Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение детей чтению»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Программа школы раннего развития построена на методике Н.С.Жуковой и предназначена для развития детской речи и направлено на обучение дошкольников правильному чтению. В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopy_na_podgotovichshek.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Обучение детей чтению»
на 2016-2017 уч. год
Руководитель: Андрюкова Е.А
Автор – составитель: Андрюкова Е.А. воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №168 «Кораблик»
г. Новокузнецка
Программа школы раннего развития построена на методике
Н.С.Жуковой и предназначена для развития детской речи и направлено на
обучение дошкольников правильному чтению.
В данной программе предложена система занятий с применением
разнообразных речевых игр и материалов.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Сроки реализации программы, список детей, график работы
- Учебный план для реализации программы по неделям
- Способы проверки достигнутых результатов
- Рекомендации родителям
- Используемая методическая литература
Пояснительная записка
Программа основана на методике известного московского логопеда,
кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение
планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием
по обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован
Министерством общего и профессионального образования Российской
Федерации.
Направленность. Программа направлена на организацию
дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного
учреждения. Представленная программа построена на принципах
развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения
слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап
на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают
школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной
школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что
позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Актуальность программы определяются ее направленностью на
создание условий для развития познавательных способностей детей, общих
учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы
ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта
готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в
учебе.
Основанием для создания программы «Обучение детей чтению» стало
проведение мониторинга среди родителей воспитанников старшей группы.
В его ходе было выявлено, что спрос на дополнительные образовательные
услуги познавательно – речевой направленности (обучение чтению) составил
71,5%.
Этот букварь пользуется любовью родителей. Я считаю это
обоснованным, так как при составлении "Букваря" сочинитель использовала
собственный 30-летний опыт работы логопеда, что в первый раз позволило
соединять обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме,
возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на классическом
подходе к обучению чтению на российском языке, и дополнен уникальными
решениями. Нужно отметить, что выделение слога из речи психологически
проще и просит меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного
звука. Конкретно на этом принципе и построена методика Жуковой -
начинаем читать слоги уже с 3-го занятия. Так как на исходном шаге чтение -
это механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели,
то ребенку нужно познание букв.
Сходу все буквы алфавита не заучиваются с детьми. Вначале
знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще
соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буковки к другой, научиться
читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными -
перебегаем к согласным.
Сразу с началом обучения малышей чтению, определяем с ребенком на
слух, сколько звуков (букв) произнесли. Какой звук (буковка) был первым,
какой - 2-ой, и учим их выкладывать при помощи магнитной азбуки. Если
ребенок завладел слитным чтением слога, состоящего из 2-ух букв,
переходим к слогам из 3-х и 4 букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.
Даже при беглом ознакомлении с букварем, в глаза кидается два важных
нюанса. Во-1-х, букварь построен по точному принципу от обычного к
сложному, во-2-х, книжка подготовлена для самостоятельного
прорабатывания, понизу странички есть текст для родителей: на что
направить повышенное внимание, самим ничего выдумывать не нужно,
открыл разворот, здесь и забавно-веселая картина, новенькая буковка, и
слоги для чтения, плюс еще текст для родителей, как осваивать новейшую
буковку.
Принципиальный момент уделяется такому сложному навыку, как
соединение 2-ух букв. Нам, взрослым, так просто связать две буковки, а
ребенок по привычке произносит их членораздельно. Вместо «ма», он
выговаривает «м, а». Жукова предлагает таковой принцип соединения букв:
«Указывая карандашом первую буковку «А», передвигаем карандаш ко 2-ой
буковке «У», предложите ребенку соединить их дорожкой: «Тяни первую
буковку до того времени, пока ты с мальчуганом не добежишь по дорожке до
2-ой буквы».
Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке
даны столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в
разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах,
разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в
букваре много и подобран он так успешно, что ребенок и не увидит, что
читает уже без помощи других и понятно огромные «куски» текста.
Цель: научить детей слитному чтению слогов.
Задачи:
1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука
(буквы) в слове.
2. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного.
3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление,
воображение.
4. Воспитывать интерес к чтению.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы. Дети 5-6 лет, старшая группа дошкольного учреждения.
Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса,
этапы) Программа рассчитана на 8 месяцев обучения дошкольников.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
В месяц – 4 занятий, 2 часа. Полный курс 8 месяцев,32 занятия 16 часов.
Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со
звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай
первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Назови слово
на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»;
игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало»,
«Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут
читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.
Игры-путешествия включают разнообразный познавательный
материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий
составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают
чистоговорки, поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как
деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.
Ожидаемые результаты. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.
Сроки реализации программы.
2016-2017 учебный год, октябрь 2016 – май 2017
Список детей.
1 подгруппа.
