Методическая разработка " Здоровое питание"
методическая разработка (старшая группа)
Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувствия, но и хорошего настроения и жизнерадостности. Вместе с пищей ребенок должен получать необходимую ему энергию, которая в течение всего дня расходуется на физическое и интеллектуальное развитие, а также на игры и развлечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab_pravilnoe_pitanie.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Составил воспитатель Смирнова Т.Н.
ГБДОУ № 43 Калининского района г.СПБ.
Введение
Чтоб мудро жизнь прожить,знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало...
Омар Хайам
Всем известно, что питание в жизни каждого из нас, а особенно в жизни ребенка, играет особо важную роль. Правильное питание и тщательно подобранный рацион является залогом не только отличного самочувствия, но и хорошего настроения и жизнерадостности. Вместе с пищей ребенок должен получать необходимую ему энергию, которая в течение всего дня расходуется на физическое и интеллектуальное развитие, а также на игры и развлечения.
Пища современного человека далека от совершенства не только потому, что в ней преобладают продукты животного происхождения, но и потому, что промышленное производство поставляет на наш стол сильно переработанную пищу - в этом виде еда лишена даже минимального количества энергии жизни.
Что ребенку есть, в каком виде и в каких условиях решают родители. Но родителям надо с раннего возраста приучать своих детей кушать качественные и полезные продукты.
- Основная часть
- Актуальность проблемы.
Перед педагогами и родителями стоит задача – донести до детей знания о здоровых, полезных продуктах; выработать правильные пищевые привычки; научить детей не искушаться на продукты, приносящие вред организму. Младшие дошкольники вполне способны овладеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «полезная – вредная пища».
В рамках проведения «Недели здоровья» с родителями воспитанников второй младшей группы было проведено анкетирование(Приложение 1)на тему«Что вы знаете о здоровом питании детей?», в которой приняли участие 17 семей (81%) из 21. На основании результатов анкетирования были выявлены следующие проблемы:
-70% родителей неверно истолковывают понятие «здоровое питание»;
-70% родителей не знают принципов здорового питания, 30% родителей называют один – два принципа;
-80% родителей не обсуждают с детьми вопросы правильного питания;
-только 20% родителей рассказываютдетям о полезных свойствах продуктов;
-в 50% семей молочные и овощные блюда готовят редко и однообразно.
-20% детей знают, что такое витамины;
-большинство родителей покупает детям конфеты, жевательную резинки и чипсы.
Полученные результаты анкетирования были заслушаны на родительском собрании, после обсуждения этого вопроса было принято решение в течение недели организовать целенаправленную работу с воспитанниками и родителями по теме «Здоровое питание – залог здоровья».
Временной отрезок (одна неделя) был выбран из-за специфики психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Дети этого возраста хорошо усваивают новую информацию, если ее проводить в форме комплексного подхода в разные режимные моменты на основе четко построенного психолого-педагогического планирования. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей.
Цель методической разработки: формирование у детей младшего дошкольного возраста устойчивых знаний о здоровом питании и повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах питания детей.
Задачи:
Для детей
- Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека;
- Дать детям знания о многообразии ассортимента продуктов, полезных для растущего организма;
- Совершенствовать культурно – гигиенические навыки, правила гигиены питания.
Для родителей
- Дать родителям знания о принципах здорового (сбалансированного) питания;
- Помочь сделать выбор в пользу наиболее ценных для организма детей продуктов питания;
- Осуществлять преемственность в работе с семьей по формированию культуры питания, основ здорового образа жизни.
Планирование разнообразных форм работы с воспитанниками дают многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
В содержание календарно – тематического планирования по теме «Здоровое питание – залог здоровья» разработаны такие формы совместной деятельности воспитателя с детьми:
- Беседы
- Игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные) (Приложение 3);
- Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;
- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам.
