"Использование здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка

Сергеева Алевтина Анатольевна

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx73.31 КБ

Предварительный просмотр:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56fcdfd1181a5/didaktikalyk-oiyndar-zhinag-y_1.jpeg

Детский сад «Светлячок»

филиал муниципального общеобразовательного учреждения

Новоржевская средняя школа

                                                                                   

                                                                  Из опыта работы Сергеевой А.А.

                                                        2018г.

Дошкольный возраст принято считать наиболее важным периодом в процессе формирования личности ребёнка. Именно в этом возрастном периоде закладывается фундамент здоровья и развития физических качеств,  необходимых  для эффективного участия ребёнка в различных формах двигательной активности,  что позволяет создать условия для  формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Поэтому  сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач страны, регламентируемая

                Конвенцией о правах ребёнка.

                Конституцией  Российской Федерации.

                Концепцией  модернизации российского образования на период до 2012г.

               Законом  Российской Федерации «Об образовании».

                Законом  Российской Федерации Од основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

               Законом  РФ «Об образовании, ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся воспитанников».

                Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.1.6, п.2.6.

        

 Всемирная организация здоровья (ВОЗ)  даёт такое определение здоровья:

-Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов,

 но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

В настоящее время дети, начиная с дошкольного возраста,  в подавляющем большинстве страдают дефицитом движения и снижением иммунитета. Мышечная нагрузка снижается в силу объективных причин: у детей мало возможности много двигаться, бывать на свежем воздухе, т.к. многие родители чрезмерно увлекаются  интеллектуальным  развитием своих детей  как в отрицательном смысле слова – посадив ребёнка у компьютера или дав ему телефон, считают свою миссию  по воспитанию и развитию своего чада  выполненной, так и в положительном: ставя умственное развитие на первое место.

   Поэтому задача детского сада -  воспитание здорового ребёнка, формирование у него  потребности в здоровом образе жизни,  с учётом   возрастных и индивидуальных особенностей.  

Для   достижения этой задачи воспитателями ДОУ  разрабатываются  и внедряются  в практику здоровьесберегающие  технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения.

Рассматривают три  вида здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

динамические паузы (физкультминутки), подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, ходьба по дорожке здоровья, ритмопластика,  релаксация.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

физкультурные занятия, самомассажи, коммуникативные игры.

3. Коррекционные технологии:

 арттерапия  (изотерапия ,  игровая терапия, фототерапия, музыкотерапия, сказкотерапия), психогимнастика, коррекция поведения, фонетическая ритмика

Данные виды здоровьесберегающих технологий помогают создать благоприятные условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей, способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

  Элементы разных видов  технологий  здоровьесбережения включены  не только в режимные моменты и в самостоятельную деятельность детей.

Нашу группу (подготовительная) посещают дети 6-7 лет, очень шустрые, подвижные. Главная задача – упорядочить двигательную активность, научить не просто бесцельно бегать,

 а объединяться для игр, чередовать спокойные и подвижные игры.

С самого начала дня уделяется внимание каждому ребёнку, чтобы создать у детей бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью. Для этого, разумеется, нужны соответствующие условия. В группе имеется  спортивный уголок. Дети могут  пользоваться  физкультурным оборудованием в свободное время: игры с мячами, прыжки через скакалку  и пр. спортивные упражнения. Чаще всего используется массажный мяч.

 Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима детей, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса, является утренняя гимнастика. Летом проводится на улице, в холодный период в группе.  

При неблагоприятных погодных условиях, чтобы компенсировать  дефицит  движений, детям предлагаются танцевальные паузы. Дети двигаются по музыку, выполняют спортивные движения.

  Нельзя забывать о водно-гигиенических процедурах. Главное правило – руки мой после туалета, прогулки и перед едой! Как правило, в холодный период  вода тёплая, летом дети умываются прохладной водой: моют руки и лицо.