- Воскресенский Ярик
- Зеленова Даша
- Петрович Рома
- Ильин Саша
- Комилов Даврон
- Курбоналиев Алишер
- Скворцова Лолита
- Разуматов Абдула
График работы .
Среда: 16.30 – 17,00
Учебно – тематический план
Месяц | № недели | Тема | Задачи | Формы представления |
Октябрь | 1 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква А) | Повторить правильную артикуляцию звука А. Определять начальный звук в названиях картинок. Учить узнавать букву а. Читать букву а в строчку. | Сказка о язычке. Игры с мячом «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук». Игра «На что похожа буква». Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук |
2 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква У) | Повторить правильную артикуляцию звука У. Определять начальный звук в названиях картинок. Учить узнавать букву у. Читать букву у в столбик | ||
3 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква О) | Повторить правильную артикуляцию звука О. Определять начальный звук в названиях картинок. Учить узнавать букву о. Читать знакомые буквы в строчку и в столбик. | Сказка о язычке. Игры с мячом «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук». Игра «На что похожа буква» Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Находить знакомые буквы в крупно написанном предложении | |
4 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква М) | Повторить правильную артикуляцию звука М. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву М. Читать знакомые буквы в строчку и в столбик. | ||
Ноябрь | 5 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква С) | Повторить правильную артикуляцию звука М. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву М. Читать знакомые буквы в строчку и в столбик. | Сказка о язычке. Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву) Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. |
6 | «Учимся соединять буквы» | Учить слиянию букв в один слог (АУ, УА) | Игры «Добеги с мальчиком до буквы», «Выложи слог», «Читатели» | |
7 | «Читаем буквы, читаем слоги» | Учить анализировать прочитанные слоги, приучать узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла. | Игры «Чудесный мешочек», «Угадай, какой звук», «Найди слог», «Читатели» | |
8 | «Соединяем буквы, читаем слоги» | Учить слиянию букв в один слог. Звуковой анализ слов АМ, УМ | Игра «Добеги с мальчиком до буквы». «Выложи слог», «Читатели» | |
Декабрь | 9 | «Соединяем буквы, читаем слоги» | Продолжать проводить звуковой анализ слогов, включив в упражнение звук С. | Игры «Добеги с мальчиком до буквы», «Выложи слог», «Найди слог», «Читатели», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» |
10 | «Снова учимся соединять буквы» | Чтение прямого слога (согласный + гласный). Звуковой анализ слогов МА, Му, АМ, УМ | ||
11 | «Читаем слитно!» | Учить слитному побуквенному чтению. | Игры «Добеги с мальчиком до буквы», «Выложи слог», «Найди слог», «Читатели», «Сложи слово из букв 12. магнитной азбуки» | |
12 | «Читаем слитно!» | Чтение прямого слога (согласный + гласный). Звуковой анализ слогов СА, СУ, АС, УС, ОС | ||
Январь | 13 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква Х) | Повторить правильную артикуляцию звука Х. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Х. Читать знакомые буквы в строчку и в столбик. | Сказка о язычке. Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву), «Мама пошла в магазин». Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок 14. на определённый звук. |
14 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква Р) | Повторить правильную артикуляцию звука Р. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Р. Читать слоги на знакомые буквы | ||
15 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква Ш) | Повторить правильную артикуляцию звука Р. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Р. Читать слоги на знакомые буквы | ||
16 | «Приключения Саши и Маши» | Учить проводить звуковой анализ слогов с буквами С и Ш; анализ слогов и слов из трёх букв | Сказка «Приключения Саши и Маши». «Выложи слог», «Собери слово», «Найди слог», «Читатели» | |
Февраль | 17 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква Ы) | Повторить правильную артикуляцию звука Ы. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ы. Читать слоги и слова на знакомые буквы | Сказка о язычке. Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву) Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Мама пошла в магазин» |
18 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква Л) | Повторить правильную артикуляцию звука Л. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Л. Читать слоги и слова на знакомые буквы | ||
19 | Читаем предложения | Чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения | Игры «Записка для мамы» (составление предложения при помощи картинок), «Собери слово», «Найди слово», «Читатели», «Составь предложение» | |
20 | Продолжаем читать предложения | |||
Март | 21 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква Н) | Повторить правильную артикуляцию звука Н. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Н. Читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы | Сказка о язычке. Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву) Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин», «Читатели», «Составь предложение» |
22 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква К) | Повторить правильную артикуляцию звука К. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву К. Читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы | ||
23 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква Т) | Повторить правильную артикуляцию звука Т. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Т. Читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы | ||