- Экспериментирование (опытническая деятельность);
- Наблюдения за трудом взрослых, за природой на прогулке;
- Продуктивная деятельность (рисование, аппликация);
- Слушание и обсуждение детской музыки;
- Развлечение - Просмотр мультфильма;
- Демонстрация презентации
Формы работы с родителями:
-Информация в уголке для родителей
-Консультации -Поручения;
-Анкетирование -Выставка рисунков «Мои любимые продукты» Ожидаемые результаты:
В процессе реализации психолого – педагогической работы у детей будут сформированы знания:
-о необходимости заботы о своем здоровье;
- о том, что вредно и что полезно в питании;
-о режиме питания, правилах приема пищи;
Родители получат информацию:
-об основных принципах здорового питания детей;
- о необходимости и важности регулярного, сбалансированного питания.
- Родители изменят отношение к питанию своих детей, сделав его более полезным.
Методы отслеживания результатов:
- Беседа с детьми «Моя любимая еда».
- Дидактическая игра «Что вредно – что полезно».
- Наблюдения.
- Анкетирование родителей «Здоровое питание детей».
1.2. Содержание недельного планирования психолого-педагогической работы по теме «Здоровое питание – залог здоровья».
Содержание планирования психолого – педагогической работы представлено по образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБОУ «НШДС» г Усинска.
Задачи образовательной области
Мероприятия по реализации поставленных задач
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
- Показать детям способы ролевого поведения. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для ролей.
- Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
- Формировать привычку добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
- Учить детей правильно держать ложку; воспитывать опрятность, развивать самостоятельность; совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
- Учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
- Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин за продуктами»
- Сюжетно-ролевая игра «Грузовик везет продукты»
Хозяйственно-бытовой труд:
-«Мы - дежурные»
Самообслуживание:
- «Ложка на месте»
Труд в природе.
- «Собираем веточки»
-«Расчистка дорожек от снега».
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека;
- Дать детям знания о многообразии ассортимента продуктов, полезных для растущего организма;
- Сформировать навыки здорового питания;
- Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании.
- Познакомить детей с понятием витамины;
- Показать детям на практике процесс приготовления пищи;
- Рассказать о технологии приготовления пищи.
- Закреплять знания об основных цветах и их оттенках; учить группировать предметы по цвету.
- Продолжать формировать исследовательский интерес, учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты.
- Учить детей организовывать пространство для конструирования, планировать деятельность, моделировать.
- Расширять представления о характерных особенностях весенней природы.
- Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений; дать знания о пользе лука для здоровья человека.
-Просмотр мультфильма « Юля плохо кушает»(С. Михалков)
-Просмотр презентации «Правильное питание – залог здоровья!»
-Р/и «Что вредно, а что полезно?»
-Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
-Д/и «В суп или в компот?»
-Беседа «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»
-Изготовление альбома «Здоровое питание»
-Беседа «Правильное питание – полезное воспитание»
-Д/и «Если хочешь быть здоров»
-Экскурсия в пищеблок «Как повар готовит еду?»
-Беседа с поваром «Как и из чего приготовить суп?»
-Д/и «Собери продукты одного цвета на тарелки» (ФЭМП)
-Д/и «Какого цвета этот овощ (фрукт)? (ФЭМП) Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию.
-Опыт «Почему нельзя кушать снег?»
-«Строим шкаф для хранения продуктов»
«Наблюдение за солнцем»
- «Наблюдение за перелетными птицами
-«Посадка лука»
-«Уход за луковицами»
Образовательная область « Развитие речи»
- На основе обогащения знаний о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
- Учить детей обобщать, устанавливать связи между предметами.
- Развивать у детей монологическую речь.
- Учить детей образовывать прилагательные из существительных (из яблок получается яблочный сок и т.д.). Сформировать представление о значимости жидкости для организма человека.
- Формировать грамматический строй речи, расширять объем словаря существительных.
- В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного изучения настольно – печатные игры.
- Учить детей читать наизусть небольшие стихи.
- Воспитывать умение слушать новые художественные произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
- Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
- Формирования у детей интереса к книгам.
-Д/и «Отгадай продукт по описанию»
-Д/и «Фруктовый сок»
-Д/и «С чем можно сварить суп?»
-Настольно - печатная игры:
-«Фруктовое лото»
-«Разрезные картинки»
-«Огуречик, огуречик…» - рус.нар. песня
-Чтение художественной литературы:
-потешка: «Сидит белка на тележке…»
-сказки: Братья Гримм « Сладкая каша», русская народная сказка « Колобок».
-поэзия: К. Чуковский «Робин Бобин Барабек»
-проза: Н. Носов «Леденец»
-Рассматривание иллюстраций, картинок на тему «Что мы едим».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, способствовать развитию певческих навыков.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
- Воспитание интереса к музыкальному искусству, совершенствовать навыки основных движений; улучшать качество исполнения танцевальных движений.
- Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомому сюжету; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
-Слушание песни в записи:
"Кашка" - Егор Шашин (музыка), Наталья Кузьминых (слова).
-«Песенка Пончика и Сиропчика» из художественного фильма «Незнайка с нашего двора».
-Рисование «Покатился по дорожке Колобок»
-Аппликация «Варим суп и компот»
-«Ровные полоски» Цель: учить детей рисовать ровные прямые линии карандашом и красками.Индивидуальная работа по художественно-эстетическому развитию
Музыкально-ритмические движения
-Танец «Поварята» (Индивидуальная работа по музыкальному воспитанию)
-Инсценировка потешки «Колобок»
Образовательная область «Физическое развитие»
- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх, физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
- Дать детям знания о том, что таблетки и витамины могут приносить не только пользу, но и вред – если их есть в неограниченном количестве и без спроса взрослых.
- Формирование представлений о ценности здоровья; желания вести здоровый образ жизни.
-П/и «Найди и промолчи»
-П/и«Делай как я!»
-«П/и «Море волнуется» (на тему «Разнообразие продуктов»)
-Утренняя гимнастика «Комплекс № 26»
Индивидуальная работа по физическому воспитанию п/и «С кочки на кочку»
-Беседа по ЗОЖ «Злые витаминки».
-Оздоровительные мероприятия: кварцевание группы, сквозное проветривание в отсутствии детей.
-Закаливающие процедуры: босохождение, умывание рук до локтей прохладной водой.
-Профилактика плоскостопия: хождение по ребристой доске.
Взаимодействие детского сада с семьёй.
- Информировать родителей об особенностях здорового питания детей младшего дошкольного возраста.
- Познакомить родителей с содержанием работы в группе по теме «Здоровое питание»;
- Обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
-Информация в уголке для родителей
-«Содержание вредных веществ в продуктах питания»
-«Газированные напитки – яд малыми дозами»
-«Памятка для родителей по формированию культуры трапезы»
-Консультации
-«Питание и здоровье детей дошкольного возраста»;
- «Здоровое питание для дошкольников»;
-Поручения для родителей
-Принести своим детям фартуки и кастрюльки для танца «Поварята»;
-Маршрут выходного дня:
-Участие в групповой выставке рисунков «Мои любимые продукты»;
-«Идем за продуктами всей семьей!»
Итог недели:Развлечение «Правильное питание – залог здоровья!»
Реализация запланированных мероприятий осуществляется согласно календарному планированию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста
Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....
Методическая разработка «Здоровая семья – здоровый ребёнок"
методическая разработка...
Методическая разработка "Продукты питания"
В данном материале содержатся: тема, цели и задачи, мероприятия, игры, занятия и др., проводимые в течение тематической недели....
Методическая разработка «Здоровый образ жизни - питание».
Методическая разработка мероприятия по здоровому образу жизни с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здоровый образ жизни - питание»....
Методическая разработка "Продукты питания"
Данна разработка помогает расширить представления детей о разнообразии продуктов питания, их пользе и вреде для здоровья человека....
Методическая разработка Правильное питание
Перспективный план Правильное питание...
Методическая разработка здоровое питание в старшей группе
Здоровый образ жизни, здоровое питание, полезные и вредные продукты...