Во время приёма пищи  обращаю внимание детей  на правильную посадку, осанку,  напоминаю     о культуре  поведения за столом: когда я ем, то глух и нем. Рассказываем, как называется блюдо, из чего приготовлено, какую пользу приносит каждый продукт. Дети получают информацию о правильной  детской еде.

 После приёма пищи дети учатся полоскать рот, приводить себя в порядок.

Для полноценного отдыха детей  в режиме пребывания в детском саду предусмотрен дневной  сон.  Чтобы  сон был спокойный, глубокий, в спальне должен быть соответствующий воздушно-тепловой режим. В холодный период дети спят в пижамах, в тёплый период дети спят без маек, одеяла  убираются из пододеяльников.

 Перед сном практикую чтение  произведений художественной литературы (стихи, сказки, рассказы о природе),  чтобы создать спокойную атмосферу.

После сна  чтобы создать положительное эмоциональное настроение  предусмотрена гимнастика пробуждения. Т.к. дети просыпаются не все сразу, то начинаем с разминки в постели с теми, кто уже проснулся. Остальные присоединяются по мере пробуждения. Упражнения выполняются детьми из разных положений: лёжа на боку, на спине, на животе, сидя. Затем ходьба по разным поверхностям босиком или в носочках (колготках) на пальчиках, пяточках, на внешней  и  внутренней стороне стопы: линолеум (гладкий), палас (шершавый), ребристая дорожка.                Это способствует развитию координации движений, формированию свода стопы, укреплению организма детей в целом.

В  ходе индивидуальной  работы и самостоятельной деятельности детей  используются пальчиковые игры и упражнения, подвижные  и коммуникативные  игры, приёмы самомассажа, приёмы  психогимнастики.  

 Чаще всего используются  пальчиковые игры, т.к. имеют неоценимое значение для укрепления  здоровья ребёнка и его всестороннего развития.

  Значение  воздействия  пальчиковой  гимнастики на организм ребёнка:

  • Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством

развития мышления ребенка. То есть при любом двигательном тренинге  упражняются не руки, а мозг.

  • Мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи: тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи детей.  
  • Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание, управлять им  и правильно его  распределять, что важно  для детей 6-7 лет, ведь  от этого умения во многом будут  зависеть их  школьные успехи.  
  • Пальчиковая гимнастика развивает пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

Кроме того, на кистях рук расположено множество  точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Дети  рисуют  на песке (крупе), составляют узоры из мелких предметов (крупа, камешки, пуговицы, счётные палочки),  и т.п. В процессе  изодеятельности дети самостоятельно выполняют упражнения с предметами (карандашами, фломастерами) для укрепления мышц пальцев, ладони, для  массажа ладошек. Охотно играют в пальчиковый театр.

 Особое место в режиме дня занимает прогулка. Сама по себе она уже является оздоровительным фактором. Во время прогулки дети, как правило, не ограничивают себя в движении (кроме обязательной части), тем самым дают выход накопившейся энергии  после напряжённой образовательной деятельности.

Важная роль отводится работе с родителями. Нужно объяснить для чего нужна спортивная форма, почему желательно приходить вовремя в д/с, соблюдать режимные моменты в выходные дни и многое другое. Для этого использую индивидуальные беседы, консультации, Уголок здоровья, папки-передвижки. Стараюсь привлекать родителей к созданию предметно-пространственной развивающей среды  (пополнение спортивного уголка спортинвентарём,  благоустройство участка).

Используя  перечисленные технологии здоровьезбережения,  я сделала вывод:

 все мероприятия в совокупности  постепенно вовлекают организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляют  мышцы, усиливают кровообращение, способствуют обмену веществ, помогают развитию правильной осанки.

Результаты  можно представить таким образом:

- повышается уровень физического развития детей;

- развиваются основные физические процессы (память, мышление, восприятие);

- уровень заболеваемости детей в группе снижается год от года. (Посещаемость средняя 80%)



 

                                           

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...