24 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква И) | Повторить правильную артикуляцию звука И. Определять место звука в названиях картинок. Учить 50 мин узнавать букву И. Читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы | ||
Апрель | 25 | Сказки «Приключение Милы», «Мама и Нина» | Учить проводить звуковой анализ слогов с буквами И, Ы; анализ слогов и слов из 2- 4 букв. Читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы | Сказки «Приключение Милы» «Мама и Нина», «Нина, Мила и Сима». Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Выложи слог», «Найди 26. слог», «Читатели» |
26 | Сказка «Нина, Мила и Сима» | |||
27 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква П) | Повторить правильную артикуляцию звука П. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву П. Читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы | Сказка о язычке. Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву) Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение» | |
28 | «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук и буква З) | Повторить правильную артикуляцию звука П. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву П. Читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы | ||
Май | 29 | Сказка «Пастушки» | Учить проводить звуковой анализ слогов с буквами С и З; анализ слогов и слов из 2-4 букв. Читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы | Сказка «Пастушки». Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Выложи слог», «Найди слог», «Читатели» |
30 | «Путешествие в страну звуков и букв» (буква Й) | Повторить правильную артикуляцию звука Й. Определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Й. Читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы | Сказка о язычке. Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение» | |
31 | Подготовка к итоговому занятию «Путешествие в звукоречье» | Повторить и закрепить пройденный материал: определение место определённого звука в слове, подбирать слова на заданный звук, читать, анализировать, составлять слова, короткие предложения. Демонстрировать успехи детей родителям | Игра – путешествие с использованием ИКТ | |
32 | Итоговое занятие «Путешествие в звукоречье» |
Способы проверки достигнутых результатов
Игровое итоговое занятие «Путешествие в Звукоречье» совместно с родителями воспитанников.
Рекомендация для родителей по обучению детей дошкольного возраста чтению.
Обучение "по Жуковой" – чтение без проблем?
Приступать к обучению чтению следует только в том случае, когда
устная речь ребенка достаточно развита, и он говорит развернутыми
предложениями. Хорошо сформирован и фонематический слух. Малыш
отчетливо слышит каждый отдельный звук в слове и отделяет его от
соседнего. Если же речь ребенка изобилует аграмматизмами или дефектами
звукопроизношения, то следует в первую очередь заняться ее исправлением у
логопеда.
Нужно учитывать индивидуальный ритм по освоению нового материала.
Предположим, ребенку исполнилось четыре года, особых проблем с речью
нет, и вы начинаете его обучать чтению, но дальше первых страниц азбуки
продвинуться не можете. Вы злитесь, малыш нервничает. Отложите
обучение на несколько месяцев, возможно, ваш ребенок психологически еще
не созрел для методических занятий. Потом вы удивитесь, когда малыш
самостоятельно за один раз прочтет то, над чем до этого вы «корпели»
несколько уроков.
В основу учебника Н.С. Жуковой положен звуко-буквенный метод,
являющийся традиционным для нескольких поколений россиян. Отсюда
простота в использовании – что хорошо известно самому, тому легче учить
другого. Методика обучения чтению дошкольников "по Жуковой"
отличается логопедической направленностью. Профессиональные приемы
для исправления дефектов чтения выполняют пропедевтику
(предупреждение) недостатков чтения и речи.
При работе с логопедическим Букварем необходимо учесть несколько
правил:
не увлекайтесь пропеванием звуков;
при чтении, обращайте внимание ребенка на то, что между словами
необходимо делать паузу;
при чтении предложений, выделяйте паузами маленькие слова –
предлоги и союзы;
используйте при объяснении иллюстрации – они выполнены в
соответствии с образовательной целесообразностью книги.
Методика обучения чтению "от звука к букве" оправдана структурой
русского языка. В отличии от английского, в котором при чтении слов
необходимо соблюдать много условностей, для русского языка справедлив
принцип "как вижу - так и читаю".
Некоторые случаи исключений (выпадение согласной: лестница =[л'эсн'ица] и чтение гласных, не стоящих
под ударением) не мешают воспринимать текст. А ошибки не ведут к
искажению смысла.
Ученые заметили интересную зависимость интеллекта ребенка от алфавита.
Некоторые исследователи даже считают, что в младшей школе умственное
развитие школьника определяет знание букв.
Используемая методическая литература
1. Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках. Л.П. Савина, Т.В. Крылова. –
М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009г.
2. «Букварь». Пособие по обучению детей правильному чтению. Н.С.Жукова – Москва:
Эксмо 2005г.
3. Говорим правильно: Учебно – методический комплект.О.С.Гомзяк-ММ.: Издательство
ГНОМ, 2013 г.
4. Пальчиковые игры. Е.П. Пименова – М.: Феникс, 2007г
5. Путешествие в Звукоречье: Пособие по обучению детей грамоте. Г.Н.Градусова- Пермь,
1995г..
6. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. - М.: Просвещение, 1991.
7. «Уроки сказки», Л.П. Стрелкова – М.: Педагогика, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеразвивающая программа подготовки детей к обучению в школе «Скоро в школу».
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе....
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Обучение плаванию плюс»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«Школа № 1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна»...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»
Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...