. Н. Щемерова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013. | ||
Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». сост. Е. Н. Киркина /. - Саранск: Мордов. кн.изд-во,2013. | ||
Технические средства обучения | ||
1 Магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок 2 Аудиоцентр (магнитофон) 3 Компьютер 4 Фланелеграф 5 Ширма с набором приспособлений для крепления картинок | Д Д Д Д Д | |
Печатные пособия | ||
Демонстрационный материал: -предметные картинки, - сюжетные картинки. | Д Д | |
Альбомы: - «Мордовская национальная одежда», - «Мордовия», - «Достопримечательности города Саранска», - «Мой край, Мордовия моя», - «Заповедные места Мордовии», - «Саранск» | Д Д Д Д Д Д | |
Картотеки: - «Мордовский фольклор», - «Мордовские подвижные игры» | Д Д | |
Дидактические игры | П | |
Дидактический материал | ||
Стилизованная матрешка Флаги: - российский, - республики Мордовия Куклы: русская, мордовочка Муляжи фруктов, овощей Маски для театрализованных и подвижных игр Предметы домашней утвари: - лавка, - деревянная посуда, - прялка, - люлька. Предметы декоративно-прикладного искусства: - скатерть, - салфетки, - полотенца, - рушники Мордовские костюмы: взрослый, детские Бубен Флажки Игрушки | Д Д Д Д К Д Д К Д К К |
• Д - демонстрационный материал (не менее 1 на группу)
• К - полный комплект (на каждого)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования/О. В. Бурляева и др./; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015.- 84 с
- Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.
- Голенков, Н. Б. Уроки мокшанского, эрзянского : учеб. пособие / Н. Б. Голенков. – Саранск : Изд. дом «Писатель», 2006. – 80 с.
- Голенков, Н. Б. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски : учеб. пособие, / Н. Б. Голенков. – Саранск : Изд. дом «Книга», 2007. – 80 с.
- Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников : Старшая группа : метод. пособие для пед. дошк. образ. учреждений / Л. Г. Горькова, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2009. – 336 с.
- Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск : Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
- Поляков, О. Е. Учимся говорить по-мокшански : учеб. пособие / О. Е. Поляков. – Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1995. – 200 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / сост.: М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. – 288 с.
2. Земля была б без них мертва : Предания и устные рассказы / сост. Л. В. Седова. - Саранск, 1991. – 65 с.
3. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. Т.1. Редкие виды растений, лишайников и грибов / сост. Т. Б. Силаева. – Саранск : Морд.кн.изд-во, 2003. – 288 с.
4. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. Т.2. Животные / сост. В. И. Астрадамов. – Саранск : Морд.кн.изд-во, 2005. – 333 с.
5. Лисьмаприне : Вишкинетнень туртов хрестоматия / сост. А. И. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с. Родничок : Хрестоматия для маленьких / Сост. А. И. Брыжинский 16. Луговой, А. Е. Крылатые друзья / А. Е. Луговой. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 128 с.
6. Мифы и герои мордовского народа / сост. Н. Мокшин, Е. Руськина, К. Шапкарин. – Саранск : Фонд «Открытая Мордовия», МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. – 48 с.
7. Мокшин, Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читалей / Н. Ф. Мокшин. – Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ, 2007 . – 48 с.
8. Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост.: А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев.- 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. – 386 с.
9. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта / сост. Л. В. Седова . - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 336 с.
10. По районам Мордовии : книга-путешествие / сост. А. Ямашкин, Т. Задкова, К. Шапкарин. – Саранск : Фонд «Открытая Мордовия», МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685523-1444581479.jpg)
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/03/picture-274378-1378200535.jpg)
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/20/picture-625215-1429485841.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/21/picture-1060323-1537504058.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа «Happy English» (английский язык)
Программа по изучению английского языка для дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-452448-1643045083.jpg)
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Букварёнок» (1-ый год обучения) на тему: «Волшебный цветок Мудрой Совы»
Данный конспект составлен с целью обобщить и закрепить знания детей старшей группы, по пройденному материалу, за учебный год.В игровой форме дети закрепляют умение проводить звуковой...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-452448-1643045083.jpg)
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Финансовая грамотность» (1-ый год обучения) на тему: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Данный конспект разработан, чтобы закрепить полученные за год экономические знания в разных видах экономической деятельности. ООД способствуе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-657329-1440492110.jpg)
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЭРЗЯНОЧКА»
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЭРЗЯНОЧКА»...