"Весёлый этикет" (Программа кружка)
методическая разработка (старшая группа)
Данная программа учитывает рассмотрение с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vesyolyy_etiket_starshaya_gruppa.docx | 39.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Учебный план……………………………………………………………………8
Учебно-тематический план………………………………………………….…10
Содержание учебного плана……………………………………………………14
Диагностический инструментарий……………………………………………..17
Информационно-методическое обеспечение…………………………...……..18
Список литературы………………………………………………………………19
Пояснительная записка
Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность дошкольников, нежелание понять мир другого ребёнка. Низкая культура окружающего социума негативно сказывается и на детях.
Главное, как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.
Правил поведения много, но есть самое простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства людям, окружающим его.
Данная программа «Весёлый этикет» реализуется в рамках социально- коммуникативного развития дошкольников и разработана в соответствии с ФГОС.
Направленность программы – социально-коммуникативное развитие (введение детей в установленный в обществе порядок поведения).
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:
- формирование способностей анализировать свои поступки, свое отношение к другим людям, культуре и культурным ценностям;
- возможность научить не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать;
- привитие коммуникативных навыков;
- различные способы общения и выхода из сложной ситуации;
- ориентацию на практическую значимость получаемых знаний, их универсальность, актуальность для каждого ребёнка при его социализации.
Актуальность программы по этикету - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимно сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело.
Цель программы:
формирование развитых коммуникативных способностей дошкольников,
освоение детьми норм нравственности.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с историей возникновения этикета;
формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;
прививать устойчивые нормы поведения;
дать первоначальные навыки практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол;
познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
учить сохранять правильную осанку во время еды.
Развивающие: развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками;
развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
Воспитательные: воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения;
сформировать навыки культурного общения;
формировать коммуникативные навыки.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Данная программа учитывает рассмотрение с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной общеобразовательной общеразвивающей программы – 5-6 лет.
Программа кружка «Веселый этикет» рассчитана на1 год обучения – 36 часов один раз в неделю по 25 минут.
Форма и режим занятий
- беседа;
- рассказ воспитателя из личного опыта;
- чтение художественной литературы;
- познавательный рассказ взрослого из истории этикета;
- поощрение;
- обыгрывание ситуаций, игры;
- практические действия с каждым ребёнком.
Формы проведения занятий
- беседа;
- викторина;
- занятие-игра;
- игра-путешествие;
- КВН;
- мастер-класс; - наблюдение; - экскурсия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;
- применять основные этические нормы, принятые в обществе;
- знать принципы этикета и главные правила хорошего тона;
- владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения;
- уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами;
- готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально ответственному поведению;
- осознание ценности личности других людей;
- толерантность.
Коммуникативные компетенции:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- владение монологической и диалогической речью;
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- анализировать свои удачи и неудачи;
-самостоятельно искать решения, выход из той или иной ситуации.
Обучающиеся будут знать:
- первоначальные правила этикета;
- как помочь товарищу и как принять эту помощь;
- понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, грубость, обман;
- применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
- овладевать основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
- согласно правилам этикета, здороваться и прощаться с людьми;
- овладевать культурой поведения в садике, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
- овладевать культурой разговора;
- использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
Обучающиеся научатся:
- сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;
- беречь вещи, приводить их в порядок;
- достойно вести себя в кинотеатре, театре, музее, сервировать стол.
Учебный план
№ | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие, педагогическая диагностика |
1
|
0,5 |
0,5 | Опрос, педагогическое наблюдение |
2. | Адаптация «Знакомство» |
4 |
2 |
2 | Беседа, наблюдение, моделирование, игровые ситуации |
3. | «Повседневный этикет» |
7 |
3 |
4 | Наблюдение, опрос, игра испытание, моделирование, игровые ситуации, вопрос- ответ |
4. | «Поведение в общественных местах» |
8 |
3 |
5 | Моделирование, игровые ситуации, самоанализ, опрос |
5. | «Я общаюсь со взрослыми» |
8 |
3 |
5 | Игровые ситуации, наблюдение, вопрос-ответ, самоанализ, задания |
6. | «Природа и я» |
4 |
1 |
3 | Вопрос-ответ, моделирование, наблюдение, опрос |
7. | «В мире волшебных слов» |
3 |
1 |
2 | Моделирование, вопрос, ответ, игровые ситуации, наблюдение |
8. | «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета» Диагностика |
1 |
0,5 |
0,5 |
Открытое занятие, педагогическое наблюдение |
| Итого | 36 | 14 | 22 |
|
Учебно-тематический план
№ | месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1. | сентябрь | Беседа | 1 | Вводное занятие Педагогическая диагностика | Опрос |
2. | Беседа | 1 | «Знакомство»
| Беседа | |
3. | Игра- путешествие | 1 | «Что такое этикет» | Моделирование | |
4. | Познавательный рассказ | 1 | «Какие слова помогают нам общаться?» | Игровые ситуации | |
5. | октябрь | Сюжетно-ролевая игра | 1 | «Я познакомился с новыми друзьями» | Наблюдение |
6. | Беседа | 1 | «Я дома» | Опрос | |
7. |
| Сюжетно-ролевая игра | 1 | «Я в детском саду» | Игра- испытание |
8. | Мастер–класс | 1 | «Поведение за столом» | Наблюдение | |
9. | Обыгрывание ситуаций | 1 | «У тебя в гостях друг» | Игровые ситуации | |
10 | ноябрь | Чтение художественной литературы | 1 |
«Здравствуйте!» | Моделирование |
11 | Беседа | 1 | «До свидания!» | Моделирование | |
12
| Викторина | 1 | «Уроки здоровья». «В гостях у доктора Айболита» | Вопрос ответ | |
13 | Обыгрывание ситуаций | 1 | «Поведение в общественных местах». В транспорте | Самоанализ | |
14 | декабрь | Игра- путешествие | 1 | «Поведение у театральной кассы» | Игровые ситуации |
15 | Игра - экскурсия | 1 | «В цирке, в кино, в театре» | Моделирование | |
16 | Обыгрывание ситуаций | 1 | «В поликлинике» | Опрос | |
17 | Игра - экскурсия | 1 | «В магазине» | Наблюдение | |
18 | январь | Игра- путешествие | 1 | «Поведение в кафе» | Игровые ситуации |
19 | Занятие-игра | 1 | «В парикмахерской» | Опрос | |
20 | Обыгрывание ситуаций | 1 | Уроки Мойдодыра. «Если я заболел…» | Наблюдение | |
21 | Беседа | 1 | «Я общаюсь со взрослыми» | Вопрос- ответ | |
22 | февраль | Викторина | 1 | «Вежливая просьба» | Игровые ситуации |
23 | Круглый стол | 1 | «Слова благодарности» | Самоанализ | |
24 |
| Беседа | 1 | В гостях у Айболита. «Заболела мамочка…» | Игровые ситуации |
25 | Занятие-игра | 1 | «Старшие и младшие» | Самоанализ | |
26 | март | Обыгрывание ситуаций | 1 | «Разговор с незнакомыми на улице» | Задания |
27 | Сюжетно-ролевая игра | 1 | «Обращение к взрослому знакомому» | Вопрос- ответ | |
28 | Занятие-игра | 1 | «Разговор по телефону. Вежливые слова» | Игровые ситуации | |
29 | Круглый стол | 1 | «Природа и я» | Наблюдение | |
30 | апрель | КВН | 1 | «Разговор о животных и с животными» | Вопрос- ответ |
31 | Викторина | 1 | «Ядовитые растения и грибы» | Опрос | |
32 | Игра- путешествие | 1 | «В гостях у Лесовичка. Растения нас лечат» | Наблюдение | |
33 | КВН | 1 | «Волшебные слова» | Вопрос- ответ | |
34 | май | Мастер–класс | 1 | «Мои любимые праздники» | Игровые ситуации |
35 | Обыгрывание ситуаций | 1 | «Игры с гостями. Подарки, сюрпризы» | Моделирование | |
36 | Игра | 1 | Итоговое занятие. «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета» Педагогическая диагностика | Занятие |
Содержание учебного плана
Вводная занятие, педагогическая диагностика – 1 час.
Определение уровня знаний детей, развитие коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности.
Практика: опрос, педагогическое наблюдение.
Блок 1 Адаптационный – «Знакомство» - 4часа.
Включает в себя следующие темы по развитию коммуникативных способностей детей, речевому общению:
- «Знакомство».
- «Что такое этикет».
- «Какие слова помогают нам общаться?»
- «Я знакомлюсь с новыми друзьями».
Речевая деятельность: умение говорить и слушать как взрослых, так и своих друзей. Понятие «этические нормы речевого поведения» (слова, мимика, поза, содержание речи, тон, выбор выражений).
Практика: беседа, чтение художественной литературы, игра-путешествие, познавательный рассказ, дидактические игры.
Блок 2 «Повседневный этикет» - 7 часов.
Темы: «Я дома», «Я в детском саду», «Поведение за столом», «У тебя в гостях друг», «Здравствуйте!», «До свиданья!».
Позволять детям овладеть этикетными нормами поведения за столом, в детском саду, дома, а также знакомят с этикетными формами приветствий, обращений, извинений, благодарности, выразить просьбу или совет, утешить в трудную минуту или пригласить его к себе в гости.
Практика: беседа, сюжетно-ролевая игра, мастер-класс, обыгрывание ситуаций, викторина, дидактические игры.
Блок 3 «Поведение в общественных местах» - 8 часов.
Темы: «Поведение в общественных местах». В транспорте, «Поведение у театральной кассы», «В цирке, в кино, в театре», «В поликлинике», «В магазине», «Поведение в кафе», «В парикмахерской», Уроки Мойдодыра. «Если я заболел…».
Включает в себя восемь тем, все они позволяют овладеть базовыми формами этикетного общения со взрослыми, правильно использовать в разговорных ситуациях этикетные формы речи. Работа над активным этикетным словарём: этикетные стереотипы, выбор формы с учётом ситуации общения и культуры поведения.
Практика: обыгрывание ситуаций, игра-путешествие, экскурсия, занятие игра, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.
Блок 4 «Я общаюсь с взрослыми» - 8 часов.
Темы: «Я общаюсь со взрослыми», «Вежливая просьба», «Слова благодарности», В гостях у Айболита. «Заболела мамочка…», «Старшие и младшие», «Разговор с незнакомыми на улице», «Обращение к взрослому знакомому», «Разговор по телефону. Вежливые слова».
Позволяет закрепить этикетные формы общения, усвоенные этикетные стереотипы предыдущего блока, а также этот блок предполагает овладение детьми этикетными формами общения в определённых конкретных ситуациях на основе ролевых позиций: взрослый и ребёнок. Данный блок больше включает в себя моментов диалогической театральной драматизации как по тексту, предложенному педагогом. Так и из личного опыта детей.
Практика: беседа, викторина, круглый стол, занятие-игра, обыгрывание ситуаций, сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Блок 5 «Природа и я» - 4 часа.
Темы: «Природа и я», «Разговор о животных и с животными», «Ядовитые растения и грибы», «В гостях у Лесовичка. Растения нас лечат».
Включённые темы позволяют продолжить эколого-валеологическую направленность действий детей в природе. Так как с возрастом круг общения ребёнка расширяется, ситуация усложняется, то есть смысл данный блок построить не только на речевом общении с детьми, но и включить просмотры видеокассет эколого-нравственной направленности, где дети бы имели возможность «покритиковать» действия взрослых в природе.
Практика: круглый стол, КВН, викторина, игра-путешествие, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.
Блок 6 «В мире волшебных слов» - 3 часа.
Темы: «Волшебные слова», «Мои любимые праздники», «Игры с гостями. Подарки, сюрпризы».
Темы блока позволяют подвести итог тому, над чем работал педагог: простым оперированием в различных ситуациях этикетными формами общения.
Практика: КВН, мастер-класс, обыгрывание ситуаций, чтение художественной литературы, беседа, дидактические игры.
Итоговое занятие. «Как я научился себя вести и говорить благодаря урокам этикета». Педагогическая диагностика – 1 час.
Выявление уровня сформированности у детей представления о этикете, овладение навыками вежливости, использование в речи вежливых слов и выражений, умение соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Возможность видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
Практика: открытое занятие, опрос, педагогическое наблюдение.
Диагностический инструментарий
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Культура поведения за столом |
Культурно гигиенические навыки |
Культура общения, речевой этикет |
Поведение в природе |
Виды контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, диагностика, педагогическое наблюдение |
В конце учебного года | ||
В конце учебного года | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования методов обучения. | Итоговое занятие, опрос, беседа, диагностика, педагогическое наблюдение. |
Форма подведения итогов дополнительной общеобразовательной программы – итоговое занятие. Оно является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
-разработки конспектов, игр, ситуаций, бесед;
- памятки для родителей, консультации для воспитателей, анкеты, викторины;
- дидактические игры, художественная литература.
Список литературы
- Безгина О.Ю. «Речевой этикет» Мозака-Синтез М.2004
- Белая В.Г. «Ребенок за столом» Сфера М.2006
- Беспалова О.Н. «Методика обучения детей дошкольного возраста правилам хорошего тона» Скит В.1994
- Есина Л.Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» М.2008
- Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М. «Просвещение» 2007
- Меремьянина О.Р. «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет» Учитель В.2012
- Метенова Н.М. «Уроки вежливости» Я.2000
- Мирошниченко С. «Хорошие манеры» Мой Мир М.2007
- Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду» Издательство Мозаика-Синтез М.2006
- Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Сфера М.2010
- Шипицына Л.М. «Азбука общения» Детство-Пресс С.-П.2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа волейбольного кружка "Весёлый мяч"
Пояснительная записка, организация образовательной деятельности, тематический план....
Перспективный план работы спортивного кружка «Мой весёлый звонкий мяч»
Этот план расчитан на работу с детьми подготовительной группы.Он позволяет расширить умение владеть мячом,знакомит с народными подвижными играми,прививает любовь к спорту. Скачать...
Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки».
МДОУ детский сад «Ромашка» Перспекти...
Перспективный план кружка "Весёлый карандаш"по изобразительной деятельности.
Составленый план по изобразительной деятельности для кружковой работы с детьми. В плане занятия по рисованию, лепке, аппликации и дидактические игры. для развития творческих способностей....
Программа танцевального кружка "Весёлый каблучок"
Программа предназначенна для занятий танцами с детьми 6-7лет....
План работы кружка «Весёлая мозаика» (познавательно-исследовательская и художественно-творческая деятельность) на 2012 – 2013 учебный год
Вариативная часть ООП ДОУ (дополнительное образование)...
Открытое занятие кружка «Весёлые игралочки» Тема занятия: «Весёлое путешествие»
Цель: развивать мелкую моторику; учить согласовывать движения рук с текстом, слышать рифму, ударение, делить слова на слоги; развивать слуховое и зрительное восприятие; способствовать развитию внимани...